Спасибо за лаконичные и прямые ответы, Сергей.
Вы не ответили на один мой подвопрос: в Вашей системе не Бог творит человека, но человек - Бога, так?
На всякий случай решил уточнить, хотя логическая цепочка налицо:
материя самоданная - она сотворила человека - человеческая культура и социум сотворили регион сущностей - в регионе сущностей пребывает Абсолют и вне его находиться не может.
Таким образом получается: сначала появилась материя (или была всегда), затем человек, затем регион сущностей и в нём Абсолют. То есть, Абсолют появился не только позже материи, но и позже человека и был сотворён человеческой культурой как её духовная субстанция, как сущность сущностей в регионе сущностей.
Если я понял верно, то такая метафизическая система и синтез, который она может породить, и есть
в прямом смысле слова человекобожеский. По определению первичности: человек творит бога, а не наоборот. Человек первичен, бог вторичен.
И несколько ещё уточняющих вопросов.
Вы пишете:
Пространство и время – метафизические категории, сущности, но им что-то соответствует в материи.
Материя не сотворена духом. Пространство и время атрибуты материи, а не инструменты духа. С этим Вы не спорите. Что значит тогда "метафизические категории, сущности, но им что-то соответствует в материи"? Эти категории-сущности существовали (существуют) до и вне материи?
И такие ещё вопросы (они не могли не появиться у меня после Ваших ответов):
На чём основываются Ваши первичные аксиомы, все эти категорические "да", "нет", "не существовал" и т.д., являющиеся прямыми противоположностями первичной аксиоматики всех без исключения религиозно-философских картин мира (не только христианской)?
Если в религиозно-философских картинах мира прямо противоположные Вашей аксиоматике утверждения основываются на Откровении, на духовном опыте тысячелетних традиций, то Ваши аксиомы - на чём: на личной вере, на личной догматике, на догматике материализма (чуть расширенной, признающей субстанциональность Абсолюта и региона сущностей как эпифеноменов человеческой культуры)?
Я не оспариваю Вашу аксиоматику (о вере не спорят), но хочу понять её духовные истоки - почему
именно такие аксиомы (на мой взгляд, искусственные) оказались близки Вашему сердцу.
Вы категорически, например, отрицаете предсуществование и посмертие души, допуская лишь существование духа не как личностного, но как некоей культурно-общечеловеческой субстанции. Вы отрицаете творение Богом мира и человека, человеческой души, равно как и существование самого Бога вне региона сущностей, созданных человеческой культурой.
Таким образом, Вы не только отрицаете, но и объявляете химерой духовный опыт миллионов и миллионов людей, в том числе и тех, кого называют великими (в том числе и великими философами). Среди значительных русских философов я, например, не могу навскидку назвать ни одного, кто бы мог разделить Вашу аксиоматику, посчитать её и выстроенную на её фундаменте систему "развитием философии" (по Вашим словам), скорее (смею предположить) такое развитие было бы признано ими упрощением, сведением в материалистическую плоскость духовной первореальности и религиозного Откровения.
Какие-то весомые основания для таких смелых утверждений (объявление химерой огромного духовного опыта, накопленного человечеством) у Вас должны быть, кроме личного неверия и личных предпочтений?Как согласуется Ваша первичная аксиоматика, например, с философией Владимира Соловьёва, которой Вы уделили столько внимания и называете себя чуть ли не его продолжателем?
И одна лишь ремарка (не вопрос, но утверждение). Вы совершенно не к месту упомянули здесь Даниила Андреева. Андреев не создавал никакой философской или религиозной системы. Андреев творил Миф, по преимуществу средствами поэзии (метафорами, образами), а не посредством философских категорий. С тем же успехом Вы могли проводить параллель с Гомером или Данте. Да и мировосприятию Андреева Ваша аксиоматика абсолютно чужда; это-то, надеюсь, должно быть очевидно и Вам самому. Потому не стоит упоминать Андреева в таком контексте (тем более что я Вам не раз говорил: наш ресурс не является фан-клубом Даниила Андреева; к чему тогда такие "экивоки ни к селу ни к городу").
На мой личный взгляд, согласиться на синтез с системой, в фундаменте которой заложена такая аксиоматика, переворачивающая с ног на голову Бога и человека, материю и дух, можно только отрекаясь от бессмертия души. Иначе никак - разум не вывернется. Слишком дорогая цена. И слишком дороги душе те "химеры", от которых Вы пытаетесь её освобождать...
Не берусь говорить за других, но моё личное "нет" такому пути и такому синтезу, увы, однозначно. На этом пути диалога не получится. Нет смысла разговаривать по дороге, если она ведёт от смерти к смерти, от небытия к небытию. С этой дороги нужно сворачивать, и чем радикальнее и быстрее, тем лучше. Это было моё личное оценочное суждение. Ещё раз спасибо за прямые ответы, они очень облегчают задачу понимания - с
чем действительно имеем тут дело, с философией
чего и дорогой
куда.