Бог-Сын, Бог-Слово (Логос), воплотившийся как Богочеловек Иисус Христос в земном человечестве при посредстве Планетарного ЛогосаЧасть II
И хотя богорождённая монада заведомо масштабшей монады богосотворённой (тем более падшей, ставшей демонической), тем не менее борьба, разыгравшаяся в локальном земном мире, оказывается чередой не только побед Планетарного Логоса, но и его катастрофических поражений. Интересно также, что первоначально места человеку во всём этом ещё не было. Ибо пусть и создавались разного рода человечества, но не человечество людей
Онтологические различия богорожденных монад и богосотворённых для нас трансцендентны, на данной стадии. Не вижу смысла вдаваться здесь в эти вопросы. Интереснее другое: почему богоотступничество для монад теперь невозможно? Как осмыслить с точки зрения христианской философии существование иных миров, где не было зла (грехопадения) или где зло преодолено? Что такое грехопадение? Почему оно стало возможным? И т.д. Обо всём этом у нас были весьма неплохие дискуссии. Но это уже другого уровня сложности вопросы. Здесь же мне приходится доказывать, по большому счёту, один тезис, что андреевский миф не является мистическим натурализмом, упрощением или искажением догматики, возвращением к одной из давно пройденных стадий богопознания или какой-то давно разоблачённой ереси, но новым словом в христианстве.
Приведённая выше цитата — это ещё один пример бинарной логики и сведения духовной сложности андреевского мифа до мистического натурализма (то есть, окарикатуривание мифа, если называть вещи своими именами).
В духовном плане Человек (Адам) един. И создан он был из праха земного. И Бог вдул в него дух Свой. Таким образом, материальный мир уже существовал до грехопадения (прах земной). Но в том мире были другие законы. И Бог творит не только из ничего, но и из Себя. И в этой антиномии нет непримиримого противоречия, хотя в утверждении Андреева «Бог творит из Себя» автор критики такое противоречие усматривает. Нет противоречия и в том, что в эмпирических мирах действуют законы эволюции. И что эмпирический человек в нашем мире появился позже других форм жизни. Следует различать духовный план, сущностный, общий для всех, и план множественный и космический. Эволюция в андреевском мифе понимается теологически, и в этом тоже нет никаких противоречий с христианской традицией.
Что же касается «грехопадения» и «поражения Логоса», то это сложнейшие вопросы, автор же критики и тут приписывает Андрееву примитив мистического натурализма. Следуя такой логике, нужно признать поражение Самого Бога в том, что Денница, один из ближайших к Богу духов, смог противопоставить себя Богу и увлечь в соблазн человека. Поражение Бога в том, что человек поверил змею больше, чем Богу, а значит дьявол оказался в сердце человека в какой-то момент сильнее Бога. Это и есть грехопадение. Следуя далее логике мистического натурализма, нужно задаться вопросом: либо Бог не может уничтожить дьявола, потому что не хватает силы на это; либо дьявол входит в план Бога, и значит, Бог создал прародителя зла именно как прародителя зла, и зло тоже входит в Замысел Бога, а значит в этот Замысел входит и страдание твари, и грехопадение человека, и распятие Сына Божьего, и предательство Иуды, и все ужасы безбожного мира, и антихрист, и проч., и проч. А если не входит в Замысел, то Бог слабее дьявола.
Это логика мистического натурализма или, на крайний случай, маздаизма. Но эта логика совершенно чужда андреевскому мифу, внутренняя логика которого глубоко христианская. Я уже давал в этой теме ссылку на эссе «Человеческий фактор», дублировать не буду, как и повторять аргументацию оттуда. Оставлю только выводы (кто захочет прочесть аргументы, из которых такие выводы вытекают, сможет найти их в данном эссе).
В логике андреевского мифа речь идёт о
силе в сердце человеческом: кто сильнее в нём Бог или дьявол, кому больше человек верит? Недовершённость миссии Христа — это частичная победа дьявола в
соборном сердце человеческом. Человек поверил дьяволу больше, чем Христу: «Сойди с креста, и уверуем!» Это то искушение дьявола, что Христос отверг в пустыне. Речь совсем о другой силе, не о той, кто кого поборет: играть с дьяволом по его правилам — значит принять все три его искушения и применять по отношению к нему дьявольские насильственные средства. Это и была та дьявольская провокация «на слабо», которую Иисус духовно преодолел, оказался сильнее духовно. Дьявол, безусловно, рисковал — собственной шкурой: если бы Господь принял вызов, то сил уничтожить дьявола (стереть из бытия совсем) хватило бы сторицей, тут даже сомнений нет никаких (думаю, у самого искусителя тоже их не было). Но это и значило бы пойти против воли Отца, то есть по дьявольскому пути.
В вечности, в духе,
миссия Спасителя совершенна и полностью совершена, дьявол побеждён, и человек вырван из его власти окончательно. В духовном мире — да, всё так, всё свершилось. Но в мире эмпирическом человек, даже веря Христу и в Христа, зачастую выбирает дьявольские средства для достижения благих целей. То есть, больше верит дьяволу. А следовательно, в сердце человеческом дьявол оказывается порою сильнее Христа и сильнее Планетарного Логоса, того Слова, которым Бог говорит с нашим планетарным космосом и при посредстве которого воплотился Богочеловек.
Миссия Христа
недовершена нами, людьми, в нашем человеческом мире. И сила Слова Божьего, увы, недостаточна в нашем сердце, чтобы оно окончательно отвергло все дьявольские соблазны. Это и есть логика андреевского мифа. И я в своё время был немало удивлён, когда впервые столкнулся с другим, натуралистическим пониманием. Оказалось, что такое понимание не редкость. Но исходит оно из неприятия андреевского мифа в целом, духовно, а не из частных формулировок. В этом я абсолютно уверен.
О кажущемся противоречии между «воплощается» ли Бог в Слове или «выражает» Себя: в Слове как ипостаси, воплощающейся в космических мирах, Бог и выражает себя, и воплощается одновременно. Но в слове Христа, слове человеческом, хотя и исполненном Божественного смысла, не было уже ипостасности, то есть — слово оставалось словом, выражением говорящего. Богочеловек говорил так же, как и человек: слово не становилось новым миром, новой плотью, хотя и обладало огромной духовной силой, способной воскрешать умерших и двигать горы.
В Планетарном Логосе Бог-Сын
выражает Себя как Слово Божие
для нашего планетарного космоса и
при посредстве Планетарного Логоса
воплощается в человеческих мирах этого космоса. В нашем физическом плане и нашем мире — это Богочеловек Иисус Христос. В иных мирах у Него может быть другое имя. На других планетах при посредстве другого Планетарного Логоса Слово Божие
воплощается на их языке. Но единственности Бога-Сына никак не умаляет множественность миров и Его воплощений, как не умаляют Откровения переводы Писания на разные языки и в нашем мире.
Для нас, людей, явление Иисуса Христа — центральное Событие и нашей истории, и нашего космоса. Для Бога же не центральных (каких-то периферийных) миров нет: каждый централен, неповторим, незаменим, единственен. И каждый должен быть спасён. Иначе Бог не сможет жить. Не потому что слаб, а потому что исполнен такой силы любви, какую мы не можем ни вместить, ни представить. И распинается Бог за каждый мир, и за каждого Своего дитя.
Таким образом, появление на земле человеческого вида произошло не способом творения, а эволюционным путём - отчасти как следствие того, что планетарному демону удалось "наложить свою руку на животное царство и этим опрокинуть Провиденциальный замысел". Поэтому хотя ни животные, ни едва только начавший выделяться из них человек сами не грешили, они всё же, как без вины виноватые, были обречены на первородный грех, несли в себе семя дьявола (эйцехоре)
В духовном плане нет без вины виноватых. В духовном плане все едины. Творение и грехопадение Адама произошло в духовном плане. В физическом же плане телеологический процесс эволюции никак не противоречит духовному Откровению о творении мира. Наоборот, только так и можно совместить научное познание мира и религиозное Откровение. Если же настаивать на буквализме творения человека из глины прямо в физическом плане, то научное познание всегда будет одерживать верх и приводить к атеизму.
Отпадение от Бога совершил не человек, но Денница. Он и противопоставил свой замысел — Божьему. Грехопадение же Человека совершилось тогда, когда Человек поверил дьяволу больше, чем Богу, то есть — стал жить в мире, искажённом дьявольской волей. Это миф о сущности Человека, общей для всех. Миф о духовном Событии, общем для всех миров и человечеств. У Даниила Андреева речь по преимуществу идёт о космическом многообразии. Но духовная сущность христианского мифа остаётся общей для всех миров, хотя и выражается на языке каждого из них по-своему.
а по Даниилу Андрееву, - то, что являлось воплощением Планетарного Логоса, где Христос - не Богочеловек, а "Вестник истин духовного мира"(14). Кроме того, ничего особо уникального в этом событии не было - не только в пространстве, но и во времени: воплощение Планетарного Логоса Земли в человеке было уже, так сказать, второй попыткой, а первая касалась не собственно земного человечества, а мира даймонов
«Христос не Богочеловек» — эта центральная аксиома Юрия Бухарова, приписываемая из поста в пост, из текста в текст Даниилу Андрееву. Эта аксиома не выдерживает даже элементарной логической поверки: «при посредстве» не значит «тождество», а именно на этой замене покоится данная аксиома. Из некорректности первичной аксиомы вытекает некорректность остальных выводов и самого сведения андреевского мифа до примитива мистического натурализма. (Автор критики постоянно повторяет свой центральный тезис, вынужден повторять и я своё опровержение этого тезиса. Да простит нас обоих читатель за тавтологию.)
Понятие «вестник духовного мира» Андреев вводит и применяет только к деятелям человеческой культуры. Также Андреев даёт чёткое определение понятию «пророк» и не смешивает его с «вестником». И также Андреев никогда не называет Христа ни «вестником», ни «пророком», хотя к последним относит всех других основателей мировых религий: Будду, Зороастра, Авраама, Моисея, Муххамеда. Христос в андреевском мифе именно Богочеловек, воплощение (выражение) Бога-Сына. Воплощение и выражение для ипостаси Слова — практически синонимы. Планетарный Логос —
посредник (проводник) Слова Божьего для нашего мира. Равенства между Богом-Сыном и Планетарным Логосом, как и между Планетарным Логосом и Христом, у Андреева нет. Это равенство додумано критиком.
Бог говорит с человеком через посредников: через других людей, пророков, святых, религиозные тексты, церковные таинства и т.д. Таким же посредником,
выразителем Бога Сына, но для всего планетарного космоса является Планетарный Логос. Как для отдельного народа — его демиург. Если Библия говорит об Откровении Бога, данном иудеям через Авраама и Моисея, это не означает отсутствия в мире других народов и других форм Откровения, данных им через их пророков, равно как и не умаляет значения иудейского.
Так и Откровение Бога
при посредстве Планетарного Логоса в других человечествах не умаляет Откровения Христа в нашем человечестве. Хотя иудеи вряд ли бы согласились с тем, что в других народах есть пророки и Откровение Божье. Так и сейчас кажется недопустимым существование иных человечеств в иных пространствах и временах. Но такое существование никак не может умалить христианского Откровения, как и Будда не умалял Откровение Моисея.
Планетарный Логос на то и Логос, что Он творит все планетарные слои. Но приходит время, когда Логос Вселенной, Бог-Сын, воплощается в каждом из этих миров при посредстве Логоса Планетарного. И в который раз повторяю: множественность миров и событий никаким образом не отменяет и не умаляет духовного единства и целостности События воплощения Бога-Сына в Божественном Космосе.
Естественно, об освобождении человека от власти диавола (вселенского зла, Люцифера) речи здесь нет: не тот масштаб событий. Однако и эта локальная миссия планетарным Христом до конца выполнена не была - и не потому, что Христос остановился перед человеческой свободой, а потому, что Планетарного Логоса победил планетарный демон
В Духовной Вселенной Распятый и Воскресший в космосе Бог-Сын одержал абсолютную победу над Противобогом. Это Событие проявилось в нашем мире как Распятие и Воскрешение Богочеловека Иисуса Христа. Бог-Сын — это ипостась Единого. Христос — это Богочеловек, воплощение этой ипостаси в нашем человечестве. И в нашем соборном земном человечестве, в сердце каждого из нас, Христос пока не одержал абсолютную победу над дьяволом (планетарным его ставленником, раз говорим о нашей планете).
Утверждать обратное — значит утверждать, что мы уже стали Богочеловечеством и в каждом из нас уже нет греха, как не было его в Богочеловеке. А пока нам грех сладок, значит дьявольские соблазны сильнее в нас, чем образ Христа. И в средствах достижения земных целей мы чаще верим дьяволу и уповаем на него, чем на Божьи заповеди и на Христа. Побеждает демон не Самого Христа, но Христа в нашем сердце. Если бы не побеждал, не было бы Освенцима и Гулага, крестовых походов, инкцизиции и проч., и проч. А духовно мы все уже спасены Спасителем, потому и радуемся, и празднуем Святую Пасху. Духовно спасены, а в эмпирическом плане пока Миссию Христа мы довершить не смогли, «сидим на двух стульях» и уповаем на Второе Пришествие.
Да и для неё, по Даниилу Андрееву, ещё не всё потеряно, пусть даже не с помощью Самого Бога (отнюдь не всемогущего, как далее увидим), а посредством того же нашего Планетарного Логоса, потерпевшего поражение в первой земной миссии. Тогда для победы сил не хватило, но минувшие два тысячелетия даром не прошли
У Андреева, к слову, всемогущество Бога более очевидно, чем у Бердяева (как далее увидим). У Андреева Бог Сам ограничивает Себя, а у Бердяева — несотворённая бездна кладёт предел всемогуществу Бога.
Минувшие два тысячелетия даром не прошли, это точно. Соборное человечество пополнилось сонмом душ, внутри которых Христос оказался сильнее дьявола. И для соборного человечества — это огромная духовная прибыль. И нам это поможет сказать Богу «Да», а не «Сойди с креста, и уверуем», как 2000 лет назад.
Но как ни оптимистичен этот финальный аккорд, сам человек, его неповторимая, уникальная личность, как бы теряется не только в грандиозной картине вселенской эволюции, но и в локальной, планетарной земной брамфатуре с более чем двумя сотнями всевозможных трансфизических слоёв.
Вот это и есть главный камень преткновения! Но ничего страшного: как не потерялся маленький народ иудеев и совсем уже малюсенькая община первохристиан во всём многообразии народов, культур и религий, так не потеряется и человечество среди слоёв планетарного космоса, и Земля во Вселенной. Это для нашего ограниченного человеческого разума кажется безмерным (куда столько?!), а для Божественной Гармонии — многообразие миров не помеха, и каждый из них неповторим и незаменим, как и каждая личность среди семи миллиардов живущих. А человеческому разуму никто не запрещал расширять границы своего разумения.
Человеческий персонализм растворяется в космическом персонализме "всех монад восходящего потока Вселенной, от человека, стихиалей и просветленных животных до демиургов галактик, исполинов невообразимого величия"(21), где многие и многие монады заведомо выше человека, превосходят его во всём. Человек не годится для действительного Боговоплощения, ибо он слишком мал для вмещения Бога.
Не растворился же православный человек во всём многообразии мира, не растворился и русский, и чукча, и якут в китайском исполине. Это даже в нашей эмпирике. А вообще-то христианский персонализм — это духовное понятие. А в духовном мире самая малая частица вмещает в себя всю полноту целого. Никто и ничто не может раствориться там, где всё едино.
Для духовных монад понятия «выше» и «ниже» неприменимы. Можно речь вести о масштабах — применительно к творчеству монад и охватываемым этим творчеством мирам, но не к самим духовным монадам, в каждой из которых потенциально содержится вся полнота Божественной Вселенной.
У Андреева не говорится, что человек мал для вмещения Бога. (Сама формулировка ещё та... Лишний раз убедился, что оспаривать карикатуру практически невозможно: невольно начинаешь оперировать её семантикой.)
У Андреева говорится, что человеческий разум не может вместить всю Истину Вселенной. У Андреева речь идёт о
космической Вселенной, как у любого мифотворца: миф описывает космическую реальность, а не духовные сущности, которые рассматривает философия. И действительно, предположить, что Иисус Христос знал всю полноту истины о бытии миллиардов галактик с триллионами планет и физических законов там, полноту истории их становления и бытия, то есть обладал космическим всеведением, тем более в младенческом возрасте, немыслимо. И не нужно. Это знание и это всеведение не нужны были Богочеловеку, воплотившемуся в
земном человечестве. А что Христос в духе Своём обладал всей полнотой Истины Духовной, а не космической, мне кажется, сомнений у верующего христианина не должно быть. Нет таких утверждений и у Андреева.
Иисусу Христу было достаточно полноты космической истины о бытии нашего планетарного космоса, эту полноту и давал Планетарный Логос, в этом и заключалось его посредство при вхождении в Богочеловека Бога-Сына. Христос не только Бог, но и человек. А человек воплощается в нашем мире при посредстве многих иерархий... Впрочем, это уже отдельный разговор.
В обрисованной Даниилом Андреевым картине мира, в картине Вселенной, в картине Космоса - с бесчисленным сонмом планет и их Планетарных Логосов, с сонмом галактик и их Демиургов - вообще нет Богочеловека, а сам человек играет весьма и весьма второстепенную роль, имеет весьма и весьма второстепенное значение в общевселенской духовной иерархии.
Это и есть та мысль, что отторгает от андреевского мифа. Но ничего подобного в этом мифе нет. Страх человека, что он играет второстепенную роль, если есть Высшие Силы и сонмы планет, целиком вытекает из человеческого эгоцентризма и недостатка любви. Любящий понимает, что количество любимых детей и разница в их возрасте не умаляет любви ни к одному из них, но только усиливает любовь. Когда человек сможет расширить свою сферу любви, тогда он избавится и от страха своей второстепенной роли. А чем больше будет печься о своей роли и носиться с мифом о «венце творения» (применительно к себе, любимому), тем больше его будут мучить страхи и тем больше он будет закрываться от многообразия мира. Оправдания же для этих страхов разум не заставит искать: найдутся и непримиримые противоречия, и доказательства, и всё что угодно, лишь бы угасить страх и ревность: нет никого, кроме человека, и сразу становится как-то спокойнее...
Во всём этом "Розе Мира" противоположна философия Николая Бердяева, которая не только теоцентрична, но и глубоко антропоцентрична:
"Человек есть высшая иерархическая ступень бытия, он выше ангельской иерархии. Сын Божий воплотился в человека, а не в ангела. Человек извечен и наследует вечность, он образ и подобие Бога, а не природы, он не возникает и не исчезает в космической эволюции. Человек не есть продукт эволюции, не есть дитя природы и происходящих в ней процессов. Человек - "дитя Божье"."
Нет здесь никаких противоречий. Андреев раскрывает
многообразие космического плана, пишет о других человечествах, а не только об ангелах. Бердяев говорит о
духовной и философской сущности Человека,
общей для всех. Единство духовной сущности никак не входит в противоречие с множественностью миров, как в нашем мире: Человек и миллиарды человек (это нам понятно), так и в иных космических планах бытия (это пока понятно меньше, хотя принципиальной разницы нет).
Человек не есть продукт ни космической, ни природной эволюции — в духе, как творение Божие. Но человек есть продукт эволюции в эмпирическом мире. Ни теория эволюции, ни генетика не противоречат христианскому Откровению. Не противоречит ему и андреевский миф о разных космических слоях и иерархиях. Гораздо было труднее примирить с христианской традицией теорию перевоплощения душ, которая в андреевском мифе тоже играет важную роль (как и в главах о стихиалях, здесь Андреев наследует индуистское мировосприятие). Для критики теории перевоплощений мы выбрали именно бердяевские доводы, наиболее убедительные. И тем не менее удалось примирить христианский персонализм и теорию перевоплощений (а как —
читатель может посмотреть здесь).
Что же касается, якобы, незавершённости земной миссии Иисуса Христа, если объяснять таковую незавершённость наличием человеческой свободы, то в действительности суть этой Божией миссии как раз и состояла в том, чтобы вернуть людям утерянную ими благодатную свободу
Так, человек и не принял эту Свободу. Если бы Христос сошёл с Креста, тогда бы человек принял Его как Бога, но утратил бы Свободу. Именно за нашу человеческую Свободу Господь и взошёл на Крест. Но человек не принял Свободу
свободно. Это тот случай, когда свобода может отрицать саму себя. Ещё раз подчёркиваю: в андреевском мифе речь идёт о недовершённости миссии Христа
нами, людьми. И о силе Его —
в нас, в наших сердцах. (Вновь отсылаю читателя к эссе «Человеческий фактор».)
Так говорил Богочеловек, и так говорить мог только Богочеловек, истинный Бог и истинный человек, освободивший род человеческий от власти первородного греха, освободивший от власти диавола. В этом и заключалась земная миссия Иисуса Христа. И она выполнена Им полностью, абсолютно.
Никаких противоречий со сказанным нет ни у меня, ни у Андреева. Миссия Христом выполнена полностью, абсолютно. Но не выполнена ещё нами, оставшимися во многом в прежнем состоянии — здесь, в нашем мире. В духовном же плане — всё уже свершилось. Во Втором Пришествии Богочеловека свершится и здесь: человечество станет Богочеловечеством, свободным от греха, как и Богочеловек. Пока же человек от греха освобождён Спасителем потенциально, но не свободен от греха актуально, а значит, продолжая грешить, верит дьяволу больше, чем Христу. И верит в силу дьявольских средств больше, чем в силу Божьего Слова.
Именно потому, что не выражением Бога-Логоса посредством какой-то богорождённой монады явился в земной мир Христос, а Самим Богом-Логосом, Самим Богом-Словом, Самим Сыном Отца Небесного, ставшим Сыном Человеческим.
Посредство богорожденной монады, как и посредство земной женщины, никак не умаляют Богочеловека, в Котором неслиянно и нераздельно присутствуют две природы — Божественная и человеческая. (Я бы остерёгся иронизировать над «какой-то богорожденной монадой», хотя бы на всякий случай...)
Этот путь истины, путь подлинной свободы, путь подлинной жизни и был непосредственно дан человеку Богочеловеком Иисусом Христом. А свободно идти по нему, свободно жить по истине в благодатной синергии с Духом Святым - это уже земная миссия самого человека.
Вот эта земная миссия самого человека и
недовершена внутри самого человека как миссия Христа. Если бы соборное человечество пошло за Богочеловеком Христом после Его Воскрешения — путём истины, свободы и жизни, то ни о какой недовершённости миссии и речи бы не было —
недовершённости в нас и нами, соборным земным человечеством.
Продолжение следует