Пространственные иконы в истории русского Православия
Открываем тему по аналогии с «
иконологическими заметками». Т.е. это так же будет сборник разнородных недлинных постов вокруг общей большой темы. Начнем с базового иеротопического понятия «пространственная икона». Этот термин был введен
А. М. Лидовым в 1992 г. еще до формулировки самой
иеротопии и бытует в известной мере самостоятельно от неё. Более того, он уже покинул узко-профессиональную литературу и используется довольно широко (наберите в поисковике).
Концепт «пространственная икона» проще всего объяснить на примере
Новых Иерусалимов – сакральных ансамблей, воспроизводящих Святую Землю. Наиболее масштабный –
Новоиерусалимский монастырский комплекс под Истрой. В храм Воскресения были символически «перенесены» основные святые места Иерусалима. Но этого мало. Окружающий ландшафт был также превращен в икону, причем предельно простым способом: переименованием. Так, река Истра стала Иорданом, а непритязательный пригорок – Гефсиманией. Результат – пространственная икона Святой Земли, своего рода иконический пейзаж.
Пространственную икону не разглядывают и даже не созерцают. В ней живут. Её переживают изнутри. Её главная компонента – в головах участников, которые и сами ей принадлежат. Само православное богослужение можно рассмотреть с этой точки зрения [1]. Коллективный, перформансный характер пространственных икон отчетливо проявляется в процессиях и шествиях. Характерный пример из византийской истории – т. наз.
вторничное действо с иконой Одигитрией [2]. Но нас сейчас больше интересует примеры из отечественной истории: типичные для средних веков пара-литургические церковные «действа». Их известно четыре, и все они были отменены на рубеже петровской эпохи. Все четыре детально освещены в
серии познавательных статей Н. И. Сазоновой в журнале «
Проблемы визуальной семиотики». Ниже следует перечень действ. Детальные описания можно найти в статьях Сазоновой, ссылки на которые спрятаны под заголовками.
В. Г. Шварц. Шествие на осляти в эпоху царя Алексея Михайловича. 1865 г.
На Вербное воскресенье Красная площадь превращалась в предвратное пространство Иерусалима. Патриарх садился на лошадь, «наряженную» ослом, а Царь вел лошадь в Святой Град, который в разные эпохи изображался то Кремлем (как на картине), то Покровским собором (Василия Блаженного). Историки спорят,
кого это возвеличивало больше: Царя или Патриарха? В любом случае подчеркивалось их совместное лидерство и святость их постов. Они вместе вели сакральное действо, которое тем самым приобщало к священной истории все государство.
Н. К. Рерих. Пещное действо
Происходило за 2 недели до Рождества. В церкви ставилась «пещь», раздавались роли иудейских отроков, вавилонских стражников и прочих персонажей. Само действо и его литературное сопровождение было намного более развернуто в сравнении с исходным ветхозаветным повествованием. В решающий момент в «пещь» опускали ангела, который спасал отроков. Именно этот кульминационный момент изображен на картине Н. К. Рериха. Это действо вызывает в наше время значительный интерес
в православном сообществе.
В Чистый Четверг разыгрывалось действо, воспроизводящее омовение Христом ног апостолов. Это действо – единственное из четырех – было восстановлено на высоком уровне:
Патриарх Кирилл омывает ноги клирикам РПЦ
Византийская икона Страшного Суда из монастыря Св. Екатерины на Синае, 12 век
Это действо наименее известно. Оно было построено вокруг иконы Страшного Суда, которая выносилась из церкви. Оно было наименее драматизировано, но имело аспект «космичности», и в этом отношении напоминало Водосвятие – единственное паралитургическое действо, дожившее до наших дней.
Обзор Сазоновой можно покритиковать за полное игнорирование западных аналогов. У читателя может создаться ложное впечатление, что подобные действа характерны лишь для восточной традиции. Напомним, что омовение ног практикуется в католическом ритуале по сей день. Остальные действа были достаточно разнообразны и зависели от местных традиций. Так, в Германии любили действо Крещения Иисуса. Ради него проделывали дырку в церковной крыше, через которую в нужный момент спускали большого деревянного голубя. Большинство действ было отменено в период контр-Реформации. Однако кое-что сохранилось даже в протестантизме. Так, в англиканской церкви по сей день практикуется постановка довольно длинной предпасхальной пьесы, в которой разыгрываются евангельские события, начиная с ареста Иисуса до последней реплики центуриона. Прихожанам раздают роли, и все читают с места. Священник исполняет основную роль. Можно ли это назвать пространственной иконой – вопрос спорный.
Дополнительное чтение1. В. Лепахин. Икона и иконическое. 2002.
2. А. Лидов.
Пространственные иконы. Чудотворное действо с Одигитрией Константинопольской. В сб. «
Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси», М., «Индрик», 2006, с. 325-348
3. А. Лидов. Иеротопия.
Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., «Дизайн. Информация. Картография», 2009.
4.
Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. Сборник статей под. ред. А.М. Лидова. М., «Индрик», 2011
5.
Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Сборник статей под. ред. А.М. Лидова. М., «Индрик», 2009.
6. Н. Сазонова
Визуальные образы в православном богослужении // Проблемы визуальной семиотики. 2015. Вып. 1 (3). С. 105-111