Дух не только Высь, но и Глубина. Высь высей и глубина глубин. Где нет духа, нет никакого бытия. Есть ли несотворённая бездна тёмной свободы? — вопрос для меня открытый...
Это, действительно, очень сложный вопрос, на который по-своему пытались ответить многие (включая Якова Бёме, Бердяева и т.д.). Поэтому смысл нередко вкладывается различный. Говоря о "несотворённой бездне тёмной свободы" Вы имеете в виду человеческий дух?
Что касается согласовать с Моисеевым, то ПМО Моисеева предполагает не только двуместные операторы, но одноместные и даже многоместные (когда при стрелке располагается любое число величин: от одной и чуть ли ни до бесконечности). А посему ничто не препятствует и многоместности самих стрелок. Но одно дело - показать это теоретически, другое - описать область опыта, где это используется. Тут пока согласования нет.
Я имел в виду то обстоятельство, что каждый оператор значим лишь в рамках той формальной системы, в которой используется. Поэтому должны быть чётко определены правила его введения и удаления, взаимосвязи с другими операторами, их взаимовыразимость при тождественных преобразованиях и т.д. И все это не должно приводить в чисто формальным противоречиям, как они понимаются в рамках данной системы. Применительно к ПМО лишь автор ПМО лучше всего может ответить на вопрос о самой совметсимости и характере нового оператора со всеми остальными. А также о том, допустима ли его интерпретация на предлагаемой Вами содержательной модели. Хотя последнее, действительно, вопрос спорный.
В этом учебном году программа занятий нашего "Философского семинара", так и называется "Собственная форма личности" - http://philosophy-seminar.ru/forum/11-77-1
Тема интересная, и сформулирована хорошо. Однако мне показалось несколько странным, что в предложенном там исходном словаре нет понятия "личность", собственную форму которой и предлагается исследовать. Как, кстати, нет и понятия "индивидуальность" (которое не тождественно понятию "личность").
Что касается подмены понятий: Я, человек, бытие, личность и т.д., то у меня этого нет. Просто в формате вольной беседы они всплывают в диалоге, для того чтобы синонимично усилять аргументацию.
метафизическая задача – поведать об Эрайгнисе, в моих терминах и символах – об автомоде "Я!Я" (! - означает стрелку вниз), лежащей в основе всех остальных отношений, мод, и модусов.
Речь шла прежде всего о неявном смешении понятий, а не о их сознательной подмене. Конечно, в вольной беседе использование разных понятий как синонимов вполне допустимо. Однако когда дело доходит до теоретического анализа, то необходимы чёткие дистинкции. Таковые и выявляются, в частности, посредством использования формализованных логических систем с предельной однозначностью как терминов, так и операций. Можно, конечно, и посредством "исчисления стрелок", а можно с помощью более простого логико-математического аппарата, который предложил Луис Хирш Кауффман (доказавший теорему, что каждое итеративное уравнение имеет собственную форму) и который использован в том числе Моисеевым в названной выше работе (аппарат Кауффмана достаточно легко переводится на формальный язык "исчисления стрелок"). Тем интересней, какие содержательные выводы следуют из проведённой Кауффманом логической экспликации Я как собственной формы через феномен "означающего сдвига". Ход его рассуждений таков.
Пусть Х - некоторое имя, У - денотат имени
Н - оператор номинации (именования): Н(У) = Х, т.е. этот оператор сопоставляет объекту-денотату У имя Х (здесь Н - функтор, а У - аргументатор)
Д - оператор денотации (означения): Д(Х) = У, т.е. этот оператор сопоставляет имени Х денотат-объект У (здесь Д - функтор, а Х - аргументатор)
В реальности личное имя является частью общей целостности вместе со своим денотатом, означая и собственно денотат, и эту целостность (например, человек, которого мы хорошо знаем, воспринимается всегда только вместе со своим именем, оно - как бы его "личностный атрибут"). Эта целостность представляет собой композицию имени и денотата: Х * У, где * - знак композиции (в математическом смысле).
Подобная ситуация являет собой то, что Кауффман назвал "означающим сдвигом", требующим введения метаимени М, которое вместе с тем есть оператор "означающего сдвига" и определяется:
Д(М(Х)) = Д(Х) * Х
т.е. денотат метаимени М имени Х есть композиция денотата имени Х и самого имени Х
Собственно, такой переход от имени к метаимени и есть "означающий сдвиг". Но что является именем самого метаимени? Этот вопрос сродни вопросу "как зовут Ивана Ивановича Иванова?". Естественно, его так и зовут - "Иван Иванович Иванов". Соответственно само М есть имя оператора метаимени:
Н(М) = М
Что тогда является его денотатом? По указанному выше определению Д(М(Х)) = Д(Х) * Х имеем:
Д(М(М)) = Д(М) * М
При условии, что в данном случае композиция сводится к операции применения функтора к аргументатору (и к последовательностя применения функторов), получается соотношение:
Д(М(М)) = М(М)
т.е. элемент М(М), "метаимя имени метаимени", является конечной собственной формой оператора денотации Д
Через неё Кауффман интерпретирует семиотическую природу человеческого Я, способную одновременно мыслить некий объект и именовать его (по определению Хайнца фон Фёрстера - "Я есть наблюдаемая связность между собой и наблюдением себя"). Поэтому Кауфман вводит Я как семиотический оператор вида:
Я = М(М)
Соответственно выражение Д(М(М)) = М(М) способом подстановки становится эквивалентно выражению:
Д(Я) = Я
т.е. Я есть собственная форма оператора денотации Д: Я есть и своё имя, и свой денотат, совпадает со своим денотатом, и имя Я есть вновь Я.
Но вместе с тем, как показывает Кауффман, собственной формой оператора денотации Д является также бесконечная композиция оператора метаимени М, ибо оператор метаимени М предполагает многократное применение. Ведь из определения Д(М(Х)) = Д(Х) * Х (денотат метаимени М имени Х есть композиция денотата имени Х и самого имени Х) вытекает последовательность:
Д(М(Х)) = Д(Х) * Х,
Д(М(М(Х))) = Д(М(Х)) * М(Х) = Д(Х) * Х * М(Х),
Д(М(М(М(Х)))) = Д(М(М(Х))) * М(М(Х)) = Д(Х) * Х * М(Х) * М(М(Х)), и т.д.
И наконец, через Д(М(М(М(...М(М(Х))) в пределе имеем Д(М...) = М..., где "..." есть знак бесконечности как степени.
Таким образом, Я есть собственная форма оператора денотации Д (заметим, что заодно и собственная форма оператора номинации Н), а вместе с тем бесконечная композиция оператора метаимени М также есть собственная форма оператора денотации Д, следовательно Я есть, в том числе, бесконечная композиция оператора метаимени М - т.е. Я = Д(Я) = Н(Я), где Я-имя и Я-денотат тождественны, но вместе с тем Я = Д(М(М(М(...))))..., где в общем случае М отлично от Я. Такова двойственная природа Я. С одной стороны, Я - не более, чем собственная форма операторов денотации и номинации, которая хотя и обозначается "Я", на деле ещё всего лишь безликое "есмь", неотделимое и неотличимое от "есмы", непосредственное самобытие как "ни-кто" (в своё время Фихте предложил термин "Ichheit", обычно переводимый на русский корявым "яйность" вместо гораздо более подходящего "есмь"). Но с другой стороны, Я есмь как обладающее собственным именем, отличным от Я, тем самым отличается и от себя самого как безличного "есмь", конституируясь из Я как "никто" в собственно Я как "некто" - точнее, в Я как "кто". И основой конституирования является наличие отношения "Ты" в самом Я. Без такового изначального, латентного в самом Я отношения нет и собственно реального Я.
Что интересно, такой формальный результат совпадает и с содержательным анализом Франка, который представлен в ряде его работ - в Непостижимом" или в "Я и мы", например: "
Не два независимых и самодовлеющих существа здесь извне встречаются и становятся друг для друга "я" и "ты"; их встреча есть, напротив, лишь пробуждение в них обоих некого исходного первичного единства, и лишь в силу пробуждения этого единства они могут стать друг для друга "я" и "ты". Познание "чужого я", а тем более живая встреча с ним возможна лишь в силу того, что наше "я", так сказать, искони ищет этой встречи, более того — что оно идеально имеет отношение к "ты" до всякой внешней встречи с отдельным реальным "ты", что это идеальное отношение к "ты", это первичное единство с ним конституирует самое существо "я". "Я" никогда не существует и немыслимо иначе, как в отношении "ты" — как немыслимо "левое" вне "правого", "верхнее" вне "нижнего" и т. п... Само "я" конституируется актом дифференциации, превращающим некое слитное первичное духовное единство в соотносительную связь между "я" и "ты".
Примерно о том же выше писал Ярослав. И на мой взгляд, это весьма и весьма существенно, если вести речь об Эрайгнисе как о некоторой автомоде "Я!Я". Ведь в конечном итоге оказывается, что никак нельзя обойтись без учёта изначально наличного в самом Я имплицитного момента "Ты". Причём, онтологически наличного, ибо и у Кауффмана бесконечность композиции выводит вопрос о природе Я за рамки чисто семиотической интерпретации этой природы в область онтологическую.