Метафизика – это не только сверх физики, это сверх всего, чего бы то ни было.
Сверх религии, культуры, природы, космоса, вселенной? Сверх духа и истины тоже? Сверх Царствия Божьего? (Иначе как понять "сверх всего, чего бы то ни было"?)
Это Ваше личное определение метафизики? Где-то в других источниках можно найти сходное понимание метафизики - "сверх всего, чего бы то ни было"?
Если есть любая данность: стол, слон, племя, язык, чувство, красота, добро, ум, дух и т.д., то всегда есть возможность немного отстраниться от нее и посмотреть на нее как бы со стороны.
Печень, нога, селезёнка, душа, волосы, палец, кишечник (толстый и тонкий), дух, желудок, зуб, человек, поджелудочная железа, простата и т.д. Интересное перечисление данностей, неправда ли?
А как можно отстраниться от духа и посмотреть на него со стороны - как на данность? Кто будет отстраняться и смотреть? (Что останется от того, кто отстранился от духа - от своего подлинного Высшего "Я", дающего всему смысл и жизнь?)
Отстранившись от человека и посмотрев на него со стороны (если этот человек - я сам), "я" (душа) увидит лишь труп. Но сам труп не увидит ничего. Это дух может отстраниться и посмотреть со стороны, но отстраниться от духа и посмотреть на него со стороны как на данность не может никто - некому будет смотреть просто.
Но парадокс в том, что трудно представить высшие виды человеческой деятельности: те же искусство, религию, науку и т.д., без того, что человек знает и вполне осознанно отдает себе отчет в том, какова сущность этой его деятельности.
Сущность этой деятельности - духовный опыт: путь, истина и жизнь.
А разговор о сущности бытия неминуемо выводит всякого человека на метафизические вопросы.
А почему не на духовные?
Нет ничего лучше, чем провести умственный эксперимент, по Козыреву.
Вы не путаете Козырева с Эйнштейном? Козырев никаких умственных экспериментов не проводил.
мысли, например «2х2=4», которую наделяет предикатами «плоская», «холодная».
Я ничем таким «2х2=4» не наделял - как мысль. И разве «2х2=4» - это мысль? А закон - это мысль? А смерть - это мысль? (Может, и мысль, только совсем в другом смысле и другом плане бытия осуществляемая.)
Ведь только исходя из моего ответа на свой вопрос он поймет, ерундой я занимаюсь или нет.
У меня такого вопроса даже не стоит, почему я это должен понимать? Любой духовный опыт - это путь. А путь - судьба личности - не может быть ерундой или не ерундой. Как не может быть ерундой жизнь вообще.
Так вот, элемент логоса в человеке есть мысль. Это мое определение мысли.
Элемент логоса - да. Но сам логос есть дух. И мысль не одно из его проявлений в человеке. Логос (дух, высшее "Я") проявляет себя и в том, что мы называем "голосом совести", и в любви, и в вере, и во вдохновении (настройка души на принятие высших смыслов во внешних впечатлениях). Любовь не чувство, а духовное состояние, качество духа, жизнь духа. Также и мысль - не производная человека (тем более - мозга), а качество духа, одно из проявлений духа и один из планов его жизни.
Мысль имеет особенность бытия, в отличие, например, от Духа, который вечен и незыблем, как скала, впечатан в мироздание Божьей волей и останется пребывать там, даже если мы все умрем.
Ужас.
То есть - дух особенности бытия лишён? Только материальные проявления обладают бытием, а дух - это что-то незыблемое, вечное, впечатанное ( как "знак качества") в мироздание Божьей волей? Так Кто тогда Бог с Его Божьей волей? Не Дух? А Кто? Субстанция, Закон, дедушка с бородой?
Дух и создаёт мироздание, и даёт всему смысл и жизнь, качественное наполнение смыслом и любовью, красотой и истиной. Вне Духа никакого мироздания быть не может вообще. Мы не можем умереть - ни все, ни по отдельности - ибо дух бессмертен, ибо дух и есть жизнь в своей полноте: вне духа никакой жизни нет и быть не может. Умереть может только мёртвое, формальное, внешнее ("Смерть есть долг несовершенной формы, не сумевшей выковать себя" Д. Андреев), но живое умереть не может - по определению: живое - это то, что в материи (в организме) от духа и духом рождённое.
А в Вашем понимании "дух" - это что-то застывшее, в одном ряду с природными, чувственными и материальными "предметами" или свойствами организмов. Как будто бытие отдельно, а дух отдельно. Бытие и есть жизнь духа. И дух самое живое что только может быть, вернее вне духа и без духа само понятие "жизни и живого" не существует. Ибо дух первичен и является источником всяческого бытия, творцом любой материи и в то же время дух и есть подлинное бытие, полнота жизни. Да и само время лишь один из "инструментов" духа, лишь один из способов его творчества.
Либо надо признать, что Царствие Божие - это лишь эпифеномен нашего сознания, а само сознание - эпифеномен материи. Но тогда мы просто делаем инверсию - и удалив Дух и Царствие Божие из своего сознания, приписываем все свойства Духа и Бога материи и её законам, признаём их первичность и изначальность и поклоняемся им как Богу (такая установка воли, соблазняя свободой от Высшего Мира и Мира Духовного, приводит к рабству у мира низшего, у тварного, со всеми вытекающими отсюда злыми последствиями, включая смерть).
Огонь есть, пока горит. Потух костер – и нет огня. Поэтому мысль надо оберегать. Хрупкая она субстанция. Если никто не будет мысль мыслить, то ее и не будет.
Кроме человека, даже в нашем мире много кто есть, способный мысль мыслить. Огонь есть, пока есть дух, а дух вечен. Если духу нужен огонь, найдётся и материальное воплощение для огня. Если духу нужен кто-то, кто будет мысль мыслить, этот кто-то появится.
Произведение инспирируется творцом. Если бы не написал Рафаэль «Сикстинскую Мадонну», то ее и не было бы вовсе, а написал – следовательно, инспирировал и в себе, и в нас продолжает инспирировать и это прекрасное, и мысль, сопровождающую это прекрасное.
А.К. Толстой.Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землёю, незримые оку.
Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса!
Фидий ли выдумал это чело, эту львиную гриву,
Ласковый, царственный взор из-под мрака бровей громоносных?
Нет, то не Гёте великого Фауста создал, который,
В древнегерманской одежде, но в правде глубокой, вселенской,
С образом сходен предвечным своим от слова до слова.
Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный,
Брал из себя этот ряд раздирающих сердце аккордов,
Плач неутешной души над погибшей великою мыслью,
Рушенье светлых миров в безнадежную бездну хаоса?
Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,
Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нём есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.
О, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем,
Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,
Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,
И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,
Выйдут из мрака всё ярче цвета, осязательней формы,
Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье…
Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолётное помни виденье!
-------------------------------------------------------------------
Метафизика, как любой путь познания себя и мира, лишь один из путей духа, один из способов человеку приобретать духовный опыт. Духовный опыт, по мысли Бердяева, и есть истина (путь и жизнь).
Истина - Кто, а не "что". И этот Кто - Дух Святой.