Т.к. я невольно оказался автором темы, то изменил её название: этот вариант мне видится адекватнее её основной идее. Но я не настаиваю на нём.Разумеется, объект, отражаемый в кривом зеркале, не виноват, что он отражается в нём криво, но если бы его не было, то не было бы и кривого отражения.
Если бы не было правды, то не было бы и лжи. Не было бы добра — не было бы и зла. Не было бы мира — не было бы и страданий. (Логика буддизма.) Но не было бы и творчества... (Логика христианства.)
Даниил Андреев, изолированный от плеяды русских религиозных философов первой половины XX века, был лишён возможности воспользоваться рядом уже готовых решений тех вопросов, которые предстали пред ним при написании трактата "Роза Мира". И далеко не всегда у него получалось при помощи друзей сердца получать правильные ответы.
Здесь необходимо сразу сделать два уточнения:
1. «Роза Мира» — прежде всего мифология и мистика, а уже потом философия. Философские решения не могут быть применены как проверка подлинности мифологических и мистических откровений. Философия только осмысляет их, и осмысляет по-разному.
Есть и внутри книги «Роза Мира» такое философско-авторское осмысление увиденного духом. Это уже философская проекция откровения — и её можно согласовывать с другими философскими картинами и критиковать с их позиций (близких по духу — необходимое условие). Сама же мифология и мистическое озарение могут быть вписаны только в мифологический и мистический контексты, а не философский. Это и контекст религиозных мифологем, и христианской мистики, и мистики других религий, а также контекст новой мифологии и мистики, связанной с эпохой Вечной Женственности. Последний контекст ещё только-только начинает проявляться в человеческой культуре. И софиология, в частности софиология С. Булгакова, лишь первая попытка философского осмысления нового духовного откровения. Одна из многих философских его проекций, не более.
2. Не только изолированность Даниила Андреева от высших достижений русской религиозной мысли 20-го века, но и от гениальных вершин русской поэзии, которой он сам принадлежал всецело, не могла не сказаться на его оценках, конечно. Это нельзя не учитывать. Даниил Андреев не имел возможности ознакомиться ни с «Путями Каина» Максимилиана Волошина, ни с написанными в эмиграции мистическими стихами Ходасевича (одна из вершин русской поэзии, до сих пор ещё не оценённая по достоинству), ни с лучшими стихами Мандельштама.
Закрыт был от мысленного взора Даниила Андреева и самый близкий ему философ после Соловьёва — Николай Бердяев. Это нанесло серьёзнейший урон философской составляющей «Розы Мира», более серьёзный, на мой взгляд, чем незнание трудов С. Булгакова. Делаю это утверждение потому, что есть иррациональные — стилистические — совпадения в текстах Андреева и Бердяева, которые невозможно объяснить иначе, чем глубинной духовной родственностью их. Порою кажется, что писал эти тексты один и тот же человек. Также их роднит не только стиль, но безусловно признаваемый приоритет мифологемы над философемой и высший приоритет мистики не только над философскими, но и богословскими системами.
В последнем неоконченном труде «Истина и откровение» Бердяев писал, что следующий, завершающий, итоговый его труд будет посвящён мистике. Это было написано перед самой смертью в марте 1948 года. И осенью того же года Даниил Андреев во Владимирском централе проникает в замысел будущей «Розы Мира» — самой мистической книги в истории русской культуры...
Вот зная всё это и имея возможность обозревать целостный контекст великих судеб русских гениев 20-го века, мы можем (и должны) наполнять и дополнять и мифологические картины, и мистические прозрения «Розы Мира» философским смыслом и духовным содержанием. Но ни в коем случае нельзя попадать в ту же ловушку, в какую попались родонисты: нельзя проецировать мифологию и мистику «Розы Миры» на одну философскую систему мировоззрения, будь это философская система самого Даниила Андреева. Равно как и любого другого гениального философа, того же Сергия Булгакова в том числе.
Любая философская система вторична по отношению к творящемуся Мифу и мистическому озарению, пробудившему этот Миф к бытию. Философские системы — лишь проекции, это жёсткие конструкции разума. Миф же обладает текучей природой, а мистика — огненной. И это
состояние человеческого мировосприятия уже намного ближе к самой природе духа, чем все философские системы.
Далее, Антон, Вы рассматриваете некоторые утверждения Даниила Андреева с точки зрения софиологии Сергия Булгакова. Замечательно, что у нас такая тема появилась, и дай Бог ей всяческого развития и процветания! Ниже мои начальные небольшие дополнения к обозначенным Вами тезисам:
Слишком уж просто Даниил Андреев решил вопрос отношения Бога и Софии, включив её третьей ипостасью в пресвятую Троицу, посчитав, что Бог-Отец и есть Святой Дух. Эта сложная проблема во всей полноте была разработана в большой трилогии о Богочеловечестве о. Сергия Булгакова. Третья её часть "Невеста Агнца" полностью посвящена проблеме взаимоотношениям Бога и Софии.
София у Сергия Булгакова и Вечная Женственность у Даниила Андреева не идентичны. Ставить знак равенства между ними не совсем корректно. Так же как ставить знак равенства между Софией и Звентой-Свентаной, которую прозревал Владимир Соловьёв (здесь мне трактовка Даниила Андреева представляется высшей
духовной очевидностью по отношению к любым философским осмыслениям, и я ей безоговорочно верю). Также для полноты картины хорошо бы сопоставить трилогию о Богочеловечестве С. Булгакова и «
Чтения о Богочеловечестве» Вл. Соловьёва (их лучше рассматривать вместе с его книгой «
Оправдание добра»).
Т.ч. взаимоотношения Бога и Софии и Вечная Женственность — это разные проекции духовного Целого в наш космос и наш разум. Тема, безусловно, грандиозной сложности, такой, что даже сама постановка вопросов требует немалых умственных и душевных затрат. Тема из разряда таких, к которым даже приступать страшно...
Бог не знает пола.
В человеческом смысле — безусловно. Но Богу присуща некая
полярность. Из этой полярности вытекает само откровение Троичности: не было бы полярности в Боге — не было бы и Откровения о Троице. Единство Единого осталось бы последним Словом в монотеизме — и Откровения о Нём в иудаизме, раннем христианстве и затем в Исламе не нуждались бы ни в каком Откровении Пресвятой Троицы. Полярность Божества в Его выражении Миру открывалась не только христианству как Троица, но и во многих восточных духовных течениях мы встречаем то же глубинное откровение о полярности Бога.
Полярность и есть пол — в преломлении через космический и материальный планы. Безусловно, между полом и полярностью нельзя ставить равенства. Ну, как между бытом и бытием.
София же не есть ипостась, но есть сама ипостасность. Она есть божественная плерома, идеальный мир, Замысел Божий о Мире. В Софии каждая ипостась Бога проявляет себя, потому нет никаких оснований соотносить её с одной из ипостасей.
Такая София не имеет живого Лика — это символ плеромы, духовной вселенной, внутреннего единства Божества, Его Любви, а не Его полярности. Живые Лики — ипостаси — выражающие себя и в высших духовных Существах — это уже другое. Так Сын Божий выражает себя в Слове, что явилось миру во плоти Иисуса Христа. И Вечная Женственность выражает себя в Богоматери. И в Звенте-Свентане (хотя этот образ ещё не принят христианской церковью). Живой Лик и плерома (идеальный Замысел и Любовь) — это не одно и то же.
К сожалению, Даниилу Андрееву не открылось ничего об идеальном мире, что есть Божий Замысел или мир идей Платона.
Стадиальность материи у Даниила Андреева совсем не развёрнутый тезис, как и большинство его философских тезисов. Это уже дело философов разворачивать и осмыслять откровения мистика Если мы начинаем с философских позиций говорить о духе, то просто необходимо ознакомиться с некоторыми трудами самого близкого Даниилу Андрееву философа, иначе мы всегда будем путать идеальный мир (мир идей Платона) и мир духовный. Поэтому рекомендую следующие книги Николая Бердяева:
1.
Философия свободного духа (
проблематика и апология христианства).
2.
Дух и реальность (
основы богочеловеческой духовности).
3.
Я и мир объектов (
опыт философии одиночества и общения).
К сожалению, все эти книги (как и книги А. Меня) издавались на рубеже 80-90-х. А потом пришла баба-ЕГЭ и решила, что творческий дух претит построению суверенной демократии... Но найти эти книги (в бумажном варианте; а как их можно читать в электронном виде, я не представляю) всё же легче сейчас, чем во времена Даниила Андреева. Уже радует... Хотя и эта свобода может для нас схлопнуться, судя по последним тенденциям. Но не будем о грустном. К слову, о тенденциях. Вот ещё одна книга Бердяева, которая весьма помогает различать духов и в нашей современности: «
Судьба человека в современном мире (
к пониманию нашей эпохи)».
Подлинно духовное не может быть ограничено пространством и временем.
Дух творит пространство и время — как стадии своего творческого роста и общения. Это другой взгляд на «ограниченность пространством и временем». Художник всегда имеет дело с целым рядом ограничений, более того — эти ограничения он может ставить себе добровольно, если они не поставлены внешней средой. Без преодоления этих ограничений нет творческой прибыли и качественного скачка. Т.ч. дух, для которого нет самого понятия внешнего ограничителя, может накладывать ради творческого акта на самого себя такие ограничения, причём — разные, в зависимости от задач (к вопросу о разных пространственных и временных координатах). Стадиальность материи можно понимать как стадии творческого роста и совершенствования духа. Тоже немного иной ракурс на проблему.
Андреев же, пусть и условно, духовными мирами называет миры с шестью пространственными координатами и n-ным числом временных координат.
Такими мирами Даниил Андреев называет первые материальные миры, в которых проявляются духовные монады. К слову,
монадология Н.О. Лосского философски дополняет и расширяет монадологию и Лейбница, и Д. Андреева (тоже рекомендую к ознакомлению нашим читателям).
Не раскрыта у Даниила Андреева и символическая связь между мирами. Причина этого, как мне кажется, кроется в том, что ему опять-таки ничего не открылось об идеальном мире.
Да,
характер связи между мирами у Даниила Андреева философски не раскрыт. Причину тут я вижу в другом. Даниил Андреев не понимал мир духовный как мир идей Платона, так что и ничего открыться в этом плане ему не могло. Но чтобы хотя бы кратко описать характер связи между мирами, нужно было вооружиться всей
философией времени, которая появилась только в 20-м веке. На мой взгляд, развитие идей Теории Времени Н.А. Козырева позволит в будущем философски понять и описать тот «механизм», при помощи которого разные миры взаимодействуют друг с другом. Здесь необходима философия связи будущего и прошлого, связи разных временных потоков, взаимосвязи случайностей, работа с шумами и т.д. и т.п.
Такое понимание Времени ещё только-только зарождалось во времена Даниила Андреева и до сих пор не раскрыто по-настоящему философией. Т.ч. Даниилу Андрееву ничего не оставалось, как просто констатировать факт взаимосвязи разных миров, без описания «механизма» её. Было бы странным сетовать, что мистик, например, 17-го века ничего вразумительного не сказал о ноосфере. Теперь же для нас в эпоху Интернета становится доступным самая суть идей Вернадского (можно «пощупать», хотя и не руками, но глазами).
Символическая связь реальностей предполагает наличие надмирной реальности — высшей духовной реальности, независящей от времени, но порождающей его для своих проекций.
Высшую духовную реальность — как духовную Вселенную, объемлющую собою все материальные вселенные и миры, — Даниил Андреев чётко осознавал и о ней говорил. И это совсем не мир идей Платона. А вот механизм взаимосвязи миров через потоки времени, сама суть времени — как творческой силы и организации случайностей — от Даниила Андреева была ещё сокрыта. Потому ничего и сказать о механизме этой связи он не мог. Но он нигде и не говорил, что это связь причинно-следственная. К слову, идея
смысловых связей между событиями в нашем мире, названная Юнгом «синхроничностью», тоже способствует пониманию характера связи между событиями в разных мирах.
И уже только это одно дало основание считать некоторым его читателям, что связь между мирами может быть причинно-следственной. Хотя опять-таки это не его вина, но результат буквалистского прочтения.
Это даже не результат буквалистского прочтения (у Даниила Андреева нигде нет прямых указаний на то, что событие в одном мире явилось причиной событий в другом), но результат слепого переноса научно-технической картины мира на миры мистические и духовные. Иначе говоря — исключение творческого начала, как мешающего объективации. Или совсем просто — схематичность мышления. Неудивительно, что такими читателями прежде всего ценится у Андреева схема и классификация, а всё творческое подвергается сомнению. Здесь налицо духовная чужеродность разных психологических типов.
P.S.
Тему перенёс в раздел "Роза Мира" (заранее уверен в перспективности начатого. Спасибо, Антон!)