Иконология и иеротопия
Хроника текущих событий

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #1 : 02 Октябрь 2016, 09:57:02 »
6-7 октября 2016 г. в Москве работал Второй международный конгресс историков искусства им. Д. В. Сарабьянова на тему "История искусства и отвергнутое знание: от герметической традиции к XXI веку". Вот программа и анонс. 6 октября в конце дня состоялся мой доклад "Эзотерическое христианство и художественный язык Александра Иванова" (текст + презентация).  Опубликован отчет с кратким изложением всех докладов.

7-9 октября 2016 г. во Владимире работал третий общероссийский конгресс религиоведов. Мой доклад на тему "Образы-парадигмы и иеротопические смыслы религиозного" состоялся 7-го во второй половине дня на секции визуальной антропологии. Все материалы конгресса  (около 300 докладов сгруппированные в 18 секций) уже опубликованы в шеститомном сборнике, который можно скачать здесь. Секция визуальной антропологии в шестом томе (текст доклада , презентация , полный текст статьи).

Тур по русским столицам завершился поездкой в Санкт-Петербург (11-13 октября).

Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 25 Январь 2017, 16:20:48, Андрей Охоцимский»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #2 : 14 Декабрь 2016, 21:58:10 »
18-21 сентября в г. Лёвен, Бельгия состоится конференция Европейской ассоциации исследователей религии.  Список секций, включая нашу иеротопическую, можно посмотреть здесь. Кликнув на название секции, можно получить описание тематики.

Прием заявок на доклады первоначально предполагался до 31.01.2017, но был продлен до 20.02.2017.  Опубликован сборник тезисов (англ.) докладов, поданных на нашу секцию по состоянию на 31.01.2017.

Программа секции.

Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 04 Июнь 2017, 19:55:23, Андрей Охоцимский»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #3 : 18 Февраль 2017, 22:56:59 »
В Москву привезли 12 замечательных византийских икон XII-XV веков, которые выставлены в Третьяковке. См. объявление и комментарий А. М. Лидова на Правмире. Выставка открыта до 9 апреля 2017 г.


Богородица Кардиотисса, XV век

Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 04 Сентябрь 2017, 21:58:04, Андрей Охоцимский»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #4 : 22 Июнь 2017, 22:57:15 »
Планирую приехать в Москву с 10 по 17 сентября 2017 г.

13-15 сентября в Российской Академии Художеств (Москва) состоится симпозиум "Святые горы в иеротопии и иконографии христианского мира".

обложка сборника тезисов

Программа симпозиума
Сборник тезисов докладов
Мой доклад: "Священные руины или xрамы Божьего Творения? Горы в протестантской иеротопии" состоится 15 сентября.

По теме протестантской иеротопии вышла новая работа, которая появится в третьем номере журнала "Проблемы визуальной семиотики". Название: "Протестантская иеротопия в голландской живописи Золотого века" .

Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2017, 18:31:57, Андрей Охоцимский»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #5 : 09 Август 2017, 23:17:44 »
Старого книжного червя сколько соларисами не корми - а все же подержать в руках солидный том в твердом переплете, с супер-обложкой и множеством картинок очень даже приятно! В данном случае речь идет о сборнике статей о святой воде, выпущенном по итогам симпозиума по иеротопии святой воды 2014 г. Вот титульный лист и содержание, супер-обложка, статья "Святая  вода, Реформация и протестантская иеротопия", статья А. М. Лидова об иконографии райских рек.


обложка


Презентация книги состоится 14 сентября 2017 г. в Российской Академии Художеств в 17:30

Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2017, 18:30:24, Андрей Охоцимский»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #6 : 30 Сентябрь 2017, 08:49:36 »
Отчет о симпозиуме "Святые горы в иеротопии и иконографии христианского мира"
(см. выше анонс, также программа и сборник тезисов)

Симпозиум по святым горам прошел успешно. Как и предыдущие, он подарил радость научного общения, погружения в атмосферу творчества, обмена идеями и духовности.

В первый день, после общего введения в тему организатора симпозиума А. М. Лидова, Л. С. Чаковская рассказала об эволюции «горного  пейзажа» Иерусалима – о том как «перемещалась» со временем гора Сион, как выглядела на самом деле Голгофа и т.п. Доклад сопровождался хорошими слайдами со схематической реконструкцией Иерусалима разных эпох. Будем ждать статью с детальным изложением этого интересного материала. После неё выступала итальянка Вероника Делла Дора, автор нескольких книг по святым горам и пейзажам в византийской культуре. Она сравнивала эволюцию сакральных пейзажей Афона и Метеора – двух очень разных гор, с которыми связаны известные монастыри. По общему мнению, её доклад был одним из лучших на симпозиуме. Филолог-классицист Дельфина Лоритцен рассказывала об образах восхождения в знаменитой синайской «Лествице». А. Б. Ковельман выдвинул тезис: святая гора есть фундаментальный архетип.

Второй день начался с доклада Иаковоса Потаминоса, одного из первых исследователей эффектов солнечного света в православной архитектуре. Напомню, что на симпозиуме 2011 г., посвященном иеротопии огня и света, этой теме было посвящено несколько докладов. А один из докладчиков Вс. Рожнятовский опубликовал книгу с примечательным названием «Рукотворный свет». Потаминос подробно рассказал об оптическом дизайне константинопольской Св. Софии, способствовавшем созданию светового облака под куполом, как образа Славы Божией. После него, А. М. Лидов рассказывал про амвон как образ святой горы. Тем самым, к созвездию проанализированных в рамках иеротопической методологии образов-парадигм (Небесный Иерусалим, храмовая Завеса, Божественный огонь и ряд других) добавилась и святая гора. О. В. Чумичева привела много примеров воспроизведения сакрального пространства Голгофы в христианской культуре как Востока, так и Запада. Марчелло Гардзанити интересовался упоминанием святых гор в древнерусских «хождениях» - описаниях паломничеств  к святым местам. Г. П. Геров рассказал об образе пещеры Апокалипсиса в церкви Св. Стефана в болгарском Несебре.

После перерыва на обед, историк Вл. В. Седов рассказывал об архитектурных мотивах афонских церквей в древнерусской архитектуре, в частности о боковых апсидах, открывающихся в наос. Известный иконовед и историк русских древностей А. Г. Мельник собрал интересный и малоизвестный материал о святых горах на Соловецких островах. В заключение дня, К. А. Щедрина рассказала о связи православной аскезы с княжеской властью (наиболее известный пример: Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, но есть и другие). В заключение второго дня состоялась презентация книги о святой воде (о книге будет отдельный пост).

Последний день начался двумя докладами А. С. Преображенского и Ю. Н. Бузыкиной об образах святых гор в русской иконографии. Затем было два доклада на темы духовной музыки: М.С. Егорова, А. Н. Кручинина и Л. В. Кондрашкова рассказывали о фигурах восхождения нисхождения как в до-реформенной монофонической (первый доклад), так и в партесной полифонической (второй доклад) церковной музыке. Историк и антрополог М. В. Дмитриев поделился опытом экспедиции на Алтай к староверам-беспоповцам, сохранившим древлеправославные верования о святости всей природы как Божьего Мира, включая горы, леса, животных и т.п. Затем состоялся мой доклад о протестантских корнях современной эстетики гор. Заключил симпозиум доклад Ивана Форетти и Сабины Розенберг о личном опыте паломничества на гору Сен-Мишель в Нормандии.

Почти все доклады были посвящены конкретным примерам образности связанной с горами, или конкретным горам, т.е. тому что называют  case studies. Попыток обобщения было мало: вводный доклад А. М. Лидова, доклад А. Б. Ковельмана и в какой-то мере мой, хотя мой доклад не относился прямо к тематике святых гор. В сборнике тезисов можно найти обещавший быть интересным доклад В. В. Лепахина, в котором тема святых гор обсуждалась именно в обобщающем ключе, но он не смог приехать. Помимо этой, в сборнике имеется еще несколько интересных работ, которые не были доложены: Николетты Исар, Елены Богданович, Джеймса Ховард-Джонстона, Джейн Гарнетт и Джервайс Россер, Кевина Кейна, Г.М. Зеленской, А. Г. Боброва, Вс. М. Рожнятовского. Надеемся, что все авторы, как приехавшие так и отсутствовавшие, порадуют своими статьями в будущей книге.


Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 30 Сентябрь 2017, 08:56:30, Андрей Охоцимский»

« #7 : 30 Сентябрь 2017, 21:15:31 »
Андрей, спасибо за рассказ, и особенно – за сборник тезисов. Многие материалы, хотя и называются тезисами, по сути являются небольшими, но полноценными статьями. Они помогают проследить ранее неизвестные или непонятные связи между явлениями на культурном пространстве.

Заинтересовали Ваши тезисы про эстетику гор: эта тема мне очень близка, и хотелось бы увидеть статью целиком, с более подробными характеристиками и множеством примеров.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #8 : 01 Октябрь 2017, 12:32:12 »
Евгений, спасибо за интерес к эстетике гор. Большая статья должна быть готова в апреле-мае 2018 г., а пока что могу лишь похвалиться презентацией, которую я переформатировал в небольшую статью, механически соединив текст доклада со слайдами, конвертированными в картинки. Сравнивая первоначальные тезисы с презентацией, нетрудно увидеть главное направление развитие темы - в сторону синтеза литературно-поэтической компоненты (в значительной мере вдохновленной книгой M. J. Nicolson "Mountain Gloom and Mountain Glory") с созвучными примерами из живописи. Это направление определилось как-то само собой в процессе подбора визуального ряда для презентации. В статье найдется место и для поэтических цитат, полностью опущенных в докладе (что, возможно, придает ему декларативный характер) и будет развернута детальнее параллель с изобразительным искусством.

Слово - это вышивка по ткани молчания.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #9 : 04 Май 2018, 09:45:58 »
4-6 июня 2018 г. в Томске состоится конференция "Современный город - конструирование общественных пространств". В первый день состоится мой доклад "Образ-парадигма святого града в христианской иеротопии".

В этом разделе Замка имеется много материалов, связанных с этой темой, которые так или иначе будут отражены в докладе :
1. Обсуждение диссертации Беатрис Лил
2. Обсуждение серии статей С. С. Аванесова "Сакральная топика русского города"
3. Тема "Образность готики", включая мою статью об иеротопии готики, продолжение обсуждения работы Беатрис и пост "Повесть о двух соборах".
4. Тема "Луковичные главы и русские иерусалимы", в которой обсуждалась гипотеза А. М. Лидова об иерусалимском происхождении луковичных куполов.

К этому стоит добавить выдающуюся работу А. М. Лидова  "Видение храма и града", в которой доказано, что   центральной темой иконографических программ наружной декорации владимирских соборов  12 века был Небесный Иерусалим.


Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 04 Май 2018, 09:58:27, Андрей Охоцимский»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #10 : 13 Июнь 2018, 09:02:13 »

На конференцию было заявлено 83 доклада, при этом большинство, похоже, рассчитывало на грант (компенсацию расходов организаторами). Но гранта в этом году не дали. В результате из европейской России не приехал ни один человек - регионализация на марше ... Однако приехала в полном составе большая группа поляков из университета г. Вроцлава, который сотрудничает с ТГПУ по тематике конференции. Они уже обменивались визитами: поляки ездили по сибирским городам, снимали, наблюдали, суммировали впечатления. С результатами этих поездок они и приехали на конференцию. Представители ТГПУ также побывали в Польше. Плодом этой поездки явился интересный доклад Н. И. Сазоновой, в котором она просуммировала свои впечатления от католической барочной сакральности и сравнила византийскую и западную иконичность.

А началось всё с теоретического доклада С. С. Аванесова, прозвучавшего как своего рода научно-методологический камертон для всей тематики конференции. Город – это не набор зданий. Это пространство человеческих смыслов и практик, пространство культуры, вобравшее в себя прошлое и ежеминутно творящее будущее … Из других докладов выяснилось, что город может быть интеркультурным, цифровым и даже умным. Концепция «умного города» вызвала живой интерес. Из польских докладов запомнился доклад Изольды Топ-Войтович, в котором она рассказала о современном храмостроительстве в Польше – в основном в стиле модерн, причем началось это еще в коммунистическую эпоху и продолжается и по сей день. Вот коллаж польских храмов.

Современные польские храмы


Мой доклад об образе Св. Града продолжил сакральную тему. Его переводили на польский, так что он отнял целый час вместо 15ти минут, в связи с чем хотелось бы поблагодарить всех участников этого заседания за внимание и терпение.

Секционные доклады имели оттенок практической социологии. Обсуждали детские площадки, животных в городе, практики поведения вокруг монументов, проблему памятников деревянного зодчества в Томске – что с ними делать и как вписывать их в современный город. Польские студенты демонстрировали видеоряды сибирских городов, с увлечением рассказывая о своем «открытии Сибири», в котором исследовательское вдохновение перепутывалось с туристической любознательностью.

Сам Томск запомнился чистотой, моросящим дождиком, березками на улицах, спокойным темпом жизни, дружелюбием обитателей, и, конечно, памятником счастливому волку под названием «Щас спою!».

Памятник счастью, Томск




Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 13 Июнь 2018, 09:12:57, Андрей Охоцимский»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика