Бытие идеи в искусствеа) Продукт (произведение).В искусстве любая идея получает носителя (звуки, краски, слова, действия и т.д.), а посему может посредством носителя распространяться, передаваться другим людям, воспроизводиться в их сознании и в идеальном мире.
Этот носитель вкупе с идеальным наполнением именуется произведением или продуктом искусства. По слову «продукт» в параллельной теме вышла дискуссия, и слух некоторых был покороблен этим словом (
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4823.45#msg40602 и далее). Хотя этимология у слова вполне приличная.
Продукт – от латинского слова «продукция», с тем же корнем, что индукция, дедукция, редукция, абдукция, трансдукция и т.д. Продукт – результат дукции, т.е. выведения, следования, изготовления, производства (см. доп. на «Форуме философский штурм» –
http://philosophystorm.org/sistema-kategorii-ch31-teoriya-myshleniya#comment-288711 и далее).
Кстати, аналогичная история со словами «промысел», «промышленность». Они увязываются с мышлением. Я полагаю, дискуссантов коробит не эстетика слова, а этика их использования – корысть, нажива, эксплуатация и т.д. Но это песня из другой оперы.
Кстати, «воспроизводство» или «репродукция» имеет аж два префикса ре- и про-, показывая вторичность репродукции по отношению к начальному продукту (произведению).
b) Имманентизация.Однако продуктивность – существенная, но всё же, так сказать, внешняя функция искусства. Его внутренняя сущностная роль проявляется в том, что в каждом искусстве создаются особые трансцендентальные практики (tr-практики), помогающие имманентизации идей при производстве продукта.
В предыдущем пункте сообщении, приводя абстрактную схему развертывания идеи, я очень упростил процесс де-трансцендирования, или имманентизации, идеи. Как будто это так просто: раз, взял да и превратил трансцендентное или трансцендентальное в имманентное. Порой, даже прибегая к помощи искусств и наук, это сделать не так просто. И даже в них иммантизация идеи оказывается точно зафиксированной, но не до конца выраженной как идея.
Напишет какой-нибудь композитор музыку или художник картину. Свою идею он оформил и застолбил, но потребители его творений порой целые столетия ломают голову, какую же идею он тут выразил, предлагают то одну, то другую интерпретации и версии.
Тем не менее, в любом случае для данного вида искусства мы можем говорить об имманентных ему способах выражения идеи.
с) Формула для одного вида искусства. Кратко, генезис идеи в искусстве:
(td –> tr)Ид –> (tr –> im)ИсВ первых скобках – бытие идеи в идеальном мире (Ид) творца (см. пред. пункт), во вторых скобках – идея выраженная в трансцендентальных практиках (tr) и имманентных образах (im) конкретного произведения конкретного искусства (Ис) (в музыкальном сочинении, живописной картине, стихах и т.д.).
Я не поставил в первых скобках imИд, потому что если человек каким-то образом адекватно выразил идею до творения, то никакое творение ему уже не нужно. Человек уже имеет идею, а использовать искусство просто для инкрустации идей – задача неблагодарная. Сущность искусства в том, что оно как раз помогает имманентизации и проявлению идей в доступных ему формах.
Второе tr в скобках означает отличие трансцендентальных форм рождения идеи в обычном, нормальном, душевно-духовном мире человека, от практик в тех или иных видах искусства, где используются особые формы для выражения идей, требующие порой долгого и специализированного обучения и освоения. Например, обучение технике рисования или музицирования, пения или актерского мастерства.