Мата Кали… немного личного
Самая сильная связь во Вселенной (вместо предисловия)
О, Мать, где мне спрятаться от Тебя?! Ты убиваешь асуров моего греха одного за другим. «Хитрая» Ты. В своей глупой обиде я пытался бежать от Тебя. И снова попал в Твои объятья!
Эта тема задумывалась мной давно. Еще в августе позапрошлого года, в статье (знаковой для меня) «
Кто же ты Ма Кали?» я обещал:
…попытаюсь описать те свойства Великой Матери, которые приводят к освобождению души и возвращению к Богу. Как выражался Шри Ауробиндо: "Мать Кали как бы скользит между Природой Бога и человеческой природой". И попробую осторожно, мазками - слишком уж личное - дать описание своих внутренних отношений с Ма Кали…Обещание свое я не выполнил. Почти не выполнил. Каюсь. Да, вновь и более подробно коснулся тогда символики образа Маа Кали, описал основные имена Кали и частично «природу» этих имен. А вот со свойствами Божественной Матери, которые приводят к освобождению души – оказалось сложней. Одно свойство Великой Матери я выразил, почти случайно и не в этой, а параллельной теме, посвященной великому сыну Матери Кали – Рамакришне. Это где речь шла об одном ученике калькуттского святого – Сурендре. «
Первые ученики Рамакришны» («Сурендра и Божественная Мать Кали»).
Сурендра лицо второстепенное в истории учеников Рамакришны. Но я посвятил ему целых два поста. Дело не в самом Сурендре, а в том ценном совете, который дал ему Рамакришна. Этот совет (точнее, два совета) произвели на меня сильное впечатление. В моем уме, наконец-то, сложилась четкая картина, которую я до этого смутно переживал сам в виде неясных очертаний. Я называл это ощущение всеохватностью, всеприсутствием Матери Кали. Видел в этом Её отличие от тех богинь (включая и христианскую Богоматерь), которым ранее поклонялся. (Поклоняюсь и сейчас!) Чтобы было понятнее, мне придется дать собственную обширную цитату:
Речь о предельной близости Кали, об отсутствии дистанции между мной, простым смертным и Ей, богиней. Это ощущение для меня новое. У меня было сильное чувство любви к Богоматери в свое время. И сейчас Богоматерь - это ниточка, которая меня связывает с Христианским Трансмифом. Но между Непорочной Девой и мной всегда ощущал дистанцию. Она безгрешная, где-то там высоко, в Небесах, смотрит на меня с состраданием. И я грешный, внизу, взываю к Ней из своей греховной тьмы. С Матерью Кали такой дистанции нет. Она здесь, со мной - и в моем грехе, и в моей добродетели. Всюду Она! Это особое ощущение, которое долго не мог понять и принять.
Но в чем подлинный смысл того, что богиня Кали как Великая Мать присутствует и в моем грехе, и в моей добродетели? Или все же существует две, три, множество богинь Кали – одни хорошие, другие демонические? А бедным индусам просто не дано различать духов. Или это все игры моего ума? Но тогда мой собственный ум самая загадочная для меня «субстанция». И мне страшно самому, что этот ум завтра выкинет… И вот случился Сурендра.
Сурендра – молодой калькуттский разгильдяй с добрым и доверчивым сердцем имел два не очень хороших пристрастия – к вину и женщинам легкого поведения… Повторяться не буду, все это можно прочитать по ссылке. Приведу только два совета, данные ему Рамакришной:
– Когда человек идет в дурное место, почему он не берет с собой Божественную Мать? Она бы оберегала его от множества плохих поступков!
– Если какой-то человек пьет вино, почему он пьет его сам, без Божественной Матери? Разве это справедливо? Вино надо предложить Матери Кали. А потом пить его мелкими глоточками, как божественный прасад. И каждый глоток вина надо посвящать Матери, с каждым глотком размышляя о Ней...
Стала ясней и тема Великих Махавидий Богини-Матери, которые я описывал в этой ветке ("
Десять махавидий"). И почему "ужасные" формы Матери считаются более действенными для освобождения души, чем "благостные".
Речь о способности Великой Матери «достать» своего ребенка из любой кромешной тьмы. Куда бы душа ни падала, в каком бы забвении ни находилась – Божественная Мать всегда рядом. Но быть рядом – мало, надо «открыть» глаза, плотно «закрытые» тьмой, обидой, забвением. И именно Матери это сделать легче всего.
Ибо нет во Вселенной сильнее связи, чем связь между Матерью и ребенком. Падшему сознанию надо только открыть глаза, увидеть Мать. Дальше Она все сделает сама!
Но как Божественная Мать обнаруживает Себя, как открывает глаза упавшему во тьму ребенку? Вряд ли это чтение моральных проповедей и призывы к самосовершенствованию души – они в данном случае бесполезны и даже вредны. (Вспомним великую историю библейского Иова.) Нет, Мать действует иррационально. У Нее сотни способов отвлечь внимание заблудшего на Себя. И немалую роль тут играют игры (лилы) Божественной Матери.