О самомыслииЮрий Бухаров задался вопросом:
"Можно ли, не зная, что такое мысль, мыслить?"
Есть разные виды действий. Одни можно совершать, ничего о них не зная. Например, можно дышать, не зная, что дышишь, или спать, не зная, что такое сон. Другие – вряд ли. Нельзя играть в шахматы, не зная, что ты играешь в шахматы. Типа сидел на берегу реки, ковырял в носу и случайно – раз и начал играть в шахматы, никогда их не видя и о них ничего не слыша. Нет, с первых шагов тебе объяснят, что такое шахматы, как ходить конем и т.д. Невозможно баллотироваться в мэры, не зная об этом. Типа шел по лесу, собирал грибы и ягоды, вышел, а тебе говорят: «Поздравляем, Вы – мэр».
При всем при том, что мышление несомненно принадлежит к
трансцендентным и
трансцендентальным процедурам, изначально скрытым от познавательного взора, всё же весьма проблематично, что можно осознанно мыслить, совершенно ничего не зная о том, что такое мысль и что такое мышление, в отличие от других процессов сознания: ощущений, представлений, воображений, откровений, мнений, мифов, верований и т.д. и т.п. Лежал себе на печи, что-то воображал, ощущал тепло, потом сморил сон, заснул, потом проснулся, бабушка спрашивает: «Что делал, внучок?», а ты в ответ: «Я мыслил» (!?).
Я ввел формулу мысли:
М!М!С.
Здесь три члена. Начну с основного – содержания С. Всякая мысль
интенциальна, т.е. имеет некое содержание, т.е. всегда есть мысль о чем-то: о яблоке, о дожде, о совести, о Боге.
Ответ: человек, мысля о яблоке, о дожде, о совести, о Боге – хоть о чем, вполне может не знать, что такое мысль, внутри обеих своих модификаций М!М.
Правда, назвать такое мышление вполне качественным нельзя, поскольку к нему обязательно примешиваются чувства, образы, другие мысли, что не страшно, а страшно, что примешиваются еще чувственные иллюзии, предрассудки толпы и умственные химеры. А если человек не может отличить мысль от этих химер, то это уже плохо, ибо оперирование химерами называется не мышлением, а бесплодным фантазированием, если не того хуже (с психиатрической точки зрения).
Далее. Человек может раскрывать трасцендентальность одного М, придумывая хоть какие-то механизмы, описывающие мышление. Например, те же слова Мысль, Ноэма, Логос, Ум, Субъект, Предикат, Связка, Понятие, Суждение, Умозаключение, Индукция, Дедукция и прочая и прочая, коих легион. Нельзя сказать, что все они стопроцентно адекватно передают процесс мышления, но тем не менее, как в шахматах, обозначают ведь какие-то правила и фигуры, и способы их развертывания на мыслительной (шахматной) доске.
Но, как в шахматах можно играть, зная лишь тривиальные правила и не зная дебютов, эндшпилей и прочего, но очень сомнительно, что можно достичь каких-то высот мастерства, без знания теории (это под силу лишь очень и очень редким одиночкам, у которых мозг работает (считает комбинации), как компьютер, без всяких правил; для подавляющего же большинства людей идет восхождение по уровням освоения шахматных знания и шахматного искусства).
Так и в мышлении, чтобы мыслить на уровне обычного человека, достаточно иметь минимум знаний о мыслительных процедурах. Но если человек приобщается к высшим пластам культуры (науки, религии, искусства, политики, философии), то ожидать, что он естественным образом, не осваивая достигнутой на данный момент развития общества
культуры мышления, спродуцирует новые сущности или истины, не приходится. Как правило, он просто повторит уже известные, открытые до него и ставшие банальными знания и истины, т.е. будет заниматься изобретением велосипеда.
Таким образом, это второе М в автомоде М!М представляет самомыслительный, самоосмыслительный модус в его, уже не индивидуальном виде мыслечувстивия, а в совокупном культурологическом и кумулятивном освоении всем человечеством.
В идеале мысль М!М!С становится максимально имманентной, когда имманетнизировано не только
содержание мышление С, не только его
трансцендентальная форма М, но и ее
трансцендентные сущностные глубины (о чем учит Хайдеггер).
Другим словами, мода М!М!С из трансцендентно-трансцендентально-имманентной делается максимально (насколько это возможно) чисто имманентной или в любом случае
трансимманентной.