Поначалу хотел ответить в теме "Идеи Козырева: 30 лет спустя", ибо речь и о Козыреве, но всё же решил продолжить здесь, в теме "Богочеловеческий и человекобожеский синтез". Как уже где-то говорил, эта тема сформулирована весьма хорошо, и если брать её подачу в общем виде, то и спорить почти не о чем (разве что о каких-то отдельных формулировках, но это уже был бы спор о словах, а не о сути). Однако суть любого общего подхода развивается не только в общих формулировках, но и в частных приложениях. Ведь ради конкретного применения любая общая теория (в т.ч. в древнегреческом смысле этого слова) и существует. Вот и пример с концепцией времени Н.А. Козырева как раз позволяет конкретизировать соответствующим образом: в частности, где конкретно пролегает грань между Богочеловеческим и человекобожеским. В связи с этим всплыл и вопрос о магии. И поскольку тут лишь продолжение, без некоторых дополнительных цитат (из других тем) не обойтись.что корни науки в магии — это, по-моему, очевидно. И там, и там — главное методология и достижение утилитарного результата. И «природе-то всё равно, кто и зачем задаёт ей свои вопросы — даже если задаёт вполне „правильные“» — так и есть с точки зрения магии и науки, ибо обе насквозь утилитарны. Природа и там, и там выступает в роли материала для достижения цели.
У Козырева же Время — это активная творческая сила в религиозном, а не в магическом смысле слова. И Природе не может быть всё равно, «кто и зачем задаёт ей вопросы», если Природа живая. Живому не может быть всё равно...
Козырев был глубоко религиозный, христианский мыслитель. Нравственная составляющая — это то, что отличает козыревский подход к эксперименту и от магического, и от научного. Отличие в том, что живой Природе (даже если мы её воспринимаем как физическую, мёртвую) и Времени (имеющему смысл и духовный вектор) совсем не всё равно, кто и зачем вступает с ними в контакт и какую цель преследует, каковы последствия для мира от достижения этой цели...
Время в философии Козырева — это «кисточка в руках Творца», а не безликая энергия... Это новый подход. Но если научное сообщество его не примет, то нас, царей разумных, неминуемо ждут очень серьёзные уроки со стороны Природы
Козырев ведёт диалог с Личностью, которая нам видится как организм (Вселенная). У этой Личности есть свобода воли, творческое начало - и это первично. А "тело", законы физики, материя - вторичны. Личность ведёт себя "как хочет", а законы определяют лишь физические процессы, протекающие автоматически. И эти законы созданы Высшим Творческим Началом, один из главных инструментов которого мы воспринимаем как Время.
Действительно, что корни науки в магии - это очевидно. Пока лишь не очень очевиден реальный исторический процесс "возникновения науки" с этой точки зрения (по крайней мере не встречал специальных и конкретных исторических исследований в этом аспекте). И ещё один вопрос, уже более теоретический - что такое магия в своей основе? И есть ли в этом отношении существенные отличия подхода Козырева от подхода магического? И даже более обще: какое место она ненароком может занимать и какую роль играть в структуре Богочеловеческого или человекобожеского синтеза? Хотя тут сразу же возникает один нюанс, ибо часто одним и тем же словом "магия" обозначают два весьма разных (хотя и соприкасающихся) явления.
Во-первых, метафорически под "магией " порой имеют в виду такую "встроенность" человека в Природу, которую вернее было бы назвать "вживлённостью" в неё: человек "вживлён" в Природу, как по-своему живую, и наоборот - Природа "вживлена" в человека, ибо отнюдь не "мертва". Как писал ещё Григорий Богослов, человек - макрокосм, "частью" которого является микрокосм - т.е. весь прочий тварный мир. Ибо человек двуедин по своей природе (как воплощённый дух), соединяя в себе мир невидимый, духовный, и мир видимый, материальный - причём, все иерархические уровни и того, и другого, и даже превосходя их как Образ Божий, призванный по изначальному Промыслу стать богом по благодати. Соответственно, человеческие сущностные силы изначально в гармонии и во взаимодействии со всей природой мира и со всеми природами вещей и существ в мире пребывающих, а также в синергии со всеми силами и энергиями всех природ - включая нетварные Божественные энергии. Такое положение дел во многом сохраняется даже после онтологической катастрофы грехопадения, тем паче, что после Искупления возможность человеческой синергии с Божественными энергиями вновь качественно изменилась в благоприятную для человека сторону. Вот такая живая "встроенность" человека в мир и живая "встроенность" мира в человека позволяет человеку творить и то, что современной наукой необъяснимо ("типа того же "лозоходства"), но главным посредствующим звеном при этом остаётся именно обоюдная "встроенность", и не более того. Однако и она чревата многими опасностями, ибо человек, в силу падшести, всё-таки удобопреклоним ко злу, и все вновь открывающиеся возможности (такова эмпирическая реальность, увы) стремится использовать прежде всего в качестве оружия. С другой стороны, Природа, сам окружающий мир - тоже падшая Природа и падший мир. И то обстоятельство, что Природа по-своему живая, отнюдь не делает её заведомо благостной. Проще говоря, откликнуться она может на любой "правильный вопрос" - неважно, на добрый или на злой по замыслу вопрошающего. Ведь "правильность вопроса" в данном случае означает, чтобы к Природе обратились как к живому существу, а не как к мёртвому механизму, тогда она и ответит, как живое существо. Как кошка, например: погладишь - замурлычет, дёрнешь за хвост - убежит, а то и оцарапает. И если на весах окажется жизнь кошки и жизнь человека, то выбор кошки будет не в пользу последнего. Тоже всё зависит от правильного подхода. Так и Природа в целом. В своём нынешнем (отнюдь не первозданном, а в изрядно извращённом) состоянии мироздание вообще существует только благодаря поддерживающим его Божественным энергиям. Да и сам человек, как падший "венец творения", тоже. Ибо вся природа пала через человека - через него она только и может "восстановиться". Но человек сам по себе не в силах преодолеть свою удобопреклонённость ко злу. И никакая человеческая мораль не в силах противостоять этой тенденции: человек собственными силами не может "победить" сам себя - только с Божией помощью. Но для этого он должен прежде всего сам обратиться к Богу, по-настоящему - что невозможно вне Церкви. Философы в этой связи тут же начинают возражать, что, мол, церквей много, много конфессий, и каждая утверждает своё... Как будто рядом с каждым домом стоят в ряд и православный храм, и католический костел, и лютеранская кирха, и иудейская синагога, и мусульманская мечеть, вкупе с даосской, индуистской да буддийской пагодами, а они, как буридановы персонажи, не могут сделать выбор. В действительности причина совсем в другом - в ленности нашей человеческой: очень удобно и веровать, вроде бы, но без каких-либо для себя обременений, так сказать, внеконфессионально, сразу во всех богов всех религий вообще и ни в одного, в частности (утешая себя, что "Бог философов" объемлет всё и вся). Но это иллюзия, которая не могла, не может и никогда не сможет стать основанием для действительной морали (в том числе "экологической"). Философия, даже самая "религиозная", вообще не в состоянии быть таковым основанием, ибо действительное основание - Бог Живой - и превыше, и глубже всех человеческих оснований.
Во-вторых, (и это уже собственно магия) когда посредствующим звеном становятся духовные силы. Независимо даже, осознаёт это сам человек или нет. Природа хоть по-своему жива, но безлика - не имеет ни собственной личностной ипостаси, ни свободной воли, ни духа в буквальном значении этих слов. Утверждать обратное, усматривать в тварном мире некую "Личность" - это, конечно, тоже религиозный подход, но языческий. Поэтому в моём понимании Природа - это организм, а не механизм, но организм во многом действующий "рефлекторно", без целеполагания, хотя и "рефлексивно", и телеономно. Однако в ней наличествуют и действуют не только таковые органические, телеономные силы, но и сонмы разного рода духов - в том числе не очень-то дружелюбных (пусть даже сплошь и рядом стремящихся проявить себя в качестве "дружелюбных", "светоносных" и т.п.). Вот тут, да, уже можно говорить не просто о телеономии, а о телеологии в действительном её значении. Беда лишь в том, что любые попытки сознательно или неосознанно вступить в некий контакт с такими духовными силами, даже просто путём их "постижения", почти стопроцентно выводят лишь на тёмные силы. В этом смысле никакой "белой магии" не существует - любая магия (теоретическая или практическая), проистекающая от человеческого стремления к "самостоянью" (даже в единстве с Природой), всегда оказывается только чёрной. И она тоже может быть отнюдь не чисто утилитарной в обыденном смысле - до магии (бесовщины, проще говоря) человека может довести (а ныне чаще всего и доводит) даже вполне бескорыстная "страсть к познанию", как таковому, желание "изведать всё", постичь "неведомые глубины" и прочая и прочая в этом роде. И очень часто даже с самыми благими желаниями, которыми известно куда вымощена дорога.
Так вот, если проанализировать соотношение "магии" в метафорическом смысле и собственно магии, то первая исподволь переходит во вторую именно тогда, когда привносится некая религиозная составляющая - без четкого уяснения, что за "религиозность" имеется в виду. Невозможно быть христианином (по сути, а не по названию) вне христианской Церкви, то же относится и ко всем другим традиционным религиям. Все они так или иначе основаны на Откровении, в каждой из них есть свои, выработанные веками совокупного, соборного религиозного опыта системы, предохраняющие от впадания в заблуждения и во зло - во всех есть свои, весьма жёсткие, самоограничения падшей человеческой свободы, и не только моральные самоограничения. Но пребывать сразу во всех системах невозможно, как невозможно из каждой "выбрать всё самое лучшее" и создать свою. Вернее, создать-то можно, да ничего действительно спасительного в этом не будет.
"Козырев был глубоко религиозный, христианский мыслитель" - вполне с этим согласен, ибо не имею никаких оснований считать иначе. Наоборот, целый ряд фактов из жизни Николая Александровича (случай с книгой в камере в ответ на молитву, случай в карцере и т.д.) лишь подтверждают его глубокую, действительную религиозность. Но именно это обстоятельство определяет моё отношение к его причинной механике. На мой взгляд, тот факт, что сам он относил её к научному направлению, выражал прежде всего на научном языке - не просто форма ради стремления донести свои идеи "экологии науки" до научного сообщества. Это существенная и неотъемлемая часть его целостной концепции, как в том числе концепции научной. Но существенно верно также, что Козырев не просто создал ещё одно научное направление в физике в добавление к прочим, коим ныне несть числа. В том и уникальность, что Время понимается им и как физическое явление, и как активная, творческая, животворящая сила - уже не только как сила физическая, а как нечто гораздо большее, как явление поистине общеприродное. Его можно осмысливать, конечно, и с религиозной точки зрения, но вряд ли можно интерпретировать как активную творческую силу в собственно религиозном смысле. А если попытаться это сделать, отбросив "научность" как некую "внешнюю оболочку" козыревской концепции Времени, то результаты получаются несколько неожиданными. Время как не безликая энергия, а как "кисточка в руках Творца" - прекрасная метафора. Но если понимать буквально, то тогда Время - одна из нетварных Божественных энергий (таких же, как Благодать, Любовь, Жизнь и т.д.). И это неизбежно ведёт к ряду следствий, несовместимых именно с христианской религиозностью. Например, в этом случае Время, которое в тварном мире и которого до мира не было, оказывается совечным Богу, ибо все нетварные Божественные энергии Ему совечны (все они превечны, как и Сам Бог - совершенно независимо от того, есть тварный мир и или нет). А если интерпретировать менее буквально, то теряется главная специфика Времени, как её понимал Козырев, ибо "кисточкой в руках Творца" является не только оно, но и всё тварное, за исключением зла (да и таковое, коль уж появилось, используется Вседержителем ради добра) - всё и все являются проводниками Божьего произволения (или Божьего попущения), Божьего Промысла, Божьей икономии ("домостроительства"). Как мне представляется (если в аспекте темы "синтеза"), Козыревым, помимо всего прочего, был создан оригинальный вариант "междисциплинарности" - но не только в научном смысле (где то или иное новое направление возникает "на стыке" разных научных дисциплин), а в более широком плане: "на стыке" науки, как таковой, и философии. Может ли такой вариант стать универсальной формой "синтеза" - это уже другой вопрос. На мой взгляд, вряд ли. Как не смогла (да и в принципе не могла) стать таковым вариантом, например, "философия общего дела" Фёдорова, с его идеей "научного воскрешения". Это к слову о "русском космизме": он весьма и весьма разный, и во многом выражал не столько некий расцвет, сколько являлся симптомом упадка духовной жизни в российском обществе той поры. Философия всегда расцветает пышным цветом лишь на религиозных пустырях духовной жизни.
В целом же, как мне представляется, реальный Богочеловеческий синтез ныне возможен прежде всего именно в религиозной сфере. Причём, не просто возможен, но и активно осуществляется. Не нам, человекам, судить, конечно, о Промысле Божием, но вот какие соображения могу привести в подтверждение этого своего вывода. Любой православный христианин (и я в том числе) считает, что только в Православии вся полнота истины - и считает с полным на то основанием. Но насколько мне известно (не только теоретически, а и просто из общения с самыми разными людьми), точно так же считают и католики - применительно к католицизму, и лютеране - применительно к лютеранству, и иудеи - применительно к иудаизму, и буддисты - применительно к буддизму, и мусульмане - применительно к мусульманству... И имеют на то свои основания. Казалось бы, вопиющее противоречие: как могут все пребывать в полноте истины при столь кардинальных догматических различиях? Но дело в том, что не только ответ на этот вопрос, но и постановка самого вопроса выходит за границы человеческой компетенции. Ты сам будь настоящим православным христианином (католиком, лютеранином, буддистом, мусульманином и т.д.), ибо просто принадлежность к Церкви, без личных усилий, отнюдь не обеспечивает автоматического спасения - а обо всём прочем (и обо всех прочих) судить лишь Богу. Вот такое понимание и такой подход, который всё больше проявляется в отношениях различных церквей и конфессий, становится основой равного, взаимоуважительного и конструктивного диалога между ними. Конечно, и коллизий разного рода хватает, но не о них сейчас речь, а о том, что в религиозной жизни есть Арбитр, Который всеми признаётся в качестве такового, независимо от догматических, канонических и т.п. различий. В остальных сферах человеческой жизнедеятельности подобного "общего знаменателя", увы, нет. А может, оно и к лучшему, что нет. Хотя человеческие попытки вновь и вновь сгородить какую-нибудь очередную "вавилонскую башню" в любом случае будут продолжаться с упорством, достойным лучшего применения.