Смашан Тара - еще раз о проблеме восприятия
Смашан Тара - самая распространенная форма Тары в индуизме. Форма эта очень близка к Кали. Эту форму я и описываю постом выше (скорее всего, думаю, ничего не перепутал.
) Но я забыл рассказать прекрасную историю появления этой формы Великой Матери.
Однажды боги (дэвы) и демоны (асуры) занялись пахтаньем Молочного Океана. Молочный Океан в индуистской мифологии - нечто вроде мирового космического океана; некая первобытная субстанция в виде божественного океана, из которой порождаются вещи. Некогда в Океане было потеряно 14 очень ценных сокровищ. Главным из этих сокровищ была Амрита (напиток бессмертия). Именно этот напиток и искали дэвы с асурами, проводя пахтанье Молочного Океана... Пересказывать всю историю с пахтаньем не буду. История эта длинная (особенно предыстория) и рассказывается везде немного по-разному. Я коснусь только момента появления Тары.
Итак, дэвы и асуры долго трудились, вращая в Океане огромную скалу, которая и "пахтала" первобытные космические воды, вызывая появления на свет разных вещей. В пахтанье Океана помог великий змей Васуки, царь нагов (удивительной рептилоподобной мифической расы, о которой любят писать наши "альтернативщики"). Он обвил собой огромную скалу и "пахталальщики" пользовались змеем как огромной веревкой. Очень помог бог Вишну, который, обратясь в огромную черепаху, поддерживал скалу снизу. В итоге пахтанья удалось добыть Амриту. Но вслед за Амритой со дна океана поднялся ужасный яд "калакута". Этот яд мог уничтожить всю Вселенную. Тогда бог Шива выпил этот страшный яд. Вселенная была спасена от гибели, но сам Шива потерял сознание от действия калакута. Тогда и проявила себя форма Великой Матери - Самшан Тара. Многорукая богиня, синяя, как безбрежный космический Океан, подхватила падающего Шиву на руки, положила себе на колени и дала ему свою грудь. Молоко Тары нейтрализовало яд калакута. Шива очнулся. Немного яда осталось только в области шеи. И теперь шея у этого бога синяя... Вот такая история. А теперь о восприятии.
Недели две назад попалась книжка с таким названием "Агхора. По левую руку Бога". Агхоры - это одна из радикальных тантрических практик, т.н. практики "левой руки". Об агхорах у нас здесь немного писал Тенгу:
Радикальные проявления шактизма - это не только пресловутые тхаги. Это еще и агхора. Традиционные практики агхоры включают, например, поедание горячего мозга из лопнувших черепов сжигаемых на шмашане трупов. Бытовал, например, и такой обычай - чтобы сделать традиционную капалу - чашу из верхней крышки черепа - ищущий должен был собственноручно убить брахмана (убийство брахмана - самый страшный грех), принести его голову своему гуру, чтобы он ее выварил под специальные мантры и изготовил капалу. Кроме того были и другие неприятные и шокирующие практики - чтение мантр, сидя на свежем трупе, поедание нечистот и так далее. Другое дело, что к "служению злу" это ни малейшего отношения не имело. Просто радикальные тантрики считали саттвичные ведические табу последним, самым трудным для преодоления слоем майи, последними путами-"пашу", разрубив которые, можно быстро достичь мокши (освобождения).
(Тэнгу, пост #15)Пока поедание мозга, собственных нечистот, убийство брахмана - не попались мне в книге. А вот медитация на трупе - эта неприятная практика есть. Собственно, с этой практики и начинается главная история. Автор книги не индус, американец. Роберт Эдвин Свобода. Несмотря на то, что Роберт не индус, он был допущен к агхорским практикам. Более того, он долгие годы имел учителя агхора, по имени Вималананда. Собственно, Вималананде и посвящена книга. И именно его биография там описывается.
Вималананда не родился агхором. Он воспитывался в "правильной" индуистской семье, придерживающейся "правильного" вишнуитского направления индуизма. В доме родителей Вималананды особенно почитался Кришна (самое яркое воплощение Вишну). Вималананда никогда не пил вина, не ел мяса, не имел сексуальных отношений с женщинами. Но случилось так, что он, будучи на первом курсе университета, познакомился с одним гуру, который обманом увлек Вималананду на скользкий путь агхора. Напоив юношу дерьмовым деревенским самогоном, он усадил беднягу на труп молодой девушки и дал специальную мантру. Если бы не алкоголь, юноша умер бы на месте, но алкоголь придал известное бесстрашие. И вот что произошло дальше:
...алкоголь спас меня - находясь под его действием, я смог стряхнуть с себя весь ужас и начать свою джапу... я сидел на том трупе и впервые увидел Смашан Тару. Я не знаю, что было бы с вами, если бы вы взглянули на Нее, вы могли бы умереть от этого зрелища. Она очень высокая, Ее кожа имеет темно-синий оттенок, глаза очень красивые - только так я могу описать Ее. Изо рта у Нее свешивается длинный красный язык, с него медленно, по каплям сочится кровь, которую она постоянно пьет. Ее груди имеют форму горшка (гхатастани), живот полный (ламбодари). Ее шею обвивает гирлянда из свежеотсеченных человеческих голов, истекающих кровью. Ее руки украшены браслетами из костей, ноги - браслетами из змей. В четырех своих руках Она держит ножницы, меч, аркан и череп. Ее одеяние - юбка из человеческих рук. Для меня Она является одним из самых прекрасных существ во всей Вселенной, ибо она моя Мать. (выделено мной, авт.)
Я думаю, что я должен был бы прийти в ужас от этого жуткого видения, но когда я увидел Ма, я почувствовал, что знал Ее раньше - может, в предыдущей жизни, - и что все это было лишь продолжением выполняемой когда-то садханы.
Итак, она спросила, чего бы я хотел, и я ответил: «Послушай, я делал это не для себя. Мне никогда не хотелось выполнять что-либо подобное. Тот человек, который сидит вон там, заставил меня сделать это. Я не хочу ничего, кроме того, чтобы вернуться в Бомбей».
«Не беспокойся, я позабочусь о том, чтобы ты попал в Бомбей, - заверила меня Тара, - но вначале тебе нужно что-нибудь попросить.»
- Но я не хочу ничего, кроме того, чтобы вернуться в Бомбей.
- И все же ты должен попросить о чем-нибудь, - настаивала Тара, улыбаясь.
- Вначале забери меня отсюда. Отправь меня в Бомбей, а затем я уже попрошу что-нибудь.
Тара засмеялась и велела мне закрыть глаза. Я так и сделал, а когда открыл их вновь, то увидел, что нахожусь в спальне своего дома в Бомбее...
Не успел я сделать и сотни повторений, как передо мной вновь предстала Тара и спросила, чего я от Нее хочу.
Я ответил: «Ма, у меня действительно не было никакого намерения выполнять шава садхану (медитация на трупе), и я не хочу от Тебя ничего».
Она улыбнулась и сказала: «Попроси меня о чем-нибудь». Когда Ма желает дать тебе нечто, Она создает такую ситуацию, что ты должен принять это. Наконец мне пришлось сказать: «Ма, я никогда ничего такого не хотел, но теперь, когда я добился успеха, больше всего я бы хотел, чтобы Ты ежедневно приходила ко мне и позволяла поклоняться Тебе»...
Ма являлась ко мне каждую ночь и беседовала со мной... Она научила меня передвигаться в тонком теле, Она сделала меня ясновидящим и ясномыслящим. Я могу попасть в любую точку мира, не вставая со стула; ничто не может быть сокрыто от меня. Я говорю так, как будто я делал все это, на самом же деле я не могу ничего. Только Ма может делать это, Она все и делает...
(Роберт Свобода, "Агхора. По левую руку от Бога", гл. "Ма";
rulit.me/books/aghora-po-levuyu-ruku-boga-read-224646-14.html#section_12)Все дальнейшее повествование вертится вокруг Матери (Ма). Есть там и очень интересный философский аспект. Но о нем лучше в параллельной теме. Пока же скажу, что учение тантристов (особенно тантристов "левой руки") очень сильно связано с отношениями между Великой Матерью и Ее преданными. Причем отношения эти весьма плотные, едва ли не физические.
Ну, и как прикажете все это понимать? В какой лагерь мы запишем Смашан Тару (а с ней и Кали с Чиннамастой) - в стан Света или тьмы? У Нее с языка капает кровь, но глаза большие и ДОБРЫЕ (это в другой части книги). Тот, кому Она себя открыла, будет любить Ее больше жизни, и Она будет заботиться о нем как истинная Мать. Но, извините, зачем для этого устраивать медитацию на трупе, зачем предлагать явившейся богине кусок сырого мяса и чашу с красным вином?.. Если Мать захочет, Она сама найдет вас.