Индуизм в Розе Мира
Ма Кали – проблема восприятия

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 31 Декабрь 2018, 00:46:25 »
Ма Кали – проблема восприятия

Другим черным божеством – воплощением зла, которому поклоняются индуисты, в первую очередь – тантристы, является Кали (Черная), иначе Махакали (то есть Великая Кали), также Шьяма (Черная) – одно из имен супруги Шивы, в образе которой воплощается наиболее грозная сторона характера богини. Поклонение Кали в Индии и, в частности, среди тантристов имеет мощную традицию. Ее изображают в виде четырехрукой, опоясанной кобрами нежити женского рода с ужасающим лицом, оскаленными зубами, высунутым языком, жаждущим крови, с серьгами из тел младенцев и ожерельем из человеческих черепов…
(Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. – Издание 3-е, дополн. и переработанное. – Том 1. Сатанизм: Аналитическое исследование. – Москва, 1999. – 257 с.)

И страшно взревев, Кали грозно рассмеялась в великой ярости, – повергающие в дрожь клыки блистали в Ее ужасной пасти.
Восседавшая на великом льве Богиня устремилась к Чанде и, ухватив за волосы, мечом отсекла ему голову.
(Деви Махатмья, гл. 7)

Кто меня давно знает, будут, скорее всего, удивлены тем, какую тему я выбрал. Для меня данная тема не случайность. Богиня Кали имеет свой аспект и в моей личной жизни. Может быть, аспект этот не столь значителен (хотя как знать), но он весьма иррационален, ибо нет никаких рациональных предпосылок к теме Кали. К индуизму я довольно равнодушен. Уровень знакомства с индуизмом весьма дилетантский; ну, друзья кришнаиты есть, Махабхарату читал и т.п.

Я уже пробовал описывать образ «ужасной» богини. (Посмотреть можно здесь.) Но тема Кали там шла все же довольно вскользь… Ну что же, время пришло поговорить об этом чуть подробней.

Богиня Кали – это неплохая иллюстрация к тому, как мы воспринимаем иную религиозную традицию, культ, пугающий нас. Мы сразу же наделяем данный культ, бога или богиню демоническими свойствами. Стараемся как можно дальше отстраниться от «демонов». А если отстраниться не получается, начинаем ненавидеть и бояться тех, кто является носителями данного культа. Мы объявляем их сперва «невежественными язычниками», затем «порождением сатаны». Затем пылают костры инквизиции… Главная причина нашего страха и ненависти в том, что мы судим тот или иной культ и божество исключительно «по одежке»... даже не по самой одежке, а по тому, как мы эту одежку воспринимаем, исходя из своего видения мира.

Индуистская богиня Кали являет собой ярчайший пример категоричных суждений и мнений, созданных ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по внешним одеждам. Тема Кали – прекрасная иллюстрация к другой моей теме: Свои и чужие. В традиционно-религиозном восприятии (в данном случае – христианском) Кали выступает как демоническое существо. Об этом я уже несколько раз писал в разных темах Замка.

Но Кали не является демоницей или некой индуистской Велгой. Это с одной стороны. С другой – Кали не является чем-то абсолютно чужеродным для нас, нашей культуры. В отличии, например, от божеств ацтеков, с труднопроизносимыми именами. Как мне когда-то давно говорили мои церковные знакомые: пусть эти язычники проклятые как хотят с ума сходят, но без нас; спаси, Господи, от Кали... (Тщетные надежды: Кали гораздо ближе, чем кажется «застывшему» религиозному сознанию. ;D) В самом слове «кали» нашему уху (бессознательному) уже должно слышаться нечто связанное со ВРЕМЕНЕМ (коло, круг, время). Ну, а традиционное обращение к богине вообще не требует перевода – МА, Мати... то есть, Мать. 

Кали «ортодоксальная» – общие сведения

Кали появляется на божественной (метаисторической) сцене в критический момент. Этот момент нашел себе отражение во многих мифах – как восстание титанов, бунт «младших богов», захват мира демонами и т.п. И вот всему известному миру грозит гибель или полное закабаление; и судьба самих богов висит, что называется, на волоске... Вот как описывает появление Кали индуистский Миф:

В одной из битв асуры (демоны) потерпели сокрушительное поражение от богов. Сыновья Адити (как я понял, один из божественных родов) победили сыновей Дити. Тогда мать сыновей Дити просила свою дочь пойти в лес и предаться там истязанию плоти и молитве. Дабы родить великого и могучего сына, который сможет победить самого Индру, главу богов. Дочь, обратившись буйволицей, отправилась в лес и там предалась жесточайшей аскезе. Благодаря такой жестокой аскезе, она произвела на свет могучего сына, в образе буйвола (многозначительный символ). Сына назвали Махишей. Очень скоро он стал царем асуров. Как-то Махиша долго молился Браме (наследственная страсть к неумеренной аскезе?) За это Махиша получил от Брамы дар – он мог становиться невидимым. Однако воспользовался даром Брамы Махиша не очень хорошо. Он решил стать главой Вселенной и сбросить с трона самого Индру! (Знакомая тема, не правда ли? «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему...» Исайя 14:13). Но боги не хотели поклоняться Махише. Между тем, положение богов было все более критическим. Махиша угрожал захватить весь мир. Тогда боги обратились к Браме, Вишну и Шиве (индуистская Троица) и попросили защиты от демона Махиши. Божественная триада (Брама, Вишну, Шива) «разгневалась» и создала Кали – ужасную четверорукую женщину. Боги вручили Кали огромный, серпоподобный меч, лук, палицу. Оседлав льва, Кали отправилась на битву с Махишей и его бесчисленными ордами. Вскоре Кали уничтожила прислужников Махишу. Тогда на битву вышел сам Махиша, в облике огромного быка. Но Кали убила и его. Уничтожив врагов, Кали стала танцевать победный танец. От этого танца мир стал раскачиваться. И боги начали всерьез опасаться, как бы новоявленная богиня не уничтожила в своей необузданной радости весь мир. Боги обратились к Шиве. Шива много раз пытался остановить Кали, но у него никак не получалось. Тогда он, по одной версии, лег на землю. Кали, наступив или даже станцевав на груди верховного бога, очнулась. По другой версии, Шива обратился в младенца и лег на пути Кали. Увидев плачущего младенца, богиня остановилась; от удивления высунув свой красный язык. Вот почему на большинстве изображений богини она с высунутым языком.

В образе Кали все символично. (Кстати, «пугающая» символика богини перестаёт быть таковой, когда узнаешь ее смысл.) Само имя «Кали» означает и время, и черный цвет. Поэтому Кали часто называют «черной богиней». Но более «ортодоксальный» цвет Кали – сине-черный или темно-синий, космический. С другой стороны, Кали несет в себе более архаичные черты Матери-Земли, которая так же – черная.

Символизм образа Кали в высшей степени двойственный, дуальный. С одной стороны, она – танцующая смерть – олицетворяет собой наиболее яростный аспект женственной энергии. Она – неумолимое время, материальный покров и иллюзия. И она же, Кали, любящая Мать, освобождающая от иллюзий, защищающая тех, кто ее об этом просит, покровительница монахов и поэтов, заступница обиженных вдов.

Черные растрепанные волосы Кали символизируют материальный покров. Ожерелье из черепов на груди символизирует неизбежную смерть, круговорот перевоплощений. Пояс из отрубленных рук – ускользающее время. В одной руке Кали держит меч, на котором видна кровь врагов. (Иногда меч отсутствует.) Другой рукой она делает знак – «не бойся».

Кали имеет множество имён: Каларати, Калике, Коттравей, Каликамата. Помимо этих, существуют и другие имена богини, которые раскрывают её универсальную личность: Дурга, Деви, Лолита, Махамайя... Разнообразие имён говорит о том, что в Матери заключается весь мир. Она не зло и не добро. Богиня представляет справедливость: людям, ищущим Бога и правильный путь, многорукая богиня помогает, бережёт от зла.
lifegid.com

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 31 Декабрь 2018, 09:52:49, Золушка»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #2 : 31 Декабрь 2018, 12:33:13 »
Вадим, Вы молодец, спасибо! Коротко и ясно, т.е. не все ясно, но это естественно. Если в индуизме вообще нет семитического понятия добра и зла, как может быть все сразу ясно? Но до-христианская компонента в нашем сознании тоже присутствует и, кто знает, может быть в нем и для бедной забытой черной богини найдется уголок... спрошу у знакомых индуистов, как они относятся к Кали. Черное кстати у них не обязательно было плохим. Индусы же сами полу-черные, видимо как смесь белых ариев с чисто черномазыми предками, населявшими Индостан.

Слово - это вышивка по ткани молчания.

« #3 : 01 Январь 2019, 18:42:16 »
Вы молодец, спасибо!

 :-* :D

не все ясно, но это естественно

Ну, я еще и не все написал, что планировал. (Да и мне самому не все ясно ;D)

в индуизме вообще нет семитического понятия добра и зла, как может быть все сразу ясно?

Вообще-то понятие добра и зла в индуизме очень близко к ветхозаветному. К иудаизму и исламу. Христианство тут немного выпадает своей "мучительной теодицеей" :) (Действительно, как совместить Бога страдающего и "бессильного" с Образом Бога Всемогущего и Всеведающего.) В индуизме все довольно просто: есть Высшее Божество, Триада: Брахман, Вишну, Шива. Она, Триада, вне добра и зла. Точно так же как вне добра и зла Бог ветхозаветный. А есть боги, полубоги; одни добрые, другие злые. Конечно, добрые сражаются со злыми и должны злых победить. Но само Божество, Триада, Атман, Абсолют - вне добра и зла... Так что индуизм в некотором смысле ветхозаветная религия :). Только всего много в индуизме действует: боги, полубоги, аватары, воплощения - поди разберись. Например, я сам довольно не сразу стал отличать ту же Кали от Дурги. Две богини очень похожи. И все же они немного разные. Часто им читают совместные мантры. Например, знаменитая мантра: "Джай Мата Кали, Джай Мата Дурги." (Перевод: приветсвую тебя Мать Кали, приветсвую тебя Мать Дурги.)

спрошу у знакомых индуистов, как они относятся к Кали.

Да, было бы интересно... Ну а так, достаточно в том же ю-тубе набрать "Мата Кали", как откроются многочисленные видеоролики с нарезками из индийских фильмов, индийских религиозных фестивалей и т.п. (Я в конце поста выложу один ролик с Кали.) То есть, Кали весьма популярна. Особенно в Бенгалии. Город Калькутта назван в честь богини. И там же центральный храм Ей.

Индусы же сами полу-черные, видимо как смесь белых ариев с чисто черномазыми предками, населявшими Индостан.

Есть мнение, что Кали - это как раз богиня, которая досталась ариям в "наследство" от черных племен. Может быть. В Кали очень много намешано всего... Ну это мы еще будем разбирать. Самое положительное свойство этой богини - Она РАЗРУШИТЕЛЬНИЦА ИЛЛЮЗИЙ. Кали – богиня, разрушающая иллюзию и уничтожающая ложную самость. (Кстати, спросите об этом знакомых индусов.) 

Обещанный ролик:
https://youtu.be/wXhbixGp_1Y

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 01 Январь 2019, 18:45:51, Вадим Булычев»

« #4 : 02 Январь 2019, 21:43:57 »
Пару уточнений.

В приведенном мною эпиграфе говорится:

высунутым языком, жаждущим крови, с серьгами из тел младенцев

Да, как же я про высунутый язык забыл :o. Согласитесь, немного на Земле найдется богинь с высунутыми языками.

Язык Кали высунула не оттого, что жаждет крови, а, скажем, от стыда и удивления. Как я уже писал, есть две мифические истории на тему «языка Кали». (Для Мифа возможны два параллельных сюжета, а вот для "линейной" объективной истории - нет.) Согласно первой истории, разрушительный танец Кали остановил лежащий Шива, который еще и супругом богини приходится. В этом случае Кали высунула язык из чувства стыда. Вот, кстати, любопытное рассуждение из просторов Интернета:

Представьте себе, что вы слегка, так сказать, взяли на грудь, разбушевались, начали всё крушить. Кровь стучит в ушах, всё такое. Вам хорошо, даже прекрасно, детский такой отрыв. И вдруг сквозь кровавую пелену вам слышится нечто. Вы виновато останавливаетесь и слышите горькие слова: "Я тебе ору, ору, а ты... Ну посмотри, что ты наделала! Всё тут накрошила в лапшу, меня вот потоптала... ни стыда ни совести!" И смотрит на вас ваш обожаемый человек - любя, но с мягкой укоризной. Даже несколько разочарованно.
Увы, вы и вправду нашкодили. Вы сами это понимаете.
И вот встаньте у зеркала. Потупите очи долу, виновато взгляните на лежащего у ног воображаемого обвинителя, высуньте (от стыда) язык как можно сильнее и заискивающе скажите "Ы-ы-ы..."
ilse.livejournal.com/21227.html


Ну, а по второй сюжетной линии, Кали высунула язык от удивления. (Это когда Шива в маленького ребенка превратился.) Затем в Кали проснулись МАТЬ (это очень важно!) Она взяла младенца Шиву на руки и стала кормить грудью. Вселенная была спасена...

Насчет же сережек из тел младенцев на ушах богини, это обвинение из разряда "они едят младенцев". Ничего подобного на ушах Кали не может быть, ибо она сама мать. Лично мне не попадались такие изображения. Допущу, что подобные изображения могут существовать. Но люди, которые "привесили" к ушам Черной Матери младенцев, просто ничего не поняли из образа Кали.

А вот любопытное изображение очень близкой к Кали богини - Дурги. Ничего не напоминает?
 

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 03 Январь 2019, 00:09:06, Золушка»

« #5 : 03 Январь 2019, 00:16:09 »
Очень напоминает. Спасибо, очень интересно и познавательно.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #6 : 05 Январь 2019, 23:10:01 »
Спасибо, очень интересно и познавательно
O0

Продолжу:

Кали – разгневанная Мать или демон?
(Культ Кали и душа-христианка)

Можно ли считать культ Кали демоническим?
Попытаюсь ответить на этот вопрос исходя из общехристианского понимания Добра, зла, божественных существ и демонических. Под общехристианским пониманием я разумею не только традиционный церковный взгляд, но и взгляд русской религиозной философии (от Достоевского до Даниила Андреева). Для традиционного индуизма данный вопрос, как мне кажется, бессмысленный. Не потому, что индуисты не в состоянии отличить добро от зла, а совершенно по иным, более глубоким причинам. Ну, а так как именно христиане периодически объявляют Кали "прямым воплощением зла" (почитайте того же иеромонаха Серафима Роуза), а культ Черной богини демоническим, то и отвечать надо исходя из общехристианского мировидения.

Скажу сразу: я на поставленный мной в оглавлении вопрос отвечаю отрицательно. И вот почему:

Если бы культ Кали нес в себе демонизм, поклонение противобожеским силам, вряд ли бы он стал НАРОДНЫМ культом, важной частью всего индуистского религиозного Космоса. И немалой частью; ибо богиню Кали, согласно индуистской мифологии, почитают сами боги, не только люди! Естественно, это мое утверждение верно только при принятии за аксиому того факта, что нет народов, отданных на растерзание сатане. А такой религиозно одаренный народ, как индийский, тем более. Ибо религиозная одаренность отнюдь не от сатаны. Итак, против того, что культ Кали - демонический, говорит популярность этого культа в Индии. А если культ популярен, значит, что-то в нем цепляет глубинные пласты сознания.

Если бы культ Кали очерчивался только деятельностью кошмарной секты "душителей" тугов, то, да - это бы был, безусловно, демонический культ. Но туги не есть культ Кали. Это черное пятно на образе богини Кали. Точно так же, как инквизиция - черное пятно на Образе Христа.

Я исхожу из того, что откровенно демонические, сатанинские культы всегда малочисленны. Это АНТИСИСТЕМА (если по Гумилеву). И такое положение естественно, ибо душа любого человека в своей глубине - христианка. (Об этом еще знаменитый Тертуллиан говорил во 2 веке.) Поэтому сатанинские культы как правило малочисленны, скрытны, маргинальны и т.п. Оно и понятно, зачем демонам обнажать свою тьму. Поэтому зло всегда старается мимикрировать "под свет"; точнее - паразитировать. Злу гораздо выгоднее рядиться в одежды добра.

Яркие, пугающие атрибуты того или иного культа или образа - это еще далеко не значит зло. Если я хочу кого-то напугать, это отнюдь не значит, что я демон и намерения мои самые искусительные и погибельные.  Высунутый язык Кали, отрубленные руки, черепа... все эти атрибуты еще не значат, что здесь непременно сатанизм. Это могут быть символы – глубокие, многозначные. А пугающая атрибутика символов, всего лишь предупреждение. У нас в Апокалипсисе тоже полно пугающей символики. Однако ведь никто не говорит, что Апокалипсис – демоническое творение.
Богиня Кали имеет яркую внешнюю форму, связанную с принципом разрушения того, что ПРЕХОДЯЩЕ, ВРЕМЕННО. Именно отсюда вытекают все эти пугающие христиан образы Кали. Но, в самом деле, как представить смерть, разлуку с любимыми, как принять неизбежное старение?

И основное соображение: Образ Кали включает в себя глубокий материнский аспект. Кали - МАТЬ! И именно поэтому богиня пользуется такой любовью и почитанием. Но Кали не просто - Мать. Она еще и разгневанная Мать. А на что способна мать, у которой отнимают ребенка или ее ребенок находится в большой беде, думаю, говорить не стоит. Здесь каждая нормальная мать станет на какое-то время "ужасной богиней", разящей демонов.

PS. Хочу еще один ролик представить. Атрибутика ролика может показаться мрачноватой поначалу. (Тут уже ощущается компьютерное моделирование.) Но я считаю, это наиболее удачный образ Кали из тех, что я видел.
https://youtu.be/muy42lL0hz4

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 05 Январь 2019, 23:58:57, Золушка»

« #7 : 17 Январь 2019, 00:02:44 »
Кали - это Ума, Ума - это Кали
(Дуальность шактизма)

Что такое шактизм? Краткое определение звучит так:

Шактизм — одно из основных направлений индуизма; основано на поклонении Шакти или Деви — Богини-Матери в индуизме — как абсолютной и изначальной форме Бога. Наряду с вайшнавизмом и шиваизмом является одной из основных традиций в индуизме.

Шакти, насколько я понимаю, переводится двояко. Это слово означает и некую "доктрину Силы" и "учение Богини"... Если верить Википедии, доля "чистых последователей" шактизма в индуизме не так уж и велика - всего-то три процента. Однако влияние шактизма на весь индуизм (а в последнее время и на западный мир) довольно таки велико.

В чем особенность шактизма? Шактизм целиком опирается на поклонение Великой Богини. Это религия Великой Матери:

...ни в какой другой религиозной традиции мира не присутствует доктрина, отличающаяся такой откровенно «женской» ориентацией. Важное место в практике занимает обожествление самой женщины, поэтому женоненавистники в принципе не способны практиковать шактизм…
(взято из Википедии)


Итак, шактизм - это направление индуизма, целиком основанное на поклонении Великой Богини Матери Шакти, или Деви. Деви есть Абсолютный Женский аспект Единого Божества. Все остальные богини суть манифестации и проявления Великой Матери. Тут довольно сложный дуализм: каждая манифестация Великой Матери есть в то же время самостоятельная личность, богиня, наделенная неповторимыми личностными характеристиками, своей мифологической историей, культом. Но в каждой такой личностной манифестации Великой Матери повторяются (как в капле воды океан) все свойства Единой Матери. Поэтому каждая богиня индуистского пантеона несет в себе противоположные дуальности: жизнь, смерть, материнство, война, женственная жертвенность и необузданная первобытная стихия. Пожалуй, сильнее всего эти противоположности смыкаются в образе богини Кали. Может, поэтому так притягателен её образ.

После того как Кали, победив демонов и едва не разрушив мир, была остановлена своим супругом Шивой, богиня, пообещав всегда помогать богам и людям, удалилась неведомо куда. Спустя некоторое время демоны стали опять угрожать устоявшемуся миропорядку. И боги вновь были вынуждены обратиться к Кали. И Кали явилась на призыв богов. Но в каком образе?! В образе прекрасной богини весны и плодородия Умы!

Стали призывать на помощь Великую богиню. Долго ждали боги и опешили, увидев, что из дремучих лесов не появилась свирепая Матерь, а возле вод Ганга появилась нежная Ума, столь же прекрасная, сколь и беззащитная. Опечалились боги: не та женщина нужна им сейчас. И тут случилось чудо. Тело прекрасной Умы как бы раздвоилось, она нежная и прекрасная, осталась тут же, но рядом с ней, из нее возникла Неотвратимая матерь Кали. Возникла и сказала:
   -Это меня славят и призывают боги, которых опять теснят демоны. Меня, великую Кали, призывают они. Меня, гневную и беспощадную воительницу. Но знайте, мой дух заключён, как второе я, в тело нежной Умы. Суровая Кали и прелестная Ума, мы - два начала единого, два лика Великой богини...
Кто небрежно отзовётся обо мне, свирепой Кали, от того отвернётся Ума; кто оскорбит Уму, будет иметь дело со мной, Свирепой...
worldishistory.com/2012/03/blog-post_24.html


PS. Большинство индуистских богинь не арийского происхождения. (Как я понял, немного почитав на эту тему.) Арийский пантеон был довольно беден на женские божества. Арии были патриархальным обществом. А вот жившие в Индии доарийские племена (особенно в Бенгалии) были весьма матриархальны. Именно оттуда родом шактизм и поклонение Великой Матери.
Изображение прекрасной Умы:

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 17 Январь 2019, 20:17:28, Золушка»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика