Мне видится символичным, что разговор о встрече читателя и поэта начал крутиться вокруг Скрябина. Не буду расшифровывать этот символ. На мой взгляд, эта тема о ДРУГОМ отношении и о ДРУГОЙ встрече. Да и о другом ПОДХОДЕ к синтезу.
Несколько ремарок, показавшихся мне принципиальными для
этой темы:
А у Скрябина никакой встречи со мной не состоялось и никогда не состоится. Скрябин умер задолго до того, как на карте появился город Озёрск, а в нем я, со-путник поэзии Скрябина.
Наверное, я значился в его сознании смутной, неопределенной точкой в составе смутного и весьма размытого образа - "Будущие читатели".
Мы вновь с Вами, Сергей, выходим на те "вещи", в которых одни и те же слова несут для нас совершенно разные смыслы. Я имел в виду БУКВАЛЬНУЮ встречу читателя и поэта, благодаря которой только и могут воплощаться в нашем мире стихи. Это встреча двух творческих личностей. И совершенно не важны тут даты физического рождения и смерти. Встреча не бывает односторонней: если у меня состоялась встреча с поэтом, то и у него состоялась она со мною. Это "
перекличка живых". Это и есть то "
чудо взаимности", о котором говорит Наталия.
В Вашей трактовке никакого
чуда не происходит. Всё
объяснимо при помощи рацио. Читатель у Вас встречается с произведением автора. Автор об этом читателе не имел никакого понятия. И т.д. И т.п. Ну, да. Ну, да. Только здесь всё о ДРУГОМ...
Творческая встреча читателя с поэтом - это настолько глубоко индивидуальное событие (
со-бытие), как любая дружба (и как любая дружба - бывает только
взаимной, обогащающей обоих) - и настолько трудно поддаётся рефлексии и вербализации, что я едва попробовал коснуться этого чуда в эссе "Человеческий фактор" и отдёрнул руку, как от горящего угля. Язык искусства тут адекватнее, чем философский. А рассудочной схематизации эта тема не поддаётся, по-моему, в принципе. Всё будет не то и не о том.
Но вот такому отождествлению меня и моей философии с такой неопределенно-смутной точкой сознание мое и противится, это неправильно.
Противится - это одно. А правильно или неправильно - уже другое. Для того сознания, для которого жизнь человека ограничивается рамками физического рождения и смерти, а вся духовная культура - только культурой человеческой, находящейся в нашем физическом мире, а сам дух - эпифеномен материи, да, для такого сознания правильным и неправильным будет одно, обусловленное его картиной мира ОТНОШЕНИЕ. А для сознания, для которого мистическая реальность такая же реальная реальность, как и физическая; а духовный мир - первореальность, частью которой является наш физический мир, - правильное и неправильное ОТНОШЕНИЕ к тем же самым вещам и событиям - ИНОЕ.
Замечу на полях, что настоящая тема не умозрительному общему определению "что такое отношение" или "что такое встреча" посвящена, но
Розе Мира как отношению. Двум разным подходам к Розе Мира (книге, эпохе, мифу, синтезу) - как системе или как отношению. Восприятие мистической реальности как наиреальнейшей и духовной вселенной как первореальности меняет ОТНОШЕНИЕ и к природе, и к культуре, и к религии, и к истории, и к личному творчеству, и к общению. И ещё много-много к чему.
Вот такому
качественному изменению отношения систем друг к другу, их встрече и диалогу посвящена тема. А не выяснению того, что такое отношение и что такое встреча. Эти слова
понимаются в контексте темы - за счёт взаимосвязей и диалогов.
Вне мистического восприятия мира сами понятия
метаистории и
метакультуры лишены смысла. А без этих понятий никакого качественного изменения отношений к культуре, истории и природе просто не может быть. Останутся только компиляции известного качества отношений, находящихся в прямом ведении трёхмерного рассудка. Встреча читателя и поэта, благодаря которой воплощается в нашем мире поэзия, происходит в метакультуре. Кто и когда жил на земле - не существенно (почти).
Однако по аналогии (если перенести на философию): нет ничего глупее на свете, чем не объяснять, о чем философствуешь (даже в стихах). Философия и есть голимое объяснение.
Вся эта ветвь тому доказательство: Наталия и другие участники пытаются объяснить себе и воображаемым читателям, что такое Отношение, что такое Мы, что такое Встреча, что такое время, Бог, синтез и т.д. и т.п.
Мне странно, что Вы ТАК прочли эту ветвь. Меньше всего здесь уделено места объяснениям "что такое Отношение, что такое Мы, что такое Встреча, что такое время, Бог, синтез и т.д. и т.п." На мой взгляд,
сама постановка вопроса "что такое..." уводит в дурную бесконечность определений. Эти "большие слова" понимаются в контексте, а не через определения. На мой вкус (любителя и читателя), философия и создаёт смысловые контексты, а не определения. Мне интересна сама поэзия смыслов в философии, живое общение с личностью философа, создающего свой неповторимый язык. Когда я интересуюсь философскими системами (пунктами и подпунктами), я становлюсь читателем-оценщиком и читателем-критиком. А для такого читателя закрыто
чудо взаимности, это одностороннее движение. Я не профессионал, это лишь мой субъективный дилетантский опыт, на уровне "интересно-неинтересно", "есть чем дышать или нет" и т.п. Но данная ветвь
совсем не тому посвящена, на что Вы указали. А это уже объективно: начиная с заглавия и первых постов,
речь не о том и задачи не те.
Есть еще встреча с собственным Я, с собственной самостью = эгоургия. И здесь Лосев прав - в этом смысле творчество Скрябина сплошной индивидуализм, торжество эгоургии. Как у Шекспира в его сонетах.
У Шекспира в центре находится не "Я", но "Ты". В этом огромная разница со Скрябиным. Шекспир узнаёт своё "Я" в "Ты" и через отношения с "Ты". А Скрябин пытается познавать "Я" через самоё себя. Плоды - соответствующие. И у того, и у другого. Не исключено, что именно поэтому встреча Скрябина с Вами, его читателем, и не могла состояться - для Скрябина (
взаимная встреча).
Есть еще абстрактная культурологическая встреча человека с великой личностью: читателя и оценщика стихов Скрябина со стихами Скрябина или слушателя и оценщика его музыки с его музыкой - такая, как пишет отстраненно о нем Лосев или подавляющее большинство критиков.
Читатель-оценщик и читатель-критик - это один читатель. А читатель-друг и читатель-сотворец - другой. Стихи воплощаются в нашем мире только в душе читателя. А это не оценщик и не критик, но друг и сотворец.
Встреча творца с творцом - это встреча игроков, играющих по одним правилам, по одним лекалам и символам. А уж как оценят это люди, критики, наблюдатели и даже сам мир, это совсем другая история, внешняя по отношению к данной Встрече.
Настоящий читатель всегда творец (сотворец). Иначе поэзия не состоится вообще - это будет слабое подобие, малоадекватное отражение, но не поэзия. Читатель воплощает в своей душе поэзию через сотворческий акт. Это и есть Встреча. А кто и как и что оценивает извне - это совсем другая история, тут собственно и никакой Встречи (живого с живым) не происходит.
Встреча творца с творцом - это творческое отношение, а не критическое или познавательное, рефлексивное, как у нас сейчас (в данной ветке), или психотерапевтическое (ставящее диагнозы неврозов, одиночества и проч.). Все это имеет место быть, но при этом имеет весьма далекое отношение к Встрече творцов.
Сергей, а с чего Вы взяли, что "у нас сейчас (в данной ветке)" не творческое, а "критическое или рефлексивное" отношение? Убрал слово "познавательное", т.к. познание может быть разным, на разном уровне происходить. Общение - тоже познание. И творчество - тоже познание.
В этом смысле я согласен с дополнением Ярослава о родстве процедуры встречи творца с творцом с "Перекличкой вестников" Е.Морошкина.
"Перекличка вестников" - это прежде всего творческий мир читателя, созидание внутреннего поэтического космоса. Ни о каком "
родстве процедуры встречи творца с творцом" я ни слова здесь не говорил. Само соседство этих слов в одном предложении возможно для меня только в сатирическом ключе: когда язык не проворачивается...
Итого: отношение и встреча -
живого с живым - это одно качество, один подход. Касается ли это произведения искусства, его создателя, личности философа, духов природы, Бога - когда живое встречается с живым, у них возникают
взаимные отношения. Когда исследуется предмет и раскладывается на свойства, возникают пункты и определения. Не хочу такой подход называть патолого-анатомическим, но общее в отношении к познаваемому предмету у них есть. Во всяком случае,
это не встреча живого с живым, не чудо и не взаимность, но что-то совсем другое.