Ма Кали – проблема восприятия
Другим черным божеством – воплощением зла, которому поклоняются индуисты, в первую очередь – тантристы, является Кали (Черная), иначе Махакали (то есть Великая Кали), также Шьяма (Черная) – одно из имен супруги Шивы, в образе которой воплощается наиболее грозная сторона характера богини. Поклонение Кали в Индии и, в частности, среди тантристов имеет мощную традицию. Ее изображают в виде четырехрукой, опоясанной кобрами нежити женского рода с ужасающим лицом, оскаленными зубами, высунутым языком, жаждущим крови, с серьгами из тел младенцев и ожерельем из человеческих черепов…
(Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. – Издание 3-е, дополн. и переработанное. – Том 1. Сатанизм: Аналитическое исследование. – Москва, 1999. – 257 с.)
И страшно взревев, Кали грозно рассмеялась в великой ярости, – повергающие в дрожь клыки блистали в Ее ужасной пасти.
Восседавшая на великом льве Богиня устремилась к Чанде и, ухватив за волосы, мечом отсекла ему голову.
(Деви Махатмья, гл. 7)
Кто меня давно знает, будут, скорее всего, удивлены тем, какую тему я выбрал. Для меня данная тема не случайность. Богиня Кали имеет свой аспект и в моей личной жизни. Может быть, аспект этот не столь значителен (хотя как знать), но он весьма иррационален, ибо нет никаких рациональных предпосылок к теме Кали. К индуизму я довольно равнодушен. Уровень знакомства с индуизмом весьма дилетантский; ну, друзья кришнаиты есть, Махабхарату читал и т.п.
Я уже пробовал описывать образ «ужасной» богини. (Посмотреть можно
здесь.) Но тема Кали там шла все же довольно вскользь… Ну что же, время пришло поговорить об этом чуть подробней.
Богиня Кали – это неплохая иллюстрация к тому, как мы воспринимаем иную религиозную традицию, культ, пугающий нас. Мы сразу же наделяем данный культ, бога или богиню демоническими свойствами. Стараемся как можно дальше отстраниться от «демонов». А если отстраниться не получается, начинаем ненавидеть и бояться тех, кто является носителями данного культа. Мы объявляем их сперва «невежественными язычниками», затем «порождением сатаны». Затем пылают костры инквизиции… Главная причина нашего страха и ненависти в том, что мы судим тот или иной культ и божество исключительно «по одежке»... даже не по самой одежке, а по тому, как мы эту одежку воспринимаем, исходя из своего видения мира.
Индуистская богиня Кали являет собой ярчайший пример категоричных суждений и мнений, созданных ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по внешним одеждам. Тема Кали – прекрасная иллюстрация к другой моей теме:
Свои и чужие. В традиционно-религиозном восприятии (в данном случае – христианском) Кали выступает как демоническое существо. Об этом я уже несколько раз писал в разных темах Замка.
Но Кали не является демоницей или некой индуистской Велгой. Это с одной стороны. С другой – Кали не является чем-то абсолютно чужеродным для нас, нашей культуры. В отличии, например, от божеств ацтеков, с труднопроизносимыми именами. Как мне когда-то давно говорили мои церковные знакомые: пусть эти язычники проклятые как хотят с ума сходят, но без нас; спаси, Господи, от Кали... (Тщетные надежды: Кали гораздо ближе, чем кажется «застывшему» религиозному сознанию.
) В самом слове «кали» нашему уху (бессознательному) уже должно слышаться нечто связанное со ВРЕМЕНЕМ (коло, круг, время). Ну, а традиционное обращение к богине вообще не требует перевода – МА, Мати... то есть, Мать.
Кали «ортодоксальная» – общие сведения
Кали появляется на божественной (метаисторической) сцене в критический момент. Этот момент нашел себе отражение во многих мифах – как восстание титанов, бунт «младших богов», захват мира демонами и т.п. И вот всему известному миру грозит гибель или полное закабаление; и судьба самих богов висит, что называется, на волоске... Вот как описывает появление Кали индуистский Миф:
В одной из битв асуры (демоны) потерпели сокрушительное поражение от богов. Сыновья Адити (как я понял, один из божественных родов) победили сыновей Дити. Тогда мать сыновей Дити просила свою дочь пойти в лес и предаться там истязанию плоти и молитве. Дабы родить великого и могучего сына, который сможет победить самого Индру, главу богов. Дочь, обратившись буйволицей, отправилась в лес и там предалась жесточайшей аскезе. Благодаря такой жестокой аскезе, она произвела на свет могучего сына, в образе буйвола (многозначительный символ). Сына назвали Махишей. Очень скоро он стал царем асуров. Как-то Махиша долго молился Браме (наследственная страсть к неумеренной аскезе?) За это Махиша получил от Брамы дар – он мог становиться невидимым. Однако воспользовался даром Брамы Махиша не очень хорошо. Он решил стать главой Вселенной и сбросить с трона самого Индру! (Знакомая тема, не правда ли? «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему...» Исайя 14:13). Но боги не хотели поклоняться Махише. Между тем, положение богов было все более критическим. Махиша угрожал захватить весь мир. Тогда боги обратились к Браме, Вишну и Шиве (индуистская Троица) и попросили защиты от демона Махиши. Божественная триада (Брама, Вишну, Шива) «разгневалась» и создала Кали – ужасную четверорукую женщину. Боги вручили Кали огромный, серпоподобный меч, лук, палицу. Оседлав льва, Кали отправилась на битву с Махишей и его бесчисленными ордами. Вскоре Кали уничтожила прислужников Махишу. Тогда на битву вышел сам Махиша, в облике огромного быка. Но Кали убила и его. Уничтожив врагов, Кали стала танцевать победный танец. От этого танца мир стал раскачиваться. И боги начали всерьез опасаться, как бы новоявленная богиня не уничтожила в своей необузданной радости весь мир. Боги обратились к Шиве. Шива много раз пытался остановить Кали, но у него никак не получалось. Тогда он, по одной версии, лег на землю. Кали, наступив или даже станцевав на груди верховного бога, очнулась. По другой версии, Шива обратился в младенца и лег на пути Кали. Увидев плачущего младенца, богиня остановилась; от удивления высунув свой красный язык. Вот почему на большинстве изображений богини она с высунутым языком.
В образе Кали все символично. (Кстати, «пугающая» символика богини перестаёт быть таковой, когда узнаешь ее смысл.) Само имя «Кали» означает и время, и черный цвет. Поэтому Кали часто называют «черной богиней». Но более «ортодоксальный» цвет Кали – сине-черный или темно-синий, космический. С другой стороны, Кали несет в себе более архаичные черты Матери-Земли, которая так же – черная.
Символизм образа Кали в высшей степени двойственный, дуальный. С одной стороны, она – танцующая смерть – олицетворяет собой наиболее яростный аспект женственной энергии. Она – неумолимое время, материальный покров и иллюзия. И она же, Кали, любящая Мать, освобождающая от иллюзий, защищающая тех, кто ее об этом просит, покровительница монахов и поэтов, заступница обиженных вдов.
Черные растрепанные волосы Кали символизируют материальный покров. Ожерелье из черепов на груди символизирует неизбежную смерть, круговорот перевоплощений. Пояс из отрубленных рук – ускользающее время. В одной руке Кали держит меч, на котором видна кровь врагов. (Иногда меч отсутствует.) Другой рукой она делает знак – «не бойся».
Кали имеет множество имён: Каларати, Калике, Коттравей, Каликамата. Помимо этих, существуют и другие имена богини, которые раскрывают её универсальную личность: Дурга, Деви, Лолита, Махамайя... Разнообразие имён говорит о том, что в Матери заключается весь мир. Она не зло и не добро. Богиня представляет справедливость: людям, ищущим Бога и правильный путь, многорукая богиня помогает, бережёт от зла.
lifegid.com