Человек - это "машина познания". Так мы созданы.
Машина...
Человек - это "машина любви", "машина творчества", "машина веры", "машина истины", "машина духа"...
Почему машина-то? Случайно ли это слово вылезло в самом начале темы о науке?
Машину отличает от живого существа только одно - отсутствие в машине внутреннего мира, духовной свободы. Машина целиком и полностью обусловлена законами.
Космос и природа - машины?
Это для настоящей темы принципиальные, изначальные вопросы.
Так мы живем с первых дней своей жизни, задолго до того, как понимаем, что мы стремимся к познанию.
Есть и другое определение человека - религиозное животное. Вера в высший смысл и высшее начало укоренена в самой человеческой сущности не меньше, чем тяга к разумному познанию.
Познание духовного мира превратилось в религию, а познание внешнего мира превратилось в научное познание.
Тут ещё есть нюансы. Познание внешнего мира тоже бывает разное - как неживого объекта или как арены творчества самых разных живых существ, видимых и невидимых. Не законов, а свободных и творческих существ. Наука познаёт законы, действующие на всех одинаково. Только ли такими законами определяется внешний мир, мир объектов? Насколько значимо творческое начало, свободная воля различных существ, действующих в этом мире? Какова роль случайности, что такое случайность? Можно ли найти закон творчества и формулу любви?
Познание духовного мира не только удел религии, но и философии, и искусства. Равно как и познание внешнего мира далеко не только удел науки.
И сегодня мы встаем перед вопросом: может ли наука познавать дух?
Возникают сразу тут и другие вопросы: а
зачем науке познавать дух, даже если она признает его реальность?
Дух познаётся духом - в общении, в творчестве, в любви. Наука (даже если предположить, что у неё появится для этого методология, инструментарий) может познавать только некие законы, имеющие универсальный характер, но дух не обуславливается этими законами. Вернее, так: наука познаёт действия законов, но не их смысл. А дух творит смысл законов, определяет их вектор развития. Для науки законы есть некая константа. Для духа - творческий инструментарий.
Наука, таким образом, может исследовать либо
следы духовного мира в мире внешнем, либо действия объективных законов, призванные организовывать этот мир. И то, и другое
не есть духовная жизнь.
Духовный мир и духовная жизнь - синонимы. В духовном мире нет ничего объективно-неживого, внешнего, обусловленного чем-то извне, а не изнутри. Духовный мир и есть полнота бытия, полнота свободы. Единство этого мира держится любовью, а не законами (закону безразлична любовь, закон требует только повиновения).
Когда мы встречаемся в своём духе с другим духом - в религиозном ли действии и ритуале, в произведении искусства, в опыте любви и общения, в постижении смысла, в чтении и созерцании, в природе и красоте - нам меньше всего есть дела до объективных законов, и никакая наука нам в духовном общении ничем помочь не может. Есть искусство общения, но это не наука. Искусство вообще не наука, но духовный опыт. "Таков и ты, поэт. И для тебя закона нет." У науки нет (и быть не может) никакого инструментария для взаимодействия со СВОБОДОЙ. А дух и есть свобода, творчески себя преображающая изнутри.
Возможна ли объективная наука о том, что нельзя измерить и воспроизвести экспериментально бесчисленное количество раз независимо от наблюдателя?
Ключевое слово - "объективная". Главная проблема даже не в том, чтобы что-то измерить и воспроизвести, а в том, что духовный мир находится вне разделения на объективное и субъективное, внутреннее и внешнее, бытие и сознание. Науке в этот мир пути заказаны по определению научности (то есть самой сущности науки). Научность и есть не что иное, как объективное познание. Объективация же прямо противоположна духовному. Таким образом, наука движима волей, противоположной целостной духовности.
Что может сказать наука о сфере духа, если первым постулатом она исключает и дух, и душу, и Бога, и Абсолют, как то, что находится вне сферы ее компетенции?
Исключает это не столько наука, сколько установка веры на то, что существует единственная эмпирическая реальность, и она объективна. Науке
безразлично существование Бога и духа. В научной картине мира для них нет места вообще.
Можно исхитриться и внести в эту картину Абсолюта, регионы сущностей и т.п. - как высшие проявления человеческой культуры и философской мысли, но это будет не духовная первореальность, а производная человеческого бытия. Такая метафизика не противоречит научной картине мира, но науке, по большому счёту, безразлична и даже такая "наукообразная метафизика". Это сама такая метафизика хочет стать наукой (ибо научность есть для неё высший критерий истинности). Наука же и так наука, и никакая метафизика ей даром не нужна (ну, пусть будет, философы тоже люди, нам не жалко, пусть считают себя учёными, мест хватит в академиях и на кафедрах).
Наука считает свою картину мира единственной реальностью. Вернее, это единственная реальность, к которой у науки есть ключи для её познания. Есть ли ещё какая-то духовная реальность - науке неинтересно. С критерием научности к иной реальности всё равно не подступиться, ну и ладно тогда. Компетенция науки обусловлена самой сущностью научности (стремлением к объективации истины). И то, что наука не лезет в духовный мир, не заблуждение и не прихоть, а
принципиальная невозможность научной объективации духовной жизни.
Скорее всего, что нужна либо иная наука, взирающая на законы более широко и изучающая не только законы природы, но и природу этих законов?
Природа этих законов есть творчество. Человеческая культура со всеми своими феноменами - это объективация человеческого творчества, человеческого духа. Космос и природа - это объективация творчества духовных существ. Свободное творчество существ и есть Замысел Бога, эти существа творящего. Наука может исследовать действия законов в объективированном мире, но не саму их природу, ибо это природа творческая, свободная, духовная, не поддающаяся никакой объективации как таковая.
Или надо найти такой предмет - логос, самоорганизацию, системогенез - который наука должна будет рассмотреть и гармонизировать свои отношения с религиозным способом самознания и познания мира.
Наука может признать существование логоса-смысла в мире. А также признать, что логос не подлежит объективации, не обусловлен ничем внешним, но творит свободно, изнутри. Далее наука может признать равноценность других, кроме научности, путей познания (их немало). И признать, что критерий научности не есть единственный критерий истинности. Тогда будут гармонизироваться и отношения науки с другими феноменами человеческой культуры. Да и с Природой - тоже.
Возможно ли научное познание духовной сферы или проявлений духа в физическом мире?
Наука и занимается исследованием проявлений духа в физическом мире (в ограниченном своей методологией диапазоне). Признаёт ли эти феномены проявлениями духа или только проявлениями материи и неких её законов - это уже вопрос философский, а не научный. Наука не исследует смысла законов и смысла явлений. Смыслом занимаются другие подходы и пути познания (не только философия, к слову). Саму же духовную сферу наука исследовать не может, но только
следы этой сферы, обнаруженные в мире объектов.
Надо определиться, о какой сфере идет речь. Если это некий мир ангелов, который видели и описывали древние визионеры, то можно сказать, что этот мир никакому всеобщему объективному познанию не доступен. И тему можно закрыть.
Мир ангелов - это мистический (или трансфизический) мир. Его-то как раз наука исследовать теоретически может, если обретёт соответствующее оборудование. Принципиально это возможно. А вот духовный мир, внутренний мир тех же ангелов - от науки закрыт. И не столько потому, что это тайна, а потому что это духовная свобода, не подлежащая объективации. Точно так же наука может исследовать и мир, куда более близкий к ней, чем ангелы, - мир природных стихий, поняв, что за ними стоят вполне разумные существа, а не безликие законы, не пойми откуда взявшиеся. Но духовный, внутренний, творческий мир стихий от науки будет закрыт так же, как и духовный мир ангелов. И по той же причине - дух не объект и не субъект. По той же самой причине закрыт от науки и духовный мир человека. Не психологический, отчасти поддающийся объективации, но именно - духовный.
Значит, надо найти те проявления духа, которые можно видимо наблюдать в "мире сем". Мне кажется, что это вся сфера антиэнтропийных процессов самоорганизации и системогенеза.
Здесь нет, на мой взгляд, сущностных препятствий для науки, но только методологические. Хотя при изменении методологии (как в случае с козыревской теорией времени) начинает меняться сам генеральный критерий научности. А что ещё для науки тяжелее - уходит общеобязательность её формул. Возникает несколько паритетных направлений, со своей методологией и даже своей картиной мира. Такое случается всегда, когда познание выходит за рамки внешнего мира и обретает связь с духовной сферой.
Сами же "антиэнтропийные процессы самоорганизации и системогенеза" не есть духовный мир, но его инструментарий. Вот следы этого инструментария наука, конечно, может исследовать, имея представление, что за инструментом Кто-то стоит и руководствуется своей свободной творческой волей. Саму же эту творческую волю и её природу исследовать не может никто. С нею можно общаться, вступать во взаимодействие, но объективировать её природу нельзя. В принципе нельзя.
Поэтому первичными являются процессы в термодинамических и коллоидных системах, затем процессы в живых системах и, наконец, процессы, протекающие в системах самоуправления - в психике, начиная от низших животных и заканчивая человеком.
"Живая система" - противоречие в терминах. Жизнь не система. И дух не система. И свобода не система. И любовь не система. Жизнь - это воля и творчество. Степень "живости" в системе и является степенью ограничения научной методологии при изучении этой системы. С живым нужно общаться... Лично. Тет-а-тет. Все же процессы, поддающиеся объективации, это процессы в той составляющей системы, которые по сути не
живые. В том числе - и в человеческой психике. Все типические её процессы, общие для всех, есть неживая составляющая психики, машинная, обусловленная некими законами, наследственностью, внешними обстоятельствами и т.п. А внутренняя, в точном смысле слова, духовная жизнь души человеческой никакими законами и общими процессами обусловлена не может быть - это сфера свободы.
Мне кажется, у науки есть много инструментов для познания невидимой сущности процессов, которые воспринимаются на физическом уровне. Можно сказать, что наука только этим занимается, что находит невидимые общие законы видимых многообразных явлений.
Законы есть объективация творческого акта духа, а не его сущность. Сущность же духа познаётся только духом, в любви и общении. Здесь никаких общих формул и законов быть не может, это глубоко личное и свободное "пространство".
Внутренний мир личности вполне познаваем, ибо это слепок с внешнего для общения с внешним. Конечно то, что внутри - это черный ящик, но правильная гипотеза подтверждается правильным предсказуемым поведением этого "ящика".
Похоже, слово "машина" неслучайно таки появилось в первой строке темы. То, что Вы описали, это "внутренний мир" машины, а не личности. Внутренний мир компьютера тоже "чёрный ящик" для подавляющего большинство пользователей. Но этот ящик можно познать как объективные и обусловленные его программой и конструкцией процессы, даже при наличии в нём генератора случайных чисел. Можно и предсказать поведение этого "ящика". Это весьма сложная, но машина. Её можно повторить в других таких же копиях.
Личность же имеет в своём ядре духовную и творческую свободу. Это внутреннее солнце и делает личность неповторимой. Личность невозможно копировать. Чем больше в личности общих мест, тем она меньше личность, тем меньше в ней видно света её внутреннего солнца. Это внутреннее солнце и есть дух. И оно познаётся любовью. Если всё поведение личности будет предсказуемо и научно обосновано (может быть объективировано), то это уже не личность, а машина.
"Слепок с внешнего для общения с внешним" - это не внутренний, духовный мир личности, но всё то, что в личности есть общего с миром объектов. Духовное ядро личности - это образ и подобие Божие. Найти правильную гипотезу, которая сможет предсказывать поведение образа и подобия Божьего, и есть человекобожеская воля. Эта воля творит науку, наука находит закон, обуславливающий поведение образа и подобия Божьего, то есть ставит себя над Богом. Так и появляется в научной картине мира Абсолют, не творивший ни мир, ни человека, но зародившийся в человеческом бытие вместе с философией, царицей наук, 3000 лет назад - как производная человеческой культуры и человеческого бытия. Бог становится образом и подобием человека-философа, а над Богом стоит открытый человеческой наукой закон, знание которого может предсказывать поведение этого "ящика".
Дело за малым - предсказать появление хотя бы одного гения или просто таланта в культуре, его будущие создания. Тогда можно работать на опережение и копировать таких гениев, продлевая им жизнь, вернее - полезную функцию - на благо цивилизации.
Главное отличие духовной науки от физической - она не позволяет относиться к миру духовных явлений безнравственно, механически, безличностно.
А почему не позволяет, кто запретит ей позволять? Только здесь лучше не о "духовных" явлениях говорить, а о живых существах. К миру духовных явлений наука не может относиться никак, ибо изучает только объективные явления мира объектов. Понять, что за этими явлениями стоят существа иного мира, наука может. А вот изучать мир духовный, в котором нет ни объектов, ни субъектов, наука не может даже в теории.
Наука должна осознать, что если материя порождает жизнь и сознание, то относиться к ней надо более благоговейно, чем верующие к Богу. Только такая наука о духовном мире будет научной.
Если материя порождает жизнь и сознание, то нет ни духовного мира, ни Бога (ну, можно регион сущностей и Абсолюта вместо Бога и духа ввести в философский обиход для полноты картины). Тогда материя становится на место Бога. Если ввести культ материи, то можно к ней относиться и с благоговением. Только при чём тут "наука о духовном мире, которая будет научной", если и жизнь, и сознание, по такой науке, порождает не дух, а материя?
Предложите хоть одно учение, где это не является самым существенным элементом. Даже в обыденной жизни мы, не задумываясь, говорим о гениях и гениальности, а это как раз одно из форм проявления способностей разума по сравнению со средним рассудочным мышлением.
Духовная наука должна систематизировать и анализировать условия этой трансформации.
Я не совсем понял, почему Вы мне предлагаете предложить какое-то альтернативное учение...
Гениальность - это прежде всего творческий дар, дар Божий, а не способности разума. Разум человеческий, безусловно, может просветляться, как и вся человеческая природа. Только вряд ли преобразить её по силам науке. Главное условие этой трансформации находится не в нашем мире, который точно так же должен трансформироваться, перейдя в следующий эон. Уповаем на Второе Пришествие.
Главное препятствие, чтобы стать духовной, и есть главный козырь науки - её универсальность и общеобязательность. И я об этом препятствии-козыре уже много раз говорил. Скажу ещё раз, постом ниже.