Предлагаемый Вами вариант подпадает под схему синтеза целого.
Не подпадает. Как ни под какую схему в эмпирическом мире не подпадает ни Духовное Целое, ни
диалог его проекций здесь. Диалог всегда конкретен и неповторим. Можно прописать какие-то формальные правила диалога, но его содержание, всегда конкретное, никакими схемами не творится и никакими методиками не продуцируется.
Он возможен при двух условиях:
1) когда (как Вы верно говорите) есть истина А и истина В. Тогда обе истины, не изменяясь (зачем? ведь они истины) гармонично со-бытийствют в Целом
А кто Вам сказал, что диалог проекций не приводит к изменениям в них и не обогащает их духовно? Более того, чтобы такой диалог состоялся и был творческим, уже должны произойти качественные изменения внутри локальных систем. Но гармонизация диалога проекций ничего не имеет общего с созданием в мире единой проекции (универсальной гармонии).
Один путь синтеза — это
гармонизация диалога систем. А другой — создание
единой гармонической системы. Я утверждаю, что эти пути имеют противоположную духовную направленность и
на практике приносят нравственно противоположные плоды. Один путь ведёт к обогащению культур, другой — к обеднению, несмотря на все благие намерения и мудрые методики.
2) или когда оба члена А и B, наряду с истинной имеют в себе одинаковую ложь (Л), т.е. субъекты синтеза одинаково в чем-то заблуждаются. Тогда (А+Л) + (В+Л) ведет к гармонии со-бытия и экстазу духовного единства.
Во-первых, невозможно прописать для А и В
одинаковую методику очищения от лжи: что с т.з. В — ложь, то с т.з. А — истина; и наоборот.
А во-вторых, очищение от лжи происходит за счёт
внутреннего творческого развития в каждой из систем. И за счёт никогда не прекращающегося Откровения, ни от каких человеческих методик не зависящего. И за счёт очищения от чисто человеческих привнесений в Откровение прошлых стадий. И за счёт творческого движения человека навстречу Откровению.
Никакое вмешательство со стороны другой проекции Истины, другой традиции, имеющей другие задачи в мире и отражающей другие грани Целого, не может быть допущено:
они о разном. Диалог же систем способствует пробуждению творческих сил в каждой. Эти творческие силы и создадут те методики очищения от лжи, которые пригодны в одной системе и совершенно непригодны в другой.
Универсальную методику синтеза можно выработать только для научного мировоззрения, внутри него. Для систем, имеющих корни в Духовном Мире, никакая универсальная методика в мире относительном работать не будет: каждая из проекций имеет свои и только свои критерии истинности, так как они исходят из той грани Целого, какая отражается в этой системе по преимуществу, и не могут быть перенесены на другие проекции других граней Целого без невосполнимой потери самого главного в них, что и делает эти проекции неповторимыми и живыми, даёт им смысл и оправдывает их существование в мире.
Однако если истинность одного (А) исключает ложность другого (В) и наоборот, то никакой гармонии целого не наблюдается, а напротив, всегда наблюдается конфронтация и борьба, в лучшем случае договорная толерантность.
Всё течёт, всё изменяется. Принцип
исключённого третьего начинает сдавать свои позиции принципу
дополнительности даже в науке. В мировоззренческих системах всё больше пробуждается осознание инаковости других систем не как их ложность, но как иная проекция Истины. Также начинает приходить понимание, что без иных проекций и твоя система не может существовать и развиваться, что иные проекции Истины обусловлены существованием самого Целого.
За счёт чего приходит такое осознание и как меняется
отношение к иному? Вопрос, на который я постараюсь дать ответ в своей теме о синтезе и показать конкретные примеры
внесистемных и текучих проекций Истины, заполняющих лакуны между системами и позволяющих этим системам лучше понимать друг друга. Это другой путь, и синтез на нём становится
искусством перевода с языка на язык, а не созданием общего языка. Умение понимать иное без жертвы своей уникальностью вовсе не является «договорной толерантностью».
если концепция В (конечно, имеющая внутри себя элемент лжи) представляет более высокий уровень развития, уже преодолевший ложь концепции А, то зачем же ей идти обратно и единиться с ложью, которую она уже в духовных и умственных трудах преодолела?
С этого и надо было начинать.
Осталось доказать сторонникам концепции В своим оппонентам А, что их система В есть «более высокий уровень развития, уже преодолевший ложь концепции А». Это, конечно, никакая не конфронтация, а путь к синтезу.
Итого (из множества разговоров о синтезе, разбросанных по другим темам раздела):
Есть некая философия синтеза, представители которой разрабатывают объективные методики, позволяющие отделять в других системах истинную часть от ложной. Затем должна быть разработана методика синтезирования истинных составляющих в единую систему мировоззрения. И такая система должна стать высшим уровнем развития человеческой мысли, потому что истина выше лжи. Осталось разработать методику, которую примут все системы за универсальный метод отсечения химер от истины.
Например, Вы сказали, что из религиозных философий Вы будете брать то истинное в них, что укладывается в универсальную концепцию. (Опять же, такой способ отделения зёрен от плевел, конечно, не конфронтация, но исполнен любви и мудрости и движим самыми благими намерениями.) А то что религиозная философия таким путём перестанет быть в мире как уникальный философский лик, невелика потеря — в сравнении с великим синтезом, сулящим человечеству освобождение от конфронтации локальных систем в единой универсальной синтетической системе.
Этот путь синтеза я назвал
человекобожеским потому, что методика, позволяющая такой вариант синтеза осуществлять, целиком принадлежит человеческому миру и разрабатывается людьми, и никак не зависит ни от религиозного Откровения, ни от религиозных Мифов, ни от осмысляющих их религиозно-философских систем. В данном варианте синтеза человеческий философский инструментарий ставится впереди телеги, а его независимость от Откровения и религии является центральной волевой установкой. Этот путь по определению
человекобожеский (без оценки — просто по определению, подчёркиваю).
Я утверждаю, что есть принципиально иной путь синтеза. И он вовсе не исчерпывается карикатурой «оставим всё как есть и будем радоваться многообразию». Для того чтобы показать, в чём смысл и отличие другого пути, я и открыл
тему о двух путях синтеза. И намерен далее рассмотреть в ней уже существующие конкретные проявления Богочеловеческого синтеза, приносящего реальные плоды в культуре, философии и религии.