Пост перенесён из темы "Роза Мира как отношение" в тему, больше соответствующую ему по смыслу и по духу. Прим. ред.Об Интегральной философии
Дорогие Приятели,
Прежде всего, большое спасибо Ярослава за введение тему Роза Мира как отношение и Наталии Подзолковой за ее очень интересный материал! Эта тема меня глубоко волнует и я хотел бы использовать, конечно без ангажемента, только как формат, вопросы на которые ответила Наталия Подзолкова, чтобы поделиться с вами моими идеями.
Несколько слов о себе. Я родился и жил в Болгарии, учился и закончил аспирантуру в Гнесинской Музыкальной Академии в Москве (1964-1973) , а с 1988 года живу в Дублине, Ирландии. В декабре 2017 года я участвовал в Международную научную конференцию Революция и космос в русской литературе, исскустве и философской мысли ХХ-ХХI веков. Основные идеи моего выступления я опубликовал в сайте Воздушный замок, в январе 2018 года, в материале Об интеррелигии Розы Мира (Даниил Андреев и Откровение Иоанна Богослова). В каком-то смысле мои ответы на вопросов являются как бы продолжением этой статьи, а теперь связаны и с Розой Мира как отношение. Поэтому в них я комментирую тоже некоторых из затронутых идей на эту тему. Поскольку русский язык для меня не родной, предварительно прошу прощения за ошибки в материале и сердечно благодарю за их исправление.
А вот мои ответы на вопросы:
- Как Вы понимаете интегральность?
Для меня интегральность охватывает структуру всего мироздания. В принципе, все мировые религии говорят о трехслойной структуре бытия, состоящегося из материального мира, небесного мира и высшего Божественного мира. Здесь интересно и важно отметить, что сам Даниил Андреев в своей монументальной книге Роза Мира разкрывает величественную структуру Творения. К примеру, в Розе Мира содержание третьей Книги это Структура Шаданакара. Миры восходящего ряда, а Книга шестая - Высшие миры Шаданакара.
В свете тезиса Ярослава о Розе Мира как система мировоззрения (т.е. как универсальная метафизическая концепция, как учение, как объективная информация об иных мирах, как сравнимое с естественно-научным знание о метаистории, дающее ключ к пониманию исторических и культурных событий; как новая религия или социальная организация) очень интересно представить картину Творения согласно Розы Мира и сравнить ее с модельями Творения в мировых религиях. Это позволит ввести Розу Мира в митологии мировых религий, а также уточнить и некоторые фундаментальные вопросы в связи с Интегральной философии.
- Как Вы пришли к интегральной философии? Расскажите о ключевых/переломных событиях на пути к интегральному пониманию мира.
Интегральная философия охвачивает целостность всего бытия. В процессе моего духовного пути я проникал постепенно в вертикальной структуре Творения и старался переживать сущность различных миров. В этом отношении ключевыми моментами были знакомство с моделями мира в различных религиях (Християнство, Буддизм, Индуизм, Каббала, Ислам и другие). В начале 70-тых годов мне посчастливилось посещать семинары выдающегося философа и методолога Г. П. Щедровицкого, которые оказали на меня большое влияние.
Поскольку интегральное понимание мира не только интеллектуальный процесс, а живое переживание всего мироздания, особое значение для меня сыграло участие в Духовной Школе выдающегося болгарского Учителя Беинса Дуно и практикование его священного танца Паневритмии (в переводе - высший космический ритм). Кстати, здесь интересно отметить, что как аспирант в Гнесинской Музыкальной Академии в начале 70-тых годов, вместе с русскими приятелями, я распространял Паневритмию и Учение Учителя в Москве. Тогда я и познакомился с книгой Розы Мира Даниила Андреева, которая оказала на меня тоже огромное воздействие.
- В чем, по Вашему мнению, цель создания Интегрального сообщества? Каким Вы видите его в будущем?
В принципе будущее человечества – это развиваться как Интегральное Общество. Это нелегкая задача, но другого пути для оживания современной цивилизации нет. Здесь опыт существующего Интегрального сообщества в России и многие другие подобные общества, как на Западе, так и во всем мире, является очень важным.
По сути дела, сама идея Розы Мира Даниила Андреева является развитие всего человечества как Интегрального Общества. В этом плане подход к Розе Мира как отношение в основном тезисе Ярослава (т.е. Роза Мира как отношение к религии, к культуре, к природе, к истории и метаистории; как творческий подход к любой среде во всей его субъективной и многообразной конкретике) чрезвычайно важно. Здесь я хотел бы сослаться на Книгу двенадцатую -– Возможности в Розе Мира! Естественно, огромная работа предстоит во многих сферах социума:
а) в личном плане - для одухотворения и просветления собственного бытия;
б) в национальном плане - для неутрализации сил „уицраоров“ и активации Национальной Души и Национального Духа-Водителя различных народов;
с) в планетарном плане - для одухотворения стихиал, очищения и просветления всей Земли, и многие другие.
- Что для Вас самое важное в философии?
Философия должна быть интегральной и вести к просветлению, к себе-познанию и к себе-реализацию. Здесь, в терминах Будизма, я скорее всего сторонник махаяны, чем хинаяны. Для меня интегральная философия должна вести не только к личному, но и к всеобщему спасению. В митологии Платона, мы должны подняться со дна пещеры в мире Божественных идей. Интегральная философия тоже должна решать основную задачу нашего времени – постижение „личного“ просветления, сохранение положительных аспектов современной цивилизации, сохранение экологичной системы Земли, а также выполнение фунции человечества как медиатора между Богом и всей жизни на Земле!
- Что Вы думаете по поводу высказывания С. Хокинга: «Философия мертва»?
С преклонением я отношусь к трудностям в личной жизни и к замечательным научным достижениям С. Хокинга, но никак не принимаю его мировозрение. Мне гораздо ближе Айнщайн с его пониманием Бога и отношением к художественному творчеству. Известна знаменитая фраза Айнщайна: Достоевский и Моцарт дали мне больше, чем Гаусс (Гаусс один из величайших математиков – Л.М.). Интегральная философия не только жива, но является основым ключем к решению проблем современного общества.
- Как связаны между собой философия и наука? Какими основными чертами должна обладать современная философия?
Философия и наука – важные сферы человеческой культуры. С методологической и културологической точки зрения, они должны понять свое место в организме социума и выполнять свои функции успешно.
Современная философия должна осмыслять не только земную цивилизацию, но охватить всего мироздания, в том числе небесного и высшего Божественного мира. По сути дела, великий философ Платон перевел митологическую реальность древних Элевсинских мистерий на языке философии, этики, естетики, гносеологии, епистемологии и т.д. В наше время, сохранив богатства всей истории философии, мы должны органично включить в нее метафизику и содержание новых мистерий. Ярким примером этой вдохновляющей работы является Антропософия
Р. Щайнера и в частности его замечательная книга Как достигнуть познания высших миров?
Познание каждого из миров трехслойной структуры бытия – физического, небесного и высшего Божественного – предполагает свои средства и методов проникновения. Очевидно, что интегральная философия должна развивать их, обеспечивая органичного перехода из одного мира в другом. Это очень трудная, но важная задача, которая должна стать предметом специальной работы. Без ее решения, человечество не сможет подняться со дна пещеры до реальности Божественных идей, в соответствии с мифом Платона.
- Расскажите о Ваших достижениях в интегральной философии? Что нового Вы сделали?
В результате долгих духовных исканий „философского камня“, наконец-то я получил посвящение Святого Духа. Для получения этого посвящения Роза Мира Даниила Андреева сыграла огромную роль. Посвящение Святого Духа имеет три основных измерений: метафизическое, метаисторическое и метакультурное:
- Метафизическое измерение представлено Девяти-ступенного Пути Божественной Радуги. Этот Путь проходит через всю трех-слойную структуру бытия и ведет к реальности Нового Небе и Новой Земли в созвучии с Откровением Иоанна Богослова (главы 21-22);
- Метаисторическое измерение связано с завершением Индо-европейского цикла эволюции и начало нового космичного цикла в реальности Нового Небе и Новой Земли. Это волнующий процесс, когда мы снова свяжемся, на етерном уровне, с Божественными Учителями и с Воплощениями Мировой Женнственности, чтобы собрать духовные плоды завершающегося цикла и сотворять с ними для установления новой реальности!
- Метакультурное измерение вводит в преображении земной культуры в небесной и к строительстве жизни человечества на всех уровнях бытия как Храма Божьего.
По сути дела книга Роза Мира Даниила Андреева является вдохновенной материализацией Посвящения Святого Духа и дает огромнейший материал для его переживания. С другой стороны, идеи Посвящения Святого Духа очень актуальны для нашего времени и в одной или другой форме широко представлены в современной культуре.
Описание этого посвящения занимает значительное место в моих книгах, в нашей Интернетной странице (
www.testamentoftruth.org), в документальном фильме Откровение (You Tube channel TheRevelation215), и в более чем 400 лекций и бесед перед аудиториями в различных европейских странах и США.
Все же, в Посвящении Святого Духа столь много аспектов, что оно будет разкрываться многими людьми в течении долгого времени. Здесь целесообразно вспомнить мудрые слова Святого Серафима Саровского: Под Царствием Божием Господь наш понимал благодать Духа Святого!
- Какими Вы видите возможности практической реализации результатов Вашей работы и Интегрального сообщества в целом?
Расцветание реальности Розы Мира Даниила Андреева в планетарном масштабе для меня высшая ценность! Она может реализоваться благодаря вдохновенной работой тысячей и миллионов людей светлой направленности по всему миру! В этом духе я готов немедленно начать совместную работу с участниками как Интегрального сообщества в России, так и с других Интегральных по типу Обществ по всему миру.
Мой вклад может быть совместного развертывания шестнадцати программ, связанных с Посвящением Святого Духа. Они как бы переводят архетипов из последних глав Откровения Св. Иоанна, таких как Небесный Иерусалим, Новое Небо и Новая Земля, Дерево Жизни, Божественная Сватьба и другие в плане и сценарии для действия. Здесь, при желании, я могу конкретизировать и обсудить этих программ в духе Интегрального сообщества для того, чтобы вместе начать реализацию величественного проекта Аримойи – будущий затомис общечеловеческой метакультуры, связанной с возникновением и господством грядущей интеррелигии Розы Мира (Андреев Д. Л., Роза Мира,М. „Мир Урании“, 2000, стр. 133).
- Какие интересные события и люди были на Вашем пути в науку?
Один из интереснейших людей на моем пути в науку был мой любимый брат, который скончался в 1967 году, не достигнув возрасти даже тридцати лет. Трудно выразить словами мое восхищение, когда он работал вдохновенно над фундаменальными трудами Д. Максуела, Л. Ойлера, Э. Ферми, Д. Бома и других выдающихся физиков и математиков. Книгу над которой он работал, была с ним везде – в отдыхе, по экскурсиям и т.д. Вместе с тем, он имел большого чувства юмора и знал почти наизуст такие шедевры как Золотой Телец и Двенадцать стульев Ильфа и Петрова, Похождения бравого солдата Швейка Ярослава Хашека и другие.
Результаты работы моего брата с его колеггами были замечателны. Например, Академия Наук СССР в своих докладах опубликовала, в качестве исключения для иностранных авторов, исследования моего брата и его колег в области биофизики, ввиду их особой значимости. Результаты их исследований были оценены столь высоко, что болгарское правительство создало специальный Институт Биофизики. Кроме того, вместе с коллегами, мой брат патентовал важный инструмент исследования, „Спектр -15“, который использовался очень успешно как болгарское участие на борде космического комплекса „Салют-Союз“, начиная с 1979 года.
Мой брат покинул жизни в тот-же день, даже в тот-же час, как и последняя основательница Гнесинской Академии Музыки – Е. Ф. Гнесина. Я тогда был в Москве и родители не сообщили мне об его кончине, но я пережил ее косвенно, в связи с утратой Е.Ф. Гнесины. Летом, когда вернулся в Болгарии, узнав о трагическом событии, я вошел в глубочайшую депрессию. Тем не менее, тогда было время начать работу над моим дипломом для окончания Гнесинскиой Музыкальной Академии. По странному стечению обстоятельств, мои непрерывные мысли о брате вылились в очень необычную для музыковеда тему „О некоторых основных процессов музыкального формообразования“, состоящей из двух лемм и трех теорем. Дальнейшая история ее защиты и последствия от этого - отдельный рассказ. Теперь отмечу только, что повидимому это была одной из редчайших музыковедских дипломов, использующей математический язык (по крайней мере я других таких не знал).
- Как Ваши вненаучные интересы помогают Вам при достижении научных результатов?
Если под научными результатами понимать достижения в моей духовной работе, то тогда все мои жизненые активности будут „вненаучными интересами". Они однако являются органической части моей жизни и я не могу их разделять от духовной работы. В традиции Йоги есть две определения состояния сознания – самадхи: сабикальпа самадхи и нирбикальпа самадхи. Первое приходит когда практикующий специально концентрируется и медитирует, второе не зависит от настройки и охватывает все жизненныe активностй. Так вот, мой идеал – второе состояние сознания и я стараюсь достичь его через любую жизненую активность.