Луковичные главы и русские Иерусалимы
Луковичные главы русских церквей общеизвестны, однако их происхождение загадочно. Ведь первоначально купола русских церквей были только византийские, в форме шарового свода.
Дмитровский собор во Владимире. Шлемовидный сводчатый купол.
Такие купола архитектурно естественны (купол есть сводчатый потолок здания) и символичны (изображают небеса). Почему вдруг решили отказаться от этой «нормальной» формы, освященной традицией и воплощенной в стольких авторитетных шедеврах храмовой архитектуры? Предполагают, что имела место постепенная эволюция купола в луковицу. Но ведь луковица принципиально отличается от свода, являясь приставной декоративной деталью, как правило на деревянной основе, надстраиваемой над каменным сводом. Да и не найдено никаких переходных форм и свидетельств постепенной эволюции. Достоверно известно лишь, что луковичные главы появились в конце 16 века и тут же стали безальтернативным стандартом. Но почему? Летописи и хроники умалчивают об этом важнейшем перевороте. Пришли ли они с Востока? Но ведь происшедшая архитектурная революция явно была одобрена верховной властью. Не могли же в самом деле в Третьем Риме осознанно проталкивать формы мусульманского Востока как государственную программу. Да и всякий церковный человек чувствует символическую важность купола, как видной издалека распознаваемой части церкви. Так в чем же был символический смысл луковичных глав?
Известно, что луковичные купола появляются на иконах и книжных иллюстрациях начиная с 12 века. При этом прямых доказательств существования луковиц в архитектуре в эту эпоху нет. В своей
работе 1990 г. А. М. Лидов предположил, что луковичные главы появились в архитектуре уже после того, как в изобразительном искусстве сложилась их иконография как образа идеальной церкви. Но откуда взялся этот идеальный образ, и почему он вдруг возымел такое влияние в конце 16 века?
В поисках модели идеальной церкви А. М. Лидов предлагает отправиться в Иерусалим. Там, в ротонде Воскресения, стоит небольшое, но необычайно важное в христианстве здание, надстроенное над Гробом Господним, т. наз. Кувуклий. Это собственно и есть тот Гроб Господень, который стремились отвоевать и защитить крестоносцы. Именно там, на каменном ложе, с которого встал воскресший Иисус, зажигается ежегодный Благодатный Огонь. Так как престол каждой церкви является образом и символом этого ложа, каждая церковь есть символическое воспроизведение Кувуклия, который тем самым приобретает значение первоцеркви.
Иерусалимский Кувуклий и Благодатный огонь
Анализ средневековых изображений Кувуклия позволил А. М. Лидову предположить, что после перестройки 1048 г. формой Кувуклия была именно луковица. Ассоциация луковицы с Иерусалимом подтверждается хранящимися в Московском Успенском Соборе литургическими сосудами неизвестного назначения, называемыми «сионы» или «иерусалимы». Сионы имеют форму церкви с луковичными главами, которые датируются концом 15 века (см. илл. 15 и 17
Гл. 2. книги А.М. Лидова «Икона»). Есть все основания полагать, что «сионы» были образом Иерусалимского Кувуклия.
Луковичная форма купола Кувуклия могла быть связана с чудом Благодатного Огня: луковица могла изображать пламя. Сходство луковичных куполов с языками пламени давно уже наводило на мысли об их огненном символизме:
Кижи, храм Преображения
Другим «пламенным» мотивом в русской архитектуре некоторые исследователи считают килевидные кокошники, которые также были декоративным элементом.
Спасский собор Андроникова монастыря: классический шлемовидный купол и "пламенеющие" кокошники.
Архитектурная революция конца 16 века, по-видимому, связана с амбициозной программой Бориса Годунова, стремившегося сделать Москву Новым Иерусалимом. Важным шагом в этой программе была перестройка Собора Покрова-на-рву (Василия Блаженного) взамен сгоревшего. Именно это здание годуновской эпохи мы наблюдаем сейчас как архитектурный символ Москвы. Примечательно, что если луковичный купол был символом одной церкви, то в этом соборе мы видим восемь куполов. Их подчеркнутое разнообразие не могло быть случайным. Возможно, это соцветие луковиц было призвано создавать образ Святого Града Иерусалима, который был городом многих церквей (см.
альбом Е. Морошкина). Москвичи той эпохи называли этот собор «Иерусалимом». Царь Борис приступил также к созданию крытой золотом модели Кувуклия, разрушенной Лжедмитрием.
Проект и строительство собора Василия Блаженного сами по себе далеко не очевидны. Популярная легенда о Барме и Постнике не находит подтверждения. Собор уникален не только куполами, но и симметричной девятичастной структурой, включающей восемь боковых и один центральный придел. Такая структура не имеет аналогов в России, зато почти точно копирует один из эскизов Леонардо Да Винчи и, вообще, напоминает распространенные в Италии восьмиугольные церкви. А. Г. Мельник, проанализировав архитектуру Василия Блаженного, нашел в ней столько характерных ренессансных черт, что пришел к выводу о том, что церковь строил итальянский мастер (см.
статью).
Стремление к воссозданию в России Святой Земли достигло кульминации в 17 веке, когда Патриарх Никон не только воздвиг в Ново-Иерусалимском монастыре символическую модель Иерусалима, но и создал в округе полноценное
подобие Палестины, присвоив местным холмам, речкам и деревням названия Евангельских мест. Истринский Новый Иерусалим является рекордным по масштабам среди европейских аналогов. Тематике Новых Иерусалимов был посвящен симпозиум в Москве в 2006 г., по материалам которого была издана
книга (см. ниже в списке литературы).
ЛИТЕРАТУРА
Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / ред.-сост. А. М. Лидов. М., «Индрик», 2009.
А. М. Лидов. Икона. Мир святых образов в Византии и Древней Руси. М., «Феория», 2014.
Гл. 2. Небесный Иерусалим.А. Г. Мельник.
Кто построил собор Покрова на Рву в Москве? // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2012. Выпуск 19. С. 142-154.
M. Biddle. The tomb of Christ. Sutton Pub., 1999. (См. Также
Е. Шиховцев)