Индуизм в Розе Мира
Ма Кали – проблема восприятия

0 Участников и 5 гостей просматривают эту тему.

« #1 : 31 Декабрь 2018, 00:46:25 »
Ма Кали – проблема восприятия

Другим черным божеством – воплощением зла, которому поклоняются индуисты, в первую очередь – тантристы, является Кали (Черная), иначе Махакали (то есть Великая Кали), также Шьяма (Черная) – одно из имен супруги Шивы, в образе которой воплощается наиболее грозная сторона характера богини. Поклонение Кали в Индии и, в частности, среди тантристов имеет мощную традицию. Ее изображают в виде четырехрукой, опоясанной кобрами нежити женского рода с ужасающим лицом, оскаленными зубами, высунутым языком, жаждущим крови, с серьгами из тел младенцев и ожерельем из человеческих черепов…
(Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. – Издание 3-е, дополн. и переработанное. – Том 1. Сатанизм: Аналитическое исследование. – Москва, 1999. – 257 с.)

И страшно взревев, Кали грозно рассмеялась в великой ярости, – повергающие в дрожь клыки блистали в Ее ужасной пасти.
Восседавшая на великом льве Богиня устремилась к Чанде и, ухватив за волосы, мечом отсекла ему голову.
(Деви Махатмья, гл. 7)

Кто меня давно знает, будут, скорее всего, удивлены тем, какую тему я выбрал. Для меня данная тема не случайность. Богиня Кали имеет свой аспект и в моей личной жизни. Может быть, аспект этот не столь значителен (хотя как знать), но он весьма иррационален, ибо нет никаких рациональных предпосылок к теме Кали. К индуизму я довольно равнодушен. Уровень знакомства с индуизмом весьма дилетантский; ну, друзья кришнаиты есть, Махабхарату читал и т.п.

Я уже пробовал описывать образ «ужасной» богини. (Посмотреть можно здесь.) Но тема Кали там шла все же довольно вскользь… Ну что же, время пришло поговорить об этом чуть подробней.

Богиня Кали – это неплохая иллюстрация к тому, как мы воспринимаем иную религиозную традицию, культ, пугающий нас. Мы сразу же наделяем данный культ, бога или богиню демоническими свойствами. Стараемся как можно дальше отстраниться от «демонов». А если отстраниться не получается, начинаем ненавидеть и бояться тех, кто является носителями данного культа. Мы объявляем их сперва «невежественными язычниками», затем «порождением сатаны». Затем пылают костры инквизиции… Главная причина нашего страха и ненависти в том, что мы судим тот или иной культ и божество исключительно «по одежке»... даже не по самой одежке, а по тому, как мы эту одежку воспринимаем, исходя из своего видения мира.

Индуистская богиня Кали являет собой ярчайший пример категоричных суждений и мнений, созданных ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по внешним одеждам. Тема Кали – прекрасная иллюстрация к другой моей теме: Свои и чужие. В традиционно-религиозном восприятии (в данном случае – христианском) Кали выступает как демоническое существо. Об этом я уже несколько раз писал в разных темах Замка.

Но Кали не является демоницей или некой индуистской Велгой. Это с одной стороны. С другой – Кали не является чем-то абсолютно чужеродным для нас, нашей культуры. В отличии, например, от божеств ацтеков, с труднопроизносимыми именами. Как мне когда-то давно говорили мои церковные знакомые: пусть эти язычники проклятые как хотят с ума сходят, но без нас; спаси, Господи, от Кали... (Тщетные надежды: Кали гораздо ближе, чем кажется «застывшему» религиозному сознанию. ;D) В самом слове «кали» нашему уху (бессознательному) уже должно слышаться нечто связанное со ВРЕМЕНЕМ (коло, круг, время). Ну, а традиционное обращение к богине вообще не требует перевода – МА, Мати... то есть, Мать. 

Кали «ортодоксальная» – общие сведения

Кали появляется на божественной (метаисторической) сцене в критический момент. Этот момент нашел себе отражение во многих мифах – как восстание титанов, бунт «младших богов», захват мира демонами и т.п. И вот всему известному миру грозит гибель или полное закабаление; и судьба самих богов висит, что называется, на волоске... Вот как описывает появление Кали индуистский Миф:

В одной из битв асуры (демоны) потерпели сокрушительное поражение от богов. Сыновья Адити (как я понял, один из божественных родов) победили сыновей Дити. Тогда мать сыновей Дити просила свою дочь пойти в лес и предаться там истязанию плоти и молитве. Дабы родить великого и могучего сына, который сможет победить самого Индру, главу богов. Дочь, обратившись буйволицей, отправилась в лес и там предалась жесточайшей аскезе. Благодаря такой жестокой аскезе, она произвела на свет могучего сына, в образе буйвола (многозначительный символ). Сына назвали Махишей. Очень скоро он стал царем асуров. Как-то Махиша долго молился Браме (наследственная страсть к неумеренной аскезе?) За это Махиша получил от Брамы дар – он мог становиться невидимым. Однако воспользовался даром Брамы Махиша не очень хорошо. Он решил стать главой Вселенной и сбросить с трона самого Индру! (Знакомая тема, не правда ли? «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему...» Исайя 14:13). Но боги не хотели поклоняться Махише. Между тем, положение богов было все более критическим. Махиша угрожал захватить весь мир. Тогда боги обратились к Браме, Вишну и Шиве (индуистская Троица) и попросили защиты от демона Махиши. Божественная триада (Брама, Вишну, Шива) «разгневалась» и создала Кали – ужасную четверорукую женщину. Боги вручили Кали огромный, серпоподобный меч, лук, палицу. Оседлав льва, Кали отправилась на битву с Махишей и его бесчисленными ордами. Вскоре Кали уничтожила прислужников Махишу. Тогда на битву вышел сам Махиша, в облике огромного быка. Но Кали убила и его. Уничтожив врагов, Кали стала танцевать победный танец. От этого танца мир стал раскачиваться. И боги начали всерьез опасаться, как бы новоявленная богиня не уничтожила в своей необузданной радости весь мир. Боги обратились к Шиве. Шива много раз пытался остановить Кали, но у него никак не получалось. Тогда он, по одной версии, лег на землю. Кали, наступив или даже станцевав на груди верховного бога, очнулась. По другой версии, Шива обратился в младенца и лег на пути Кали. Увидев плачущего младенца, богиня остановилась; от удивления высунув свой красный язык. Вот почему на большинстве изображений богини она с высунутым языком.

В образе Кали все символично. (Кстати, «пугающая» символика богини перестаёт быть таковой, когда узнаешь ее смысл.) Само имя «Кали» означает и время, и черный цвет. Поэтому Кали часто называют «черной богиней». Но более «ортодоксальный» цвет Кали – сине-черный или темно-синий, космический. С другой стороны, Кали несет в себе более архаичные черты Матери-Земли, которая так же – черная.

Символизм образа Кали в высшей степени двойственный, дуальный. С одной стороны, она – танцующая смерть – олицетворяет собой наиболее яростный аспект женственной энергии. Она – неумолимое время, материальный покров и иллюзия. И она же, Кали, любящая Мать, освобождающая от иллюзий, защищающая тех, кто ее об этом просит, покровительница монахов и поэтов, заступница обиженных вдов.

Черные растрепанные волосы Кали символизируют материальный покров. Ожерелье из черепов на груди символизирует неизбежную смерть, круговорот перевоплощений. Пояс из отрубленных рук – ускользающее время. В одной руке Кали держит меч, на котором видна кровь врагов. (Иногда меч отсутствует.) Другой рукой она делает знак – «не бойся».

Кали имеет множество имён: Каларати, Калике, Коттравей, Каликамата. Помимо этих, существуют и другие имена богини, которые раскрывают её универсальную личность: Дурга, Деви, Лолита, Махамайя... Разнообразие имён говорит о том, что в Матери заключается весь мир. Она не зло и не добро. Богиня представляет справедливость: людям, ищущим Бога и правильный путь, многорукая богиня помогает, бережёт от зла.
lifegid.com

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 31 Декабрь 2018, 09:52:49, Золушка»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #2 : 31 Декабрь 2018, 12:33:13 »
Вадим, Вы молодец, спасибо! Коротко и ясно, т.е. не все ясно, но это естественно. Если в индуизме вообще нет семитического понятия добра и зла, как может быть все сразу ясно? Но до-христианская компонента в нашем сознании тоже присутствует и, кто знает, может быть в нем и для бедной забытой черной богини найдется уголок... спрошу у знакомых индуистов, как они относятся к Кали. Черное кстати у них не обязательно было плохим. Индусы же сами полу-черные, видимо как смесь белых ариев с чисто черномазыми предками, населявшими Индостан.

Слово - это вышивка по ткани молчания.

« #3 : 01 Январь 2019, 18:42:16 »
Вы молодец, спасибо!

 :-* :D

не все ясно, но это естественно

Ну, я еще и не все написал, что планировал. (Да и мне самому не все ясно ;D)

в индуизме вообще нет семитического понятия добра и зла, как может быть все сразу ясно?

Вообще-то понятие добра и зла в индуизме очень близко к ветхозаветному. К иудаизму и исламу. Христианство тут немного выпадает своей "мучительной теодицеей" :) (Действительно, как совместить Бога страдающего и "бессильного" с Образом Бога Всемогущего и Всеведающего.) В индуизме все довольно просто: есть Высшее Божество, Триада: Брахман, Вишну, Шива. Она, Триада, вне добра и зла. Точно так же как вне добра и зла Бог ветхозаветный. А есть боги, полубоги; одни добрые, другие злые. Конечно, добрые сражаются со злыми и должны злых победить. Но само Божество, Триада, Атман, Абсолют - вне добра и зла... Так что индуизм в некотором смысле ветхозаветная религия :). Только всего много в индуизме действует: боги, полубоги, аватары, воплощения - поди разберись. Например, я сам довольно не сразу стал отличать ту же Кали от Дурги. Две богини очень похожи. И все же они немного разные. Часто им читают совместные мантры. Например, знаменитая мантра: "Джай Мата Кали, Джай Мата Дурги." (Перевод: приветсвую тебя Мать Кали, приветсвую тебя Мать Дурги.)

спрошу у знакомых индуистов, как они относятся к Кали.

Да, было бы интересно... Ну а так, достаточно в том же ю-тубе набрать "Мата Кали", как откроются многочисленные видеоролики с нарезками из индийских фильмов, индийских религиозных фестивалей и т.п. (Я в конце поста выложу один ролик с Кали.) То есть, Кали весьма популярна. Особенно в Бенгалии. Город Калькутта назван в честь богини. И там же центральный храм Ей.

Индусы же сами полу-черные, видимо как смесь белых ариев с чисто черномазыми предками, населявшими Индостан.

Есть мнение, что Кали - это как раз богиня, которая досталась ариям в "наследство" от черных племен. Может быть. В Кали очень много намешано всего... Ну это мы еще будем разбирать. Самое положительное свойство этой богини - Она РАЗРУШИТЕЛЬНИЦА ИЛЛЮЗИЙ. Кали – богиня, разрушающая иллюзию и уничтожающая ложную самость. (Кстати, спросите об этом знакомых индусов.) 

Обещанный ролик:
https://youtu.be/wXhbixGp_1Y

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 01 Январь 2019, 18:45:51, Вадим Булычев»

« #4 : 02 Январь 2019, 21:43:57 »
Пару уточнений.

В приведенном мною эпиграфе говорится:

высунутым языком, жаждущим крови, с серьгами из тел младенцев

Да, как же я про высунутый язык забыл :o. Согласитесь, немного на Земле найдется богинь с высунутыми языками.

Язык Кали высунула не оттого, что жаждет крови, а, скажем, от стыда и удивления. Как я уже писал, есть две мифические истории на тему «языка Кали». (Для Мифа возможны два параллельных сюжета, а вот для "линейной" объективной истории - нет.) Согласно первой истории, разрушительный танец Кали остановил лежащий Шива, который еще и супругом богини приходится. В этом случае Кали высунула язык из чувства стыда. Вот, кстати, любопытное рассуждение из просторов Интернета:

Представьте себе, что вы слегка, так сказать, взяли на грудь, разбушевались, начали всё крушить. Кровь стучит в ушах, всё такое. Вам хорошо, даже прекрасно, детский такой отрыв. И вдруг сквозь кровавую пелену вам слышится нечто. Вы виновато останавливаетесь и слышите горькие слова: "Я тебе ору, ору, а ты... Ну посмотри, что ты наделала! Всё тут накрошила в лапшу, меня вот потоптала... ни стыда ни совести!" И смотрит на вас ваш обожаемый человек - любя, но с мягкой укоризной. Даже несколько разочарованно.
Увы, вы и вправду нашкодили. Вы сами это понимаете.
И вот встаньте у зеркала. Потупите очи долу, виновато взгляните на лежащего у ног воображаемого обвинителя, высуньте (от стыда) язык как можно сильнее и заискивающе скажите "Ы-ы-ы..."
ilse.livejournal.com/21227.html


Ну, а по второй сюжетной линии, Кали высунула язык от удивления. (Это когда Шива в маленького ребенка превратился.) Затем в Кали проснулись МАТЬ (это очень важно!) Она взяла младенца Шиву на руки и стала кормить грудью. Вселенная была спасена...

Насчет же сережек из тел младенцев на ушах богини, это обвинение из разряда "они едят младенцев". Ничего подобного на ушах Кали не может быть, ибо она сама мать. Лично мне не попадались такие изображения. Допущу, что подобные изображения могут существовать. Но люди, которые "привесили" к ушам Черной Матери младенцев, просто ничего не поняли из образа Кали.

А вот любопытное изображение очень близкой к Кали богини - Дурги. Ничего не напоминает?
 

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 03 Январь 2019, 00:09:06, Золушка»

« #5 : 03 Январь 2019, 00:16:09 »
Очень напоминает. Спасибо, очень интересно и познавательно.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #6 : 05 Январь 2019, 23:10:01 »
Спасибо, очень интересно и познавательно
O0

Продолжу:

Кали – разгневанная Мать или демон?
(Культ Кали и душа-христианка)

Можно ли считать культ Кали демоническим?
Попытаюсь ответить на этот вопрос исходя из общехристианского понимания Добра, зла, божественных существ и демонических. Под общехристианским пониманием я разумею не только традиционный церковный взгляд, но и взгляд русской религиозной философии (от Достоевского до Даниила Андреева). Для традиционного индуизма данный вопрос, как мне кажется, бессмысленный. Не потому, что индуисты не в состоянии отличить добро от зла, а совершенно по иным, более глубоким причинам. Ну, а так как именно христиане периодически объявляют Кали "прямым воплощением зла" (почитайте того же иеромонаха Серафима Роуза), а культ Черной богини демоническим, то и отвечать надо исходя из общехристианского мировидения.

Скажу сразу: я на поставленный мной в оглавлении вопрос отвечаю отрицательно. И вот почему:

Если бы культ Кали нес в себе демонизм, поклонение противобожеским силам, вряд ли бы он стал НАРОДНЫМ культом, важной частью всего индуистского религиозного Космоса. И немалой частью; ибо богиню Кали, согласно индуистской мифологии, почитают сами боги, не только люди! Естественно, это мое утверждение верно только при принятии за аксиому того факта, что нет народов, отданных на растерзание сатане. А такой религиозно одаренный народ, как индийский, тем более. Ибо религиозная одаренность отнюдь не от сатаны. Итак, против того, что культ Кали - демонический, говорит популярность этого культа в Индии. А если культ популярен, значит, что-то в нем цепляет глубинные пласты сознания.

Если бы культ Кали очерчивался только деятельностью кошмарной секты "душителей" тугов, то, да - это бы был, безусловно, демонический культ. Но туги не есть культ Кали. Это черное пятно на образе богини Кали. Точно так же, как инквизиция - черное пятно на Образе Христа.

Я исхожу из того, что откровенно демонические, сатанинские культы всегда малочисленны. Это АНТИСИСТЕМА (если по Гумилеву). И такое положение естественно, ибо душа любого человека в своей глубине - христианка. (Об этом еще знаменитый Тертуллиан говорил во 2 веке.) Поэтому сатанинские культы как правило малочисленны, скрытны, маргинальны и т.п. Оно и понятно, зачем демонам обнажать свою тьму. Поэтому зло всегда старается мимикрировать "под свет"; точнее - паразитировать. Злу гораздо выгоднее рядиться в одежды добра.

Яркие, пугающие атрибуты того или иного культа или образа - это еще далеко не значит зло. Если я хочу кого-то напугать, это отнюдь не значит, что я демон и намерения мои самые искусительные и погибельные.  Высунутый язык Кали, отрубленные руки, черепа... все эти атрибуты еще не значат, что здесь непременно сатанизм. Это могут быть символы – глубокие, многозначные. А пугающая атрибутика символов, всего лишь предупреждение. У нас в Апокалипсисе тоже полно пугающей символики. Однако ведь никто не говорит, что Апокалипсис – демоническое творение.
Богиня Кали имеет яркую внешнюю форму, связанную с принципом разрушения того, что ПРЕХОДЯЩЕ, ВРЕМЕННО. Именно отсюда вытекают все эти пугающие христиан образы Кали. Но, в самом деле, как представить смерть, разлуку с любимыми, как принять неизбежное старение?

И основное соображение: Образ Кали включает в себя глубокий материнский аспект. Кали - МАТЬ! И именно поэтому богиня пользуется такой любовью и почитанием. Но Кали не просто - Мать. Она еще и разгневанная Мать. А на что способна мать, у которой отнимают ребенка или ее ребенок находится в большой беде, думаю, говорить не стоит. Здесь каждая нормальная мать станет на какое-то время "ужасной богиней", разящей демонов.

PS. Хочу еще один ролик представить. Атрибутика ролика может показаться мрачноватой поначалу. (Тут уже ощущается компьютерное моделирование.) Но я считаю, это наиболее удачный образ Кали из тех, что я видел.
https://youtu.be/muy42lL0hz4

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 05 Январь 2019, 23:58:57, Золушка»

« #7 : 17 Январь 2019, 00:02:44 »
Кали - это Ума, Ума - это Кали
(Дуальность шактизма)

Что такое шактизм? Краткое определение звучит так:

Шактизм — одно из основных направлений индуизма; основано на поклонении Шакти или Деви — Богини-Матери в индуизме — как абсолютной и изначальной форме Бога. Наряду с вайшнавизмом и шиваизмом является одной из основных традиций в индуизме.

Шакти, насколько я понимаю, переводится двояко. Это слово означает и некую "доктрину Силы" и "учение Богини"... Если верить Википедии, доля "чистых последователей" шактизма в индуизме не так уж и велика - всего-то три процента. Однако влияние шактизма на весь индуизм (а в последнее время и на западный мир) довольно-таки велико.

В чем особенность шактизма? Шактизм целиком опирается на поклонение Великой Богини. Это религия Великой Матери:

...ни в какой другой религиозной традиции мира не присутствует доктрина, отличающаяся такой откровенно «женской» ориентацией. Важное место в практике занимает обожествление самой женщины, поэтому женоненавистники в принципе не способны практиковать шактизм…
(взято из Википедии)


Итак, шактизм - это направление индуизма, целиком основанное на поклонении Великой Богини Матери Шакти или Деви. Деви есть Абсолютный Женский аспект Единого Божества. Все остальные богини суть манифестации и проявления Великой Матери. Тут довольно сложный дуализм: каждая манифестация Великой Матери есть в то же время самостоятельная личность, богиня, наделенная неповторимыми личностными характеристиками, своей мифологической историей, культом. Но в каждой такой личностной манифестации Великой Матери повторяются (как в капле воды океан) все свойства Единой Матери. Поэтому каждая богиня индуистского пантеона несет в себе противоположные дуальности: жизнь, смерть, материнство, война, женственная жертвенность и необузданная первобытная стихия. Пожалуй, сильнее всего эти противоположности смыкаются в образе богини Кали. Может, поэтому так притягателен её образ.

После того как Кали, победив демонов и едва не разрушив мир, была остановлена своим супругом Шивой, богиня, пообещав всегда помогать богам и людям, удалилась неведомо куда. Спустя некоторое время демоны стали опять угрожать устоявшемуся миропорядку. И боги вновь были вынуждены обратиться к Кали. И Кали явилась на призыв богов. Но в каком образе?! В образе прекрасной богини весны и плодородия Умы!

Стали призывать на помощь Великую богиню. Долго ждали боги и опешили, увидев, что из дремучих лесов не появилась свирепая Матерь, а возле вод Ганга появилась нежная Ума, столь же прекрасная, сколь и беззащитная. Опечалились боги: не та женщина нужна им сейчас. И тут случилось чудо. Тело прекрасной Умы как бы раздвоилось, она нежная и прекрасная, осталась тут же, но рядом с ней, из нее возникла Неотвратимая матерь Кали. Возникла и сказала:
   -Это меня славят и призывают боги, которых опять теснят демоны. Меня, великую Кали, призывают они. Меня, гневную и беспощадную воительницу. Но знайте, мой дух заключён, как второе я, в тело нежной Умы. Суровая Кали и прелестная Ума, мы - два начала единого, два лика Великой богини...
Кто небрежно отзовётся обо мне, свирепой Кали, от того отвернётся Ума; кто оскорбит Уму, будет иметь дело со мной, Свирепой...
worldishistory.com/2012/03/blog-post_24.html


PS. Большинство индуистских богинь не арийского происхождения. (Как я понял, немного почитав на эту тему.) Арийский пантеон был довольно беден на женские божества. Арии были патриархальным обществом. А вот жившие в Индии доарийские племена (особенно в Бенгалии) были весьма матриархальны. Именно оттуда родом шактизм и поклонение Великой Матери.
Изображение прекрасной Умы:

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 14 Февраль 2019, 02:37:41, Золушка»

« #8 : 14 Февраль 2019, 01:08:40 »
 
Кали "любит" козликов
(Кали в литературе, культ Кали)

Кто говорит о Кали, что Она страшная и ужасная,
те обязаны сначала посмотреть в зеркало на себя,
и увидите, что вы-то гораздо страшнее милосердной Кали,
ибо богиня Кали зло разрушает и зло уничтожает,
а вы, такие добрые, добро разрушаете и добро уничтожаете…
indianochka.ru/india/religion/boginya-kali.html#ixzz5fRz3dtNB

Есть ли в западной или в нашей художественной литературе что-нибудь о Кали?.. Да, есть. Но картина унылая, образ Кали совершенно однобокий: секта душителей-тугов; черная богиня, постоянно требующая крови, очень мстительная (это подчеркивается). Действо с богиней Кали происходит на фоне общей индийской нищеты, антисанитарии, бродячих собак и т.п. Нищета и отсталая средневековая Индия - это особенно подчеркиваются... Да, в Индии хватает и нищих, и варварских религиозных обычаев (которые ныне почти искоренены), и грязи, и антисанитарии. Но как-то подчеркивание всего этого, у авторов, которые пытаются писать о Кали - но не очень хорошо это. Ведь и про наши реалии тоже можно всего при желании написать. (Да и сколько писали и пишут!) Мол, грязь, водка, дикие средневековые религиозные обряды. Например, трупы почитают и даже целуют (культ святых мощей), верят в святую землицу с такой-то могилы... и т.д., и т.п.

Но одна повесть мне запомнилась. Автор Джон Кифовер, повесть называется просто - Кали. Джон Кифовер, писатель, пишущий в жанре мистики и "ужастиков". Я обычно такой жанр не читаю. Но повесть "Кали" никак на ужастик не тянет. Это, скорее, психологический триллер. Я не сильный любитель и этого жанра, но тут привлекло то, что дан психологический портрет Кали. Именно, Кали - живая, доступная, в то же время загадочная и далекая:   

Кали я повстречал в Калькутте в жаркое летнее утро.
Было это примерно два месяца назад. Обычный школьный учитель из Сан-Франциско, я много месяцев скапливал деньги, чтобы провести свой отпуск в Индии. Меня с детства привлекали к себе мистицизм, античность, религия и спокойная, на первый взгляд малоподвижная энергия индусов, так что я задался целью посетить эту страну. В Калькутту я прилетел поздним июньским вечером, и уже на следующее утро повстречал Кали - она стояла у дверей государственного туристического агентства, располагавшегося на старой Корт-хауз стрит.
(Кифовер Джон, Кали)


Да, вот так, взял и повстречал Кали... Так, оказывается, звали бедную индийскую девушку, что зарабатывала тем, что проводила нелегальные экскурсии по Калькутте. (К слову, индийские власти переименовали Калькутту в Колкату, старое название города. Колката означает - равнина, или земля Кали.) Девушка понравилась главному герою сразу. Она была в ярком индийском сари. Она безупречно говорила на английском. У нее были черные, как смоль, волосы, ее глаза излучали мерцание, словно глубокие, теплые озера в летний полдень... Кали сразила бедного американца наповал. Она провела прекрасную экскурсию по городу. А потом предложила посетить храм Кали. (В Калькутте находится один из центральных храмов богини.) Предлагая посетить храм Кали, девушка, как бы невзначай, коснулась своей рукой руки американца. Между молодым учителем из Сан-Франциско и молодой индийской девушкой по имени Кали пробежал «электрический разряд», возникло то, что обычно возникает между мужчиной и женщиной:

И когда я согласился - отчасти чтобы доставить ей радость, а отчасти и потому, что я много читал об этом святилище, где в присутствии посетителей совершается процедура умерщвления жертвенного козла, - мне сразу же бросилось в глаза, как расцвело, оживилось ее и без того прекрасное лицо, с которого слетели последние остатки профессиональной сдержанности. Одним словом, весело болтая, мы отправились в храм Кали... Перед входом в храм расположилась целая толпы одетых в лохмотья, ободранных попрошаек, и я обратил внимание, сколь разителен был контраст между всей этой нищетой и стоявшим прямо по центру ее храмом - сияющим, украшенным резными орнаментами зданием, стены которого были украшены сверкающими кусочками позолоченного и посеребренного стекла. Когда все это отребье увидело выходящего из такси иностранца, то есть меня, они тут же бросились вперед и обступили меня со всех сторон. Однако, заметил Кали, тут же отпрянули назад, опустили глаза и, как мне показалось, даже испугались. Меня это поразило. Она ничего им не сделала, не сказала ни слова, не изменилось даже выражение ее лица...
(Кифовер Джон, Кали)


Толпа расступилась перед ними, образуя живой коридор. Люди кланялись и клали к ногам Кали гирлянды красных цветов... С этого момента главный герой повести начал подозревать неладное: Кали не просто индуистская девушка-экскурсовод, и совпадение имени не просто так. Молодая девушка, идущая рядом с ним, каким-то образом связана с храмом и самой богиней... А может, она и есть сама Кали?! Нет, рациональный ум подобное вместить не может - этого не может быть, потому что не может быть... Ах, если бы главный герой знал больше о культе Кали, он бы сразу понял - КТО идет с ним. Красные цветы кладут именно под ноги богини Кали... рядом с ним шла сама Черная Мать!

Подойдя к своей собственной статуе, Кали долго смотрела на нее. Она забыла обо всем, в том числе и о своем спутнике из Сан-Франциско:

Кали-женщина словно породнилась, слилась с Кали-богиней, сплавилась с ней в единое целое, воплощенное в этом роскошном и сияющем храме, окруженном миазмами, грязью, лохмотьями и нищетой.
Полагаю, что мы так и стояли бы там вплоть до сегодняшнего дня, не сделай я движения по направлению к выходу.
При первых же моих словах она очнулась от транса - по крайней мере отчасти, - пробормотала что-то на хинди, обращаясь к богине, после чего неохотно повела меня наружу.
- Как она прекрасна, - сквозь зубы тихо произнесла женщина, даже не глядя на меня. Даже ее голос сейчас звучал как-то отрешенно, словно она говорила сама с собой. - И как могущественна...
(Кифовер Джон, Кали)


После всей этой "завязки" повести, начинается трагическая "развязка". На заднем дворе храма происходит процедура жертвоприношения черного козлика. Кали предлагает своему спутнику посмотреть обряд. Обряд не вызывает у американца (как у человека христианской культуры, не привыкшего к жертвоприношениям животных) ничего, кроме отвращения. Иное дело его спутница. Она снова впадет в транс, сливается с обрядом... Дело кончается тем, что Кали приглашает своего спутника к себе домой. Кали (девушка) живет в ужасных трущобах, ее дом сколочен из грубых, кривых досок, как будто плотник, который его строил, был в доску пьян. (Здесь, к сожалению, типичное описание-штамп индийской нищеты.)

Девушка Кали ютится в небольшой комнате - обстановка самая аскетическая. Но... у героя ощущение, что там, за шторами (одна стена в комнате была занавешена шторами) находится огромное открытое пространство, и в этом пространстве слышно отчетливое блеяние козла. Девушка Кали постепенно превращается в богиню Кали... Что, действительно, удается автору повести - это показать сложный, противоречивый - от этого так манящий! - образ Черной Матери. Она могущественная и беззащитная, Она кровожадная и... (что больше всего поразило героя повести) - СМИРЕННАЯ.

Кали дает своему спутнику какой-то наркотический напиток. Таких напитков, думаю, полно в Индии. Выпив его, герой повести начинает ощущать себя Шивой. Тогда девушка Кали преображается в четырехрукую грозную богиню. В одной руке Кали держит свой огромный кривой меч, а другая рука (точнее - одна из рук) как бы умоляет о помощи и защите. Но Кали вышла не одна. За ней, на поводке, шел черный козленок...

Верьте мне, как я верил Кали, когда она отдернула занавеску и вступила на небольшое возвышение, сантиметров тридцать в высоту, после чего глухим,- мрачным голосом, словно вещала откуда-то издалека, произнесла:
- Я - Кали, богиня материнства, невеста смерти и разрушения, - при этом глаза ее возделись к небу, а прекрасные груди чуть приподнялись.
Я верил! И был очень, очень счастлив.
- Я, Кали, принимаю эту жертву. Именем сына своего я ее принимаю. Я, Кали, богиня материнства, невеста смерти и разрушения, принимаю жизнь этого козленка, подобно тому как приняла жизнь своего единственного сына, отданного на заклание.
Я верил! Я воспринял ее слова о пожертвованном сыне.
Мне (тогда!) все это казалось таким естественным и возвышенным. Пожертвованный сын. Ну конечно! Сто лет назад богиня Кали принимала в качестве пожертвований жизни людей, а не животных. Естественно, Кали не могла не пожертвовать своим сыном. Может ли на свете существовать большая слава, чем эта? Какая иная благодать может...
Она опустила глаза, вперила свой взор в меня и сказала:
- Сейчас...
Кифовер Джон, Кали


Все, больше цитировать не буду. (Перебор с цитатами.) Но мне хотелось полнее передать образ Кали, пусть и негативный; но хоть что-то... Ну, а в повести следует окончательная развязка. Главный герой перерезает горло бедному козлику и в ужасе убегает из комнаты Кали. На следующий день он возвращается в США. По ночам его мучают кошмары. И не один психотерапевт не может помочь бывшему скромному учителю. Все окончилось печально…

Интересно, каков на самом деле культ Кали?

В жертву Кали приносят красные цветы. Не знаю, как они называются, но ряды с торговцами цветами начинаются еще за сотни метров от храма. Пепел от сожженных цветов наносится на лоб, ближе к переносице. Красная такая точка. Это знак богини. Вместе с цветами на алтарь к Кали ставится вино. Богиня любит вино. Желательно, чтобы вино было красное. Любимый цвет Кали красный, огненный. После пения положенных нехитрых мантр, чаша с вином разделяется среди всех присутствующих. (Прямо тебе Причастие в ранней христианской церкви.)

А как же насчет козликов?

Их тоже в жертву приносят простые индийские крестьяне из Бенгалии. Но делается это скрытно, на заднем дворе (по закону в Индии запрещены жертвоприношения животных). И нечасто. Обычно по большим праздникам Кали. Самый большой праздник Черной Матери отмечается в начале сентября... Насчет человеческих жертвоприношений. О сыне, которого якобы Кали принесла в жертву (как она говорит в повести), я ничего не читал и не слышал. В Деви-махатмья, раннем шактистском произведении, своего рода евангелии шактистов - Кали вообще себе ничего не требует. Ни жертв, ни поклонения. В более позднем шактистском произведении Калика-пураны уже есть культ Кали. Но о жертвоприношениях людей - нет ничего. Так что человеческие жертвоприношения Кали целиком на совести тех, кто этим занимался.

Культ Кали достигает своего расцвета (обрастает знакомой нам сегодня философской составляющей) в эпоху султанатов, то есть, начиная с 13 века... Но об этом еще поговорим...

Видео: последовательница шактизма окуривает благовониями шактистских богинь; все это под исполнение одной из самых популярных мантр шактизма (джей, Мата Кали; джей, Мата Дурги).
https://youtu.be/WJa4r-OydDM   

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 17 Февраль 2019, 00:32:09, Золушка»

« #9 : 16 Февраль 2019, 23:05:05 »
Кали и Махакали
(Что говорят о Кали сами индусы)

Кали – мать и заступница, и жена и сестра,
Все мечтания сбудутся, Свет в ночи до утра.
Львицей демонов гонит, мужа лаской манит,
Гнев души успокоит, солнце в сердце горит.
(взято с безымяных просторов Интернета, возможно стих Шри Ауробиндо)

Небольшое уточнение по предыдущему посту:
В жертву богине Кали приносят обычно черных козликов. Так что наш «возовский козлик»  может спать спокойно. Кали на ужин предпочитает черных козлов... а уж мы-то, авраамисты, помним, кто может скрываться за образом черного козла. ;D

Глупо отрицать, что Кали не приносят животных жертв. Также глупо отрицать, что никогда не было человеческих жертв. Любое жертвоприношение, какими бы возвышенными философиями ни прикрывалось оно, вещь ужасная. Но ЖЕРВОПРИНОШЕНИЕ - СУТЬ большинства религий. За исключением христианства. В христианстве «приносится в жертву» сам Бог. Затем Бог съедается - Причастие.

Слава Богу, что практика животных жертвоприношений постепенно уходит в прошлое. Современный культ Кали вполне обходится без животных жертв. Достаточно красных цветов, вина (или даже просто воды) и чистого сердца. (Черная Мать очень не любит когда ей врут.)

Теперь к индусам:
 
Итак, согласно философии шактизма Кали, это одно из проявлений Великой Матери Деви, или Шакти. В шактизме именно Великая Мать, а не Бог Отец, как у нас, является творцом мира. Она же, Великая Мать, "держит Мир" (точно так же как держит Мир у нас Господь Вседержитель). Многочисленные богини, существующие как супруги богов, или сами по себе - являются проявлениями Единой Матери. Пожалуй, Кали - одно из самых ярких проявлений Матери. (Напомню, каждое проявление Матери наделено своей собственной мифологической индивидуальностью; каждое проявление неповторимо, и тем не менее - все есть Великая Мать.) Кали интересна тем, что, являя собой самый воинственный и яростный аспект Шакти, она, в СЕБЕ САМОЙ, как бы соединяет все крайности и противоположности бушующей женственной энергии. Кали - это непостижимый сплав темной энергии Шакти и солнечного божественного Материнства. Кали это танец, солнечный ветер, огонь, движение и энергия. Кали - это покров материальной иллюзии, и лучшее освобождение от иллюзий. Кали - это бушующий гнев и освобождение от гнева. Она непобедима и смирена. Она анархична, Она рушит многие религиозные авторитеты; но Она же, как никто из богинь, поддерживает существующий иерархический порядок Космоса.

Кали имеет две формы. Одна - просто Кали (я соотношу эту форму с Матерью-Землей, для меня это главный образ, который мне открылся). И Махакали, буквально - Большая Кали. Это уже космический образ. Вот что говорит об этом известный индийский мыслитель Шри Ауробиндо:

Махакали и Кали это не одно и то же. Кали - образ меньший. В высших планах Махакали предстает в золотом свете...
В (собеседник Шри Ауробиндо):  Сегодня я видел образ Матери Кали во время молитвы. Она была черной и обнаженной, попирающей ногами Шиву - какой ее традиционно изображают. Почему Кали предстала в таком виде, и на каком плане она так выглядит?
Ш.А.:  На витальном. Кали, разрушительная Сила, символ Природной Силы, окруженной в мире неведения всевозможными препятствиями, сметающей все на своем пути в слепом желании бороться вплоть до того, что начинает попирать самого Господа Бога - осознав это, она приходит в себя, борьба и разрушение прекращаются. Таково значение этого символа...  Она наносит удары Асурам и поражает также все , что должно быть разрушено или устранено, препятствия на пути и все остальное. Могу сказать, что по отношению к вам Мать никогда не применяет силу Махакали или ее давление...
В: ...Как ощущается воздействие Махакали?
Ш.А.: Оно ощущается как стремительное, неожиданное, решительное и непреложное. Когда оно действует, за ним всегда стоит божественная или супраментальная воля, а само оно подобно приказу, который не обсуждается. То, что осуществляется, не может быть повернуто вспять или не выполнено. Враждебные силы могут подвергнуть испытаниям, могут нанести урон и даже вторгнуться, но они, в конце концов, будут изгнаны, посрамлены, и как только они начнут отступать, станет ясно, что старое основание осталось нетронутым - что ощущалось даже во время атаки. И более того, те трудности, что были неодолимыми вначале, как только их коснулся сей приказ, потеряли свою силу, их правдоподобие разрушилось, либо оставило вместо себя слабый отблеск, который раз вспыхнув, постепенно угасает. Я говорю «дано вступить», поскольку такая высшая активность Махакали довольно редко проявляется, ощущается гораздо чаще действуют другие силы Махакали или ее неполная сила...
Свет Матери - белый, ослепительно белый. Махакали обычно золотая, интенсивного и очень яркого золотистого оттенка...

В:  Я слышал, что Кали черного цвета и у нее четыре руки. Но в моем видении она была с двумя руками и ослепительно белой. Почему я воспринимал ее такой?
Ш.А.:  Черная Кали - это проявление Махакали на витальном плане, но сама Махакали в высочайшем разуме - золотая. То, что вы видели, было самой Матерью в ее светоносном теле, проявлявшем могущество Махакали, а не сама Махакали...

Махакали обладает иной природой. Не простором покоряет она, но высотой, не мудрость, но мощь и сила характеризуют её непостижимую природу. В ней живёт огромная интенсивность, могучий натиск силы, божественное неистовство, в стремительном порыве разрушающее все препятствия и пределы. Вся её божественная природа могучим прыжком устремляется во всём великолепии урагана действия; её вмешательство молниеносно, с немедленной эффективностью наносит она прямой сокрушающий удар, атакуя в лоб и неся всё перед собой с неудержимостью штормовой волны. Ужасен лик её для Асуры, беспощаден её натиск для тех, кто ненавидит Божественное; ибо она Воительница Миров, которая никогда не избегает сражения. Нетерпимая к несовершенству, она не знает милосердия ко всему в человеческой природе, что упорствует в неведении и тьме; грозен и ужасен молниеносный гнев её ко всему, что ложно и немощно, пагубно и тёмно; злая воля немедленно карается ею... . Дух её неукротим, её воля и видение высокие и всеохватывающие, как полёт орла, она быстронога на пути ввысь, и рука её поднята для удара и помощи. Ибо и она Мать и любовь её столь же интенсивна, как и её гнев, и в ней живёт глубокое и страстное сострадание. Когда ей позволяют нанести удар, в один миг все препятствия разрушены как карточный домик, и то, что парализовало продвижение вперёд или же враждебные силы, что атакуют йога, исчезают без следа...
(Шри Ауробиндо, "Мать")



Беседа индуистского йога Йогананды Парамахансы с христианином:

– Возьмите, на пример, изображение богини Кали. В данном случае это удачный пример, потому что из всех индусских образов Кали меньше всего понимается западными умами. Кали стоит обнаженная. Ее правая нога опирается на грудь Ее поверженного мужа. Волосы Ее распущены и растрепаны. Ее шею украшает гирлянда из человеческих голов. В одной из четырех своих рук Она держит меч, в другой – отрубленную голову. Язык Ее, который обычно рисуют ярко-красным, высунут изо рта, как будто Она жаждет крови.

При этих словах христианин содрогнулся. Йогананда лукаво усмехнулся.

– Если бы мы думали, что это образ подлинной Кали, – продолжал он, – уверяю вас, у Нее было бы очень немного преданных! Однако, целью такого изображения является описание некоторых универсальных функций Божественного в Природе.

Кали представляет Мать Природу. Она – Аум, космическая вибрация. Все существует в Аум – вся материя, вся энергия и мысли всех сознательных существ. Отсюда Ее гирлянда из голов, показывающая, что Она незримо присутствует во всех умах.

Игра жизни и смерти выражает Ее деятельность в Природе: творение, поддержание и разрушение. Отсюда меч, отрубленная голова и третья рука, предлагающая жизнь.

Ее энергия вездесуща, поэтому волосы Ее распущены, представляя энергию.

Шива, Ее муж, представляет Бога в Его невибрирующем состоянии, за пределами материи. Поэтому Его изображают неподвижно лежащим.

Язык Кали высунут не потому, что Она жаждет крови, а потому что в Индии человек, допустивший ошибку, высовывает язык. Ведь и вы на Западе выражаете смущение почти так же? Вы подносите руки ко рту.

Кали изображают танцующей на всем творении. Этот танец передает идею космической вибрации, в которой пребывает все сущее. Когда же Ее нога касается груди Беспредельного, Она высовывает язык, как бы говоря: “Ой-ой, я слишком далеко зашла!” Ибо при прикосновении Беспредельного Духа всякие вибрации прекращаются.

Четвертая рука Кали поднята в благословении всех, кто ищет не Ее даров, а освобождения от нескончаемой игры майи, или иллюзии.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 17 Февраль 2019, 00:35:22, Золушка»

Кали в "кривых зеркалах" Левашова

Порадовал мой старый знакомый, бывший кришнаит, ныне шиваист. Литературный образ "Индуиста" во втором "Капитане Брамы" (Два Мира) во многом писался с него. А порадовал тем, что начал серьезно читать Библию, Ветхий Завет. Мой старый знакомый очень удивился, встретив в Библии книгу "Песнь Песней" (он думал, что в Библии полный запрет на эротизм и воспевание женской красоты - я рад, что он ошибся). Ну, вот он, значит, радостный, читает эту самую Песнь Песней. И тут же, в первой главе "спотыкается" о Кали. Ну и, восторженный, присылает мне по "фейсбуку" стих Песни Песней, где ему увиделась Кали. Вот он (в данном отрывке речь идет от лица Женщины, которая черна и прекрасна):

Возьми меня с собою! Давай убежим! Царь ввёл меня в свои чертоги. Мы возрадуемся и будем счастливы с тобою. Помни, любовь твоя слаще вина, поэтому девушки любят тебя.
Дочери Иерусалима, я черна и прекрасна (выделено мной - автор), черна, словно шатры Темана и Салма...
(Песнь Песней, гл. 1, ст 4-6)


Конечно, вряд ли какой христианин или иудей согласятся с тем, что Соломон имел в виду далекую бенгальскую богиню. И я с этим не соглашусь, хоть и люблю всякие альтернативные версии. Но всему есть предел, даже "альтернативщине". Тем не менее, подумалось: не отсюда ли покойный Левашов подчерпнул весьма экстравагантную идею о "путешествии" Черной богини на Ближний Восток?.. Как говорится, чем черт не шутит...

Несколько слов о Левашове. Краткая справка из "Википедии":

Николай Викторович Левашов (8 февраля 1961, Кисловодск — 11 июня 2012, Москва) - российский писатель и публицист, автор националистического неоязыческого (родноверческого) оккультного учения, действительный член четырёх общественных академий. Именовал себя целителем. В СМИ характеризуется как создатель тоталитарного культа «Возрождение. Золотой Век». Автор книги «Россия в кривых зеркалах», внесённой в Федеральный список экстремистских материалов за навязывание негативного мнения в отношении иудеев и косвенное возбуждение религиозной розни...

Если верить Википедии, личность малоприятная Левашов. Википедеевская характеристика Левашова весьма убийственна, но нет дыма без огня, как говорится... Впрочем, меня Левашов здесь интересует только потому, что это один из немногих, из читанных мною неоязыческих авторов, кто писал о Кали.

Черная богиня - редкий гость на страницах неоязыческих книг. На моей памяти о ней вкратце упоминает Георгий Сидоров... ну и Левашов. Все! И у Сидорова, и у Левашова Кали упоминается в негативном свете. Но если у Сидорова только упоминается, у Левашова - Кали часть вражеского плана по захвату мира. Ибо Она ни много ни мало "мать" библейского Яхве... Звучит как полный абсурд. Но все логично, исходя из левашовской логики.

Цитировать Левашова не буду. О Кали он пишет в книге "Россия в кривых зеркалах". Книга запрещена в России (при этом ее можно свободно скачать в электронных библиотеках). Перескажу своими словами эту левашовскую историю.

Во время первого похода ариев в Индию арийские племена предприняли попытку остановить черный культ Матери Кали. Культ был сопряжен с человеческими жертвоприношениями. Хитрые жрецы (в основном жрицы) сделали вид, что исправляются, переходят на светлую сторону - но стоило ариям покинуть Индию, как культ Черной Матери возобновился с прежней силой. Потребовалось новое вторжение. Жрецы Кали были разгромлены и сосланы, по их просьбе, в "страну Рукотворных Гор" (так в "арийских Ведах" называется Египет). Несколько веков поклонники Кали вместе со своими семьями, слугами, воинами и прочим скарбом пробирались в Египет. Приход жрецов Черной Матери в Египет - это и есть приход кочевых племен гиксосов, завоевавших Верхний Египет. Этот момент Левашов считает поворотным (как и вообще момент прихода жрецов Кали на Ближний Восток).

Жрецы Черной Матери изменили тактику; они постепенно разработали культ Единого Бога Яхве, создали патриархальную религию, но создано все было на культе Черной богини из далекой Дравидии (Бенгалии). Поэтому Яхве, как порождение Кали, постоянно гневается и требует головы тех, кто не признает его Богом. Он не щадит никого, особенно поклонников проклятого Ваала... Ну чем не богиня Кали!  :o

Неоязычники не поняли суть Черной богини. Неоязычников напугала внешняя форма: черепа на груди, отрубленные руки на бедрах, высунутый кроваво-красный язык... ну, прямая иллюстрация сил зла. И вот в голове Левашова родилась внешне непротиворечивая рациональная схема. Что интересно - поклонники Левашова сперва озадачились таким неординарным ходом: Кали = Яхве. А потом ничего. И, действительно, стали находить "многочисленные свидетельства похожести" ;D... Воистину, каждый творит свой Миф сам. Но мой приятель увидел Кали в Песне Песней совсем по другим причинам. И выводы сделал противоположные Левашову.     

Я черна и прекрасна:

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 04 Март 2019, 00:48:12, Золушка»

Спасибо, очень интересно, здорово... и здраво =) Джая Ма! =)
Кстати, меньше чем через месяц как раз весеннее Наваратри - когда ежедневно читаются главы из Дэви Махатмьям.

И о медалях-орденах ты помышлять не моги:
Всего награды - только знать наперед,
Что по весне споткнется кто-то о твои сапоги
И идиотский твой штандарт подберет.
(с) Олег Медведев

Спасибо, Тэнгу!

Джая Ма

Джай Мата Кали, Джая Ма... :)

Кстати, меньше чем через месяц как раз весеннее Наваратри - когда ежедневно читаются главы из Дэви Махатмьям.

В этом году весеннее Наваратри начнется 5 апреля:
На амавасью (новолуние) в начале месяца Чайтра (март—апрель) начинается празднование Васанта Наваратри (Vasanta Navaratri) — девяти весенних ночей, посвященных Богине Матери. Осенние девять ночей празднуются в начале месяца Ашвина (сентябрь—октябрь).
Согласно мифологическому повествованию в Пуранах, Великая Богиня Дурга, олицетворение Шакти всех богов, в течение девяти дней и ночей сражалась с демонами, победив, наконец, самого могущественного демона Махишасуру. Рассказывается об этом в Маркандея Пуране, Дэвибхагавата Пуране, Чанди Пуране и в других Писаниях. Важнейшей частью Маркандея-пураны является знаменитая Дэви-махатмья (Величание Богини), читаемая ежедневно в ночи праздника Наваратри.
Оба праздника — и весенний, и осенний — празднуются как победа светлых сил, олицетворенных Богиней Матерью...
calend.ru/holidays/0/0/1398/


Чтение каких-то священных текстов в храме Кали. (Могу только сказать, что в начале идет воспевание многочисленных имен богини.) Как же это чтение напомнило мне чтение "Часов" в православном храме, перед началом литургии. Так же монотонно и нараспев:
https://youtu.be/zz04O1J5c-I

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 09 Март 2019, 19:03:12, Вадим Булычев»

Отличный пример восприятия Кали западным человеком содержится в остроумнейшем рассказе Пелевина "Тхаги" =)

https://youtu.be/4-1dXqYqUpU

И о медалях-орденах ты помышлять не моги:
Всего награды - только знать наперед,
Что по весне споткнется кто-то о твои сапоги
И идиотский твой штандарт подберет.
(с) Олег Медведев

О восприятии Кали западным человеком
(Кали Пелевина и Кали Ромена Роллана)

С творчеством Виктора Пелевина я знаком. Вот, правда, "Тхаги" не читал. Ну, я знаю, что во многих своих произведениях Пелевин очень мастерски "переформатирует" древние вавилонские, буддийские и т.п. мифы под наши современные реалии. Это, своего рода, визитная карточка этого писателя... Ну вот теперь Кали не избежала подобной участи. ;D

И все же, при всей своей оригинальности Пелевин не смог прыгнуть выше сложившегося:
восприятия Кали западным человеком

Что получается? Возьмем "ортодоксальный" образ Черной Матери. Это где Она четырехрукая (количество рук может быть и шесть и девять - чем более трансцендентный, космический образ, тем больше рук). Так вот, получается, западные авторы упорно видят только две руки богини. Обе руки с левой стороны. Они видят окровавленный меч в одной руке и в другой отрубленную голову. И на этих двух руках строится весь образ Кали. Две другие руки богини, с правой стороны, почему-то игнорируются. А ведь там одна рука делает жест "не бойся", вторая - предлагает дары. Игнорируется материнский аспект Кали (а он очень важен!)... Ну и, конечно, секта душителей "тугов". Без них никак. Очень черную услугу богини оказали туги-душители (или, тхаги). И, конечно же, "Индиана Джонс" и "Храм судьбы". Вот и получается такой образ Кали, что служить такому образу могут только отдельные "искатели зла" и душители тхаги. В таком случае и господин Куликов (он у меня в эпиграфе к этой ветке), и христианские (мусульманские тоже) критики индуизма правы. Индия - дом сатаны.

Один момент любопытный есть в пелевенском "Тхаги". Все хочу на эту тему написать, да никак. Это где статуя знаменитой Родины-Матери сравнивается с образом Кали. Вот что на сей счет пишет один товарищ, который не понял в Кали ничего (и вообще он Родину не любит :-)-))

Только в бреду можно представить, что память о погибших в боях под Сталинградом можно увековечить в статуе, посвященной кровожадной упырихе (выделено мной - авт.). И совсем по-другому смотрится призыв на смерть с агитплаката "Кали Ма зовет!"..
Комплекс на Мамаевом Кургане до сих пор требует кровавых жертв. Кали - грозная и кровожадная богиня, которая требует свежей крови от своих последователей. К сожалению, как это художественно изобразил Пелевин, Кали Ма и по сей день приносятся жертвы. Конечно, об этом мало кто знает и даже задумывается, но я берусь установить некоторую взаимосвязь...
rodom-iz-tiflis.livejournal.com/4658.html


Сравнение комплекса на Мамаевом Кургане с культом Кали, весьма фантастично. Если уж на то пошло, статуя Родины-Матери в Волгограде гораздо ближе к богине Дурги. Дурга и Кали довольно похожи, но все же они разные. Дурга - именно Она ВОИТЕЛЬНИЦА - недосягаемая и непобедимая. Кали приходит обычно в критический момент, когда мир висит на волоске. Но Кали не столько воюет, сколько уничтожает. Она МАТЬ ПРИРОДА, выведенная из равновесия; точнее - доведенная до отчаянья. Она просто уничтожает то, что Ей мешает. А вот Дурга как раз ведет бесчисленные войны с демонами и прочими "нехорошими парнями".

Да, нашел я некоторое исключение в вопросе восприятия Кали западным человеком. Это Ромен Роллан. Книга "Жизнь Рамакришны". Рамакришна, который согласно "Розе Мира" ныне пребывает в Синклите Мира (хотя прошло не так много времени с его смерти) - БЫЛ СЛУЖИТЕЛЕМ КАЛИ. Именно, Кали! Вопрос риторический: почему об этом так мало пишут западные авторы и наш Пелевин. О тхагах и прочей нечисти - пожалуйста. О Рамакришне, который любил "кровожадную" Мать Кали больше своей жизни... ну тут как-то не то. Тут не очень "кровожадно", не пугает образ. ;D (И почему это западный человек так хочет быть напуганным.)

Пару цитат из книги (сравним Кали "пелевенскую" и "Кали Рамакришны"):

...Владычицей этих мест была Кали. Она стояла высеченная из базальта, одетая в пышные ткани Бенареса, царица мира и богов. Она попирала ногами простертое тело Шивы своими многочисленными руками она держала слева меч и отсеченную голову, справа — предлагала дары, делая знак: «Приди, не бойся». Она — сама природа, разрушающая и созидающая. Для того, кто умеет ее слышать, она еще больше — она Мать Вселенной, «Всемогущая Мать», которая открывается своим детям в разнообразии форм и в божественных воплощениях; видимый бог, который ведет избранных к богу невидимому, и, если это будет ей угодно, она может отнять у всякого живого существа последний признак его личности, его ego, и наполнить его сознанием абсолютного, безличного бога... «Я» ограниченное благодаря ей потонет в «я» безграничном — Атмане-Брахмане...
Как мог Рамакришна не видеть «Мать с темно-синим лицом»?.. В храме она обволакивала его запахом своего тела, обвивала его лианами своих рук и своих волос. Она совсем не была канонической фигурой с натянутой улыбкой, питающейся монотонными молитвами. Она жила, дышала, вставала с постели, ела, ходила, снова ложилась в постель. Вся храмовая служба была построена согласно ритму ежедневного порядка ее жизни. Каждое утро на заре звенели маленькие колокольчики, мелькали огоньки. В музыкальном зале свирель пела священный напев, сопровождаемая барабанами и кимвалами, — Мать просыпалась. В саду, благоухающем жасминами и розами, собирали гирлянды цветов для ее украшения. В девять часов музыка возвещала о служении, на которое являлась Мать; в полдень она сопровождала Мать, ложившуюся отдохнуть в жаркие часы на свое серебряное ложе...
И вдруг он понял... Им овладела Мать. Тогда он отдался без сопротивления. Она заполонила его. И сквозь завесу тумана, постепенно, часть за частью, выступало во плоти существо богини... То неожиданно мелькнувшая рука, потом дыхание, голос — наконец, вся она, вся целиком. Среди сотни других — чарующее видение поэта... С тех пор его ночи, его дни проходили в постоянном общении с любимой. Это была беседа бесконечная, непрерывная, как река, текущая мимо храма...
Затем три раза явственно он произнес имя возлюбленной всей его жизни, божественной Матери – Кали, – и вытянулся. Наивысший экстаз начался. Он пребывал в нем почти до половины двенадцатого, а затем отошел в иной мир… Наступила смерть. Согласно словам его веры, он перешел из одной комнаты в другую...
(Ромен Роллан, "Жизнь Рамакришны")


На видео Кали и Дурга, это видонарезка с целого сериала, посвященного Кали ("Махакали"):
 https://youtu.be/hElU05QfiwE 

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 12 Март 2019, 22:28:17, Вадим Булычев»

Если говорить о Пелевине, то эта постмодернистская язва вряд ли хотя бы одно слово говорит на серьезе. Именно тем бредовым текстом про Родину-Мать, который вы цитировали, он, скорее всего и вдохновился. Курочка по зернышку клюет, а постмодернист по строчечке и по смыслику там и тут, но в итоге и у курицы, и у постмодерниста конечный продукт выходит примерно похожий =) Хотя Пелевина я люблю - помогает не погружаться в игры майи слишком глубоко. Как нашатырь.

По прочтении вашего текста мне все же показалось, что вы пытаетесь обелить Черную Мать, сделать Ее более "съедобной" именно для воспитанных в христианской культуре людей. Так, например, высунутый язык далеко не полностью объясняется смущением. Тут и жажда крови тоже есть, и знак поглощения всего и вся, и "единого вкуса" для всего, и "светлого" и "темного". Серьги из мертвых младенцев - тоже не чья-то злонамеренная выдумка, такой элемент встречается в дхьяна-мантрах - описаниях образа Божества для медитации.

Радикальные проявления шактизма - это не только пресловутые тхаги. Это еще и агхора. Традиционные практики агхоры включают, например, поедание горячего мозга из лопнувших черепов сжигаемых на шмашане трупов. Бытовал, например, и такой обычай - чтобы сделать традиционную капалу - чашу из верхней крышки черепа - ищущий должен был собственноручно убить брахмана (убийство брахмана - самый страшный грех), принести его голову своему гуру, чтобы он ее выварил под специальные мантры и изготовил капалу.  Кроме того были и другие неприятные и шокирующие практики - чтение мантр, сидя на свежем трупе, поедание нечистот и так далее. Другое дело, что к "служению злу" это ни малейшего отношения не имело. Просто радикальные тантрики считали саттвичные ведические табу последним, самым трудным для перодоления слоем майи, последними путами-"пашу", разрубив которые, можно быстро достичь мокши (освобождения).
Сейчас, кстати, агхори, особенно имеющие адептов на Западе, несколько изменили свой подход. Их садхана теперь заключается в уходе за больными заразными и отвратительными болезнями - например, проказой. Как говорят современные учителя агхоры, традиционные радикальные практики для современного западного человека бесполезны, потому что большинство священных для индуиста запретов они и так нарушают каждый день - едят мясо, пьют вино, употребляют наркотики, предаются беспорядочным связям. А всякие ужасы их скорее привлекают, чем отпугивают. Так что пусть пользу приносят =)

Насчет "Джая Мата Кали, джая Мата Дурге, Кали, Дурге намо нама" позволю себе некоторую поправку. Это не совсем мантра, это баджан - песнопение во славу Божества. Основная мантра в честь Кали, джапу которой, в принципе, можно делать и без передачи от Гуру, другая. Это так называемая Наварна-мантра (Девятислоговая мантра): айм хрим клим чамудайай вичче. Ее читают по несколько кругов в день как раз на Наваратри. В ней упоминается Кали как Чамунда - Шакти, убившая Чанду, Мунду и еще бесчисленное множество демонов, буквально пожрав их. Еще один яркий подвиг Чамунды - поглощение крови из ран демона Рактабиджи, имевшего способность "клонироваться" из каждой капли своей крови, упавшей на землю. Чамунда ловила языком все капли, не позволяя им долететь до земли, пока демон не истек кровью, как обычный смертный.


И о медалях-орденах ты помышлять не моги:
Всего награды - только знать наперед,
Что по весне споткнется кто-то о твои сапоги
И идиотский твой штандарт подберет.
(с) Олег Медведев
«Последнее редактирование: 16 Март 2019, 12:59:59, Тэнгу»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика