Синтез и синтезНо если Вы начнете выстраивать новую синтетическую систему, то без деконструкций Вам не обойтись. Иначе получится противоречивая эклектика.
Только в одной этой фразе содержится абсолютное непонимание иного пути синтеза систем, кроме выстраивания новой синтетической системы.
А если Вы на мои идеи выставляете свои идеи, то мы оба находимся на идеологическом поприще.
Кроме отзеркаливания Ваших идей, есть другие способы познания мира. Я не выставляю свои идеи против Ваших идей, а пытаюсь понять смысл того происходящего с нами и в нас процесса, в ходе которого в конце безрелигиозной эры явно уже обозначились два духовно противоположных пути преодоления отчуждения и обособления различных областей культуры. И у каждого из этих двух путей появилась и своя философия.
И духовные отличия
философии Богочеловеческого синтеза и
философии человекобожеского синтеза неизмеримо глубже, чем у идеалистической и материалистической философии. Последние ещё принадлежат гуманистической (безрелигиозной) эре и вполне могут существовать в эмансипированном от религиозного мироощущения состоянии. А вот два пути перехода к новому целостному мировосприятию и философия каждого из этих путей уже преодолевают саму гуманистическую парадигму культуры (с гегемонией науки и эмансипацией от религии) - и за пределами этой парадигмы (условно - в постгуманистической реальности) обнаруживается, что
стремление к целостности (синтезу) может быть духовно прямо противоположным (по плодам).
Мне представляется
осмысление двух полярных векторов синтеза и сути этой полярности самой актуальной философской проблемой нашего времени. Этому осмыслению я посвятил целый цикл статей, в том числе и две книжки, где, на примерах конкретных и уже существующих культурных феноменов, сделал попытку понять сущностные различия (иногда при полном формальном сходстве!) двух путей выхода из кризиса гуманизма и двух не совместимых, и духовно, и культурно, и философски, моделей будущего, в которые ведёт каждый из путей. Причём каждый из векторов берёт начало и апеллирует к одним и тем же культурным явлениям прошлого (к одним и тем же философам в том числе, называя себя их продолжением и развитием).
А это моё маленькое эссе было посвящено
двум стилям и двум жанрам философского языка - на путях Богочеловеческого и человекобожеского синтеза. Вам, на мой взгляд, непонятна сама постановка вопроса и сама сущность духовной противоположности этих путей. Поэтому и в данном очерке Вы увидели лишь какие-то отрывки, отдельные фразы, но ни связи между ними, ни целостного смысла не поняли. На мой взгляд, не поняли абсолютно (судя по реакции - она вся не о том и не про то).
Мне не понравилась часть содержания и исполнения этого жанра.
Она и не могла Вам понравиться, ибо непонятен её смысл (отсутствует в духовном опыте).
А Вы будете продолжать настаивать на моносубстанциальном духовном родстве?
Я сказал о
родственности духовного опыта, необходимом для встречи писателя и читателя, а не о каком-то "моносубстанциальном духовном родстве". Это ещё один пример совершенно неадекватного сопряжения языка одной философии и языка другой. И чем дальше будут расходиться духовно два пути синтеза, тем большим это непонимание станет. Это впервые в истории философии, когда она разделилась на практически не пересекающиеся волевые (глубинные) парадигмы и на два языка. Ну, так и гуманистическая (безрелигиозная) эра была впервые в истории человечества, и её преодоление тоже совершенно новый духовный опыт.
Если у человека, например, нет в его духовном опыте встречи с Богом, встречи с любимой женщиной или встречи с любимым поэтом (вообще нет), то он ничего не сможет понять в тексте, осмыслению опыта этих встреч посвящённом. Не сможет в принципе, сколько бы его разум ни строил теорий по поводу прочитанного. Об этом
родстве духовного опыта у меня шла речь, а не о каком-то единомыслии и т.п.
"Единство научного знания", к слову, вызывает всё больше вопросов. И тем больше, чем больше человек сталкивается с проявлениями Живого в Природе, считавшихся ранее (в научной парадигме) действием объективных законов, которым подчиняется мёртвая материя. Там, где действует Живое, нет и быть не может единства знания о нём. Живое не объективным знанием руководствуется по преимуществу, но волей, верой и духом. И Живое не пойдёт ради какой-то синтетической системы на "деконструкцию, притирку, снос" и т.п. своих
жизненных тканей. Синтез с Живым возможен только как неповторимый диалог с ним другого Живого, а это принципиально иное
отношение. Живое не может быть и никогда не согласится стать
функцией.
Я отставиваю идеологию философа. Если же я доказательно-теоретически аргуменитрую свою идеологию, то отстаиваю научную функцию философии.
Да, Ваша критика моего ни на что не претендующего эссе и была в чистом виде идеологической, с использованием именно идеологических приёмов в полемике. Начиная с главного и единственного смысла критики, читаемого между строк "
сумбур вместо философии", ярлыков, типа "псевдофилософия" или противопоставлений "идеолога" (оппонента) "философу" (критику) и кончая где явными, а где прямыми переходами на личность. Ничего о сути и о предмете, но всё направлено на дискредитацию самого говорящего; а приём с нарезкой вырванных из контекста фраз с оценками, типа: ну, только я подумал, что тут будет наконец-то что-то философски значимое сказано, ан нет, опять одни эмоции и глупости, эмоциональное неприятие и бурчание (хорошо хоть не мычание)... Это в чистом виде идеологические приёмы, а не философский дискурс. Поэтому Вы и ушли от моего предложения показать на конкретной фразе, в чём там заключаются увиденные Вами противоречия. Зачем? В идеологической борьбе это лишнее, достаточно несколько раз повторить, что полно противоречий, да столько, что и разбирать замучаешься... Из подобных утверждений и намёков и состоит вся Ваша критика. А о главной мысли и сути проблемы - ни слова. Впрочем, я объясняю это молчание не столько идеологическим приёмом, сколько тем, что Вы действительно не видите ни эту суть, ни эту проблему. А только почувствовали некий "наезд"... на "
научную функцию философии". В общем-то правильно почувствовали, только смысл этого "наезда" и его мотив поняли, мягко говоря, превратно. Вернее, вообще не поняли.
Да, Сергей, большинство Ваших постов в этом разделе - это именно "
идеология философа", а не философия. И в большинстве случаев Ваши ответы людям, вступающим с Вами в диалог о каком-то конкретном предмете, сводятся к одной и той же нехитрой мысли: "Я философ", а вы -... "верующие", "эмоциональные", "идейные", "поверхностные", "репликативные" и т.д., и т.п. Показательно, что Вы вновь проигнорировали моё предложение задать Вам несколько вопросов о СУТИ Вашей философской системы, о её первичной аксиоматике. Для идеологии "я философ" достаточно самого факта наличия собственной философской системы, а обсуждение её смысла - дело десятое... Да и с кем, собственно, обсуждать? Если "я философ", а "ты кто такой?"
Я не противопоставляю, я лишь разграничиваю (дифференцирую) функции, чтобы не путать одно с другим.
Разграничение "Духовности и Искусства" как функций, чтобы не путать одно с другим, - это замечательно, клянусь Богом!..
А как Вы отделяете от Поэзии её Духовность, можно поинтересоваться?
Определяться же со своим "статусом" считаю делом десятым, да и некогда тратить на это время, если честно. Есть пока более интересные и важные вопросы, которые хочется успеть хотя бы верно поставить...
Жаль. А я с Вами спорю. Есть такой жанр диалога.
Этот спор и есть идеологическая борьба в самом прямом смысле слова. Созидательный спор возможен только тогда, когда стороны двигаются к одной цели, одним духовным путём. Сейчас Вы снова увидите здесь призыв к единомыслию и борьбу с инакомыслием. Я не о том. Никакой созидательный спор невозможен, если спорящие двигаются по двум духовно противоположным путям. Спор о частностях в таком раскладе просто бессмыслен.
Например: козыревское направление в науке не отвергает классическую научную парадигму, но говорит о существовании даже не альтернативного, а паритетного отношения к Природе. А вот оппоненты не могут принять саму возможность существования какого-то паритетного направления и заносят Козырева в "лженауку". Сравните с Вашим ярлыком "псевдофилософия". К слову, навешивается и ярлык "идеология" тоже: мол, это идеология, а не наука. Один в один и в родонизме: есть либо понимание Розы Мира - как системы и концепции - либо бред. Внутри родонистского понимания возможны споры различных трактовок, а вот иное понимание исключено.
Это общее для всех систем (научных, философских, религиозных, мировоззренческих), имеющих универсалистскую тенденцию (а она помимо воли самих систем всё большее их число пронизывает).
Человекобожеский путь синтеза исключает саму возможность альтернативы, Богочеловечского пути. Не понимает, не видит, но раздражается, если сталкивается с какими-то феноменами, явно не в своей парадигме появившимися. И тут в ход идёт всё: "лженаука", "псевдофилософия", "эзотерика", "идеология", "невежество", "софистика"... и т.д., и т.п. Это
духовное расхождение, а не идеологическое. Но
признать альтернативный путь не даёт сама суть человекобожеского пути, сама его глубинная волевая установка.
Скажу честно, я давно отношусь к нашим диалогам - как к дополнительному поводу для осмысления сути этой духовной противоположности двух путей синтеза. Наши диалоги помогают мне открывать некоторые характерные нюансы, выявляющие смысл духовной полярности философии одного синтеза и философии синтеза другого. (Не о формах синтеза речь, а о его духовном векторе!) Вот последние диалоги и натолкнули меня на рассмотрение
читательского восприятия стилистических отличий двух типов философствования. И эти отличия оказались духовно значимыми, имеющими отношение к самому корню расхождения двух путей. На всякий случай уточню: духовный вектор - это не прямая линия, он полифоничен и формально не доказуем (нельзя доказать его направленность в ту или иную модель будущего, но она проявляет себя по конкретным плодам).
Я не ревизую Ваши желания. Собирайте материал в Сборную.
Ничего не понял. Вы сказали, что в этом моём тексте "мало материала". Я сказал, что в Сборной можно ознакомиться с полным списком, где материала намного больше. Причём тут мои желания, и что ещё нужно собирать?