А. Сначала о том, чтО Еreignis не есть
1) Эрайгнис не есть собЫтие (свершение, происшествие, случай), как обычно переводят.
СобЫтие – это банальный момент сущих или бытийных процессов, в котором участвует некоторое количество объектов, а по замыслу концепта Эрайгниса должен быть один объект. Эрайгнис в какой-то мере является собЫтием одного объекта, но по-русски так не говорят. Например, не говорят: «Стоит стол; в 12 часов произошло одно событие его стояния, а в 19 – другое».
У Хайдеггера в работе «Время и бытие» есть фраза «Das Ereignis ereignet», которую переводят так: «событие сбывается». Но поскольку она выстроена из однокоренных слов, то и перевод должен быть тоже в эквивалентных терминах: либо «событие событствует», либо «сбывание сбывается».
Но событие не может сбываться. Сбываются планы, проекты, идеи, потенции, возможности. А как может сбыться событие? До его сбывания, его еще нет, а когда сбываются планы, тогда такое сбывание и называется событием. Поэтому, мне кажется, более уместно переводить Ereignis как сбывание.
2) Эрайгнис не есть со-бытиЕ каких-то бытий: вещей, объектов, существ, процессов или сущностных форм. У Хайдеггера со-бытие связано исключительно с одним объектом – человеком – и первичнее его событийствования с другими объектами и формами. Не со-бытие есть следствие их сближения, а они сами (каждое частное содержание или форма) есть следствие сначала просвета и выхода из Эрайгниса, а затем отчленения от него.
Таким образом, первично есть не некое всеобщее бытие, в которое встраивается в качестве его момента Dasein и Ereignis. А Ereignis первичен, и его расширение порождает уже бытие вообще (Sein) и бытие в конкретике (Dasein). Сам Ereignis может в любой момент выбрать необходимую для себя собственность: объект, существо, сущность, которые необходимы для осуществления человеческого здесь-и-сейчас-бытия.
3) Эрайгнис не есть со-бытие материальных объектов, т.е. не есть со-бытие внутри природы и даже со-бытие человека с природой. И, в частности, Эрайгнис не есть движение, а скорее (поскольку он первоначально связан с человеком) антропологическое и даже метафизическое движение. Хайдеггер даже метафорически говорил, что Эрайгнис – это буря, которая бушует в самом бытии. Таким образом, Эрайгнис – это всегда особое собЫтие человека, его бытия и даже, больше, метафизического бытия. Поэтому лучше переводить Ereignis не просто как сбывание человека, а как самосбывание.
4) Эрайгнис не есть со-бытие людей.
Конечно, существует совокупное бытие людей, но оно не равно Эрайгнису, а просто со-бытие человеков или эмерджентное бытие какого-либо социального объекта, в котором участвуют эти люди (например, семья или государство). В переносном смысле Эрайгнисом для самого социального объекта будет тот момент, когда его бытие сбывается как его бытие. А оно сбывается как таковое только при условии бытия участвующих в нем людей. Нет семьи без мужа и жены, а государства – без подданных.
И это со-бытие людей не таково, каким люди его оценивают и знают, а исключительно таково, каким является в момент своего встраивания в бытие и своякость каждого человека. Этот момент тождества социального бытия со своим сбыванием здесь-и-сейчас в бытии человека и есть Ereignis. Ибо в Эрайгнисе для тех, кто становится причастным к нему, открывается просвет, но не просвет бытия вообще, а просвет бытия себя при условии данного социального объекта.
5) Эрайгнис не есть со-бытие с Богом.
Эрайгнис есть со-бытие только со своим бытием, поэтому он не есть со-бытие с Богом, который представляет надчеловеческую субстанцию. Только насколько Бог проникает в человеческое бытие, отождествляясь с ним, настолько Эрайгнис – со-бытие с Богом. Поскольку самосбывание человека не может состояться без свободной воли к тому самого человека, постольку влияние Бога на человека идет либо в обход Эрайгниса, либо Бог осознанно передает механизмы Эрайгниса человеку или объективно сам в них встраивается, подобно тому как в эти механизмы встраиваются социальные объекты.
6) Эрайгнис не есть что-то отдельное от бытия. Как будто есть бытие, а есть еще отдельно бытие человека, которое как бы не всё бытие и к тому же внутри которого время от времени вдруг вспыхивает уникальное бытие, именуемое Эрайгнисом (как бы тоже не бытие вовсе). Нет, Эрайгнис исходно и есть бытие как оно есть, только в специфике своего самосбывания, и любое человеческое бытие внутри себя трансцендентно содержит Эрайгнис.
То, что в результате такого сбывания появляется и сущность, это вторичный эффект, который надбавляется к бытию человека, действительно, преобразуя его. Не Эрайгнис преображает, а надбавляемая сущность, обратно прибавляемая к бытию. Эрайгнис же только позволяет бытию быть. И в этом смысле он имманентен бытию.
7) Эрайгнис не есть выход (исход) самосознания бытия человека (Dasein) из статуса практического бытия (заботы-попечения) в статус теоретической трансцендентности и трансцендентальности.
Потому что он не какая-то региональная реальность, а особый концентрированный акт самого бытия, акт самосбывания, причем полностью себе имманентного, поскольку всё трансцендентные и трансцендентальные реальности в итоге остаются за его пределами: либо в сущем, либо в сверхсущем (Абсолюте или регионе сущностей).
Эрайгнис – полностью имманентное человеку бытие (хотя оно может быть и трансцендентно-трансцендентальным сознанию и самосознанию). Так что можно сказать: человек в каждый момент времени и есть Ereignis. Поэтому Эрайгнис – актуальность соамосозерцания бытия как оно практически есть само для себя.
Эрайгнис – это амфигиперальное (трансимманентное) бытие бытия.
8) Эрайгнис не есть переживание себя. Проблема в том, как человек живет (бытует). То, что его переживание и самосознание входит в его бытие, бесспорно. Но сводится ли бытие человека только к его сознанию? Нет. Единственно, на уровне автомоды – переживания переживания – Эрайгнис есть переживание.
9) Эрайгнис не есть познание. Ведь до того, как человек должен приступить к познанию, он уже должен быть. Исключение составляет опять же автомода, т.е. когда познание есть бытие или бытие есть познание. Тогда сбывание познания – познания познания – есть Эрайгнис.
10) Эрайгнис не есть мышление, мышление в широком смысле слова. Хотя на уровне известной декартовской автомоды «Cogito ergo sum» (я мыслю, следовательно, существую), происходит перескок Эрайгниса к мышлению – к парменидовскому мышлению, тождественному бытию. Мысль как собЫтие самосбывания такого мышления есть Эрайгнис. Здесь автомода не мышление мышления, а тождество: мышление-бытие или бытие-мышление.
11) Эрайгнис не есть рефлексия. Хотя функционально рефлексия – акт непосредственного со-бытия. Но в предмет рефлексии входит много инородного материала: материальные объекты и существа, другие люди и социальные объекты, знания и сущности, которые заслоняют собой саморефлексию. Эрайгнис же есть рефлексия над бытием рефлексии как таковым.
12) Эрайгнис не есть акт прозрения, хотя к прозрению он стоит ближе всего, особенно когда результатом прозрения является истина бытия. Истина собственного бытия, если она несет собственное бытие, а не сущность, является Эрайгнисом.
У Хайдеггера истина – это несокрытость бытия (алетейя), и когда истина дается в несокрытости, то это и есть Эрайгнис, т.е. самая чистая автомода: истина истины или, точнее, естина истины.
13) Эрайгнис не есть созерцание человеком собственной сущности, потому что Эрайгнис – это созерцание человеком собственного бытия (Dasein). А для созерцания собственной сущности (формы) тоже есть термин – Erwesen (мой неологизм).
Хайдеггер (и я вслед за ним) четко различает три области: Dasein, снизу его подпирает Сущее, сверху напирают Сущности. И вот когда Dasein осознанно отделяется и от сущего, и от сущностей, сосредоточиваясь на самом себе, вот тогда и возникает Эрайгнис, буквально – сбывание себя собственного.
Ну и, конечно, опять исключение для автомоды, когда сущность человека сбывается (реализуется, воплощается) как его собственное бытие. Тогда Ereignis и Erwesen – одно и то же.
14) Эрайгнис не есть самоидентификация, во всяком случае психологическая или сущностная, хотя как онтологическая автомода – как единство с формой своего бытия, он точно самоидентификация.
Различаются: 1) чувственно-личностно-эготически-практически-самостно-бытийная самоидентификация, 2) душевно-духовно-рассудочно-мыслительна самоидентфикация, 3) разумно-софийно-категориально-сущностная самоидентификация.
Кажется, единство 1-й и 2-й самоидентификаций дает Ereignis, единство 2 и 3 самоидентификаций дает Erwesen. Синтез же их предполагает, что Ereignis может включать в себя Erwesen, а Erwesen может включать Эрайгнис. Как именовать синтетический продукт – зависит только от преобладающего вектора, на что делается больше ударение: на бытие или сущность?
15) Эрайгнис не есть высшее Я. Он есть обычное простое индивидуальное «я», бытующее в мире во взаимодействиях с небольшим числом конкретных объектов и процессов. Высшее же Я – это когда к малому «я» уже на основе Erwesen примешивается сущность, обозначающая и репрезентирующая (инспирирующая) большое Я.
Конечно, акты и опыты Эрайгниса различных людей зафиксированы в анналах истории и культуры, но они ничто, пока не вступят в коммуникативный резонанс с бытием других людей и не будут ими освоены, как личное бытие их маленького «я».
16) Эрайгнис не есть спасение, дарованное Богом (или кем-то свыше).
Религиозное сознание считает, что человек становится участником божественного со-бытия, когда своим сознанием сосредоточивается на единственном собЫтии, которое с ним происходит здесь-и-сейчас, а именно на откровении божественного бытия (сюда же относится общечеловеческое и сущностное бытие) – Seуn (через ипсилон). И тем самым, с пасая бытие, актуализируя его для себя и для других, человек открывается навстречу Бытию-Вечности-Богу.
Интерпретируя со-бытие как со-пасение с Богом или абсолютной Сущностью, человек в этом со-бытии абсолютно добровольно и осознанно навсегда передает бразды пасения Богу, а сам радостно и бесстрашно включается в бытие со-пасения с ним. Хотя и красота спасает, и добро спасает, и истина спасает. Но не потому, что они несут какую-то сущность, или даже энергию какой-то сущности, а потому что они сами суть человекоспасающие сущности, сбывающиеся как спасение.
Они спасают потому, что в них есть Эрайгнис (потому что они базируются на Эрайгнисе), а не потому, что какая-то высшая сущность дает Эрайгнису такую силу. Напротив, именно Эрайгнис обеспечивает силу бытия этим сущностям – как некий фон, на котором они способны разворачиваться.