По поводу трех вариантов: (1) логической экспликации, (2) формальной модели, (3) иллюстративных средств - скажу честно, что пока сам не знаю, что это.
На мой взгляд, с этим стоило бы определиться прежде всего (тем более что знаете ПМО не понаслышке).
Ведь иначе ни специалисты по (1), (2) не воспримут всерьёз, ни сторонники (3) по достоинству не оценят.
Если некая мысль в истории науки, религии или философии и плюс самим человеком Х проработана, допустим, до 5 уровня рефлексии...
Мысль способна мгновенно пробегать потенциальную бесконечность, а актуальную мгновенно пробегает только до того уровня реализации, какой наработан на данный момент времени. Каждый последующий шаг (квант, приращение) мышления не то что пробегается мгновенно, а дается в колоссальном труде мысли, да еще сопряжен с многократными поисками, верификациями и отсечениями химер.
Да, в гносеологическом плане, возможно, так оно и есть. Хотя свои выкладки я приводил в плане онтологическом. Потому и "мгновенный пробег бесконечности". Хотя точнее было бы говорить не о "бесконечности" (моя вина, неточно выразился), а о трансфинитности. Что такое бесконечность (равно как и вечность) знает один Господь Бог, ну а каждый человек если и узнает, то не раньше, чем окажется "там".
В свое время в диалогах с С.Л. Катречко я ввел даже три типа апперцепции: трансцендентную, трансцендентальную и имманентную. Первая ответственна за безрефлексивное непосредственное сознание (с нулевой рефлексией)...
Действительно, интересная мысль. Аналогичная, кстати, есть у Фихте: на ней строится вся его система.
Автомода - это универсальная форма. Она есть у всякого нечто: у камня К = К!К, у тигра Т = Т!Т, у Бога Б = Б!Б и т.д. - одним словом, у всякого нечто N = N!N. Естественно она есть и у сомнения С = С!С. Но вот только не всякая автомода ведет к порождению мысли.
Например, автомода камня не ведет к порождению мысли: К не = М. И автомода Бога не ведет к порождению мысли: Б не есть М (Бог есть реальность). И автомода духа Д = Д!Д не ведет к порождению мысли: Д не = М (дух есть реальность).
Действительно автомода - это универсальная форма, по крайней мере если оперировать логическим аппаратом ПМО. Ведь Моисеевым там доказана "
теорема тождественной моды. Modus(a) -> Moda(a,a), т.e., если a есть модус, то а есть мода самого себя. Эта теорема утверждает, что всякий модус является одновременно и своей собственной модой" ("Логика синтеза", -> - материальная импликация).
Но...
"
Она есть у всякого нечто: у камня К = К!К, у тигра Т = Т!Т, у Бога Б = Б!Б и т.д." - вот тут, в последнем примере, ПМО выходит за рамки своей применимости. Б = Б!Б - эта формула в корне неверна, ибо говорит совершенно о другом, нежели то, что претендует сказать. Даже чисто логически. Поэтому следующее положение - "
И автомода Бога не ведет к порождению мысли: Б не есть М" - также повисает в воздухе. Но это тема отдельного разговора.
А вот положение "
автомода духа Д = Д!Д не ведет к порождению мысли: Д не = М (дух есть реальность)", выдвинутое просто как постулат, не отвечает на главный вопрос: откуда берётся исходная М прежде чем М!М и М = М!М? Проще говоря, откуда у человека (у каждого реального, конкретного, эмпирически существующего человеческого существа) вообще берутся мысли? Можно ли выразить это посредством соответствующей формализованной модели? По моему разумению, можно, хотя и весьма непросто. Такая модель, поневоле вкратце, выглядит следующим образом.
И на философском уровне, и на уровне обыденного сознания издавна (даже когда ещё не было терминов "трансцендентное", "трансцендентельное" и т.п.) было известно, что человеческое "я" не столь просто, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, оно меняется с течением времени (не только с возрастом, но и ситуативно), с другой - остаётся неким неизменным инвариантом, даже независимым от времени. Потом были сформулированы понятия о "трансцендентальном я" (или даже "трансцендентном я") и "эмпирическом я". Лично мне более адекватными представляются термины "духовное я" и "душевное я", поэтому здесь буду использовать именно их.
Обозначим
Я - "духовное я" человека,
я - "душавное я",
! - проектор,
^ - сюръектор,
м - модель,
(1-м) - модуль. Последнее определение исходит из того, что модель и модуль - двойственные понятия (как проектор и сюръектор - двойственные операторы), а на множестве моделей задано отношение частичного порядка:
0 > м > 1, где
> означает "больше или равно" (речь, разумеется не о самих моделях, а об их индексах, которыми модели "пронумерованы", но для простоты будем считать синонимами модели и их индексы; то же, когда речь о модулях). В предельных случаях моделей, когда
м = 1 или
м = 0, модель называется, соответственно, единичной моделью или нулевой моделью и обозначается просто как
1 или
0. В остальных случаях использование
м означает, что модель отлична от единичной и нулевой моделей. То же для модулей: когда
(1-м) = 1 или
(1-м) = 0, модуль называется, соответственно, единичным модулем или нулевым модулем и обозначается как просто
1 или
0. В остальных случаях использование
(1-м) означает, что модуль отличен от единичного и нулевого модулей. Множество моделей (как и множество модулей) - трансфинитное множество мощности континуума. Проектор
! содержательно выражает творение и выбор модусом модели, а также обратное воздействие сотворённой и выбранной модели на сотворивший и выбравший модус, в результате чего порождается та или иная мода модуса. Аналогично сюръектор
^ содержательно выражает творение и выбор модой модуля, а также обратное воздействие сотворённого и выбранного модуля на моду, в результате чего мода возводится до того или иного модуса. При этом
Я - бесконечный модус (в смысле, как этот термин определяется в ПМО), т.е. модус всех модусов (не может быть модой какого-либо иного модуса, кроме себя), а
я - может быть и модусом, и модой (вплоть до нулевой моды, которая является уже только модой, а не модусом). Наконец, сами модели, помимо всего прочего, суть сложные функции от времени:
м = f(t), что справедливо и для модулей.
В общем случае данный тип взаимосвязи между
Я и
я выражается формулами (моменты
t при этом, естественно, различны):
проекция:
t: Я!м = я - творение и выбор модусом
Я модели
м в момент
t и обратное воздействие этой сотворённой и выбранной модели
м на модус
Я порождает моду
я.
сюръекция:
t: Я = я^(1-м) - творение и выбор модой
я модуля
(1-м) в момент
t и обратное воздействие сотворённого и выбранного модуля
(1-м) на моду
я возводит эту моду до модуса
Я.
В случаях выбора в момент
t единичной или нулевой модели имеем проекции:
t: Я!1 = Я - выбор
Я единичной модели порождает моду
Я, тождественную самому модусу
Яt: Я!0 = R - выбор
Я нулевой модели порождает извращённую моду
я, которая особо обозначается как
R, ибо максимально отрывается от модуса
Я, стремясь вместе с тем как бы поставить себя на место
Я. В естественном языке трудно отыскать слово, которое могло бы стать в этом случае термином - вследствие негативной экспрессии соответствующих слов (вроде "эгоизм", "яколка" и т.п., а в наиболее мягком варианте - "последняя буква в алфавите").
Сюръекции в данных случаях очевидны:
t: Я = Я^0 - для самотождественности
Я как моды и
Я как модуса достаточно избрания нулевого модуля.
t: Я = R^1 - для возведения извращённой моды
R до модуса
Я необходим выбор единичного модуля, т.е. полного самоотречения
R от своей извращённости.
Естественно, моды
я (в том числе
R как частный случай) сами могут выступать в качестве модусов, производя свои моды
я',
я'',
я''' и т.д. Тем не менее, поскольку в ПМО отношение "быть модой модуса" транзитивно, все эти моды также являются и модами модуса
Я. Поэтому в действительности всегда в наличии не просто "одночленные" формулы, приводившиеся выше, а композиция: в общем виде
t: я = (Я!м = я)*(я!м = я')которая включает в себя и два предельных случая:
t: я =(Я!1 = Я)*(я!м = я') - формальный аналог того, что называют праведностью,
или
t: я = (Я!0 = R)*(R!м = R') - формальный аналог того, что именуют гордыней.
Особо хотелось бы подчеркнуть, что это не какие-то "моральные сентенции" или "психологический экскурс", а логическая экспликация именно
онтологического положения дел. В содержательном плане
Я есть абсолютная неделимая целостность всего человеческого существа, всего человеческого индивидуума, охватывающее и тело, и душу, и сознание, и бессознательное, и любые состояния души, и все чувства, мысли, желания, действия - это человеческий
дух, как абсолютный инвариант всей человеческой личности, собственно и делающий человека личностью. Хотя слова "охватывающий", "делающий" и т.п. здесь тоже не совсем верно и не совсем точно передают суть этой абсолютной личностной целостности. Равно как само слово "целостность", исподволь подразумевающая наличие каких-то "частей". В данном случае человеческий разум, пытающийся выразить в словах, подходит к самой грани апофатичности, ибо человеческий дух, как абсолютная сингулярность, в сущности своей ещё более неуловим ни для каких метафизических формул, чем космологическая сингулярность (ежели таковая действительно имела место быть) для формул физических.
Дух вместе с тем не часть души, как и душа не есть часть духа. Дух, собственно, и есть человеческая душа, как таковая, которая тоже не некая часть человека наряду с телом: душа и тело едино суть, ибо всё едино суть в абсолютной целостности духа. В этом плане "подразделения" на
Я и
я означает, что
я есть проекция
Я, его образ и подобие, а
Я - прообраз этого образа, императив подобия, который как свободно задаёт свои образы, так и реализуется (в эмпирической реальности) через них, а потому и содержательно наполняется посредством своих образов, уподобляясь им (обогащается при этом или обедняется - другой вопрос). Проще говоря, дух человека проецируется в душу, определяя её "по своему образу и подобию" (если можно так выразиться), а данные проекции, в свою очередь, определяют (так или иначе содержательно изменяя) образ самого духа и в конечном счёте его судьбу, судьбу самого человека. Так называемая "долговременная память", о которой речь в психологии, есть всего лишь "оперативная память" сравнительно с настоящей, духовной памятью, где остаётся абсолютно всё, что не только совершено человеком в его земной жизни, но даже любые малейшие движения мысли, воли или чувств -
они-то и играют прежде всего сущностную роль моделей м и модулей (1-м). Мыслит не мысль - мыслит человек, и появляются у человека мысли не от других мыслей, а как порождение его духа: именно посредством указанногоо выше "сретения" (или "сшибки", если угодно) Я с я, а я с Я, и появляются то, что именуется "мыслями", которые (переходят ли они потом в некие реальные "внешние" действия или нет) остаются в "духовной" памяти до мельчайших нюансов. Сама же она есть "вечная память". Подобное соотношение духовного
Я и душевного
я (в плане соотношения "кратковременной", "долговременной" и "духовной" памяти) тоже можно было бы эксплицированно выразить посредством аппарата ПМО, ибо логически вытекает из приведённых выше формул, но это уже другая тема.
Такую единицу сознания, способную в свёрнутом виде содержать в себе дедуктивные цепочки и пробегать их за мгновение ока, я и называю мыслью. А с учетом подобной способности – содержать целое в единице себя, характеризует мысль как монаду.
Естественное человеческое мышление... представляет как раз броуновское движение мыслей-монад. Ни одна логика пока не описывает это броуновское движение и особенно процедуры мгновенных охватов, хотя ПМО (В.И. Моисеев), претендующая на описание мгновенных СВЁРТОК на экране сознания, пытается уже устранить такие пробелы. Тем не менее, все логики больше сосредоточены на описании РАЗВЁРТОК мыслей-монад. А это всё же лучше, чем их вообще не описывать.
С последней констатацией не очень согласен. Не говоря уже о таких классиках как Пирс, давно есть, например, детально разработанная логика, которая как раз разработана применительно к подобным "разверткам" и "свёрткам" (хотя там термины "распаковка", "упаковка" и т.д.) - а именно, "вероятностное исчисление смыслов" или "бейесовская логика" (этот вариант названия от того, что как силлогизм в ней, помимо всего прочего, используется известная формула Бейеса) Василия Васильевича Налимова. Да и фрактальная логика, логики с так называемой теоретико-игровой семантикой (в частности, IF-логика или "дружественная к независимости), а также разного рода логики с нестандартными кванторами затрагивают аналогичную проблематику... Это, что называется, навскидку, ибо ныне логика настолько грандиозна, что всего сходу не припомнить.
Ну, а если без логических констатаций, то определение мысли как единицы (монады) сознания, способной в свёрнутом виде содержать в себе дедуктивные цепочки и пробегать их за мгновение ока, само по себе интересно.