Философия синтеза
Синтез материализма и идеализма

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Ответы на аргументы Я.Тарана из темы о Вечной Женственности:
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4606.90#msg36161
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4606.90#msg36162

Я.Т. ...Научная картина мира признаёт эмпирический мир самоданной реальностью
С.Б. Я думаю, точнее говорить, что научная КМ признает реальностью материю или объективную реальность.

Я.Т. Это отношение к миру и духу является одной из первичных аксиом и Вашей метафизической системы.
С.Б. Неверно. Мир, или мирум, у меня состоит из трех субстанций (регионов, холонов): сущего, бытия и сущностей. В материальной субстанции первична материя, в холоне бытия первично бытие, а в регионе сущностей первичен Абсолют (в религиозной транскрипции духовная реальность или Бог).

Я.Т. Религиозная философия (любая) признаёт первичной реальностью — духовный мир, а мир эмпирический — производным от духовного (либо как сотворённый, либо как относительный, либо как символический, либо как омрачение).
С.Б. Согласен. Но моя концепция не религиозная философия, а метафизический синтез материализма и идеализма, поэтому в ней двунаправленная зависимость и инверсия первичности в зависимости от конкретной ситуации.

Я.Т. В одну непротиворечивую систему (линейный синтез) религиозные философские системы принципиально несводимы.
С.Б. Я думаю, что несводимы чисто религиозные системы. Но чем больше в них философии (религиозно-философские системы), тем больше вероятность сводимости и синтеза.

Я.Т. Материализм и классический идеализм являются философскими системами, осмысляющими научную картину мира и принимающими её за первореальность.
С.Б. Возможно, материализм и осмысляет научную картину мира, но идеализм ни в коем случае. Он выстраивает свою картину мира, отличную от естественнонаучной, с идеальными первоначалами: Идеей, Логосом, Духом, Разумом, Абсолютом и т.д.

Я.Т. Ни о каком «равноправии» духовной и физической, мистической и социальной реальностей в религиозных философских системах нет и речи.
С.Б. Согласен. Но не думаю, что это соответствует современным метафизическим тенденциям.

Я.Т. Ни на какой синтез с условием «равноправности» духовного и эмпирического религиозные системы никогда не пойдут…
С.Б. Да, я это вижу. Но не думаю, что такое упорство соответствует тенденциям всеединства.

Я.Т. Синтез же может быть как линейным (основанном на аристотелевской логике), так и нелинейным (основанном на принципе дополнительности и поливариантности философских систем). У каждой из моделей синтеза разная философия синтеза.
С.Б. Согласен.

Я.Т. Синтез может быть как формальным, так и содержательным. Существует не один синтез, а множество — с разным содержанием.
С.Б. Согласен.

Я.Т. Вы не раз обозначали философию как царицу наук, то есть «науку наук».
С.Б. Это не я, это исконная традиция, тянущаяся из глубины веков.

Я.Т. Религиозная философия никакой наукой не является, как не является наукой и сама религия. Не являются наукой и мистика, и миф, и пророчество, и святость, и судьба, и дух.
С.Б. Очевидно, по определению.

Я.Т. Преодолеть же в некоем синтезе различия религиозных философских систем не только невозможно, но и не нужно.
С.Б. Я к этому и не стремлюсь.

«Последнее редактирование: 06 Март 2017, 10:49:17, КАРР»

Неверно. Мир, или мирум, у меня состоит из трех субстанций (регионов, холонов): сущего, бытия и сущностей.

Материальный (эмпирический) мир Вы определили как самоданный и самоценный, не сотворённый, правильно? Если я ошибаюсь, поправьте. (В теме о первичной аксиоматике Вашей концепции я хочу задать ещё несколько уточняющих вопросов. Прежде чем поговорить о перспективах синтеза.)

Но моя концепция не религиозная философия, а метафизический синтез материализма и идеализма

Так, и я об этом. Как синтез материализма и идеализма эта концепция теоретически осуществима. Открытым остаётся вопрос: к чему приведёт создание такой синтетической философской системы...

Я думаю, что несводимы чисто религиозные системы. Но чем больше в них философии (религиозно-философские системы), тем больше вероятность сводимости и синтеза.

Во-первых, религиозная философия не существует вне религиозной картины мира и её Мифа. А во-вторых, зачем сводить в одну систему то, что предназначено давать миру разные проекции Истины?

Возможно, материализм и осмысляет научную картину мира, но идеализм ни в коем случае. Он выстраивает свою картину мира, отличную от естественнонаучной, с идеальными первоначалами: Идеей, Логосом, Духом, Разумом, Абсолютом и т.д.

Идеализм (только не придирайтесь к слову!) выхолащивает религиозный Миф и понимание Живого Логоса и Духа до абстрактных категорий. Идеи в идеализме и Абсолют — это не живые существа и не Живой Бог, но игра чисто человеческими понятиями. Идеализм по сути намного ближе материализму, чем религиозным философским системам. Всё различие между материализмом и идеализмом сводится к основному философскому вопросу о первичности бытия или материи, бытия или сознания (идеи). И потому теоретически возможно выстроить метафизическую систему, где это основное противоречие будет разрешено в некоем синтезе. Но это противоречие целиком принадлежит миру сему, никакого выхода в духовную первореальность в нём нет.

Я.Т. Ни о каком «равноправии» духовной и физической, мистической и социальной реальностей в религиозных философских системах нет и речи.
С.Б. Согласен. Но не думаю, что это соответствует современным метафизическим тенденциям.

Насчёт современных метафизических тенденций не знаю, меня это не очень занимает. Но главный вопрос философии для меня — это вопрос о смысле жизни. И на него мне даёт ответы именно религиозная философия и философия духа.

Я.Т. Ни на какой синтез с условием «равноправности» духовного и эмпирического религиозные системы никогда не пойдут…
С.Б. Да, я это вижу. Но не думаю, что такое упорство соответствует тенденциям всеединства.

Если понимать как тупое упорство, то да, не соответствует. Но если — как необходимое условие всеединства, то всё переворачивается с ног на голову — и упорство оказывается мудростью. Смотря что понимать под «всеединством». Если систему, целиком вместимую в мир сей и человеческую логику, это одно «всеединство». Если диалог проекций Истины, принадлежащей духовному миру и не вместимой в мир сей и нашу логику в принципе, то это совсем другое «всеединство». И для него необходимо признавать безусловный приоритет духовного мира над миром социальным и материальным.
Всеединство всеединству рознь.

Я.Т. Вы не раз обозначали философию как царицу наук, то есть «науку наук».
С.Б. Это не я, это исконная традиция, тянущаяся из глубины веков.

А религиозные традиции не тянутся из глубины веков? Может быть, есть разная глубина (содержательно)?

Я.Т. Преодолеть же в некоем синтезе различия религиозных философских систем не только невозможно, но и не нужно.
С.Б. Я к этому и не стремлюсь.

Вот. Если Вы не стремитесь к синтезу религиозных философских систем, то тот синтез, к которому Вы стремитесь, по определению безрелигиозный. Собственно, я к этому выводу пришёл давно, но мне хотелось, чтобы Вы сами назвали вещи своими именами. Я не даю оценки: хорошо ли, плохо, но мне хочется подвести черту, чтобы мы могли хотя бы понимать, о каком пути синтеза и с каким содержанием идёт речь.

Итак.
1. Это синтез безрелигиозных философских систем в единую универсальную метафизическую систему, снимающую противоречия между разными философскими течениями (разными школами материализма и идеализма).
2. Это синтез европейской безрелигиозной философии по преимуществу.
3. Религиозные философские школы выносятся за скобки и могут быть вовлечены в этот синтез только ценой отказа от первичной аксиоматики тех религиозных картин мира и от того религиозного Мифа, которые религиозная философия и осмысляет. То есть, религиозная философия должна как бы «выпарить» из себя чистую философию (безрелигиозную), тогда она может войти в синтез и стать частью единой универсальной метафизической системы (включиться в современную метафизическую тенденцию).

Будем считать, что определённый промежуточный итог мы обозначили. Теперь можно сделать следующий шаг. Но так как данная тема посвящена синтезу материализма и идеализма, то собственно о современной метафизической тенденции и о синтезе, к которому она должна привести, а также о смысле тех трудностей, что лежат на пути этого синтеза, я открою отдельную тему. Пока в Вашем разделе, но если Вы будете против, перенесу в другой.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 06 Март 2017, 10:51:52, КАРР»

Материальный (эмпирический) мир Вы определили как самоданный и самоценный, не сотворённый, правильно?

Да. Ну, кроме редких случаев, когда человек может сотворить некие материалы или вывести животных, невозможных в природе.

Открытым остаётся вопрос: к чему приведёт создание такой синтетической философской системы...

Да. Он правомочен хоть для чего. Для философии, науки, религии, политики и т.д. Вроде пока синтез в философии не приводил к чему-то нехорошему.

Во-первых, религиозная философия не существует вне религиозной картины мира и её Мифа. А во-вторых, зачем сводить в одну систему то, что предназначено давать миру разные проекции Истины?

Я не занимаюсь синтезом религиозных философий.

Идеализм (только не придирайтесь к слову!) выхолащивает религиозный Миф и понимание Живого Логоса и Духа до абстрактных категорий. Идеи в идеализме и Абсолют — это не живые существа и не Живой Бог, но игра чисто человеческими понятиями.

Извините, но для меня это профанация идеализма. У В.С. Соловьева идея - это живое существо. Цитат сотни. То же у Шеллинга. У Фихте - живое Я. И т.д. Нет времени читать лекцию по идеализму.

Но главный вопрос философии для меня — это вопрос о смысле жизни. И на него мне даёт ответы именно религиозная философия и философия духа.

Кто против? Смысл жизни - величайшее понятие. Кому религия, религиозная философия или философия духа дают ответы на этот вопрос - и прекрасно. Кому-то дают ответы на этот вопрос искусство или спорт. И тоже прекрасно. Кому-то обычная жизнь - рождение детей и внуков. И тоже здорово. Мне дает ответ метафизика. Что в этом зазорного?

Всеединство всеединству рознь.

Мысль для меня новая, пока не понятная. Объясните, пожалуйста, как может нечто, объединяющее всё, отличаться от другого нечто, тоже объединяющее ЭТО же всё.

Вот. Если Вы не стремитесь к синтезу религиозных философских систем, то тот синтез, к которому Вы стремитесь, по определению безрелигиозный.

Хотя отчасти верно, но поскольку у верующих слово "безрелигиозный" носит уничижительно обвинительную коннотацию, я вынужден Вас поправить. Например, то, что я не стремлюсь к синтезу спортивных систем, не означает, что я не занимаюсь спортом. Так и тут: из того, что я, действительно, не стремлюсь к синтезу религиозных философских систем не следует, что я не имею религиозного сознания и веры. Миллионы верующих не занимаются таким синтезом, и ничего. Но самое главное, не следует, что я не использую понятия и категории религиозных философий в своем метафизическом синтезе. Использую.

Итак.
1. Это синтез безрелигиозных философских систем в единую универсальную метафизическую систему, снимающую противоречия между разными философскими течениями (разными школами материализма и идеализма).
2. Это синтез европейской безрелигиозной философии по преимуществу.
3. Религиозные философские школы выносятся за скобки и могут быть вовлечены в этот синтез только ценой отказа от первичной аксиоматики тех религиозных картин мира и от того религиозного Мифа, которые религиозная философия и осмысляет. То есть, религиозная философия должна как бы «выпарить» из себя чистую философию (безрелигиозную), тогда она может войти в синтез и стать частью единой универсальной метафизической системы (включиться в современную метафизическую тенденцию).
Итоги достаточно проблематичны.
1-е верно, с двумя оговорками: а) в синтезе участвуют философские понятия и категории и религиозных философий тоже, б) универсальность системы носит условный (временной) характер. Для следующих систем она сама является частной и подлежит новому синтезу.
2-е неверно. Я пытаюсь учитывать и китайскую, и индийскую, и византийскую, и средневековые азиатские философии, и русскую философию и т.д.
3-е неверно. а) В части синтеза аксиоматик: синтез аксиоматик предполагает коррекцию и трансформацию аксиоматик не только религиозных, но и атеистических, и всех без исключения входящих в синтез систем. Так что тут нет какого-то нарочитого ущемления религиозных философий, тут требование переосмысления аксиоматик всех без исключения философий. б) У меня нет никакого требования к религиозным философам, что им "выпаривать", что нет, что им исследовать, что нет, вступать ли им в синтез со мной или нет. Я занимаюсь своим делом, они своим. В чем проблема?

«Последнее редактирование: 06 Март 2017, 10:46:48, КАРР»

Ну, кроме редких случаев, когда человек может сотворить некие материалы или вывести животных, невозможных в природе.

А сама природа не сотворена, появилась как-то сама собой? Вопрос, конечно, детский, но что такое «самоданный мир», я пока никак в толк взять не могу. Мне всё «чемоданный» слышится...

Да. Он правомочен хоть для чего. Для философии, науки, религии, политики и т.д. Вроде пока синтез в философии не приводил к чему-то нехорошему.

Для науки и политики — да. Для религий — нет. Для философии — под вопросом. Пока этого синтеза в философии не состоялось, о хорошести его говорить преждевременно. Коммунизм тоже был хорош в теории. Наука давным-давно синтезировалась, убрав последнюю преграду — алхимию. А вот с её царицами всё как-то не получается. Наука одна, а цариц много. Может, оно и к лучшему? Будет одна царица — будет кромешной её власть над умами. И куда бежать? (Я не шучу.)

Я не занимаюсь синтезом религиозных философий.

И куда их девать? Ведь тот же Соловьёв к религиозным философиям относится. Вы его скинете с корабля синтеза? Или сделаете нерелигиозным, за счёт удаления чего?

Извините, но для меня это профанация идеализма. У В.С. Соловьева идея - это живое существо. Цитат сотни. То же у Шеллинга. У Фихте - живое Я. И т.д. Нет времени читать лекцию по идеализму.

Владимир Соловьёв не относится к идеализму, но к религиозной философии и мистике. Там где идеи — живые существа, это уже не совсем идеализм. И Шеллинг не идеалист. И вообще чистых идеалистов, как и материалистов, почти нет. Где материя наделена разумом (саморазвивающаяся), это уже не материализм. Впрочем, это вопросы только классификации. (Жаль, что у Вас нет времени читать лекции. Я бы нашёл время их послушать.)

Мне дает ответ метафизика. Что в этом зазорного?

Подрасстрельной статьёй пахнет. Еретики не люди. Поехали дальше.

Объясните, пожалуйста, как может нечто, объединяющее всё, отличаться от другого нечто, тоже объединяющее ЭТО же всё.

Так же, как могут отличаться храм и концлагерь, концертный зал и казарма. С одним составом участников.

Хотя отчасти верно, но поскольку у верующих слово "безрелигиозный" носит уничижительно обвинительную коннотацию, я вынужден Вас поправить.

В данном случае никаких «уничижительно обвинительных коннотаций» не было (достаточно обвинений в метафизической ереси, зачем ещё лишние статьи, ничего не меняет), так что вынужденность Вашей поправки, как и сама поправка излишни. Вами предлагается синтез внерелигиозных философских школ. Давайте хотя б это признаем без оговорок. Иначе не сдвинемся.

1-е верно, с двумя оговорками: а) в синтезе участвуют философские понятия и категории и религиозных философий тоже, б) универсальность системы носит условный (временной) характер. Для следующих систем она сама является частной и подлежит новому синтезу.

а) Участвуют те понятия, которые Вы посчитали нужным взять. Но сама религиозная философия не участвует. б) Это уже не важно. Сам принцип сведения разных школ в одну систему наличествует, и того достаточно.

2-е неверено. Я пытаюсь учитывать и китайскую, и индийскую, и византийскую, и средневековые азиатские философии, и русскую философию и т.д.

В моей фразе было слово «по преимуществу». Попытка учитывать что-то ещё не противоречит утверждению, что речь идёт о синтезе по преимуществу европейской внерелигиозной философии.

3-е неверно. а) В части синтеза аксиоматик: синтез аксиоматик предполагает коррекцию и трансформацию аксиоматик не только религиозных, но и атеистических, и всех без исключения входящих в синтез систем. Так что тут нет какого-то нарочитого ущемления религиозных философий, тут требование переосмысления аксиоматик всех без исключения философий.

Я ничего и не говорил об атеистических философиях (такие мне вообще не представляются философиями). В остальном никакой «неверности» не вижу: в данном случае переосмысление и есть отказ от безусловного приоритета духовной реальности, и установка на равноправность реальностей. Это Вы сами подтвердили. Для религиозной философии такое неприемлемо, если она хочет оставаться собой. Таким образом, переосмысление является исключением. (Личного исповедания веры вообще никто не касался.)

б) У меня нет никакого требования к религиозным философам, что им "выпаривать", что нет, что им исследовать, что нет, вступать ли им в синтез со мной или нет. Я занимаюсь своим делом, они своим. В чем проблема?

Я и не сказал, что это проблема. Я сказал лишь, что предлагаемый путь синтеза исключает религиозную философию (а что из неё можно что-то взять, так можно взять из чего угодно что-то; что-то взяли и из алхимии).

В общем, я не понял, почему «неверно». По-моему, итоги верные, если не читать их как оценочные (обвинительные), но только как констатацию факта.

Ладно, с синтезом материализма и идеализма вроде бы разобрались. Без религиозной философии он теоретически осуществим. Больше в этой теме мне сказать нечего. А вот некоторые соображения о синтезе как всеединстве я набросал в отдельной теме.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 05 Март 2017, 14:26:27, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика