Что-то происходит...
Андрей, Вы в одном посте собрали вместе столько мощных тезисов, вокруг которых шла многолетняя дискуссия не только в этой теме, но и в нескольких других, что ответить я смогу Вам, только разобрав Ваш текст на отдельные идеи. Не обижайтесь на метод «нарезки цитат» в моём ответе (иного варианта я здесь, увы, не нашёл).
Различие в том, что Вы считаете это аномалией, отклонением от нормы. Вы не осознаете, до какой степени этот дух спасения только в церкви ясно и сильно выражен в самом Новом Завете, главным образом в апостольских посланиях (особенно павловских) и в Деяниях.
Так да не так. Я это считаю и не аномалией, и не нормой, а закономерной для нашего мира борьбой творческого духа с законом роста энтропии.
Если бы в самой церкви (будем говорить только о православной) не было иного понимания, то тогда, да, есть одно единственное, навсегда окаменевшее. Осталось его только сформулировать чуть поумнее, чем Домострой, и на том успокоиться. Однако не получается никак успокоиться... И творческий процесс осмысления Нового Завета не останавливается в Церкви. Есть разные течения, разные философские и богословские труды, есть и такое явление как русская религиозная философия, некоторые представители которой были священниками (о. Сергий Булгаков, о. А. Мень). Т.ч. процесс осознания Нового Завета не прекращается по сей день.
А о духовном успокоении мы в этой и параллельных темах уже не раз говорили...
Так что сдержанное (скажем так) отношение к Вам со стороны воцерковленных меня нисколько не удивляет.
Чуть выше я сказал, что среди
активно работающих авторов нашего портала есть и воцерковлённые люди. У меня же здесь была речь о некотором типическом большинстве в современной РПЦ, и не более того. Это типическое большинство относится настороженно даже к Александру Меню, что же говорить о портале, в имени которого есть «Роза Мира»...
Но разве к Христу и апостолам не относились настороженно (мягко говоря) служители Храма? И разве в истории самой христианской церкви не было примеров, когда типическое большинство и руководство не принимали и даже гнали тех, кого в другие времена другое руководство и большинство канонизировали, а потом под новыми знамёнами гнали следующих? Это, увы,
общий для всех человеческих сообществ закон роста энтропии, который не изменится, пока человечество не изменится физически.
(Если кто-то решит, что я сейчас себя сравнил с Христом, апостолами и святыми и возомнил пророком, пусть выпьет водочки за моё здоровье и спит спокойно.)
Они боятся через чрезмерную открытость по отношению к внешнему миру расплескать тот с трудом накопленный запас благодати, который они получили в храме, и который они берегут в интимности своего внутреннего мира.
Так, разве это не есть живая иллюстрация притчи о закопанных в землю талантах?..
Об охранительном и профетическом крыльях христианских церквей говорилось и в этой ветке немало.
Если Вы не согласны, Вам придется разорвать Новый Завет на 2 части (по-толстовски), оставив только Евангелия и отбросив послания, где почти все – про общину.
Пока справляюсь терапевтическим методом. Например, «гуманитарным религиозным образованием», которому посвящён и «Тезаурос» Ф.Н. Козырева. И я вот снова стал А. Меня перечитывать; тоже неплохо помогает без хирургических разрывов Нового Завета справиться с указанной проблемой.
Профетическое отступление. Земной шарик за эти 2000 лет стал маленьким, и то, что в давние времена можно было оградить одной общиной, теперь оградить немыслимо даже в одной религиозной или государственной системе. Собственно, вся Земля уже стала такой одной общиной, в которой не утихали споры и тогда, не утихают и сейчас. И от гармонизации диалога между разными частями этой общины (культурами, церквами и государствами) зависит жизнь и всей общины, и каждой её части. Границы общины раздвинулись до границ Планеты. А люди, хотя и живут в этой новой реальности, ещё её не осознали толком и мыслят по старинке. Отсюда и корни многих конфликтов растут. Вернуться же в старое доброе состояние, когда можно было не ведать о существовании других частей, уже невозможно, как бы того ни хотелось.
Это охранители ныне стали бесплотными мечтателями, а футуристы – реалистами. Нет обратной дороги. Мы уже живём в ранней Розе Мира. Человек идёт по времени лицом назад. Что хорошо для искусства, которое живо воспоминанием. Но при глобальных поворотах истории случаются травмы и столпотворения...
Но Вам все равно придется признать, что дух любви только к своим присущ Библии в целом.
А почему мне это придётся-таки признать? И кого понимать под своими: евреев, христиан, белую расу господ, демократический цивилизованный мир, всё человечество, всю Планету, весь космос, все зримые и незримые его миры? Кто для Бога свои?
Племенной Бог Ветхого Завета стал Богом церковным в христианстве, а Бог церковный становится вселенским в развитии христианства от Первого до Второго Пришествия. Эта трансформация Бога в человеческом сознании обусловлена историческим и культурным ростом человечества. То есть – Провидением.
В разных возрастах человечества отношение к Богу и священным текстам меняется при неизменности их буквы. Каждый текст можно понять в проекции на конкретную историческую среду, можно – в проекции на более длительный отрезок истории, можно – в проекции на отдельную культуру, можно – в проекции на историю культур и религий в целом, можно – мифологически, можно – мистически, можно – символически, иеротопически, научно и лженаучно. Текст остаётся одним и тем же, а понимание его и отношение к различным его частям и связям с другими текстами вечно меняется. И никому ещё не удавалось зацементировать этот процесс осмысления в какой-то одной стадии.
Нет никаких сомнений, что 10 заповедей относились только к взаимоотношениям к своим, т.е. евреям. Иначе как понять, что Бог наказывает одного из царей за то, что он НЕ убил пленных?
Да почему же нет никаких сомнений-то? Если бы их не было, то зачем в веках писать горы книг по библеистике? Всё ведь просто и чёрным по белому: свои-чужие. Осталось попасть в свои – и спасение гарантировано. Так многие считают по сей день. И что с того, что многие так считают?.. Самое забавное, что все их гарантии спасения только на словах и никто ещё не предъявил доказательств, позволяющих точно и без риска рассчитать методологию спасения. Действительно спасшиеся хранят молчание.
Собственно говоря, воцерковленные ведь тоже за любовь ко всем, они просто не хотят дискуссий, которые могут соблазнить их поставить под сомнение тот путь, который они избрали.
Волков бояться – в лес не ходить... Беда в том, что в лес не ходить уже не получается. Мир стал открытым и общим. Любая попытка отгородиться от идущего исторического процесса приводит к самовыкипанию, творческому бесплодию и душевному ожесточению. Вопрос не в том – вести или не вести диалог, открываться или не открываться, а в содержании этого диалога, в отношении к другим его сторонам, в гармонизации этих отношений. Либо это будет спор на победу только одной части. Но варианта – вообще отгородиться от диалога – уже не существует в нашей реальности.
Профетическое отступление 2. Если гармонизация диалога окажется только мечтой, а реальностью – деструктивный спор частей, то произойдёт глобальная катастрофа. После которой мир может откатиться на несколько веков назад, если не на тысячелетия, и только тогда вернётся возможность искать полноту истины в замкнутой религиозной общине (если спасение понимается как причащение к полноте истины, а не как личный побег из мира в райские кущи). Но мне кажется, что даже катастрофический возврат к старому состоянию невозможен. А есть у нас только две возможности: гармонизация диалога систем (богочеловеческий синтез) или человекобожеский синтез (победа одной системы над всеми с неминуемой в таком случае демонизацией победительницы).
Гармонизация диалога систем немыслима без
кардинального изменения отношений внутри каждой системы к очень многим вещам, не только к другим системам, но и к своим привычным и устоявшимся смыслам и символам. Немыслима гармонизация систем и без качественного изменения отношения человека к Природе.
В символах андреевской мифологии выбор перед нами, живущими в ставшем информационно глобальным мире, только один: либо Роза Мира как гармонический ансамбль религий – либо царство антихриста (бездуховная глобализация, неизбежно ведущая к беспросветной духовной тирании). И тут уже встаёт огромный комплекс новых вопросов...
Но все эти проблемы и вопросы не интересуют тех, кто обрёл духовное успокоение в проверенной веками традиции. Пусть мир катится в свою пропасть, а я нашёл свою духовную гавань, гарантирующую лично мне спасение. Мне представляется такая позиция оторванной от реальности в гораздо большей степени, чем мечтания о золотом веке, всеединстве и т.п. Остальное рассудит сама реальность, тут ничего не докажешь на словах.
Уход от диалога ради сохранения своего духовного покоя, из-за страха ли перед соблазнами и сомнениями или из-за чего-то другого, – это даже не позиция страуса, а отказ от творческой работы там, где ты этот духовный покой и обрёл. Такова историческая реальность, в которой только от диалога частей зависит будущее каждой из них. Каково будет содержание этого диалога – таково и содержание каждой части в итоге. Отказ от диалога равносилен отказу от жизни. Диалог ныне и стал одним из самых главных дел на пути спасения души. И ничего с этим поделать нельзя – это данность Свыше. Но в силах человека отказаться работать (притча о работниках на винограднике). Оправдать же затем свой отказ высокими мотивами совсем уже дело нехитрое и привычное, тут и обсуждать нечего.
Мы все любим говорить, что духовные поиски – это важно и замечательно. Но ведь цель всякого поиска – найти, что искал. Вот они и нашли ... по Вашей логике может получиться так, что искать хорошо, а найти плохо...
Только если цель жизни – смерть, тогда и цель духовного поиска найти то,
что искал. Духовный поиск – это процесс. А его результат – полнота бытия. Но смотря
что искал: если конечное успокоение, то есть – саму возможность
ничего больше не искать, найдя внутреннее оправдание отказу от дальнейшего поиска, – тогда цель духовного поиска есть его конечная остановка.
В слово «поиск» нельзя вкладывать смысл по аналогии с поиском материального предмета. Духовный поиск подразумевает творческое бытие, конечным результатом которого не может быть написанная картина, поэма, симфония, богословский трактат и т.д. Это лишь ступени, а не конечная станция. Не может быть конечным результатом духовного поиска и личное спасение, я думаю. Есть один убийственный вопрос: а дальше что? Вот искали мы и нашли. И? Всё кончилось. Ответ на этот вопрос находится за пределами времени как такового. У нас же здесь речь идёт о церкви в историческом времени, а не в вечности. И путать одно с другим нехорошо. В вечности – другие вопросы. И другое творчество.
Посему отвечаю так на Ваш вопрос: цель духовного поиска не его прекращение, а его продолжение, ведущее к возрастающей полноте жизни. Цель поиска – его возрастание, а не угасание. Не конечный ответ, а новые открытые вопросы. И вопросов должно становиться больше, чем ответов, что есть необходимое условие возрастания жизни. Конец всех вопросов есть смерть. Во времени так. А в вечности мы и говорить будем на другом языке, и подобные вопросы станут бессмысленны (сама их постановка).
Ссылка на притчу о талантах не вполне убедительна. Ведь талант – это просто мера веса, количество богатства, так что интерпретация евангельских талантов как дарований – это популярное клише (этимологически породившее само слово «талант» в его современном основном значении как способности), являющееся произвольной интерпретацией, чуждой, на мой взгляд, реальному смыслу текста.
Любую притчу можно понять по-разному, в том числе и буквально. Это верно. Одно есть тут уточнение: притча о талантах пребывает не в отдельности, а в контексте, в окружении других притч (о работниках, виноградарях, мехах и вине и т.п.) Из этого контекста ясно, что речь идёт о дарах Божьих, о соработничестве с Ним при помощи этих даров-талантов. Если же понимать дар Божий исключительно как меру материального богатства, то, боюсь, мы либо евангелистов превратим в весьма примитивных и плоских людей, либо себя самих (последнее вероятней).
Ссылками на Бердяева убедить воцерковленных трудновато ... если отношение к Достоевскому в Церкви неоднозначное, то к Бердяеву оно, по-моему, однозначное и негативное. Церковь всегда будет относиться с подозрением к тем, кто считает свое личное творчество особой богоданной миссией.
Убедить кого-либо в чём-либо словами вообще занятие бесперспективное, вернее – сама его цель ложная. Пишем мы тут и цитатки разные приводим не для того, чтобы кого-то в чём-то убедить или переубедить, а для того, чтобы «сохранить тебя, русское слово». Или понятнее: чтобы не затухал в нас самих творческий процесс жизни. А согреет ли он кого-нибудь ещё, даст кому-то дополнительный импульс, то это не в нашей власти уже, хотя и хочется верить, что не всё уйдёт вместе с нами в землю.
Мечтать об этом можно, но если это не произошло за 2000 лет, то и сейчас это тоже не произойдет. Так как Церковь представляет Бога-судию, отделяющего овец от козлищ, она всегда будет сочетать объединение (своих, т.е. овец) с отделением (от чужих, т.е. козлищ). Думаю, что это в природе Церкви. В протестантизме это выражено намного слабее, но и там требуется минимальное единомыслие.
Оставим протестантизм, там другие есть ловушки, ещё похитрее. Образ Бога как судии, отделяющего овец от козлищ, уже в книгах пророков был поколеблен образом Бога-любви, милости хотящего, а не жертвы. Уже у пророков в образ Бога внесена мысль, что нет у Него нелюбимых и проклятых детей, что Он любит всех и страдает за каждую заблудшую душу, и не может смириться с её вечной погибелью. Впрочем, об образе Бога мы уже с Вами не раз говорили, нет смысла ходить по кругу. (См. напр. большую дискуссию в теме «
Образ Бога в творчестве Н.А. Бердяева и Д.Л. Андреева».)
В конце концов, каждый создаёт в сердце и уме своём тот образ Бога, какой ему ближе и понятнее, а Писание и Традиция дают немало почвы для создания того или иного образа Бога. Тут, как и всё в человеке, упирается в итоге в творческое начало. Так, видимо, и задумано Свыше, потому и нет ни в Писании, ни в Традиции однозначного и общеобязательного образа Бога, и есть возможности для разных толкований, порою взаимоисключающих.
Если в прежние эпохи образ Бога-судии, спасающего своих (принадлежащих к Его церкви) и обрекающего на вечные муки чужих (всех не принадлежащих к Его церкви), мог только тормозить духовное и нравственное развитие человека, но не изменить самого духовного вектора на противоположный. То в эпоху
объективного объединения человечества такой образ Бога, создавая вполне определённую установку воли в человеке, становится глобальным фактором, в результате которого всё человечество может пойти по духовно прямо противоположным путям объединения.
Поясню свою мысль. Образ Бога-судии, разделяющего мир на своих и чужих, укрепляет идею о возможности спасения только одной церкви (остальные в лучшем случае безразличны). Это прямая духовная противоположность идее всеединства (потому и вызывает она плохо скрываемое раздражение в церковной среде). Именно такой образ Бога привёл к недооценке творческого начала человека и к отчуждению светской культуры от церкви. Церковь без какого-либо диалога с культурой и другими религиями содержит всю полноту истины, достаточную для спасения. Диалог с иными религиозными ликами, в лучшем случае, представляет культурный интерес, но не является жизненно необходимым условием спасения.
Такая установка воли угашает саму потребность в диалоге со всеми, кто находится за оградой церкви, ибо для спасения этот диалог не есть первейшая необходимость. Такая установка воли льёт воду на мельницу тех сил, какие стремятся внушить человечеству мысль о принципиальной неспособности религий к гармонизации отношений ни друг с другом, ни с культурой. Мол, установка на свою исключительность и полноту является сущностью церкви, и иного отношения ждать не приходится. А потому ансамбль религий и культур останется утопической мечтой, и нужна безрелигиозная модель для объединённого человечества.
Такой «неутопической» моделью ныне служит неолиберальная глобализация, реальными альтернативами которой выступают только национализм, атеистический коммунизм или религиозный экстремизм (и иного, мол, не дано). Возможны и другие, кроме неолиберализма, и ещё более бездуховные и тёмные объединительные модели, если неолиберализм начнёт проигрывать своим квази-альтернативам. А вот Роза Мира, как ансамбль религий и культур, как безусловный приоритет нравственного начала, как гармонизация отношений с Природой, есть только мечта, потому как сама сущность церкви блокирует её диалог с другими культурными и религиозными образованиями. И никакой соборный ансамбль религии создать не смогут, в силу их центральной волевой установки о содержащейся в них самих по отдельности полноте истины и путей спасения, для которых никакое творческое религиозное общение вне церкви не обязательно, а то и вредно.
Вот что внушается нам духовным антиподом Розы Мира, когда процесс объединения в единое человечество стал уже объективной реальностью, которую изменить нельзя, но можно наполнить тем или иным духовным содержанием, направить по тому или иному духовному вектору. И установка воли на возможность спасения внутри одной конфессии без её содержательного диалога с культурой и другими религиями объективно работает на бездуховную глобализацию.
Тезис «
мечтать об этом можно, но если это не произошло за 2000 лет, то и сейчас это тоже не произойдет» – действительно ключевой для большинства религиозных тем у нас. Вот только две ссылки, где именно этот тезис был центральным и стал итоговым:
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4742.0#msg37238https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4731.75#msg37382Там я привёл свои контраргументы поподробнее, а здесь совсем кратко выскажусь:
Во-первых, за 2000 лет много чего произошло. В том числе и в церкви.
Во-вторых, тот же самый аргумент является беспроигрышным в отношении буквально любого творческого акта: что ещё нового можно сказать, всё уже сказано...
В-третьих, в отношении будущего такой аргумент тоже нечем крыть.
А в-главных, всё уже происходит на наших глазах. Нужно только увидеть. И чтобы это происходило дальше, мы стараемся не только мечтать, но и в меру сил работать с реальностью.
Это «что уже происходит» и есть
изменение отношения церкви и культуры, церкви к человеческому творчеству, религий друг к другу, человека к Природе и т.д. «
Пусть медленнее, чем хотелось бы. Но оно уже есть.» (Н. Подзолкова.
Роза Мира как отношение). Также я собираюсь продолжить и другую тему «Роза Мира с позиций православия — причины и разрешение противоречий» (ссылка есть выше).