И может быть, в данном случае чуть ближе русское слово «судьба»? Хотя «правда» тоже хорошо...
Да, слово "судьба" тоже напрашивается. Однако, на мой взгляд, "правда" имеет больше смысловой ёмкости, охватывая и всё то, что связано с судьбой (с её человеческой частью: с той, что есть дело рук самого человека, а не только Промысла).
Бруно Эртлер... У него есть стихотворение "Ereignis - http://www.deutsche-liebeslyrik.de/ertler_bruno.htm#g14. Оно произвело на меня настолько сильное впечатление, что я даже вдохновился на перевод...
Как уже и раньше отмечал, Ваш перевод, Сергей, точнее передаёт смысл стихотворения Эртлера, включая собственно стихотворную составляющую (метрику, ритмику и т.д.). У меня есть вольный перевод, но это скорее просто впечатление:
Красно-жаркой, буйно-яростной волей
Ты бушуешь, бурь своих не тая...
Раскалённых бездн манящие волны,
Где забвенью отдан груз бытия,
Где ликует жизнь, готовая к смерти,
Где исконной правды властен завет,
Где безмерна жажда, зыбкою твердью
Вьётся там, где никакой тверди нет -
Всё и вся хранишь в себе, недотрога,
Всё и вся к тебе влечёт - и дрожи
Сладкий ужас... Ибо я встретил Бога,
Грозно-гневного противника лжи.
Вообще, как до этого тоже отмечал в другой дискуссии, немецкая философия теснейшим образом связана со стихией немецкого языка, а у Хайдеггера в особенности - и с живой поэтикой языка. Поэтому как-то попытался выразить суть его Эрайгниса таким стихотворением:
Ereignis
(lesend Heidegger...)Sein und Seyn... Ein Erde und ein Himmel,
Sterblichen und G?ttlichen... Es dort,
Wo das Spiegel-Spiel ereignet immer -
Gegenw?rtig, gleichzeitig, sofort,
Wo der Abgrund gr?ndet die Grundlage,
Und das Nichts als Nichtung nichtet sich,
Wo die Zeit flie?t leise, wie das Schlagen,
Und die Dunkel leuchtet, wie das Licht...
Gott sei Dank! Und Tod ist, und Dasein ist -
F?r das Leben einzig und allein.
Und Ereignis gibt es als Er-eignis
Hier, um zu verbinden: Sein und Seyn.
Этот стих, по сути, представляет собой раскавыченные цитаты из разных работ Хайдеггера, из его собственных формулировок. И если по-русски, то перевод примерно таков:
Событие: бытие и Бытие... Земля и небо, смертные и Божественные... Оно там, где всегда - сейчас, одновременно, сразу - сбывается зеркальная игра взаимоотражений, где бездна основывает основу, а ничто как ничтожественность ничтожит себя, где время тихо течёт, как биение удара, а темнота светится, словно свет... Слава Богу: и человеческая смерть, и человеческое бытие - исключительно ради Жизни. И именно здесь имеется событие как Событие, чтобы соединять: бытие и Бытие.
А когда попытался перевести этот свой же стих на русский в стихотворной форме, то невольно всё сфокусировалось на слове
Сретение:
Есть два бытия... Земля и Небо,
Смертное и Божье... Каждый раз
Там они встречаются, где небыль,
Правдой сметена, спадает с глаз,
Там, где в безосновности - основа,
Где ничто низводится - на нет,
Там, где время веет вечно новым,
Где и тьма сияет, приняв свет...
Слава Богу! Даже тайны гроба -
Лишь для Жизни: там, где Ты и я.
И дано нам Сретение - чтобы
Вновь соединить два бытия.
Хотелось бы добавить, что у самого Хайдеггера есть целый ряд стихотворений на тему "Ereignis" - особенно в 13-м и 81-м томах его Собрания сочинений. Например, из стихотворного цикла 1941 года "Winke" (намеки, знаки) - GA, Band 13, s. 31:
Gef?hrtenEinstige kommen
vom Seyn ?bernommen.
Sie wagen
das Sagen
der Wahrheit des Seyns:
Seyn ist Ereignis
Ereignis ist Anfang
Anfang ist Austrag
Austrag ist Abschied
Abschied ist Seyn.
СпутникиБывше-будущие придут
Бытие на себя возьмут.
Они осмелятся
на Сказания
Истины Бытия:
Бытие есть Событие
Событие есть Начало
Начало есть Решение
Решение есть Прощание
Прощание есть Бытие.
Здесь опять-таки, главная сложность в передаче чисто немецкой игры слов: скажем, "einstige" может означать, в зависимости от контекста, как и "бывший", так и "будущий", а у Хайдеггера контекст таков, что различения нет. Или вот, его стихотворение-вопросы, из стихотворного цикла Wende (поворот) - GA, Band 81, s. 93:
EreignisKommt das Heile aus der Fr?he
des Gewesen vor dem Anfang?
Ist Es dieses Kommen selber ohne M?he,
Ankunft schon im stillsten Anklang?
Wohnt Es im ereigneten Geh?ren
Ihm, dem Unversehnen, mitten im Zerst?ren?
СобытиеПридёт ли Спасение из утренней Рани
Былого пред Началом?
Есть ли Оно само это Приходящее без усилий,
Приходящее в самом тихом созвучии?
Обитает ли Оно в сбывшихся Слухах
Его, Неожиданного, посреди разрушений?
Есть у Хайдеггера и ещё два стихотворения с названием "Ereignis", в стихотворном цикле Furchen (борозда), а сама эта тема затрагивается едва ли не во всех его многочисленных стихотворениях. Всё это пока исследовано крайне мало, насколько мне известно. Но, может, кто-то в будущем найдётся, кто исследует.
А нельзя ли больше примеров? А то ведь ссылаются на "дао", "карму" и т.п., но создатели всех этих сложных понятий изъясняли их именно на примерах, притчами. По Царству Небесному в Евангелии тоже сплошные притчи. А к объяснению "эрайгнис" нельзя ли такой же подход применить? А то тонны теории и ни одного примера. Мой неуклюжий пример с дикарем в лесу - и то был полезен.
Вопрос, что называется, в точку - в самую суть! Ведь, как понимаю, у Хайдеггера главный пафос Ereignis (События) - без-событийность, или точнее, - пред-событийность (если брать слово "событие" в обиходном значении). Er-eignis там, где ещё нет онтологии, где ещё ничего не случается, ничего не происходит, ибо выступает предпосылкой всего происходящего. И на сей счёт у самого Хайдеггера есть своеобразные "притчи": например, его небольшие рассказы "Der Feldweg" ("Просёлок")
http://lib.ru/HEIDEGGER/bypath.txt или "Vom Geheimnis des Glockenturmes" ("Тайна башни со звоном")
http://www.heidegger.ru/download_file.php?type=2&id=88 Первый был им написан в 1949 году, второй в 1954-м. Отчасти в "подражание" Сартру, как признавал и сам Хайдеггер - в том смысле, что как раз являют собой попытки выразить главный нерв своего философствования в художественной форме.
Является ли Эрайгнис (со-бытие с собой) предпосылкой для всех других со-бытий (вопрос темы) или, наоборот, со-бытие с Богом является предпосылкой и поставом со-бытия с самим собой?
Дух - это то, что живит живое...
По моему разумению, весьма актуально, что в центральном вопросе темы "
является ли Эрайгнис (со-бытие с собой) предпосылкой для всех других со-бытий?" Ярослав постоянно возвращается к понятию "дух" - и со строчной буквы, и с прописной ("Дух", "Святой Дух"). Как понимаю, если брать по Хайдеггеру, замысел его Er-eignis (или "новое слово") состоит в следующем. Есть общеизвестная онтологическая "триада" - по вертикали "вверх": тело - душа - дух (телесное - душевное - духовное). Они составляют суть человеческого бытия (Da-sein) в мире, суть со-бытия человека с собой, а тем самым основу всех событий с человеком происходящих. Там, в "вертикали" человеку открывается Бог, или не открывается, если сам человек закрывается от Него. Это дело человеческой свободы и человеческого выбора. Но точно такая же "вертикаль" простирается и "вниз", в основание человеческого бытия - и не только его, но и в основание бытия всех вещей и существ в мире. Именно это Бытие - самое наипростейшее, самое ближайшее, которое даёт всем вещам и существам, включая человека, быть собой. Это та духовная грань самой фундаментальной основы, где всё духовно, всё соприкасается с духом - такое соприкосновение и есть Er-eignis, Собы-тие, которое неизбежно, как "закон законов", хотя может быть заслонено и искажено многообразием обыденных событий, а главным образом - претензией самого человека быть субъ-ектом (под-лежащим, основой) своего человеческого бытия (и тем самым - бытия всего мира как объ-екта, пред-лежащего, "материала труда и творчества"). Не только воспаряя "вверх", к горнему, человек достигает духовной сферы - он изначально, ведая того или не ведая, "пребывает в духе". Все вещи и существа, все события в мире имеют свою духовную подоплеку, где сретение бытия (Sein) и Бытия (Seyn), каковое и есть Er-eignis. Но духовное само по себе - просто духовное, по сути же своей оно всегда бинарно, поэтому остаётся главный вопрос: на какую духовную основу обопрётся человек, что составит суть его Er-eignis - его "самостоянья" быть-собой, его Собы-тия? В этом плане Ereignis, как таковой, ещё ни о чём не говорит. Ибо именно от характера "восхождения вверх" для человека зависит и его Ereignis - характер собственной укоренённости в Бытии. Сегодня, накануне недели (воскресенья) Григория Паламы вспомнить об этом было бы особенно уместно.