Религия, философия, наука
Духовная наука (про и контра)

0 Участников и 2 гостей просматривают эту тему.

« #121 : 10 Ноября 2019, 02:01:01 »
Получается, всё духовное, интеллектуальное, профессиональное, нравственное есть одна большая НАУКА.

Ну в принципе - да. Все плоды духа - это и есть Наука.


« #122 : 10 Ноября 2019, 03:42:21 »
В каком смысле Дух не субстанция?

В том смысле, что в духе нет разделения на объективное и субъективное, бытие и сущность. Дух есть и бытие, и сущность одновременно. А субстанция - это сущность. Причём сущность объективная. К духу же само понятие объективности неприменимо. Также мы соотносим дух с Божьим Духом, творящим все личностные духовные монады. И мы знаем аксиому "Бог есть любовь". Разве любовь можно отнести к субстанциям? А Самого Бога? Бог - это сущность? Это - бытие? Это - причина? Это и то, и то, и то, и не то, и не то, и не то (апофатика и катафатика). Также дух (в т.ч. человеческий) можно назвать Божьим Замыслом о конкретной личности. Разве Замысел относится к субстанциям? Но Дух не относится и к идеям в платоновском смысле. Дух это то, что живит живое, что просвечивает сквозь все наслоения национального, родственного, наследственного в лице человека. В любом его воплощении, в любом возрасте. То неповторимое и вечное, что позволяет называть человека образом и подобием Божьим. Дух это истина и полнота бытия, а и то, и то не субстанции. А также дух есть творческое начало и волевой центр личности. В общем, на мой взгляд, о духе вообще нельзя ничего сказать до конца определённого языком философских понятий и определений, о духе лучше говорить языком религиозных символов: "дышит, где хочет", "всё познаёт, его же никто" и т.д. Дух познаётся только целостно, едино, а любое определение есть объективация анализа.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 10 Ноября 2019, 03:51:13, Ярослав»

« #123 : 10 Ноября 2019, 03:44:07 »
Ну в принципе - да. Все плоды духа - это и есть Наука.

Интересно: ПАН-наука.
То есть, религии, искусства, философии - тоже наука? И значит, их множественность есть временное состояние, а все они сольются в единую науку?

А смысл?

Если все плоды духа есть наука, наш разговор теряет предмет, который расплывается на всё и вся. И тогда ни об искусстве, ни о религии, ни о культуре, ни о нравственности говорить не нужно, ибо всё это наука. По-моему, это даже с точки зрения языка крайнее обеднение, не говорю уж о потере лица необщих выражений (у религий и культур) в одном общем лице пан-науки.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 10 Ноября 2019, 03:48:55, Ярослав»

ОффлайнПафос

  • При ловле блох ирония хороша.
« #124 : 10 Ноября 2019, 03:53:39 »
А я знаю правильный ответ! Ура!
Наука - это Пушкин. Наше всё!

Не всё то золото, что молчит!
Друг народа

« #125 : 11 Ноября 2019, 08:07:10 »
Цитировать
1) Дух это то, что живит живое...

2) То неповторимое и вечное, что позволяет называть человека образом и подобием Божьим. Дух это истина и полнота бытия, а и то, и то не субстанции.

3) А также дух есть творческое начало и волевой центр личности.

Прошу прощения за разбивку по пунктам вашей цитаты,  Но каждый пункт соответствует классическому определению субстанции (под-лежащего): первичная самостоятельная движущая сила, не нуждающаяся во внешнем принуждении.

1) Живое движется  духом. Дух - это и есть самостоятельная движущая, организирующая и управляющая сила живого - то есть субстанция.

2) Человек подобие Бога. Бог вечное первоначало движения и творения мира. Человек - точнее его дух - подобие этого самодвижущего первоначала - то есть подобие субстанции.

3) Дух - движущая сила, лежащая в основе воли и творчества личности - то есть , субстанция.

Цитировать
в духе нет разделения на объективное и субъективное, бытие и сущность. Дух есть и бытие, и сущность одновременно. А субстанция - это сущность. Причём сущность объективная.

Ну в принципе дух - это ядро субъекта и движущая сила и мышления и тела, но Дух всеобщий - это движущая сила всего мироздания и неорганического и органического, и безличностного и личного, и животного и разумного. В этом смысле дух - это не субъективное и не объективное. Дух - это бытие и сущность бытия одновременно. Но почему, по-вашему, субстанция - это только объективная сущность? Разве она не самостоятельная движущая сила?

Что такое субстанция по-вашему? Что она движет? Каково ее отношение к духу? Я хотел бы сразу оговориться, что точного ответа на этот вопрос ни наука, ни философия не дает, поэтому давайте просто поймем определения друг друга.



«Последнее редактирование: 11 Ноября 2019, 08:26:03, Андрей Иванченко»

« #126 : 11 Ноября 2019, 08:36:19 »
И значит, их множественность есть временное состояние, а все они сольются в единую науку? А смысл?

Мне кажется, что смысл в том, что это просто конечный этап движения к познанию истины. Помните, я описывал этапы:
Мир - 1) миф - дух - ритуал (религия)
2)  эйдос - идея - (философия)
3) логос - закон - знание (наука).

Сначала мы познаем вещи гадательно, затем экспериментально, затем теоретически, и наконец, научно. Наука - это не догматическая материалистическая идеология, это просто знание, получившее всеобщее признание. Никто не сомневается, что Земля движется вокруг Солнца. Но очень многие сомневаются и путаются в том, что движет человека, какова связь закона "звездного неба над нами и духовного принципа внутри нас". Знание своей сущности - это "категорический императиов" разумного существа. Вы с этим не согласны?

Причем, я говорю о необходимости стремления к постижению этого знания, а вы об опасности того, как это знание может быть злоупотреблено. Давайте попробуем разделить эти две проблемы. Я согласен, что духовное знание или духовная наука могут быть использованы во вред человеку и человечеству. Но скажите, вы искренне считаете, что на этом основании не стоит стремиться к серьезному познанию природы человека?

«Последнее редактирование: 12 Ноября 2019, 22:56:47, Золушка»

« #127 : 11 Ноября 2019, 08:46:17 »
А я знаю правильный ответ! Ура!
Наука - это Пушкин. Наше всё!
Верно!
О, сколько нам открытий чудных
готовит Просвещенья Дух (наука)
и Опыт, плод ошибок трудных
и Гений (дух), парадоксов друг.

Он действительно интегрировал три в одно: Наука, Опыт, Дух.


« #128 : 12 Ноября 2019, 06:36:57 »
Почему Вы уповаете именно на науку в духовной сфере, а не на религию, искусство и философию?

Потому что когда долго считаешь на счетах, а потом тебе дают калькулятор, то начинаешь на него уповать. Он - производительней и надежнее. Так и наука. Те результаты, которые дает научный систематизирующий анализ, намного эффективней мифологических сказок, от которых постарались освободиться уже античные философы. Религиозные учения часто иносказательны и подобны мифам. А философские учения настолько заполнены индивидуальными терминами гениальных философов, которые начинают использовать обычные слова совершенно в необычном смысле, что они больше похожи на мистические трактаты или поэмы. Все это нуждается в некоторой систематизации, чтобы мы не сталкивались постояно лбами на ровном месте, говоря о разуме и рассудке, о душе и духе, о субстанции и первоначале.

Цитировать
И почему просматривается такая воля к причислению философии к наукам? Как и истории, к слову (тут тоже большой вопрос - является ли история наукой).
К сожалению, воля прослеживается, а результат - нет :) Ни история, ни философия пока не имеют той прозрачной структры, где прослеживаются причинно-следственные связи в их всеобщей и необходимой форме.

Цитировать
Чем будут принципиально отличаться законы духа, открываемые духовной наукой, от религиозных заповедей, от различных религиозных традиций и ритуалов, от философских систем, от искусства и его школ?
В своей сущности  - ничем. Это будет во многом повторение пройденного, причем неоднократно пройденного разными народами и личностями, в разные времена, на разных языках. Но отличие будет в форме: в структуре, в ясности и постижимости. Помните был когда-то счет римскими цифрами? А потом все перешли на арабское исчисление. Так проще, яснее, надежней, и можно учить детей с 3х лет. А современную философию, по-моему, даже большинство профессоров (не говоря о прочих) только прикидываются, что понимают.

Но разве можно так долго до такой степени сохранять невежество в такой сверх-важной области, как дух, душа, Бог, благо! Без этих понятий нет представления о сути человека, а значит нет ни воспитания, ни образования, ни психотерапии, ни нормальных институтов государства.

«Последнее редактирование: 12 Ноября 2019, 07:24:30, Андрей Иванченко»

« #129 : 12 Ноября 2019, 07:52:48 »
Те результаты, которые дает научный систематизирующий анализ, намного эффективней мифологических сказок, от которых постарались освободиться уже античные философы.

Примеры в студию :-)

А философские учения настолько заполнены индивидуальными терминами гениальных философов, которые начинают использовать обычные слова совершенно в необычном смысле, что они больше похожи на мистические трактаты или поэмы.

Да вроде гениальные философы как раз понятны...

и история, ни философия пока не имеют той прозрачной структуры, где прослеживаются причинно-следственные связи в их всеобщей и необходимой форме.

А связи бывают не только причинно-следственными, но и символическими. Как и в истории, так и в философии можно найти закономерности. Но эти закономерности всегда будут условны и не общеобязательны. Ни история, ни философия не ограничены трёхмерным пространством, потому причинно-следственные связи столь зыбки в них.

Но разве можно так долго до такой степени сохранять невежество в такой сверх-важной области, как дух, душа, Бог, благо!

А их и нельзя запечатлеть в Букве. Не помещаются они туда, как не изворачивайся. Лишь через Символы можно хоть как-то отразить их суть.

Без этих понятий нет представления о сути человека, а значит нет ни воспитания, ни образования, ни психотерапии, ни нормальных институтов государства.

А если будут даны научные обязательные для всех определения, то волшебным образом представление о сути человека появится? А ни раньше, ни сейчас нет ни воспитания, ни образования, ни психотерапии? Всё есть. А местами и временами вполне себе духовные. И зависит это от личностей, от того, кто делает.


« #130 : 12 Ноября 2019, 09:57:02 »
Цитата: Андрей Иванченко от Сегодня в 06:36:57
Те результаты, которые дает научный систематизирующий анализ, намного эффективней мифологических сказок, от которых постарались освободиться уже античные философы.

Примеры в студию :-)

Антон, есть очень хорошая фраза: "Если надо объяснять, то не надо объяснять". Ну представьте, вам кто-то заявляет: "а вы докажите, что земля круглая". Будете доказывать, или вздохнете, и поймете, что лучше не стоит?

Цитировать
Как и в истории, так и в философии можно найти закономерности. Но эти закономерности всегда будут условны и не общеобязательны.

Второстепенные связи не общеобязательны, а необходимые связи - универсальны. Но их надо отыскать. А для этого нужен метод и большая группа одаренных умов, тогда и можно будет сделать и философию и историю более научной, а там и на науку духа можно будет "замахнуться".

Цитировать
А если будут даны научные обязательные для всех определения, то волшебным образом представление о сути человека появится?

Поделюсь с вами еще одной мудрой цитатой Великого Козьмы:
Цитировать
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Чтобы что-то понять, надо иметь правильные понятия. Без них правильные представления не появятся. А понятия - это плод научного познания, систематизации, классификации, логического анализа и синтеза.

«Последнее редактирование: 12 Ноября 2019, 10:17:27, Андрей Иванченко»

« #131 : 12 Ноября 2019, 11:02:51 »
Ну представьте, вам кто-то заявляет: "а вы докажите, что земля круглая". Будете доказывать, или вздохнете, и поймете, что лучше не стоит?

Я расскажу о том, что она шарообразная и неплохо описывается геометрией Римана :)

Второстепенные связи не общеобязательны, а необходимые связи - универсальны. Но их надо отыскать. А для этого нужен метод и большая группа одаренных умов, тогда и можно будет сделать и философию и историю более научной, а там и на науку духа можно будет "замахнуться".

В сфере Духа ум не помощник. Наша история есть лишь одно из отражений Духовных процессов Вечности в нашем времени.


« #132 : 12 Ноября 2019, 20:51:30 »
Наша история есть лишь одно из отражений Духовных процессов Вечности в нашем времени.
Антон, вы ведь понимаете, что это утверждение, хотя я с ним в принципе согласен, не имеет никаких оснований? Для большинства людей - это "фантазии Фарятьева".


« #133 : 12 Ноября 2019, 21:01:27 »
Антон, вы ведь понимаете, что это утверждение, хотя я с ним в принципе согласен, не имеет никаких оснований?

А какие основания имеет утверждение: "Бог есть Любовь"?


« #134 : 12 Ноября 2019, 21:21:32 »
А какие основания имеет утверждение: "Бог есть Любовь"?

Верно! Мы начинаем понимать друг друга. Никаких оснований. Пока. Я столько раз в ответ на это утверждение получал гневнейшую отповедь от людей, потерявших своих близких...

Но я верю, что Бог есть Любовь. И что Любовь - это интегрирующая сила, движущая всем миром, а не только любящим человеком. И я хочу, чтоб это было понятно любому, кто с этим не согласен, понятно его уму. А потом, может, и сердцу.

«Последнее редактирование: 12 Ноября 2019, 23:00:23, Золушка»

« #135 : 12 Ноября 2019, 21:33:21 »
Никаких оснований. Пока.

Оснований нет лишь на уровне разума.

И я хочу, чтоб это было понятно любому, кто с этим не согласен. понятно его уму. А потом может и сердцу.

Обычно наоборот. Сердцу понятно, а уму нет. И приходится очень долго доказывать уму, что это так, пока ум не плюнет и не смирится.

А вот как доказать уму, ежели сердце того не понимает? "Фантазии Фарятьева" какие-то ;-)



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика