Бог-творец - это и есть та общая духовная реальность, которую разные народы, культуры, религии и философии описывают под разными именами. Но реальность одна, и ее свойства не зависят ни от имен, ни от символов. Она так же реальна как гравитация или генетическая наследственность.
В одном только этом небольшом смысловом аккорде содержится та цепочка следствий, которые, вытекая одно из другого, подталкивают тебя к совершенно ложным выводам (например, о возможности разделить духовный опыт на объективный и субъективный).
1. Почему разные культуры и религии описывают свой духовный опыт общения с Богом разными символами и под разными именами? Только ли в человеческой разобщённости и узости тут дело? Или это входит в Замысел Самого Творца - дать наиболее объёмное представление о Духовном Целом через различие его проекций в мире относительном?
2. Тезис о том, что свойства духовной реальности не зависят от имён и символов, является первым шагом в сторону объективации духа и отчуждения личности от духовного мира. В духе всё как раз зависит от конкретных имён, конкретных личностей, конкретных встреч и конкретных символов. Символ является связью конкретного духа с высшей реальностью, дающей конкретный ответ этому конкретному духу. Дух всегда конкретен.
3. Далее проводится прямая аналогия духа с миром объектов, здесь уже разделение целостного духа на объективное и субъективное налицо. А вытекает якобы оно из Единства Бога (первый тезис в связке). Материальный мир управляется объективными законами, работающими автоматически, вне зависимости от воли объектов (если у них есть воля). Понимание, что за этими законами стоит сотворивший их дух, не является основанием для переноса свойств материального мира на духовный. Материальный мир лишь часть мира духовного. И законы этой части и её свойства не являются законами и свойствами Целого. Законы физиологии не исчерпывают собою и не объясняют любви. И если в любви есть физиологическая составляющая, это не означает, что существует некий закон любви, работающий так же одинаково для всех, как законы физиологические. Не исчерпывается любовь и психологией. И сколько бы ни строили теорий, объясняющих законы любви, любовь была и остаётся чудом конкретной встречи.
Но вера, как всеобщая способность каждого человека верить, то есть считать нечто неопределенное реально определенным - объективна.
Вера духовна. К ней неприменимы категории объективности и субъективности, как и к любви. Эти категории применимы только к знанию, то есть к интеллектуальному, а не к духовному. Вера - это прежде всего шаг навстречу и встреча человеческого духа с Духом Божьим. Встреча не может быть ни объективной, ни субъективной - это духовное событие и целостный духовный опыт, неотделимый от конкретной личности.
Как персональное чувство к кому-то или чему-то - субъективна. Но как всеобщая сила, связующая души людей и не только - объективна.
Никакой безликой, объективной любви нет. Любовь - это зарождение в конкретном "я" конкретного "ты". Внутри "я". Персональное чувство - это уже чувство, возникающее после свершения чуда любви. Любовь всегда конкретна и неповторима. Нет "ты" (предмета любви) - нет и любви. Есть разговоры о любви или законах любви, но для самой любви нужен предмет. А чтобы этот предмет стал любимым и любящим, должно случиться чудо узнавания, вспышка духовного света, дающая видение целого, таким, как Бог задумал. Никакие законы такого видения дать не могут.
Так и духовная наука позволит тем, кто способен, достичь более высокого качества и веры и любви и предохранить их от распада и утраты по глупости и неведению.
При чём тут духовная наука? Чтобы кому-то помочь, его надо полюбить. А это всегда конкретное общение личности с личностью. У Вас же получается, что можно помочь при помощи знаний каких-то общих закономерностей каким-то абстрактным людям (которых не любишь, потому что никакой встречи с ними не произошло). Сначала надо полюбить самому, тогда можно учить любить других. Но эти другие уже должны быть любимыми, каждый - конкретно. Всех скопом любить нельзя, можно любить лишь каждого в его отдельности и неповторимости.
Внутреннее содержание субъективного доступно только одному субъекту. Духовное - это всеобщее содержание, доступное каждому субъекту.
Внутреннее содержание и есть духовный опыт. И этот опыт состоит из конкретных встреч в любви и в вере, из конкретного общения с конкретными "ты" (человеческими или иными, включая Бога). В любви и становится внутреннее содержание общим, а не потому что оно объективно существует, вне зависимости от того, любишь ты человека с его конкретным внутренним содержанием или нет. Каждому становится доступным внутреннее содержание другого только в любви, и только в любви оно становится общим. Общим, но не объективным.
Сама попытка разделить духовное на объективное и субъективное приводит к разрушению целостности, а дух - по определению - целостен. Кажется, что разногласия возникают из-за субъективного, а нужно выделить некое общее объективное и тогда возможно прийти к единству. Получается, что
необходимым условием такого единства является разрушение целостного духа и целостной личности на две части - объективную и субъективную. То есть, единство начинается с разрушения целостности и предполагает соединение только тех частей, которые объективны, а те, которые субъективны, выносятся за скобки такого единства. Это объективное единство никакого отношения к духовному единству не имеет - это единство одной из частей, ставящей себя на место целого, подменяющей собою целое.
Вот
очень показательная иллюстрация (как раз сегодня появилась, как будто специально). Эта схематизация и есть следствие разделения духовного опыта на объективное и субъективное. Сам язык схем и формул - следствие распада духа как целостного опыта.
Забавно другое, что вы годами в небольшом кругу не можете согласовать свои схемы и прийти к одной синтезированной. Но верите, что можно долгими трудами найти такую схему для всех, что такая общая супер-схема станет помощником на пути к единству. Неспособность согласовать схемы (первичную аксиоматику, картины мира) приводит к тому, что все разговоры о картинах мира и первичных аксиомах объявляются бесплодными (против наглядного опыта не попрёшь), выносятся за скобки, а поиск синтеза сосредотачивается на деталях, частностях и поисках механизмов синтеза этих деталей и частностей. Но любая из деталей, имеющая хоть малую толику духовной составляющей, выводит к первичным аксиомам. И вновь рисуются схемы, и вновь у каждого получается своя. И никто своей поступиться
не может. Именно
не может, потому что в глубине души чувствует: эта
моя схема есть символ неповторимости и незаменимости моей личности, и поступись я своей схемой ради абстрактного синтеза - это разрушит уникальность моей личности, то есть - её саму в итоге.
Не согласованием схем духовное единство достигается, а любовью конкретного "я" к конкретному "ты". В целостном духе, а не в одной из его внешних (объективных) частей. В большинстве сообществ, одержимых идеей единства через объективацию общего, идут споры о деталях, о формулах, о схемах. Но нет одного - взаимного, неподдельного и глубокого интереса к конкретным творческим плодам друг друга. Но только тогда, когда конкретное творческое создание одного становится внутренним событием, духовным опытом другого, появляется квант единства. Это и есть маленькие, но реальные шаги к единству. И каждый такой шаг конкретен и неповторим.
Когда ты, читая стихотворение или эссе другого человека, чувствуешь его как своё (как будто это я сам написал). И даже не соглашаясь с какими-то частностями по букве, ощущаешь духовное родство. Тогда и рушится стена между объективным и субъективным - главное препятствие на пути к единству. А объективные схемы только укрепляют эту стену. И эта объективная стена из кирпичей схем и формул строится под лозунгами о единстве и ради общего синтеза, а на деле разделяет каждого из строителей внутри него самого и отчуждает его всё больше и больше от других строителей. И всё меньше (год от году, кирпич за кирпичом) становится не только взаимный интерес к конкретным творческим плодам друг друга, но слабеет и сама способность понимать что-либо, кроме своей системы и своих формул и схем.
В теме "Роза Мира: законы и свобода" я хочу показать на разных, но конкретных примерах, почему возникает такой странный "вектор к единству", отчуждающий в итоге людей друг от друга всё больше и больше. Этот вектор и есть путь к тому состоянию общества, которое называется "братство без братьев". А начало вектора - ложная идея (вернее, установка воли) разделения духовных феноменов на объективное и субъективное. Чтобы, выделив объективное в каждом феномене, найти общий язык и механизмы (формулы) синтеза этих объективных частей. В результате мы получаем множество личных схем, не способных соединиться в одну с другими личными схемами. И не дай Бог, они соединяться!