О творческом продукте и отношниях поэтовТема творческого продукта не так проста, как кажется.
Что очевидно?
Никогда не называют футболистом человека, ни разу не сыгравшего в футбол.
Никогда не называют оперным певцом человека, не умеющего петь.
Никогда не называют художником человека, не написавшего ни одной картины.
Никогда не называют поэтом человека, не сотворившего ни одного стиха.
И т.д.
Но в обиходе господствуют высказывания: он в душе художник, он в душе поэт и т.д., хотя не написал ни картины, ни строчки стиха.
Что хотят этим сказать?
Хотят сказать, что этот имярек понимает поэзию или живопись так, как сам художник или поэт.
Такое может быть. Даже в футболе. Футбольный болельщик или тренер могут понимать футбол даже лучше, чем футболист. Но всё равно их футболистами не называют и они себя не называют. Понимая, что по мячу сами пнуть не смогут, как футболист.
Почему же в живописи и поэзии такое допускают? Потому что есть негласное допущение, что раз ты понимаешь поэзию или живопись лучше, чем авторы, то ты тоже творишь поэтическую или живописную реальность, как они.
Мой ответ категорический: нет,
не творишь.
При овладении культурой чтения (об этом хороший пост ВОЗ #44), читатель может ВОСПРОИЗВЕСТИ нечто, вложенное в стих или картину, может освоить это и потреблять, может даже претворять в действительность, становясь социально-идейным
творцом нового бытия. Но он всё равно не становится поэтом или художником, ибо дело творчества –
не воспроизводить или претворять нечто, а сотворять НЕЧТО НОВОЕ из Ничто.
Я не согласен с версией:
…воспроизводить — значит творить.
Воспризводить – значит всего лишь РЕПРОДУЦИРОВАТЬ уже кем-то сотворенное. Можно воспроизводить ПО-НОВОМУ, и тогда, действительно, творчеством будет процесс воспроизведения, интерпретации, исполнения, воплощения, импровизации и т.д., но опять же не сотворение стихотворения или картины.
Читать — значит искать и находить… Это есть борьба за духовную встречу
Ни грана не отрицаю этого. Я лишь уточнял выше и уточню сейчас. Я дифференцирую две духовных Встречи: 1) встречу читателя и поэта, 2) встречу поэта и поэта. При всем их родстве и даже в чем-то сходстве, вторая имеет некоторые особенности, не находимые в первом случае. Интересно их вскрыть.
К тому же, любой поэт как читатель может встретиться с другим поэтом по алгоритму (1). Так, например, встречались Есенин с Маяковским или Есенин с Пастернаком. Что, не читали друг друга? Конечно же, читали. И даже что-то понимали и оценивали. Но дело в некоторых случаях заканчивалось мордобоем (в переносном смысле, а иногда и в прямом) и никак не соответствовало встрече по алгоритму (2).
Я, например, этой весной работал в редколлегии по отбору стихов в «Антологию поэзии закрытых городов». Прочитал (встретился) около 50 местных авторов и 1000 стихов. Часть просто бегло просмотрел, чтобы поставить «+» или «–», в часть вникал глубже, некоторые даже очень и очень понравились. Но
Встреча (с большой буквы) по алгоритму (2) у меня состоялась только с одним стихотворением Ларисы Морозовой «Хрустальная кошка», резонансным моему стихотворению «Облако лазурное».
Вот о такой экслюзивной Встрече
поэта вместе со своим стихотворением с
поэтом же вместе с его стихотворением я и веду речь в теме Наталии Подзолковой. Не вижу ничего зазорного, что такие экслюзивные, уникальные
встречи-отношения-резонансы-отождествления могут быть и есть ведь. И занимают законное место в системе описываемых ею отношений.