Я думаю, что Козырев не утратил своей научности.
Если под научностью подразумевается общепринятое значение, то, безусловно, утратил. За что его и критикуют - именно за утрату научности, то есть - чистоты эксперимента, его повторяемости и независимости от личности, за внесение религиозного смысла в категорию Времени и т.п. И Теория Времени Козырева уже породила несколько научно-философских направлений, которые невозможно объединить в одну систему. Духовное измерение в научности сразу же создаёт множество паритетных (а не альтернативных) путей, дающих разные результаты. Сами законы начинают работать по-разному на каждом из путей. Это и есть утрата научности, в смысл которой вкладывается единство методологии и независимость результата от мировоззрения человека. А в козыревской науке мировоззрение человека как раз и определяет методологию и, в итоге, результат. Человек же так устроен, что загнать всех в единую систему мировоззрения можно только двумя способами: духовной тиранией (тотальной инквизицией) или вынесением духовного мира за скобки (как и сделала классическая наука).
Просто многие, сказав А, боятся сказать Б. А некоторые, сказав Б, оказываются исключенными из числа ученых агрессивными коллегами-сциентистами.
Дело не в агрессивности коллег, а в самозащите самой системы. Выход науки в духовную сферу неизбежно ведёт к утрате ею главного её преимущества перед другими путями познания, а именно - к утрате универсальности, общеобязательности и независимости от личности, культуры и религии. Что и делает научную методологию доминирующей над другими. К тому же сама система понимает (её коллективное эго), что внесение в науку духовного измерения приведёт к появлению многих паритетных направлений (как в случае с Козыревым), по аналогии с религиями и философией. И ни одно из них не будет таким же универсальным и всемирным, как классическая научная парадигма.
Но пора уже четко определить, что сциентизм - вера в тотальное доминирование науки во всех сферах - это иллюзорная вера или ненаучное заблуждение.
В том-то и дело, что не во всех сферах. А вот распространение науки на духовные сферы как раз и приведёт к догматизации новой научной религии, ибо это сфера - веры, а не доказательств и объективных знаний.
Да, система ненаучного догматизма не может смириться со своими пределами. Истинная наука, напротив, легко признает свои границы и насмехается над теми, кто делает из нее религию или догму.
Духовная наука и есть научная религия, а религия всегда зиждется на догмах. Только в обычной религии они не являются законами, которым подчиняются все, вне зависимости от их совести и веры. Догмы религии принимаются свободно верующим. В научной же религии свобода веры должна уступить место объективному знанию, доказанному и не зависящему от личности и её воли.
Говорю это не декларативно, а из личного опыта общения с физиками мирового масштаба
Физик, как человек, это одна реальность (у человека есть душа и дух). А наука - как система и методология - совсем другая. И если научная система будет вторгаться во внутренний мир человека, это приведёт к пагубным последствиям для души его. А без такого вторжения во внутренний мир и ни о какой духовности не может идти речи. Духовное неотделимо от внутреннего мира личности.
мир антропоцентрический, в котором мыслит только человек, был бы углублен и расширен представлением о Всеобщем Мышлении (Логосе), проявляющемся в структурировании и самоорганизации неорганической материи
Такие представления дают религии и философия, что может к ним прибавить наука? Это один вопрос. А второй: Логос, проявляющийся в неорганической материи, и Логос духовного (внутреннего) мира человека - один и тот же Логос. Таким образом, наука, расширяя сферу своей методологии на Логос в материи, неизбежно расширит её и на духовный мир человека. Но если религия, искусство и религиозная философия не претендуют на открытие общеобязательных к исполнению законов и сохраняют свободу духа человека, то сама сущность научности - это объективация закона, его независимость, автоматическое исполнение, не допускающее никакой свободы. Либо это уже не научность, но духовная практика или философское размышление. И то, и то существует издревле, а множественность путей и систем предохраняет человека от подавления его духа единой универсальной системой.
Все это разные формы одного и того же Логоса, творящего космос из хаоса.
В том-то и дело, что это разные формы. И методы познания их разные. В мире относительном разные формы Логоса исключают единую мировоззренческую систему, так как каждая форма имеет свою духовную целостность, отображающуюся в мире как своя самоценная и целостная система. Соединение всех систем в одну универсальную неизбежно ведёт к подавлению разных форм Логоса одной единственной. Иного в мире объектов быть не может: две или более универсальных и единых систем здесь существовать не могут, как не могут два тела занимать одно место в пространстве одновременно. А вот в духовном мире - очень даже могут. Но это царство свободы, а не царство необходимости. Духовная же наука предполагает создание универсальной мировоззренческой системы именно в царстве необходимости, а без такой единой системы - это уже и не наука, а различные вариации религиозно-философских путей и духовных практик. И прочие антиномии...
С этой точки зрения Интернет - это новая форма проявления Всеобщего Мышления, которая интенсивно развивается и ведет к рождению таких проектов, как ВОЗ
Это реальность уже искусства, а не науки. Хотя сам Интернет создан наукой. Ну, так и печатный станок создан наукой, и техника кино, и многое-многое другое. Вывод?
О формах и смысле различных интернет-проектов у нас есть несколько других тем, вот две ключевые и родственные этой:
здесь и
здесь.
Надо четко разделить руководство и управление духовной жизнью от духовного просвещения и воспитания.
Духовное просвещение и воспитание - это наука или искусство? Можно, например, сказать "искусство общения", а можно "наука общения". Только ли стилистическая разница здесь прослеживается? Ни искусство, ни духовное просвещение и воспитание не предполагают единой универсальной системы и свода общеобязательных законов. Не предполагают и алгоритмов, чётко соблюдая которые, разные личности получат один и тот же результат. А вот наука и то, и другое предполагает по самой своей сути.
Гипотетически, любое образование опасно тем, что самые образованные захватят власть и всех остальных превратят в рабов. Но история учит нас другому.
Образование и духовная наука не синонимы. Образование включает в себя множество сфер: религиозное образование, гуманитарное, культурное, нравственное, - а не только сферу научную. Также образование имеет религиозную и культурную принадлежность, в отличие от науки. Не бывает индийской или европейской математики, а вот религия, культура и вытекающая из них своя уникальная система образования есть реальность. Создать единую систему образования, в основу которой ляжет духовная наука, можно только одним способом - вынесением за скобки религиозной и культурной принадлежности. Это обеднение, а не обогащение духовного мира. Можно поговорить здесь на тему мультикультурализма и т.п. - но такие темы у нас уже есть.
Не образование и гении ведут к бедам и катастрофам, а недостаток общей культуры народа и недоучки-выскочки с синдромом сверхценной личности. И это тоже один из законов духовной жизни, необходимый нам как закон сохранения безопасности человечества.
Унификация образования приведёт и к унификации гениальности. Гении (если не только о гениальных учёных из сферы естественных наук речь) имеют ярковыраженную культурную, национальную и религиозную принадлежность. Нет никаких, вырванных из контекста национальной культуры гениев-общечеловеков. Великого инквизитора вряд ли можно назвать "недоучкой-выскочкой" или противником общеобязательного "духовного закона". Гении как раз больше проблем людям создают, чем безопасности. Но и безопасность не может быть самоцелью, если человек остаётся образом и подобием Божьим.
Но в целом, я разделяю ваши опасения, хотя мне кажется гораздо больше миру грозят прорывы в области искусственного интеллекта и комбинирования человека с компьютером.
Так это и есть инструментарий для приведения законов духовной науки в исполнение. Научные законы должны исполняться всеми и независимо от их дурной воли, иначе какие же это законы и какая же это наука? Не о духовной ли науке мечтал Великий инквизитор? Инструментария только не было у него необходимого...
Если духовидение станет наукой, то мечта инквизитора сбудется. Я этому даже книжку ("...вспоминая будущее") посвятил. Как в капле воды я там на примере т.н. родонизма (принявшего Розу Мира за некое подобие духовной науки и за объективную систему знаний) рассматриваю, к чему приведёт такой подход в духовной сфере и каковы будут его реальные, а не мечтательные плоды. Интернет даёт и массу возможностей, и массу размышлений над "семенами будущего" (на конкретных примерах и сообществах). Как и везде в современности, в глобальной сети действуют два полярных духа объединения мира - и плоды их уже наглядны, потому что конкретны.
Эти, если захотят организовать тиранию, так обложат со всех сторон, что Гулаг покажется раем свободы.
Если появится единая и общеобязательная духовная система - так и будет. Ей просто деваться некуда в реалиях нашего мира и человеческой природы.