Я уже как-то писал (не помню, в какой теме), что главное отличие религий монотеистического корня от религий языческих заключатеся не в единобожии или многобожии. Знания о Едином есть во всех языческих культах. Так же как и следы многобожия можно различить и в строго монотеистических религиях. Да, религии монотеистического корня обращены к Лику Единого. Несмотря на все человеческие аберрации, замутнения, искажения, основной пафос монотеизма направлен к Богу-Творцу. Или Господу Богу, т.е., Господину над всеми другими богами. Языческие системы обращены к разным богам. Но сколько бы богов ни было (и на какие случаи жизни), любой язычник помнит о Боге-Творце. И знает, что все боги, какими бы могущественными они ни казались, сотворены так же, как и люди, Верховным Богом.
Так в чем основное различие? А оно в представлениях о том, как был сотворен мир. В религиях авраамического корня (религии монотеистические) Бог творит мир ИЗ НИЧЕГО. Получается, есть Бог - и есть сотворенный им мир. Мир не есть Бог, Бог не есть мир. Между Богом и миром онтологическая пропасть. Отношение Бога и сотворенного им мира - это отношение художника и созданной им картины. (За исключением того, что художник все же использует постороннюю материю для создания своей картины.) Картина не есть сам художник. Хотя, безусловно, часть души художника присутствует в картине. Но художник может уничтожить картину, если видит, что она не отвечает Замыслу. Может создать картину заново. Так и художник Бог. Как воспринимает обычное "монотеистическое сознание" тот же Всемирный Потоп? Бог создал человека из праха (из ничего), но человек развратился, перестал соответствовать Замыслу Художника, Бог раскаялся, что создал человека, и стер человечество с лица земли Всемирным Потопом. Так же как художник стирает краски. И создал все заново...
В языческих религиях Бог является частью сотворенного мира. Это называется пантеизмом. У представителей монотеистических религий пантеизм обычно отождествляется с ересью, с детскими, ложными представлениями о Божестве. Считается, что пантеизм умаляет величие Бога, смешивает Бога с грязью мира сего. Но так ли это? У нас немало материалов, посвященных отношению Церкви к Природе. При всем любовании Природой, подчеркивание того, что Природа Божье творение, все же общее отношение к Природе остается весьма утилитарным. Природные духи (языческие боги) давно изгнаны, объявлены бесами. А окружающие человека животные лишены бессмертной души и какого-либо посмертного существования. Их так же сотворил Бог из ничего, дабы они служили человеку своей шерстью и мясом. (Из этого мироощущения вытекает отношение ко всем природным стихиям, в том числе и половой, сексуальной, но это отдельная тема.) А теперь я приведу фрагмент из Голубиной книги. Фрагмент о творении:
Я по старой по своей по памяти
Расскажу вам, как по грамоте:
У нас белый вольный свет зачался от суда Божия,
Солнце красное от лица Божьего,
Самого Христа, Царя Небесного;
Млад-светел месяц от грудей его,
Звезды частые от риз Божиих,
Ночи темные от дум Господних,
Зори утренни от очей Господних,
Ветры буйные от Свята Духа,
Дробен дождик от слез Христа,
Самого Христа, Царя Небесного.
У нас ум-разум самого Христа,
Наши помыслы от облац небесныих,
У нас мир-народ от Адамия,
Кости крепкие от камени,
Телеса наши от сырой земли,
Кровь-руда наша от черна моря.
От того у нас в земле цари пошли:
От святой главы от Адамовой;
От святых мощей от Адамовых;
От того крестьяны православные:
От свята колена от Адамова»
palomnic.org/poet/folk/golub_book/
Звучит, может, наивно ("зори утренние от Очей Господних" и т.п.), но все же представьте себе мировоззрение человека, для которого вся Природа была ЧАСТЬЮ БОГА. Так ли это примитивно?