По трем вопросам Андрея Охоцимского
1. Субстанция - это нечто статическое; что же побуждает мир развиваться? В этом же смысле - правильно ли называть бытие субстанцией? Может это скорее процесс? Бытие - это явный процесс, но пространство сущностей выглядит статичным (особенно если его понимать платонически).
У понятия
субстанции несколько трактовок. Если под субстанцией понимать нечто античное, строительный субстрат, то да, такое понятие не подходит к развивающимся регионам бытия и сущностей. Но я пониманию субстанцию исключительно в спинозовско-декартовском духе как
causa sui - причину себя, которая и является причиной собственного развития и собственным же процессом. Таково бытие, Вы правы, я с Вами согласен.
Регион сущностей выглядит статичным только для
потребителей сущностей, которые сами сущностей не производят, а берут их готовыми из культуры. Когда человек начинает производить и творить сущности, то тотчас обнаруживается, что это тоже субстанциальный процесс и развитие.
2. Требуется ли вообще в этой системе Бог, отличный от Абсолюта? Или его присутствие - это дань традиции? Я не уловил в системе Сергея никакого "человекобожия", так как сфера сущностей имеет собственное существование. Другое дело, что Бог здесь просто совсем другой и это интересно было бы разъяснить. Или Сергей согласен воспринимать Бога, как созданный человеком интерфэйс к Абсолюту? Тогда Ярослав окажется хотя бы отчасти прав.
Требуется ли системе Бог или Абсолют - решать не мне. Я просто фиксирую, что в системе мироздания и Бог, и Абсолют фактически имеют место быть. А вот как трактовать Бога и Абсолют и отношения между ними - зависит от аксиоматик конкретных теоретиков и толкователей. Я исхожу из "медицинского" факта, что Богом больше занимаются верующие, а Абсолютом - философы. А вот установить между ними не то что синтез, но даже сносный диалог без мордобоя - пока "дистанции огромного размера", какими бы отдельными частными примерами верующих философов или философствующих верующих это не приукрашивалось.
3. Платоновская система тоже трехчленная: хора (материя ) - мир идей (сущности) - мир становления (бытия). Интересно, можно ли пересказать систему Сергея в платоновских терминах? Было бы какое-то удобное начало отсчета для её освоения и для понимания различий. Вообще ведь главное в такой системе - понять как эти сущности взаимодействуют. Из того что я здесь прочитал, я этого пока не понял.
Теоретически можно перевести любую философскую систему на язык любой другой. Гегелевскую - на язык платоновской, хайдеггеровскую - на язык Аристотеля и т.д. В принципе, все люди, изучающие философию, так и делают: читают новую философскую систему, встречаются с новыми терминами и переводят их на язык тех терминов, который ими впитан в процессе образования и самообразования: буддийский, христианский, декартовский, марксисткий и т.д. Что не укладывается - отбрасывается как фигня, а что укладываются, тогда слышим: "Ну, это здорово".
Проблема только в том, что в системах, которые более поздние и учитывают опыт предшественников, имеются понятия, которые никоим образом не свести к предшествующим терминам. Всегда будет оставаться у Плотина то, чего не было у Платона; у Суареса - то, чего не было у Плотина; у Гегеля то, что не было ни у Платона, ни у Декарта и т.д.
И тогда у читателя возникает проблема: как понять то, чего ни у кого нет, кроме как у данного мыслителя? Как понять например, Проективно Модальную Онтологию В.И. Моисеева, если ее нет ни у кого, кроме него самого. Ее надо изучать. И весь мой ответ.
Кстати, в этом 2019 году вышли два сборника, в которых (к слову, есть и работы Андрея Иванченко, и Ярослава Тарана, и Наталии Подзолковой) есть и мои две фундаментальных работы, которые более менее систематично излагают
Модель 3-х регионов мироздания: "
Бытие как предикат и предикаты бытия" и "
Картина мира с учетом Dawesen" (Dawesen - это сущая сущность, по Оскару Беккеру, ученику Гуссерля и соратнику Хайдеггера). Если заинтересуетесь, пишите в личку почтовый адрес, я вышлю.