О критериях состоятельности встречи поэта и философа и состоятельности философской вообще
Покой нам только снится...
И вновь, Сергей, Вы затронули ряд принципиальных вопросов и высказали ряд оценочных суждений относительно творческой и философской состоятельности как отдельных авторов, так и всего нашего ресурса в целом, что мне крайне трудно не ответить Вам. Это принципиальные вещи.
Настала пора поговорить о встрече поэта и философа, тем более в виду упреков и обвинений в словоблудии, пустопорожнем умствовании, софистике и схоластике и т.д. и т.п.
Не могли бы Вы привести примеры таких упрёков, иначе можно двусмысленно трактовать сей пассаж. О каких упрёках -
конкретно - идёт речь?
Либо это очередное заявление того же уровня содержательности, что и: "
Но многие (в том числе и Ярослав) тотчас утверждают, что такие умствования убивают любое искусство".
С таким же успехом можно сделать заявление, что: "
Многие (в том числе Сергей Борчиков), как услышат слова "вера" и "Бог", тотчас утверждают, что они произносятся с целью предания анафеме любого неединособорника и являются гонением инакомыслящего, которое убивает свободную философскую мысль".
Есть какая-нибудь разница в голословности и пустоте подобных заявлений?
С какою целью они производятся из поста в пост?
Но хватает ли этих рефлексий, чтобы обозначать их статус словом «философия»? С точки зрения первого принципа – принципа продуктивности – ответ будет отрицательным. Нет, не хватает.
Кто определяет "статус" сей? Кому конкретно и чего не хватает? Статус - цель?
В нашей Сборной можно найти не один десяток работ, имеющих прямое отношение к философии искусства, в т.ч. и работ, творчески зародившихся в интерактивном пространстве ресурса. Какие из них не удовлетворяют "принципу продуктивности", и чего конкретно не хватает этим работам (книгам, статьям, докладам, беседам) для получения "статуса философии"?
Без конкретики это заявление остаётся того же уровня голословности, что и предыдущее - об "умствованиях и упрёках".
Так и здесь: нужно не просто разговаривать и рефлексировать о чем-либо, нужно сотворить философское или хотя бы искусствоведческое произведение. Тогда твои рефлексии о творчестве будут оправданны, а встреча может быть квалифицирована как встреча себя-художника с собой же, но не резонером и рефлектором, а теоретиком, исследователем, философом.
"Философское или
хотя бы искусствоведческое произведение" - неплохо.
Так, какая из размещённых у нас статей или книг, посвящённых философии искусства (имею в виду статьи и книги в том числе и активных участников форума, в том числе и вступавших с Вами в диалоги), не может быть "квалифицирована как встреча себя-художника с собой же, но не резонером и рефлектором, а теоретиком, исследователем, философом"? Если Вас не затруднит, приведите пример оснований для Ваших выводов по отношению хотя бы к одной подобной работе, чтобы снять упрёк в голословности и беспредметности их.
Тем более это важно для встречи поэта и философа, когда это разные люди. Если у поэта есть стихотворение, а философ просто прочитал и даже высказал свои рефлексии, то в данном случае он выступает как простой читатель, не более.
Приведу конкретные примеры. У меня есть двухтомник Н. Бердяева "Философия творчества, культуры и искусства", зачитанный мною до дыр. Никакой единой философской теории там нет и близко, но есть лишь мысли (по-Вашему, рефлексии). И автор выступает как "простой читатель", причём сознательно и не раз подчёркивая, что его размышления не имеют отношения к литературоведению, искусствоведению и не претендуют на статус научности. Также я могу привести с десяток трудов И. Ильина о художественной литературе, о поэзии, об искусстве, в которых именно творческая роль читателя является главным критерием в понимании и воплощении художественного произведения. И ни к какой "философской теории" эти работы не сводятся, равно как и создание такой теории не является их целью. Можно тут упомянуть и книги статей Григория Померанца, тоже не сводимых к какой-то наукообразной теории, да и по стилю ничего не имеющих общего с такими теориями. А статьи Евгения Морошкина? Мне его книга "Два века прароссианства" дала очень много для осмысления русского искусства - это статус чего: "простого читателя" или "философского продукта" (но к последнему книгу Е. Морошкина нельзя причислить по
формальным признакам).
всего лишь встреча человека-поэта – как читателя философских произведений, не более
А если такая встреча стала для тебя огромным духовным опытом, который непосредственно сказался и на твоём творчестве, и на твоём жизненном пути? Это и есть снисходительное "не более"? А что тогда "более" - какой-то текст, непосредственно относящийся к другому тексту по
формальным критериям, где-то опубликованный в бумажном виде, никем и никогда не читаемый и ничего никому не давший, кроме авторского реестра публикаций? Это главный критерий для увесистого "более"?
Чтобы встреча поэта и философа состоялась, должен родиться некий синтетический продукт – философское произведение.
Что есть "философское произведение" - изданный текст? А встреча с философом, оказавшая на поэта глубокое влияние (на всё его творчество), это не состоявшаяся встреча, пока она не дала некий "продукт" в виде текста, причём тексты стихов в данном случае не котируются, но должен быть написан поэтом именно философский текст, который наделят статусом философского текста философы-профессионалы, и только тогда встреча поэта с философом состоялась? По-моему, это морок какой-то, и довольно тяжёлый...
А где должна быть зафиксирована встреча с философом? Ответ: в некой синтетически выстраиваемой философской ТЕОРИИ.
"А где должна быть зафиксирована встреча с философом?" - потрясающая постановка вопроса. Ответ - соответствующий... Опять мне "Гербарий" Высоцкого вспомнился... И увидел он душу с пришпиленными там фактами встреч...
Ну да, если ты не сконструировал стихов, содержащих те же слова и образы,
формально доказывающие родственность со стихами какого-то поэта, то не состоялось у тебя и встречи с ним (ты "простой читатель" - и дело твоё "молчать и слушать"; впрочем, можно позволить себе и реплики, мы же не звери). Если ты не соорудил некоей философской теории,
по формальным признакам имеющей сходство с другой философской теорией, то и никакой встречи и прочих резонансов и эрайгнисов у тебя с данным философом нет (а чем докажешь?) - а есть лишь выдаваемое за действительное (за продукт) твоё пожелание... Интересный подход, осталось только нужный циркуль найти, которым можно измерять продуктивность встречи (резонанса с эрайгнисом).
Без малого как 8 лет как я веду на ВОЗ раздел «Философия синтеза». В нем уже 24 темы. Наговорено много... И, возможно, эти интернет-диалоги – даже произведение интерактивного общения, но назвать всё это философским произведением я не могу.
Да, увы, за редким исключением, по-настоящему содержательных текстов этот раздел пока не породил. К кому претензия-то? Автор раздела несёт за него ответственность или кто? Если бы все разделы были таковы, то тогда можно сделать определённый вывод о ресурсе в целом, а так - исключительно о данном разделе, о его цели, методе ведения диалога и стиле, порождающих ту или иную содержательность.
Для философского произведения, тем более синтезируемого с искусством, должен быть выполнен ряд требований. О них поговорим позже, если будет интерес.
"Если будет интерес" - это ключевые слова. (Я бы ещё добавил -
взаимный интерес.) Но как-то без предварительных обсуждений ряда требований, умудрились же некоторые наши авторы создать подобные произведения... И весьма достойные произведения, на мой взгляд. (См. категории: "Эссе, философия", "Искусствоведение", "Культурология" в Сборной; отдельные произведения удовлетворяют сразу нескольким категориям.)
Как обобщение отмечу, что только одну тему – «Истина истины» – удалось довести до такого произведения – совместного с Ярославом труда «Истина истины – это…»
Удалось потому, что:
1. Эта затея Вам была интересна - как обсуждение Вашей книги.
2. Структура по параграфам в "1отклик-1ответ" позволила создать читабельный текст; а последнее слово, всегда остающееся за Вами, дало Вам чувство завершённости и удовлетворённости работой.
Все иные варианты ведения интерактивных диалогов с Вашим участием оказались менее плодотворными (для Вас и Вашего критерия оценки). Хотя некоторые из них, вынесенные из раздела "Философия синтеза", дали затем неплохой результат (в т.ч. и как печатные тексты, если это главный критерий результативности такого жанра; в чём я не уверен).
Другая тема – «Эрайгнис – как предпосылка синтеза» – частично представлена в философском альманахе «Творческие эрайгнисы»
Сергей, Вы определяете ценность интерактивных тем исключительно по критерию - Вашего в них участия и сбора материала для печатных публикаций под Вашей редакцией? Да, по такому критерию мало что толкового можно у нас отыскать, согласен.
Из двух тем, посвященных Шекспиру...
...не получила своего завершения в новой теории.
И не могла получить. Хотя тема, несмотря на длинноты, стала содержательной. А вот критерии полезности этого содержания оказались различными у автора темы и её участников.
Маловато будет для 24-х тем за 8 лет.
Вы автор этого раздела - Вы и ставите ему оценку. Тут уж, что смогли, то смогли. И почему не смогли по-другому - вопрос тоже другой.
Даже и текущая тема «Синтез транс-искусства» пока имеет слабое совместное теоретически производительное развитие. Пока в ней особых теоретических конструктов нет, есть только подготавливающий их появление обмен репликами.
Вы автор темы. Как и остальных 24 тем за 8 лет.
Такова реальность, что из этого получится дальше, как говорится, будем посмотреть.
Такова реальность раздела "Философия синтеза" и его ведущего, Сергея Борчикова. Реальность других разделов и портала в целом несколько иная. А так, да, "будем посмотреть", почему же и не посмотреть...