Приветствую, Дмитрий!
Однако же в столь критикуемом условном неолиберальном Западе проблему в целом осознают и предпринимают заметные меры по ее решению
Запад не "условный неолиберальный", а Цитадель этой идеологии, её создатель и носитель. Критикуется не сам Запад (такая критика вполне была бы бессмысленна, как и критика Востока; тут уже действительно абстрактная условность), но идеология неолиберализма (общества потребления, денежного тоталитаризма и т.п.). Жертвой этой идеологии стала и Россия, да весь мир, ибо это первая из глобальных идеологий, достигшая в реальности границ планеты, за редкими, причём маргинальными, исключениями. Осмыслению идеологии неолиберализма и зла, заложенного в ней, у нас посвящена
отдельная тема.
Западная цивилизация не столько осознаёт и решает проблему, сколько перекладывает её на плечи бывших колоний. Есть целые страны в Африке, превращённые в мусоросборники, где люди живут буквально на компьютерных кладбищах и занимаются утилизацией мусора. Как и уровень жизни современного Запада в немалой степени был достигнут за счёт высасывания веками соков из колоний, так и ныне благополучный Запад превращает в мёртвые и токсичные зоны другие части планеты, но не желает (вернее не может, ибо экономическая модель работать не будет) снижать рост потребления. Вокруг собственного домика относительная чистота, а все издержки - нецивилизованным варварам. Только вот наша планета стала маленькой. А следовательно, придётся менять саму модель (Земля заставит, никуда не денешься).
А вот у нас в России в этом плане значительный регресс, даже по сравнению со временами СССР, при этом доходящий до полного абсурда и дикости.
Россия не входит в элиту неолиберальной цивилизации. Поэтому занимает пока среднюю позицию между третьим миром и цивилизованной метрополией. В остальном же живёт в рамках той же неолиберальной модели, что и Запад; но на правах полуколонии. Отсюда и проблемы виднее - перекладывать их не на кого.
Что мешает нашим людям в массе своей не оставлять мусор после себя?
Культурное вырождение - неотъемлемое следствие (а с духовной точки зрения - цель) неолиберальной идеологии. Когда главный критерий бытия - деньги, то ничего иного и ждать нельзя. А мы доводим это безобразие до конца, это уже наше национальное свойство.
Разрушение других систем ценностей как конкурентов и есть прямая работа неолиберальной идеологии. По всему миру. Только одни страны пока богаче (метрополия) - и у них есть возможность свои отходы выбрасывать туда, где живут бедно (бывшие колонии). А другие беднее (Россия) - и им приходится самим свои проблемы решать. Но эти проблемы не решаются в принципе в неолиберальной модели. Решение их на Западе - иллюзия, как и его формальное благополучие. Культурное вырождение в Цитадели неолиберализма идёт ещё более страшными темпами, чем на периферии. И с этим ничего поделать нельзя - это высший нравственный закон (или карма, если так понятней). Отсюда и основание для вывода: глобальная матрица финансового тоталитаризма разрушится в самой Цитадели раньше, чем на периферии.
в нынешней России стремятся перенимать в первую очередь именно эти, тоталитарные, применения для новых технологий, для меня является лишь одним из подтверждений отрицательной текущей направленности вектора движения нашей страны
Финансовый тоталитаризм только на самой внешней и грубой стадии нуждается в полицейском диктате. Безликая власть денег проникает в те сферы жизни, куда никакая диктатура никогда не проникала, и калечит человека духовно гораздо эффективнее, чем любая государственная машина. Причём сам человек этой тирании может и не замечать, в отличие от внешнего насилия. Ужас неолиберализма в том, что расчеловечивание становится нормой и всё меньше тех, кто способен осознавать и чувствовать творящееся зло как зло (особенно, если нет явных бытовых проблем перед глазами).
Вектор движения России - ровно вслед за неолиберальной (вожделенной) цивилизацией. Безусловно, это отрицательный вектор, ведущий к смерти второй. А вот отрицательные (явные) стороны неолиберальной модели в России заметнее по другим как раз причинам, а не потому что вектор отличается от западного (вектор-то один и там, и там):
1) Эта модель не имеет у нас таких глубоких корней, она ещё не до конца срослась с нашей жизнью, поэтому отовсюду ещё торчат нитки и швы.
2) В силу широты русской души, мы во всём идём до конца и любое зло доводим до абсурда.
3) Идеология неолиберализма намного более чужда складу нашей души, чем, например, та же идеология коммунизма, потому и приживается так уродливо.
4) Мы меньше склонны к лицемерию.
Именно в силу чуждости русской душе неолиберальной идеи, она так быстро у нас потеряла свою привлекательность и так разительно обнаружила своё подлинное лицо. Веры в эту идею в народе уже почти не осталось, что вселяет определённый оптимизм и позволяет надеяться, что мы с меньшими потерями переживём смену модели и быстрее и более творчески и свободно сможем освоить новую модель. А вот ломка неолиберальной матрицы на Западе мне видится крайне трудной, чреватой тяжёлой формой уныния и долгого творческого бесплодия на обломках утопии... В более даже тяжёлой форме, чем мы пережили в 90-е. И рушится начнёт, как и у нас было, эта утопия из самого центра. Раскол элит в Цитадели - вернейший признак начала необратимого разрушения модели. Это уже началось, потому так бездарно глупы неолиберальные потуги России теперь: всё равно что стремиться в соцлагерь в конце 80-х. На Украине совсем уже чёрным юмором смотрится массовое вожделение попасть на этот Титаник...