Отчет о симпозиуме "Святые горы в иеротопии и иконографии христианского мира" (см. выше
анонс, также
программа и
сборник тезисов)
Симпозиум по святым горам прошел успешно. Как и предыдущие, он подарил радость научного общения, погружения в атмосферу творчества, обмена идеями и духовности.
В первый день, после общего введения в тему организатора симпозиума А. М. Лидова, Л. С. Чаковская рассказала об эволюции «горного пейзажа» Иерусалима – о том как «перемещалась» со временем гора Сион, как выглядела на самом деле Голгофа и т.п. Доклад сопровождался хорошими слайдами со схематической реконструкцией Иерусалима разных эпох. Будем ждать статью с детальным изложением этого интересного материала. После неё выступала итальянка Вероника Делла Дора, автор нескольких книг по святым горам и пейзажам в византийской культуре. Она сравнивала эволюцию сакральных пейзажей Афона и Метеора – двух очень разных гор, с которыми связаны известные монастыри. По общему мнению, её доклад был одним из лучших на симпозиуме. Филолог-классицист Дельфина Лоритцен рассказывала об образах восхождения в знаменитой синайской «Лествице». А. Б. Ковельман выдвинул тезис: святая гора есть фундаментальный архетип.
Второй день начался с доклада Иаковоса Потаминоса, одного из первых исследователей эффектов солнечного света в православной архитектуре. Напомню, что на симпозиуме 2011 г., посвященном иеротопии огня и света, этой теме было посвящено несколько докладов. А один из докладчиков Вс. Рожнятовский опубликовал книгу с примечательным названием «Рукотворный свет». Потаминос подробно рассказал об оптическом дизайне константинопольской Св. Софии, способствовавшем созданию светового облака под куполом, как образа Славы Божией. После него, А. М. Лидов рассказывал про амвон как образ святой горы. Тем самым, к созвездию проанализированных в рамках иеротопической методологии образов-парадигм (Небесный Иерусалим, храмовая Завеса, Божественный огонь и ряд других) добавилась и святая гора. О. В. Чумичева привела много примеров воспроизведения сакрального пространства Голгофы в христианской культуре как Востока, так и Запада. Марчелло Гардзанити интересовался упоминанием святых гор в древнерусских «хождениях» - описаниях паломничеств к святым местам. Г. П. Геров рассказал об образе пещеры Апокалипсиса в церкви Св. Стефана в болгарском Несебре.
После перерыва на обед, историк Вл. В. Седов рассказывал об архитектурных мотивах афонских церквей в древнерусской архитектуре, в частности о боковых апсидах, открывающихся в наос. Известный иконовед и историк русских древностей А. Г. Мельник собрал интересный и малоизвестный материал о святых горах на Соловецких островах. В заключение дня, К. А. Щедрина рассказала о связи православной аскезы с княжеской властью (наиболее известный пример: Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, но есть и другие). В заключение второго дня состоялась презентация книги о святой воде (о книге будет отдельный пост).
Последний день начался двумя докладами А. С. Преображенского и Ю. Н. Бузыкиной об образах святых гор в русской иконографии. Затем было два доклада на темы духовной музыки: М.С. Егорова, А. Н. Кручинина и Л. В. Кондрашкова рассказывали о фигурах восхождения нисхождения как в до-реформенной монофонической (первый доклад), так и в партесной полифонической (второй доклад) церковной музыке. Историк и антрополог М. В. Дмитриев поделился опытом экспедиции на Алтай к староверам-беспоповцам, сохранившим древлеправославные верования о святости всей природы как Божьего Мира, включая горы, леса, животных и т.п. Затем состоялся мой доклад о протестантских корнях современной эстетики гор. Заключил симпозиум доклад Ивана Форетти и Сабины Розенберг о личном опыте паломничества на гору Сен-Мишель в Нормандии.
Почти все доклады были посвящены конкретным примерам образности связанной с горами, или конкретным горам, т.е. тому что называют case studies. Попыток обобщения было мало: вводный доклад А. М. Лидова, доклад А. Б. Ковельмана и в какой-то мере мой, хотя мой доклад не относился прямо к тематике святых гор. В сборнике тезисов можно найти обещавший быть интересным доклад В. В. Лепахина, в котором тема святых гор обсуждалась именно в обобщающем ключе, но он не смог приехать. Помимо этой, в сборнике имеется еще несколько интересных работ, которые не были доложены: Николетты Исар, Елены Богданович, Джеймса Ховард-Джонстона, Джейн Гарнетт и Джервайс Россер, Кевина Кейна, Г.М. Зеленской, А. Г. Боброва, Вс. М. Рожнятовского. Надеемся, что все авторы, как приехавшие так и отсутствовавшие, порадуют своими статьями в будущей книге.