Полностью с вами согласен.
Это не я. Это была словесная плоть бездыханной мысли.
Все равно придется завести тему и дать определение любви.
Ограничимся одним трупом. Будем препарировать мысль, всё равно уже зарезали.
Да, собственно это и называется культурой и образованием.
Культурой называются творческие контексты и символические взаимосвязи, чьи переклички и смыслы творят определённый культурный Миф.
Образование же есть знакомство с культурным Мифом.
Двоящиеся своды определений слов через слова ни культурой, ни образованием называть нельзя. Это архитектурные излишества, чуждые строителям воздушных замков.
У всякого человека на данный момент его жизни уже существуют все эти определения, плохие или хорошие, но существуют, что я называю модами.
У меня тоже? Ничего себе... Можно, конечно, сказать, что я не осознаю этих определений. Не исключено. Но те, которые осознаю, стараюсь ликвидировать в зародыше. Они застят мне свет. Мне хочется общаться с живыми контекстами, в которых слова играют разными смыслами, никакими определениями не пришпиленные к гербарию слов и ни в каком паноптикуме не застывшие в формалине словарей.
(Говорю красиво, ибо другого выхода не вижу. Мне нужно оставаться дилетантом, иначе начну нести околесицу.)
Переосмыслять определения (моды) надо, если возникают несоответствия в каком-то разговоре или исследовании, связанные с их неадекватностью. А так получится скакание по темам.
Получится скакание по словам и фразам. Адекватности это не прибавит. В разговоре важно одно — взаимосвязь живых контекстов. Поиск определений отдельных слов (понятий), одинаково понимаемых всеми вне зависимости от конкретного контекста, приводит к исчезновению даже того понимания, что было до разговора. Что такое «исследование» в формате обмена небольшими текстами, я не понимаю вообще.
мысль - это единичный акт мышления
Ребёнок — это единичный акт деторождения...
Стоп! У меня же есть фигура речи в рукаве, прошу:
Небольшая импровизация для отдохновения почтенной публики
Никакой единичной мысли не существует в природе. Существуют ли в природе мысли? Ещё как. Но не о том речь. Вычленить единичный акт из мышления невозможно (врагу не пожелаю). Это будут абстрактные домогательства, а не живые акты. В реальности же любая мысль содержит в себе множество мыслей, которые в свою очередь тоже состоят из мыслей. И так до умопомрачения.
Можно провести аналогию мысли с материей. У нас тут всё, что не запрещено, разрешено. Проводим: пытаясь выделить в материи единичную частицу, мы движемся от молекулы к атому, затем к ядру и... И выходим на уровень, где нет никакой материи, но то ли поле, то ли энергия, то ли свободная воля... Это уже чёрте-что в кубе. Но в случае с материей есть хотя бы пространственный ориентир: мы углубляемся в неё, сужая и сужая пространство. Пока само понятие пространства не исчезает, проваливаясь в чистую энергию. Или в дух? Для мысли же и пространственный ориентир не указ. Грубо говоря, маленькая мысль может содержать в себе мысль огромную, состоящую из мысленных галактик. Например, глупая, как мячик, мысль: «я люблю футбол» — содержит в себе грандиозные галактики мыслей в словах «люблю» и «я». Мысль принадлежит духовному плану бытия, где никакие наши аналогии с пространством-временем не работают. Увы, не прошло.
В духе нельзя ни углубляться в микро-, выделяя единичную мысль, ни синтезировать мысли во что-то большее, чем единичная мысль. Духовное — это «я во всём и всё во мне». Вычленить из такого одиночное «я», думающее одну мысль, невозможно. Никакого одиночного «я» вне «ты» и «мы» просто нет в духовной реальности. В душевном плане ещё можно выделить, с оговорками и приближениями, некое единичное «я», символизирующее самосознание души. Но мысль как не материальна, так и не душевна, мысль духовна.
Любая мысль, даже самая круглая, по природе своей духовна, а значит содержит в себе бесконечную «потенциальную актуальность» всех мыслей, когда-либо посещавших или собирающихся посетить твоё мышление. В каждой капле мышления содержится бесконечное количество мыслей. Мысль-точка равна математической точке, которую нельзя уже называть мыслью, но знаком во времени, мигом. И тогда всё определяется конкретным содержанием этого мига, существующего в нерасторжимой целостности жизни (в памяти; в том числе и в памяти о будущем) — мига, уходящего в вечность...
Всё духовное (мысль в том числе) с одной стороны — это неразделимое на элементарные (единичные) акты целое, а с другой — всегда конкретное содержание. Дух абсолютно конкретен. Поэтому можно обсуждать
конкретное содержание мысли, но не мысль как таковую. Обсуждение мысли в отрыве от её конкретного содержания — это переливание слова «мысль» из пустого в порожнее. И вроде бы умных слов при этом занятии прольётся немало, и люди делом будут заняты (они «исследуют сущность мысли» и «механизмы мышления», не мешайте), а попробуй перескажи, о чём они говорили и что наговорили? Пустота. Слова, слова, слова... На выходе — ноль смысла. Ну, кроме как «мы философы, и это звучит гордо». (Мы — это я так, рядом постоял удачно.)
То же касается и обсуждения свободы без конкретного содержания её, и обсуждения любви без её предмета. После таких обсуждений ничего не прибавляется к твоей конкретной свободе и любви, но убавится может — словно утекает река времени в какую-то белёсую пустыню, не имеющую лика. В сухом остатке таких разговоров всегда остаётся одно:
кто и
зачем говорил? Говорили о любви, свободе и власти, а на деле — тебе внушали конкретные идеологические установки, должные вызвать конкретные действия. Я не имею в виду никого лично из участников настоящей дискуссии, а рассуждаю, вспоминая минувшие дни...
Я периодически думаю, а какой смысл в этих наших форумных импровизациях, в этих разговорах умных людей об умном? Никакого зримого результата в качестве вывода, по аналогии с выводами лабораторных исследований, я за столько лет так и не обнаружил. Есть косвенный результат: некоторые тексты некоторых дискуссий интересно перечитывать со временем, они представляют собой жанр интерактивной эссеистики. Некий творческий импульс такие диалоги дают (не все, конечно; может быть и обратный эффект), и этот импульс проявляется потом в других сферах. Но самое интересное, что за годы наших диалогов, ни к каким конкретным результатам не приведшим и заканчивающимся, как правило, многоточием, а не точкой-выводом, наше интернет-пространство превратилось в некий Солярис, имеющий своё уникальное и очень содержательное лицо. Как такое произошло и почему — я не знаю:
так как-то всё...
Если провести аналогию со становлением такого Соляриса и процессом мышления (раз не прошло с материей), то можно набраться наглости и сказать следующее:
процесс мышления есть рост смыслового содержания в личности. Выудить же отдельный пост-мысль из этого процесса и обсуждать его как таковой, в отрыве от его конкретного содержания, а также механизм появления постов, из которых состоит гипертекст, — абстрактно можно, но реально содержание такого исследования будет равно нулю. А ведь кажется, что Солярис (мышление) состоит из отдельных постов-мыслей, и почему бы не исследовать механизма их зарождения и не задаться вопросом, что есть пост-мысль как единичный акт гипертекста? Но только начнёшь рассматривать не абстрактный пост-мысль, но конкретный, как в нём обнаружится несколько мыслей-фраз, состоящих из мыслей-слов; и если продолжать выявлять далее единичный акт мышления, попадаешь в бесконечность (или провалишься в пустоту — в букву).
Также можно провести аналогию мышления с общением. Терять уже нечего, кроме дедуктивных цепочек. Если рассматривать общение как способ прийти к конкретному результату, тогда нужно брать этот желаемый результат в его конкретности и под него подбирать конкретные механизмы общения. Но в нашем случае общение является самоценным (как искусство), а его результаты (тексты, выводы, темы) — поводом. Учиться разным формам общения — задача для человека достойная и весьма непростая (а в наше время — первостепенная). Недаром наш Солярис, начинавшийся как форум, дал импульс иным формам общения: устным беседам, перекличке жанров (словесных и пластических), не за горизонтом и новые формы. Общение как таковое мне представляется более ценным, чем все формулировки, определения вместе взятые, полученные в ходе общения.
Так и мышление — его качество и содержательность являются самоценными. Механизмы же (если их вообще нужно выявлять рассудочно) мышления для каждого его проявления и каждой личности уникальны. Есть общие черты, но ценность мышления в его
лица не общем выражении. В параллельной теме я попробовал поделиться своим опытом некоторых форм мышления, назвав их «объёмными», и рад, что люди откликнулись и поделились своими формами, в чём-то схожими с моими, в чём-то отличными. Мышление самоценно, уникально, неповторимо и всегда конкретно-содержательно.
Продолжу аналогию мышления с общением: если пытаться вычленить первичные акты общения, оно распадётся на слова. А они для всех одинаковы, когда это
слова, слова, слова. Можно ли дать определение слову как таковому и общее для всех случаев и контекстов? Можно ли назвать слово единичным актом общения? Назвать-то можно, но что это даст самому общению? Что даст ему определение слова? Только одно: уйдёт конкретное содержание общения — и люди начнут говорить словами о словах (мыслить о мыслях).
Можно ещё дойти до букв. Но страшно — там провал, а на его реставрацию у нас нет средств. Заканчиваю.......... И прошу не относиться к моей импровизации серьёзно. Она не более чем заполнение паузы в настоящем философском исследовании, для которого необходима особая концентрация. Находиться долго в состоянии особой метафизической концентрации нетренированному человеку непросто, иногда нужно набрать воздуха и ускользнуть между строк, чтобы не лопнуть.