Моноидеализм vs полисубстанциализм. Онтотеология(
ответ Андрею Иванченко)
Андрей, за много лет общения Вы уже хорошо чувствуете и понимаете мою систему. Правда, когда вербализуете это понимание, моя система в одних аспектах почему-то превращается в Вашу, в других – в полный антипод Вашей. Я Вашу тоже уже хорошо чувствую. Ваша система – это
объективный теологический моноидеализм. Моя –
объективный холархический полисубстанциализм. Вот исходя из этого проведу анализ Ваших ответов в трех последних сообщениях.
А.И. Мне кажется, что у Сергея материя – это не материалистическая материя, а всеобъемлющий холон, в котором в непроявленном виде существуют движущий его холон сущностей и непроявленный холон бытия разума-сознания-человека. Это такая, своего рода, "матрешка", в которой мы говорим "материя", а подразумеваем - "Лого-натура", "Нооприрода", или как ее называет С. Борчиков "МирУм".
С.Б. Всё, что Вы здесь написали, это не про материю, а про про
сущее, которое у меня всеобъемлющей холон. А в итоге весь мой
Мирум у Вас здесь представлен так, как он и должен быть представлен в Вашей системе. У меня же
материя – это всё то, что остается в сущем, если из него вычесть регион человеческого бытия и регион сущностей (Абсолют). См. схемы выше. И в материи нет никакой лого-натуры и ума.
А.И. У Сергея субстанций - три: одна, материя, стремится к хаосу, другая, бытие, стремится к связанности и жизни, третья, разум-Логос, к идеальному порядку.
С.Б. Три – это точно. Но:
сущее, бытие и Абсолют. Материя – это субстанция как подрегион в сущем (см. пред. абзац). Такова холархия.
Куда стремится
материя, я не знаю, на этот вопрос могут ответить только специалисты – физики. Есть гипотезы, что она стремится к хаосу, есть наоборот и т.д. Куда стремится, туда пусть и стремится, что из того? Нас как
гуманитариев должно интересовать – куда стремится человеческое бытие, а как
философов – куда стремится регион сущностей с Абсолютом во главе.
Ваша версия, что
бытие стремится к связанности и жизни, очень оптимистична и у меня вызывает солидарность, но как реалист, видя горы трупов, мировые войны и концентрационные лагеря, я охлаждаю мой пыл в продуцировании эйфорических гипотез.
А вот
регион сущностей – точно стремится к
идеальному порядку. Тут мы с Вами близнецы-братья.
А.И. Это не значит, что человек в прямом смысле творит сущности. Он открывает их, или как говорил Сократ "припоминает" ("анамнезис").
С.Б. Тут огромнейшая тонкость, которая ускользает от многих. Человек не творит денотаты сущностей (объекты), но сами сущности сотворены, правда, не всеми людьми, а теми, которые работают в соответствующей области познания, например, в науке – учеными (Архимедом, Ньютоном, Эйнштейном и т.д.), а всем остальным затем эти сотворенные сущности, верно, уже
открываются в процессе обучения. Но даже из этого не следует, что процесс сотворения сущности - субъективно легкий, как постоянно пытаются представить мои оппоненты: типа взял какой-нибудь обыватель Джон или Иван, подумал и совершенно волюнтаристически сотворил сущности электродинамики или молекулярной биологии.
Творение сущности – это один из самых сложных процессов на земле. Даже мифы творить легче, поскольку там больше задействовано воображение, чем логос.
А.И. Бог у Сергея соответствует всем классикам.
С.Б. Не знаю, не уверен. Уж очень много и очень разного, порой противоположного писали классики мировой философии о Боге. Бог Платона не тот же, что Бог Аристотеля, а у них обоих не тот же, что Бог Плотина. И хотя известно, что неоплатонизм был предтечей христианских догматов (см. любимое Вами Иоанново «Бог = Логос» и его эманации в мир), но Бог Августина совсем качественно иное, чем Бог Плотина. Свои теории Бога - у Фомы и Декарта, Шеллинга и Гегеля, Соловьёва и Хайдеггера. Даже у Ницце есть свое оригинальное представление о Боге, который умер, точнее, которого убили.
Вообще, эта тема как раз претендовала бы в качестве заявка на
заочные курсы (см.
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=2085.30#msg41196) по изучению
философской теологии или, как говорил Хайдеггер,
онтотеологии.
С.Б. Законы материи – из саморазвития материи.
Законы бытия – из саморазвития бытия.
Законы сущностей – из саморазвития сущностей под управлением Абсолюта.
А.И. А вот здесь категорически против.
Законы на то и законы, что для всех трех холонов они едины. Не может быть бытия, не подчиняющегося законам материи. Такое бытие быстро распадается в небытие.
С.Б. Возможно, гипотетически Вы и правы. Только эти
единые законы надо еще открыть, а не просто постулировать, что Вам так хочется, чтобы они, исходя из Ваших аксиоматических предпочтений, были едиными. Открыть и верифицировать. А то может оказаться, что они и не едины вовсе. Фактов не-единства тоже приводил множество.
Этим как раз и занимается мировая метафизика. Но финал пока очень и очень не близок. Наша многолетняя полемика – тому малюсенький пример.