Десять махавидий
Кажущееся огромное количество богов в индуистском пантеоне весьма иллюзорно. Богов, как полноценных личностей, на самом деле не так уж и много (хотя не мало, но все же...
). Путаница возникает с воплощениями, аватарами, образами, которые символизируют ту или иную сторону божества. Нам кажется, богов бесчисленная хаотическая туча, не поддающаяся никакому рациональному анализу; а на самом деле божество одно, а "туча" - разные проявления, энергии, символы, образы, исходящие от ЕДИНОГО ЦЕНТРА.
Подобные проявления ("тучу" имен и образов) имеет каждый значимый бог индуистского пантеона. И конечно же, свою "тучу" имеет Великая Богиня Мать. В тантрическо-шактистской традиции эти проявления называются махавидьи. Их десять. Каждая из махавидий выражает собой какой-либо аспект проявления энергии Великой Матери в Природе и человеческой истории. Например, Кали выражает собой яростный аспект, аспект сокрытой женской силы (силы Матери Природы) вырвавшийся наружу. Матанги олицетворяет собой силу речи, сокрытое знание, очищение нечистого. И так далее. В то же время в каждой махавидьи, как в капле воды, наличествуют все другие аспекты (махавидьи) Великой Матери. Например, Кали не только яростна, но и милосердна. Она не только разрушает, но и созидает. Хотя основной аспект, тот что на виду - яростный.
Итак, 10 основных махавидий:
1.Кали
2.Тара
3.Трипура-сундари
4.Бхуванешвари
5.Чиннамаста
6.Бхайрави.
7.Дхумавати
8.Багаламукхи.
9.Матанги
10.Камала
moonshaman.com/tantricheskie-bogini-10-maxavidijПостараюсь дать краткое описание каждой махавидьи. Кроме Кали, Ей, собственно, вся ветка посвящена. И Матанги. Я уже описывал эту богиню здесь:
Матанги - мать "неформалов".
Я начну с Чиннамасты:
Чиннамаста - богиня без головы
(Мать самоотречения)
Изображение этой богини приводит в шок европейцев. Впервые Чиннамасту описал один христианский миссионер, аббат Дюбуа, в начале 19 века. Дюбуа назвал Чиннамасту "отвратительной шакти". На своих многочисленных изображениях Чиннамаста стоит обезглавленной. Свою собственную голову богиня держит в левой руке, а в правой - серповидный меч. Из шеи Чиннамасты вытекает струями кровь. Одна струйку крови поглощает собственная голова богини, остальные струйки пьют спутники Чиннамасты. Это либо две молодые обнаженные женщины (дочери богини), либо целая группа народа: женщины, дети. И это еще не все (бедный аббат Дебуа). Очень часто Чиннамаста стоит на двух обнаженных телах мужчины и женщины. Это бог любви Камадев и Его возлюбленная Рати в момент полового соития.
Какова же история возникновения этой "странной" богини.
История жизни Чиннамасты представляет собой своеобразное героическое путешествие, которое зачастую требуется от тех, кто стремится к абсолютным истинам.
Однажды Парвати (жена Шивы) пошла искупаться в реке со своими двумя дочерьми. После купания цвет Великой богини стал чёрным, потому что она была сексуально пробуждена. После некоторого времени две сопровождающие её дочери захотели поесть и попросили мать дать им немного еды.
Богиня ответила: – "Я дам Вам еду, но, пожалуйста, подождите немного".
Прошло ещё некоторое время, и дочери снова спросили о еде. Богиня вновь попросила их подождать, сказав им, что она находится в размышлении.
Подождав ещё немного, дочери опять обратились к матери: – "Вы – мать Вселенной. Ребёнок может брать от матери всё. Мать даёт своим детям не только еду, но также и одежду для тела. И потому мы обращаемся с молитвой к Вам, чтобы Вы дали нам поесть. Вы известны Вашим милосердием, пожалуйста, накормите нас!"
Слыша это, супруга Шивы сказала им, что она даст им что-нибудь, когда они придут домой. Но дочери снова взмолились: – "Нам очень трудно справиться с голодом, о Мать Вселенной! Дайте нам еды, чтобы мы могли удовлетворить наш голод. O Милосердная, дающая благо и удовлетворяющая желания".
Слыша этот отчаянный призыв, милосердная богиня улыбнулась и отсекла свою собственную голову. Как только она отсекла свою голову, её голова упала ей на ладонь левой руки. Из её шеи забили три струи крови и направились прямо в раскрытый рот отсечённой головы и рты её дочерей...
abhidharma.ru/A/Ioga/Tantra/Content/Chinnamasta.htm Имя "Чиннамаста" состоит из двух слов - чинна (отсекать) и маста - голова. То есть, буквально - "отсекающая голову". Не буду пока касаться символики довольно сложного образа богини. К тому же разные индуистские школы трактуют эту символику немного по-разному. Общее в этих трактовках, на мой взгляд, вот что:
1. Отсечение собственной головы значит остановку движения мыслей, которые подпитывают иллюзорность нашего существования.
2. То, что Чиннамаста "попирает" ногами Камадева и Рати, толкуется двойственно. С одной стороны, "попирая", Чиннамаста берет под контроль сексуальное желание. В этом случае образ Камадева и Рати как бы терпит поражение от богини. Но есть изображения, где возлюбленные Кама и Рати лежат на лотосе, который символизирует чистоту. Тогда это толкуется так: Камадев и Рати передают Чиннамасте свою сексуальную энергию, и Богиня Мать поднимает эту энергию "вверх", как бы трансформирует ее.
3. Струйки крови, вытекающие из шеи Чиннамасты, символизируют поток энергии, которым богиня щедро делится с миром.
Из обезглавленной шеи Чиннамасты изливаются три потока свежей крови – это струи энергии, поглощаемые тремя головами. Две из них принадлежат стоящим справа и слева дакини, а центральный поток энергии входит в голову самой Чиннамасты, которую та держит в своей левой руке. Этой энергией Чиннамаста кормит своих приверженцев и также пополняет саму себя. Этот образ подразумевает, на одном уровне, биологическое вскармливание, на другом уровне он указывает на женское тело как источник духовной жизни и поддержки. Он подтверждает, что женщина способна открыть в себе нескончаемый поток энергии и вольна направить эту энергию на собственное освобождение и освобождение своих "детей".
abhidharma.ru/A/Ioga/Tantra/Content/Chinnamasta.htm Иконография Чиннамасты: