Иконология и иеротопия
Хроника текущих событий

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #16 : 11 Июля 2020, 15:05:50 »
А вот настоящая новость иеротопии, правда новость печальная ... Турецкие власти превращают Св. Софию из музея обратно в мечеть. Она уже была мечетью с 1453 по 1935 г., и в последние десятилетия её музейный статус способствовал поддержанию имиджа Турции как современного светского государства.
Новость на русской службе ВВС с комментарием А. М. Лидова

То  же на сайте ПравМир (мнение А. Лидова и А. Васильева)
То же на сайте АртГид (мнение А. Лидова и С. Иванова)
Культурная катастрофа


Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 22 Июля 2020, 20:12:44, Андрей Охоцимский»

« #17 : 11 Июля 2020, 23:04:13 »
Печально, что нельзя будет наблюдать драматургию света в сакральном пространстве, даже если что-то и придумают для туристов.
Световая симфония Св. Софии - высокая поэзия храмостроительства. В наше кризисное время отсутствие такого примера будет аргументом для объявления архитектурной поэзии суеверием.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #18 : 22 Июля 2020, 20:35:25 »
Икона света как раз останется. По моему представлению, она и в ислам неплохо вписывается. Недоступны будут мозаики на полу (частично древние) и, возможно, часть пространства будет отгорожена. Кроме того, доступ туристам будет закрыт на время богослужений (5 раз в день). Зато доступ станет бесплатным. Что касается фигуративных мозаик на стенах, их будут закрывать на время богослужений, по видимому лазерными проекциями исламских символов.

Резкость и единодушие протестов надо видеть в контексте общего западного недовольства непослушным Эрдоганом. С турецкой точки зрения эти протесты видятся как начальственные окрики по внутреннему турецкому вопросу - почти что вмешательство во внутренние дела - очень типично для западных протестов. Президент РФ, насколько я знаю, к этому хору не присоединился. Хотя ему тоже наверняка грустно.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 22 Июля 2020, 20:39:15, Андрей Охоцимский»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #19 : 21 Ноября 2020, 03:17:42 »
Дальше в лес - больше дров. Сокрушались о превратной судьбе Св. Софии, ставшей мечетью Айя-София, теперь будем сожалеть о находящихся под угрозой христианских памятниках на территориях, возвращаемых Азербайджану по московским соглашениям. Направлено письмо Президенту России, желающие помочь делу могут подписать письмо онлайн. Судя по тому, что первой стоит подпись А. М. Лидова - он и основной автор. Если кто не знает, Алексей Михайлович начал свою работу в иконографии  с изучения армянских памятников, написал книгу о фресках Ахталинского монастыря и награжден армянским орденом. Имеет опыт защиты христианских памятников в Косово.

Дело конечно благородное, но письмо стоит все же прочесть. Лично меня ряд моментов настораживают.

1. Письмо называется "Спасти карабахские памятники", хотя в основном речь идет о памятниках, находящихся в окружающих Карабах районах, которые были захвачены Арменией в ходе первой войны  и до первой войны были заселены смешанным населением с азербайджанским большинством - от этого большинства сейчас остался круглый ноль. Эти районы армяне называли "поясом безопасности Карабаха" и они никогда не включались ни в состав Армении, ни в состав Карабахской республики. Собственно карабахскими являются памятники Шуши и южной части Карабаха, которая отошла Азербайджану в результате военной победы.

2. Письмо направлено не Президенту Азербайджана, который отвечает за сохранность памятников культуры на своей территории, а Президенту России, который теперь должен заботиться о сохраности армянских памятников, находящихся на территории Азербайджана и в основном брошенных их хозяевами.

3. Президенту предлагают отправлять миротворцев вглубь азербайджанской территории, которая не является ни военной зоной, ни оспариваемой территорией, ни полосой раздела сторон.  И без того мизерные и уязвимые силы миротворцев должны периодически отправлять маленькие (и практически беззащитные) группы наблюдения вглубь потенциально враждебной территории.  Во что могут вылиться потенциальные конфликты вокруг памятников, письмо умалчивает.

4. Письмо определяет зону ответственности Президента России как "зону урегулирования карабахского конфликта". Насколько мне известно, такой зоны не существует. Миротворцы размещаются вдоль Лачинского коридора и в непризнанной Республике Карабах, которую теперь только и можно назвать "зоной урегулирования". Остальное уже урегулировано.

Прекращение войны и отправка миротворцев - это успех России, но Россия берет на себя функции, которые могут помешать ей остаться в стороне в случае возобновления войны. Помня о памятниках, стоит также помнить о политических и военно-технических реалиях и о маячащей на горизонте войне с Турцией - не обязательно маленькой и не обязательно победоносной.


Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 28 Ноября 2020, 22:45:32, Андрей Охоцимский»

« #20 : 21 Ноября 2020, 11:08:13 »
теперь будем сожалеть о находящихся под угрозой христианских памятниках на территориях, возвращаемых Азербайджану по московским соглашениям

Небольшое, но принципиальное уточнение: не "по московским соглашениям" возвращаются эти памятники, а по итогам военных действий, в ходе которых Азербайджан эти территории вернул под свою юрисдикцию при помощи военной силы. Московские соглашения лишь констатировали данный факт и были направлены на то, чтобы и оставшуюся ещё часть Карабаха не постигла та же участь. Тут всё наоборот: причина и следствие. Если, конечно, ещё глубже копнуть, то выйдем на юридическую неправомерность распада Союза и, ещё дальше, на административное деление территорий внутри Союза.

В остальном полностью разделяю настороженность Андрея: без добровольного согласия Азербайджана никакие российские миротворцы не могут двигаться внутри его территории ни под каким предлогом. Это абсолютная авантюра. Остаётся загадкой, как вообще удалось склонить Алиева к подписанию этих соглашений, когда от полной победы и полного возвращения Карабаха его отделяли уже дни. Историки потом расскажут, какие аргументы были предъявлены и как удалось сделать это предложение о мире таким, от которого нельзя отказаться. Интуиция подсказывает, что сработано было российской стороной это дело виртуозно...

По мне, так нужно писать благодарственные, а не протестные письма в сложившейся ситуации...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #21 : 21 Ноября 2020, 16:40:11 »
Остаётся загадкой, как вообще удалось склонить Алиева к подписанию этих соглашений, когда от полной победы и полного возвращения Карабаха его отделяли уже дни.

Хороший вопрос. Мне кажется, ответ станет ясным если просчитать ситуацию в случае полного захвата Карабаха. Что делать Алиеву со 150 000 армян Нагорного Карабаха, люто ненавидящих Азербайджан? Приглашать их остаться, изолировав от Армении и насильственно отуречивать? Тогда в армянском национальном мифе появится еще один геноцид и детей будут учить, что в соседней стране  живут орки, которых надо убивать. Или оставить им коридор и возможность оставаться армянами - но это означает содержать экономически не развитый вражеский анклав, в котором будут непрерывно происходить все виды протестов и проблем. Другая возможность - выдавить их всех в Армению - но это очевидно гуманитарная катастрофа, которая создаст Азербайджану жуткую репутацию в мире и фактически превратит победу в поражение. Турция тоже будет скомпрометирована.

В случае полного поражения армянам будет нечего терять и на Азербайджан будут обрушены все возможные санкции и будет активизирован армянский терроризм, которые всегда причинял Турции немало хлопот. А так Армения поставлена в условия, когда она должна быть тише воды ниже травы и не раздражать дядю Алиева, чтобы он не перерезал Лачинский коридор или не начал дальше отжимать территорию. Армению не просто поставили на колени, но вынудили к сохранению хороших отношений с Азербайджаном, что гораздо умнее.


Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 21 Ноября 2020, 16:48:07, Андрей Охоцимский»

« #22 : 21 Ноября 2020, 17:25:28 »
Это уже политико-историческая тематика, явно не из этого раздела. Продолжать разговор, если есть желание, лучше в другом месте.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #23 : 12 Июня 2021, 14:26:10 »
Ну, наконец-то это случилось ! в моих руках замечательное исследование гениальной иконы Андрея Рублева. И это не умствования искусствоведов, не байки священников, а глубочайшее проникновение духом в символические идеи христианского учения на основе богослужебных текстов. Автор книги – схиархимандрит Гавриил (Бунге). Книга написана на немецком языке в 1994 году, переведена на несколько языков. Первое русское издание вышло в 2003 году, второе (дополненное) – в 2020-м, тираж всего 1500 экз. Издательский дом «Познание», Москва. 2020.
Равноценных исследований иконы Андрея Рублева до сих пор  не существует.
   Автор исследования – схиархимандрит Гавриил (Бунге), настоятель Крестовоздвиженского монастыря в г. Лугано (Швейцария), бывший монах-бенедиктинец, принял православие в 2010 году.
   Исследование начинается историческим рассмотрением многообразных интерпретаций иконографии сюжета «Гостеприимство Авраама». Затем следует изучение обстоятельств, предопределивших появление гениальной иконы, автор пишет о молитвенном делании преподобного Сергия Радонежского и основанном им Свято-Троицком монастыре, о религиозной среде, в которой жил Андрей Рублев.  И наконец, погружение в богословские и духовные источники – православные литургические тексты, которые даны без сокращений, графически записаны в виде литургических стихов. Как пишет автор, ключ к пониманию иконы Святой Троицы можно найти, освоив духовное пространство, в котором она создавалась. «... хотя Рублев, скорее всего, никогда не читал произведений великих отцов Восточной Церкви, на богослужениях суточного круга он во всякое время мог пользоваться плодами богословских размышлений в форме гимнов».
   Предисловие к немецкому изданию книги было написано С. Аверинцевым и остается актуальным для русского перевода : «Сам ритм повествования источает дух православной исихии, родственный духу бенедиктинского pax (лат. Мир). Этот ритм нельзя назвать ни быстрым, ни медленным, он абсолютно спокойный и мирный, - это ритм сосредоточенного созерцания, так называемого умного делания.»
   Мысль читателя следует этому ритму и вместе с автором «погружается в бездонную тайну Божественной литургии, в ее небесный первообраз и ее земное подобие».

 

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #24 : 13 Июня 2021, 21:07:13 »
Людмила, большое спасибо за подробную информацию! Очень давно хотела иметь доступ к такого рода исследованию. Заказала книгу. Потом будет возможность здесь поговорить.


« #25 : 14 Июня 2021, 20:43:06 »
Да, это было бы интересно и благотворно.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #26 : 29 Сентября 2021, 19:50:54 »
Вернулся к теме золотых (или позолоченных - кому как нравится) стекол и выступал на конференции "Визуальная теология. Темы и горизонты" с докладом "Римские золотые донца и раннехристианская иеротопия". Конференция проходила в университете Новгорода (Великого), но почти все участники присутствовали виртуально. Как можно убедиться по программе, доклады очень разнородные - но это и интересно. Предшествующие этапы моей работы по этой теме представлены в нашей библиотеке. Тогда моей заботой было выставить имеющийся фото-материал, снабдив его комментариями.  В сегодняшнем же докладе главный "гвоздь" - семейная тема: как золотые стекла иллюстрируют формирование идеала христианской семьи.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 29 Сентября 2021, 19:56:43, Андрей Охоцимский»

« #27 : 29 Сентября 2021, 22:57:46 »
Интересно ! будут ли доступны и другие доклады ?
Особенно заинтересовал этот :
Вера Анатольевна Серкова Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
БОГОСЛОВСКИЕ ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ИКОНОГРАФИИ
(НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА)

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #28 : 01 Октября 2021, 08:09:01 »
Я спрошу Аванесова, по моему они записывали. Со временем большинство этих работ будет опубликовано в журнале Визуальная Теология.

Говори что думаешь, но думай что говоришь

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #29 : 04 Октября 2021, 17:24:41 »
С записью симпозиума можно ознакомиться по следующим ссылкам:
29 сентября - https://youtu.be/KHGxgB2scYU
30 сентября - https://youtu.be/DpUEqCi-f9g

Говори что думаешь, но думай что говоришь


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика