Воздушный Замок — портал в стиле 90-х...
Если не ошибаюсь, такую уничижительную характеристику нашему ресурсу не так давно дал Геллемар (справка для читателей: админ форума
rozamira.pw). Меня сначала немало удивила такая характеристика: как это — наши сайты выполнены на приличном техническом уровне, с уникальным дизайном, с оригинальным замыслом, даже адаптированы к мобильным версиям, наполняются качественным и растущим содержанием, число посетителей тоже растёт из года в год и т.д., и т.п. — и тут вдруг, на тебе, это всё в стиле 90-х, то есть — бесперспективное старьё... Однако, зацепила загадка. Потому что — за ней чувствовалась правда (хотя и не лобовая, и не та, какая вкладывалась в характеристику).
Ключ к отгадке:
уникальность, оригинальность и неповторимость. Если для меня и для моих коллег — это критерии качества, и мы сознательно делали портал с
лица необщим выраженьем. То для поколения ЕГЭ отход от шаблона — это отклонение от нормы. Для нас — это плюс, для них — минус. Так воспитаны. И мы, и они. Для нас сайт ручной работы — необходимое условие качественности его, для них — главный недостаток. К тому же любое нестандартное явление заставляет прикладывать лишнее усилие для его восприятия, искать творческий подход, да проще говоря — думать. Для клипового мышления — раздражающий и отталкивающий фактор. Неудобство и дискомфорт. То есть, наши ожидания и понятия о качестве прямо противоположны, буквально — с ног на голову.
Самое печальное, что так — во всём. Это глобальная тенденция, мировой мейнстрим. Вместо уникального качества — большое количество шаблонов. Вместо творчества — потребление. Отклонение от стандартов — минус. В Сети те же тенденции — стандартизация и коммерциализация. Если в 90-х, на утренней заре сетевого дилетантизма, сайты лепились энтузиастами, бескорыстно, кто во что горазд, каждый — со своим лицом. Теперь критерии изменились на противоположные — существуют готовые шаблоны. Вписаться в них — значит получить «знак качества» и в глазах поисковых монополистов, и разного рода рейтинговых алгоритмов, и в глазах подавляющего большинства сетевой аудитории, уже воспитанной на этих шаблонах. Сайты ручной работы сходят со сцены сотнями в год или катастрофически теряют аудиторию (только в нашем маленьком каталоге пришлось удалить уже четверть страниц, потому что сайты, представленные на них, исчезли навсегда). Наоборот, безликие проекты-монстры пухнут и заслоняют собой рукодельные островки.
Если б такая шаблонизация культурного продукта касалась только Интернета и других технических носителей, это было бы полбеды. Самое трагичное, что так воспитывается
шаблонность мышления. Творческий подход становится ненужным и непрестижным, признаком невписанности в социальный запрос. А весь процесс мышления сводится к тому, чтобы для любого явления выбрать из предлагаемых тебе готовых шаблонов — подходящий. И так во всех сферах жизни.
Оказалось, что при достижении большого количества потребителей и выгоднее, и проще работать не над совершенствованием продукта, а над формированием спроса. Не продукт нужно формировать, а вкусовой шаблон потребителя. Выработан простой и действенный механизм манипуляции сознанием: нужно воспитать поколение, для которого главный критерий качества — соответствие тому или иному шаблону. Отклонение от шаблона — удел маргиналов. Тогда достаточно видоизменять шаблоны — и массовое сознание само, автоматически будет под них подстраиваться и направляться в нужную сторону. Для имитации свободы необходимо только определённое количество разных шаблонов. Выбор между ними и создаёт иллюзию свободы для индивидуума. Нужно ли говорить, что такая свобода не имеет ничего общего с творческой свободой, что это подмена, суррогат свободы? К сожалению, воспитанное на шаблонах мышление просто не поймёт, о чём речь.
Показательная параллель: в коллективном сознании, например, крестьянской общины современному человеку видится умаление индивидуальной свободы. Но попробуйте найти в деревне 19-го века два одинаковых дома! Совершенно одинаковые дома даже в городе не строились до 20-го века. Но чем свободнее, индивидуалистичнее становился человек, тем больше он начинал подчиняться стандартам, тем большую власть над его душой имел шаблон. Предельная индивидуализация современного человека породила тотальную стандартизацию не только внешних форм его жизни, но отношений, мышления, оценок. Управлять миллионами свободных индивидуумов оказалось намного проще, чем небольшой общиной. Нужно работать с массовыми шаблонами — остальное делается на автомате.
Хочется верить, что человек пресытится шаблонами и затоскует рано или поздно по качеству ручной работы, уникальному и неповторимому. Убить окончательно творческий дух в человеке, заменив его потребительским, можно только в одном случае, если человек перестанет уже быть человеком, образом и подобием Творца.
Глобальной индивидуализации человека и вытекающей из неё тотальной шаблонизации жизни должна быть положена непреодолимая альтернатива — соборной и неповторимой уникальности. Альтернатива необходима как воздух. И наш Замок, действительно, несовременен. Он — отклонение от нормы. Но такую норму мы не хотим признавать достойной. Мы сознательно плывём против течения. Это нужно принять как смысл всего, что мы тут делаем, ради чего и чему пытаемся противостоять. Из этого понимания и исходить в своих оценках и ожиданиях.