В общем, выкладываю свои ответы)
-
Как Вы понимаете интегральность?Для меня интегральность — это, скорее, этическое понятие. Как говорят восточные мистики: самая главная иллюзия заключается в видении мира разделённым. Каждая частица мира может ощущать или осознавать себя изолированным целым, но будучи «холоном», она также часть чего-то большего. И это большее в итоге охватывает всё. В любом бытии заложено стремление к Единству. Это стремление и есть интегральность. Для меня это аксиома, несмотря на то, что глаза и ум часто «свидетельствуют» обратное. Возможно, медленно и лениво, но всё-таки неизбежно человечество движется к единству. Конечно, многие понимают мир иначе: например, как «войну всех против всех» или как внешнюю гармонию внутренне чуждых друг другу элементов. В таких построениях возможны «рай» — для «праведников» и «ад» — для «грешников». Для меня же, «рай» возможен только для всех, как у Стругацких — «пусть никто не уйдёт обиженным». Человек, достигший совершенства — это, в первую очередь, человек, понимающий, что совершенства нельзя достичь в одиночку, это всеобщее состояние. Нельзя пребывать в нирване, зная, что кто-то ещё далёк от неё. Нельзя находиться в «раю», зная о существовании «ада». Нужно вернуться и помочь, или просто ждать и страдать вместе с последним непонимающим, если окажется, что невозможно ускорить понимание. Вот почему для меня каждый будда становится ботхисаттвой.
-
Как Вы пришли к интегральной философии? Расскажите о ключевых/переломных событиях на пути к интегральному пониманию мира.Это трудный вопрос. Несмотря на то, что я часто использую понятие «уровни сознания», я понимаю, что процесс «проявления» осознанности непрерывен. Дискретизация на «уровни» происходит за счёт оценки своего состояния постфактум. Такая своеобразная «декогеренция» себя на определённом этапе пути: «О! Вот я оказывается где! Я изменилась!»
Тем не менее я помню себя не осознающей интегральности мира. Мне было лет 10-12. Я тогда пришла к мысли, что никак не могу выйти за пределы своего Я, а значит, не могу быть уверена, что кроме моего Я вообще что-либо существует. Мне хотелось найти неопровержимые свидетельства того, что это ощущение изолированности себя и превращение мира в одно большое Я — только обман. Ну, и Фихте я в 12 лет, конечно, не читала, к счастью:)
Не могу точно сказать, когда произошла первая трансформация. Точно знаю, что одним из ключевых моментов в понимании интегральности было прочтение в 11 классе «Розы Мира» Д. Андреева. Я читала и чувствовала, что «возвращаюсь домой», что всегда знала что-то подобное о мире. Мне ничего не нужно было «ломать» в своих представлениях, только структурировать уже имеющиеся интуиции.
Вторым ключевым открытием были тексты Владимира Соловьёва и буквально «хлынувшая» за этими текстами «русская философия всеединства»: П. Флоренский, С. Булгаков, Л. Карсавин, Н. Лосский. Я видела, что передо мной реальный проект будущего мира. Меня удивляло, что этот проект очень долго игнорировали, а ещё больше удивляло, что продолжают игнорировать на рубеже 20-21 веков. «Под знаменем» русской философии всеединства я поступила на философский факультет, закончила его и защитила диссертацию. Всё это время я искала среди современников людей, которые тоже видят всеединство как единственный реальный проект будущего.
А потом (в 2004 году) я прочитала
«Логику всеединства» В.И. Моисеева. Это был третий ключевой этап понимания интегральности. Я увидела, что философия всеединства развивается, а значит, мир действительно неуклонно движется в сторону единства. Просто это происходит очень медленно, и со стороны общее движение очень трудно заметить, так как оно «заслонено» множеством частных отклонений.
-
В чем, по Вашему мнению, цель создания Интегрального сообщества? Каким Вы видите его в будущем?Участвовать в движении мира в направлении единства — это, пожалуй, и есть цель. Главное, чтобы цель
Интегрального сообщества действительно совпадала с реальной логикой развития бытия. Чтобы не получилось, что мы идём куда-то в сторону в соответствии с некоторой нашей частной иллюзией. Вот для этого и нужно сообщество — люди способные корректировать траекторию движения друг друга.
Я намеренно не сказала, что цель — продвигать мир в направлении единства. В данном вопросе я придерживаюсь позиции даосов: почувствовать естественное течение жизни и двигаться вместе с потоком, но не заниматься искусственным конструированием. Или как у стоиков: «желающего судьба ведёт, нежелающего — тащит». Эта отдача миру очень важна. Я доверяю миру в его общей тенденции и не доверяю в частных проявлениях. За всей чудесной сложностью жизни стоит мощнейший творческий замысел, частью которого является моё понимание и осознание. Об этом замысле прекрасно сказано в «Творческой эволюции» Анри Бергсона. Задача — не менять этот замысел, а понять его. Тогда станет ясно, что конкретно нужно изменить для его реализации в текущем времени. А изменить придётся многое...
Если интеграция — это реальная тенденцию развития мира, а не наша очередная иллюзия, значит, ИС с большой вероятностью будет расширяться. Мне кажется, что увеличение численности будет происходить через объединение небольших сообществ. Интегралика, Философский семинар, ИС, Воздушный Замок (который сам уже является объединением нескольких сообществ), Философский штурм — все эти сообщества очень разные, но, к счастью, у всех есть возможность встретиться в пространстве Сети. Интеграция сообществ происходит через конкретных людей, которые являются «точками пересечения», здесь не обязательно «слияние» в одно большое сообщество. Постепенно на наших глазах возникает проект многоединства или полилога (людей, сообществ, направлений). Пусть труднее и медленнее, чем хотелось бы. Но это уже есть. Мне кажется, что раздел сайта ИС «Дружественные сайты» будет постепенно наполняться и служить своеобразным индикатором процесса.
-
Что для Вас самое важное в философии?Нас должно постоянно преследовать слово «если»: если мы правильно уловили главную тенденцию развития жизни и сознания (для меня эти два понятия тождественны); если мы не извратили эту тенденцию, пока выражали её в словах и символах; если мы не отклонились от неё в пылу споров и попыток реализовать на практике, и ещё множество «если». Вот за все эти «если» и отвечает философия. Не религия, не искусство, не наука — у них свои задачи. Именно философия должна снова и снова спускаться к самым основаниям бытия, чтобы убедиться, что мы «на связи», что «не оторвались», не несёмся без оснований и «укоренённости в сущем» в водовороте плоской поверхности «отвлечённых начал».
Религия всегда находится у основания бытия. Её задача — никогда не покидать его. Наука всегда занята независимым поиском связей и взаимоотношений элементов мира. Её в равной мере волнуют связи и «на поверхности» и «в глубине». Искусство занято осознанием и поддержанием гармонии элементов. Но именно философия должна видеть «картину в целом» и служить делу интеграции на метауровне. Наверное, можно сказать, что философия — это своеобразная материя единения: теряя себя, она превращается в философскую религию, философскую науку и философское искусство. Так все сферы человеческой жизни постепенно сближаются: идёт двуединый процесс ввысь и вглубь — чем выше поднимается осознание, тем глубже оно спускается к своему основанию. И в основании, и в вышине — все начала едины.
-
Что Вы думаете по поводу высказывания С.Хокинга: «Философия мертва»?
В контексте предыдущего ответа очевидно, что философия есть необходимое условие интегрального становления мира. Она может постепенно «отдать себя», придав всем сферам бытия людей глубину, необходимую для единения. Но даже тогда это будет означать не смерть философии, а всефилософичность жизни, то есть её подлинную осмысленность. Аналогия такая: если все каналы российского телевидения станут культурными в самом высоком смысле этого слова, то отдельный канал «Культура» будет не нужен, но сейчас его задача сохранить этот высокий смысл понятия «культура» и постепенно распространить на все остальные каналы.
Но это общая идеальная схема. А в конкретных своих проявлениях и философия зачастую не выполняет своего предназначения, и религия сплошь и рядом сеет раздор, и искусство нивелирует понятие красоты, и наука тормозит развитие мира, ставя его на грань физического уничтожения. Важно не опускать руки и продолжать каким-то внутренним зрением видеть за частными поражениями Духа его общую неизбежную победу.
-
Как связаны между собой философия и наука? Какими основными чертами должна обладать современная философия?
Объединю эти два вопроса. В.И. Моисеев очень хорошо написал: «Философия всегда есть определённый синтез знания. Если когда-то она была синтезом преднаучного знания, то теперь, когда значительная часть объёма знания стала научной, философия должна стать синтезом научного знания... Сегодня мы нуждаемся в гораздо более аккуратной и строгой теории синтеза, выражающей различные многоединства и представляющей различные элементы бытия в качестве аспектов этих многоединств».
Я бы «пошла» ещё дальше. Современная философия должна стать также и синтезом религиозного знания, и синтезом художественного знания. И конечно, синтезом собственно метафизического знания. А для этого прежний вариант «абстрактного синтеза» действительно не срабатывает. И в этом проблема. Философ, который занимается синтезом науки, не может оставаться только философом, он должен быть учёным в самом непосредственном смысле этого слова причём сразу во многих областях науки. Философ, который занимается синтезом религий, должен всем сердцем проникать в самое основание мировых религий. А философ, занимающийся синтезом искусства, должен быть настоящим художником. В противном случае философ останется только историком философии или просто широко мыслящим человеком.
Подобные требования не выполнимы для отдельного человека, но процесс интеграции не стоит на месте, и теперь таким философом может стать «многочеловек», например, Интегральное сообщество, к которому постепенно будут подключаться учёные, художники, представители разных религиозных сообществ, столкнувшиеся с необходимостью осмысления философских оснований своей деятельности. Время гениев-универсалов, способных уместить в своём сознании весь опыт предыдущих поколений, прошло, но время коллективных гениев только наступает. Всё больше людей ощущают в себе потребность творить сообща. Об этом много пишет Ярослав Таран, создавая на портале «Воздушный Замок» совместный творческий проект — коллективную сущность интернет-пространства Солярис.
Конечно, пока ИС — просто небольшой коллектив, раздираемый внутренними психологическими противоречиями, но, мне кажется, что потенциал нашего сообщества в том, что объединяющим нас фактором является не внешняя формальная необходимость и не внутреннее родство душ (как у подавляющего большинства сообществ прошлого), а сама глубинная сущностная тенденция интеграции. Что-то большее, чем взаимные симпатии, общие интересы и коллективные задачи стягивает нас вместе, заставляя искать и создавать новые формы синтеза — более универсальные и более работоспособные. Так через нас с некоторой сверхличной необходимостью проявляются интегральные черты современной философии.
-
Расскажите о Ваших достижениях в интегральной философии? Что нового Вы сделали?Самые значимые результаты возникли в процессе трёхлетней работы по гранту. Во-первых, у меня давно уже не было такого «заглубления» в какую-либо тему. Пожалуй, со времён работы над книгой по русской философии всеединства. А в совместной большой работе я вообще участвовала впервые. Оказалось, что коллективная работа не только дисциплинирует, но и расширяет границы возможного. Когда начинались первые дискуссии по проекту, мне было очень страшно — я не верила, что могу внести какой-либо реальный вклад в решение проблемы на стыке философии, математики и социологии. «Исчисление стрелок, проективно-модальная онтология, собственные формы, протокод» — это было совершенно «не моё», я даже приблизительно не понимала, с какой стороны ко всему этому подступиться. А потом незаметно оказалась втянута в какое-то общее поле работы. Постепенно через соотношение с другими позициями стали проявляться контуры собственного видения проблемы, пришёл интерес, и уже тогда начались совместные открытия...
Мне трудно оценивать реальную ценность собственных достижений, потому что они все переплетены с работами других участников проекта. Два глобальных концепта, которыми я занималась: это собственная форма человеческого и расширенная модель регионов сущего
С.А. Борчикова. Эти концепты помогли мне, в первую очередь, по-новому увидеть себя и свою роль в мире. Таким образом, они прошли своеобразную валидацию: они работают хотя бы в отношении меня. Кроме того, я описала некоторые новые режимы бытия и мышления, которые проявились благодаря модели регионов, и довольно подробно рассмотрела универсальную процедуру трансформации между регионами. Полученные результаты могут быть легко описаны на языке символов, что является серьёзным достоинством в рамках задач, стоящих сегодня перед ИС. Но об этом достаточно уже сказал В.И. Моисеев.
-
Какими Вы видите возможности практической реализации результатов Вашей работы и Интегрального сообщества в целом?
Для меня важнее всего — преодолевать реальные проблемы, стоящие на пути интеграции. Если бы наши модели действительно служили картами-проводниками или, как говорит Кен Уилбер, «ориентирующими обобщениями», помогающими людям преодолевать разобщённость, я была бы счастлива. Время покажет. А пока мы пытаемся преодолевать разобщённость внутри ИС. Решим эту проблему — увидим, как решать следующие.
-
Какие интересные события и люди были на Вашем пути в науку?
Самыми первыми людьми на моём пути в науку были мои родители: Андрей Анатольевич и Наталия Ивановна Комаровы. Именно у них на рабочих столах лежали «Феномен человека» Тейяра де Шардена и «Смысл и назначение истории» Карла Ясперса, зачитанные до дыр журналы «Вопросы философии» и первое издание «Розы Мира» Даниила Андреева. Именно они ходили выкупать на почту тома «Из истории отечественной философской мысли» не для того, чтобы поставить их красиво на полку, а чтобы читать каждый новый том, передавая друг другу и обсуждая прочитанное. (Мне все эти книги вместе с тысячами томов домашней библиотеки, которую начала собирать ещё моя бабушка, достались с закладками и пометками: все они были «живые», «актуальные»). Два выпускника «Бауманки», «технари» по образованию (механик и металловед), они без всяких специальных усилий на собственном примере объяснили нам с сестрой, что значит осмысленная человеческая жизнь — жизнь в неустанных поисках истины.
Ещё один главный человек на моём научном пути — это мой Учитель философии Сергей Алексеевич Борчиков. Я с детства знала, что друг моих родителей Сергей — настоящий философ. Мама говорила: «если не мирового, то уж точно европейского масштаба». Теперь я знаю, что она не ошиблась. Знакомство с Сергеем Алексеевичем определило мой профессиональный путь. На протяжении 25 лет Сергей Алексеевич творит на моих глазах опыт реального многоединства в лице нашего городского Философского семинара. И я счастлива, что могу помогать ему в этом прекрасном деле.
В университете мне посчастливилось подружиться с Борисом Владимировичем Емельяновым — замечательным знатоком русской философии, который когда-то открыл путь в русскую философию и С.А. Борчикову. Так продолжилась связь поколений как опыт многоединства не только в пространстве, но и во времени.
Своеобразным подарком судьбы считаю наше с Сергеем Алексеевичем участие в 2006 году в Соловьёвском семинаре М.В. Максимова в городе Иванове. Потом продолжали сотрудничество в течение многих лет. В 2011 году снова удалось приехать в Иваново. А в 2014 году участвовали в круглом столе профессора Максимова уже всем Интегральным сообществом. Михаил Викторович — удивительный энтузиаст всеединства в лучшем смысле этого слова. Тот формат личного общения, который он сумел организовать для философского сообщества России, также по-своему уникален.
Важной вехой было знакомство в Интернет-пространстве с Вячеславом Ивановичем Моисеевыми и через него — со всем нашим Интегральным сообществом. Интересно, что в течение нескольких лет участники ИС были для меня только «голосами в Интернете», с которыми по разным вопросам в разной степени солидаризировалась. А потом случилось удивительное: в 2013 году Вячеслав Иванович и Оксана Николаевна Моисеевы, а также Вячеслав Эмерикович Войцехович приехали в Озёрск на научно-практическую конференцию, ежегодно проводимую нашим институтом. Кстати, Вячеслав Эмерикович, который жил у нас дома, по сей день остаётся самым родным для меня человеком в ИС.
Вообще для пересечения сообществ — личное знакомство бесценно. Общение после него становится уже не только семантическим: ты обращаешься не к «носителям идей», но и к реальным людям, живые и непосредственные образы которых становятся частью твоего внутреннего мира. В 2015 году после второй «Летней школы» таким «непосредственным образом» стал также Игорь Иванович Шашков. Коллеги по ИС — это самые значимые люди на современном этапе моего научного пути. Мне очень понравилось, как написала о каждом из них Елена Григорьевна Луговская, её ощущения и оценки мне очень близки. Что же касается научного творчества, то именно коллеги по ИС не только задают, но и по-своему гарантируют высокую планку моим научным исследованиям.
Год назад началось моё тесное сотрудничество с порталом «Воздушный замок» и его создателем Ярославом Тараном. Я увидела, как может твориться в Интернете коллективная Душа. И если опыт ИС — это научное творчество в философии, то опыт ВЗ — это религиозно-художественное творчество в философии. Таким образом, реализуется необходимая для метафилософского синтеза многогранность опыта.
За каждым сообществом, как правило, стоит уникальный человек, аккумулирующий в себе энергию многоединства. Он не может заменить собой сообщество, но без него оно неустойчиво, как будто лишено внутреннего стержня. В.И. Моисеев, С.А. Борчиков, Я.А. Таран, И.И. Шашков (для сообщества «Интегралика»), М.В. Максимов являются такими «центрами кристаллизации». Интересно, что общение «центров» между собой крайне осложнено: они как одноимённые заряды имеют тенденцию отталкиваться — слишком мощное поле окружает каждого. Тем интереснее процесс интеграции сообществ. Он происходит через самые «пластичные элементы», и, как правило, такими элементами оказываются женщины. Так Татьяна Тарасюк связывает ИС с Интеграликой; я — с Философским семинаром и с Воздушным Замком; Елена Луговская — это связующая основа всего ИС между собой, не случайно именно к ней стекаются все наши тексты и через неё обретают завершённость и правильность; а Оксана Николаевна Моисеева вот уже много лет успешно «переплавляет» в социальное русло удивительный и одинокий гений Вячеслава Ивановича Моисеева.
-
Как Ваши вненаучные интересы помогают Вам при достижении научных результатов?Я не делю свою жизнь на науку и не-науку, на философию и не-философию. Поэтому всё, что со мной происходит, имеет самое непосредственное отношение к тем результатам-текстам, в которые постепенно оформляется моя жизнь.