Индуизм в Розе Мира
Ма Кали – проблема восприятия

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Именно тем бредовым текстом про Родину-Мать, который вы цитировали, он, скорее всего и вдохновился.

Да, именно...

Хотя Пелевина я люблю - помогает не погружаться в игры майи слишком глубоко. Как нашатырь.

С Пелевином столкнулся где-то в году 97-м. Как раз московское издательство "Вагриус" начало печатать его книги. Мне попался сборник, в котором были повести "Омон Ра", "Жизнь насекомых", "Желтая стрела", "Затворник и Шестипалый" (эта повесть произвела на меня самое сильное впечатление.) Пелевин поначалу зацепил. Но это все интеллектуальный "шторм", игры ума, доводящие религиозные мифы и древние философские смыслы до абсурда. В Пелевине мало души. Его книги интересны, на мой взгляд, но быстро надоедают. Перечитывать их не хочется. Но периодически бывает тянет на Пелевина. Последнее, что я читал из его творчества, это повесть "Т" и кое-что из сборника "Ананасовая вода". (Как оказалось, в этом же сборнике и рассказ "Тхаги", но я до него просто не дошел).

По прочтении вашего текста мне все же показалось, что вы пытаетесь обелить Черную Мать, сделать Ее более "съедобной" именно для воспитанных в христианской культуре людей.

Для меня образ Кали - это яркий пример того, как внешняя оболочка (вся эта кровавая устрашающая атрибутика) может не совпадать с внутренним философским содержанием культа Черной Матери. Отсюда возникают разные недоразумения в восприятии культа Кали. Это несовпадение "внутреннего и внешнего" (то, как богиню изображают и как Её "объясняют") - оно очень ярко ощущается... Кали не единственная богиня, наделенная мрачной атрибутикой. Например, есть та же Геката - древнегреческая богиня лунного света, преисподней. Богиня смерти, царица ведьм, хозяйка ядовитых растений и многих других колдовских атрибутов... В культе этой богини все довольно мрачно, без особых двойственных философских смыслов... Кстати, развивая тему Родина Мать = Кали; также есть мнение, что знаменитая американская Статуя Свободы - это Геката. Именно Геката изображалась с горящим факелом в поднятой вверх руке. Так что сходство Статуи Свободы с Гекатой гораздо более явное, чем Родины-Матери с Кали и Дургой... Хотя женщина, вооруженная огромным мечом, навевает на некоторые размышления. Какой идеей руководствовались авторы скульптуры? Ведь в нашей христианской культуре общепринят образ женщины с ребенком на руках (образ Богоматери). А вот женщина с мечом - это, действительно, что-то из шактизма, где божественное женское начало несет в себе как материнский аспект, так и аспект воинственный, разрушающий.

Тему с Кали я вначале планировал как яркую иллюстрацию вот к этому разговору (Свои и чужие -Религия и религиозность). Но как всегда тема (Кали) зажила своей самостоятельной жизнью. (Все оказалось глубже и интересней). К тому же есть небольшой личный опыт восприятия Кали. Он у меня положительный, как мне кажется. Об этом еще напишу… Безусловно, были тхаги (может, и до сих пор есть), существуют (существовали) практики агхоры. И все это так или иначе связано с культом Кали. Хотя и далеко не всегда. Но связь есть. Что глупо отрицать. Также и то, что Кали играет определенную роль в тантризме, который также связан с шиваизмом и шактизмом. Кстати, некоторые тантрические изображения Кали весьма эротичны (в самом хорошем смысле этого слова).

Образ Черной Матери весьма всеобъемлющ. Это Мать Природа, Мать Земля; Она вмещает в себя как жизнь и радость, так и смерть, и страдание. В таком широком аспекте найдется место даже и для душителей тхагов. Но как по мне, тхаги - это демонический "вывих" культа Кали. Карикатура. (Агхоры немного другое - там все же какая ни есть духовная практика, философия, пусть и крайне радикальная.) Вопрос для меня в другом: нужны ли самой Кали, или той Сущности, что стоит за образом богини, вся эта кровь и некрофилия. Возможно тут разные сущности, иногда полярные. Возможно, нам, западным людям, кажется, что тут разные сущности; просто мы не в состоянии преодолеть впитанную вместе с христианской культурой дуальность мира, разделение на Добро и зло... Может быть. Но мне все же кажется, что Кали Рамакришны и Кали какого-нибудь тхага и некрофила агхора - это не ОДНО И ТО ЖЕ. В любом случае культ Кали очищается ныне от своих древних мрачных пятен. Кали становится активной. И уже в Западном Мире, где, конечно, данный культ носит мирный характер: динамическая медитация, красные цветы, мантры и т.п.

Кали выходит на арену. Не иначе как Кали-Юга кончается?       

Кали и Рамакришна:

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 18 Марта 2019, 09:51:49, Золушка»

Насчет "Джая Мата Кали, джая Мата Дурге, Кали, Дурге намо нама" позволю себе некоторую поправку. Это не совсем мантра, это баджан - песнопение во славу Божества.

Да, все так. Но я вначале думал, что мантра. (Я и Кали с Дургой путал, вначале.)

Основная мантра в честь Кали, джапу которой, в принципе, можно делать и без передачи от Гуру, другая. Это так называемая Наварна-мантра (Девятислоговая мантра): айм хрим клим чамудайай вичче. Ее читают по несколько кругов в день как раз на Наваратри.

Кажется, вот эта мантра:
https://youtu.be/hIJ81todqPU

Дух дышит, где хочет

« #18 : 07 Апреля 2019, 21:47:26 »
Девять ночей Великой Матери

В этом году весеннее Наваратри началось 6 Апреля. (Как и у нашей христианской Пасхи, у Наваратри нет четко фиксированной даты - это связанно с фазами Луны, по которым вычисляется начало праздника.) Наваратри празднуется девять ночей подряд. Для шактистов (да и для всех, кто поклоняется Великой Матери) священные ночи Наваратри - время максимальной близости Великой Матери к своим детям.

Божественная Мать предстает Одним единым целым, но она почитается в трех формах — как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати. Божественная Мать является Матерью всего мироздания, а все люди признаются ее детьми.
В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги. Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью (вожделением), гордостью, ревностью и тому подобным. Эти «захватчики» сердца должны быть устранены, а сердце очищено. Дурга предстает богиней-воительницей, которая находится в постоянном противоборстве со злом...
В течение следующих трех дней Наваратри почитается та же самая Дэви в Ее созидательном аспекте — Богиня Лакшми. Стоящая на расцветшем лотосе и держащая цветы лотоса в руках, Лакшми символизирует раскрытие... Дурга уничтожает ветхие останки старых пороков — Лакшми дает добродетели. Дурга выполняет хирургическую операцию, удаляя больную часть ума, — Лакшми выполняет заживление.
Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию Богини Сарасвати, которая дарует мудрость... Сарасвати уничтожает невежество и показывает сияние и величие сознания. Кульминационный момент почитания Дэви — достижение реализации «Я» — символизируется празднованием Виджайа-Дашами, празднованием окончательной победы Дэви над всеми демонами в десятый день Наваратри...
Что делать  в эти дни? Рекомендуется  читать Дэви-махатмья ("Величание Богини")...

budsvetom.com/articles/navaratri-devyat-dney-bozhestvennoy-materi

Ну что же, раз рекомендуется, то так мы и поступим C:-). Ниже привожу небольшой отрывок из Деви-махатмьи... Как раз самое что ни на есть "Величание":

Сонмы богов во главе с Шакрой, после того как могучий и злой по природе противник богов был убит Богиней,
Стали восхвалять ее:
«Перед той Богиней, которая пронизывает этот мир своей мощью и которая заключает в себе мощь всех богов,
Перед той Амбикой, достойной почитания всех богов и великих мудрецов, мы с преданностью склоняемся, пусть преподнесет она нам прекрасные [дары]!
Та, чье непревзойденное величие и силу Бхагаван Ананта, Брахма и Хара неспособны описать,
Та Чандика пусть сосредоточит свой ум на защите всего мира и погибели страха перед злом.
Та, которая есть удача в жилищах праведников и несчастье в жилищах грешников, разум в сердцах ученых,
Вера чистых людей и стыд людей знатных, перед той мы склоняемся, защити же, Богиня весь [мир].
Как мы можем описать твой образ, который нельзя вообразить, или твою великую мощь, губящую асуров,
Или твои подвиги в битвах, совершенные среди богов, асуров и прочих, о Богиня?
[Ты] – причина всех миров, источник трех гунн, не пятнающаяся грехами, [находящаяся] выше, чем Хари, Хара и другие боги,
[Ты] являешься прибежищем всего, [весь] мир возник из частицы тебя, [а ты сама] – не подвергающаяся изменениям высшая изначальная Пракрити!
Благодаря произнесению которой все боги достигают удовлетворения на всех жертвоприношениях, о Богиня,
Сваха ты есть, и Свадха, которые даруют удовлетворенность предкам, произносимые людьми.
Ты – причина освобождения, немыслимый великий обет, которому следует преданные истине, управляющие своими чувствами,
Стремящиеся к освобождению мудрецы, ты – Высшее Знание, которое очищает от всех грехов, ты – Бхагавати, ты – Богиня!..

(Деви-махатмья, 4 глава)

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 07 Апреля 2019, 23:36:11, Золушка»

Матанги - мать "неформалов", панков и поэтов

Редкая (для европейского уха) богиня. Но эта богиня входит в число десяти тантрических богинь, так называемых Махавидий. Эту богиню с полным правом можно назвать матерью неформалов, панков и поэтов. Матерью всех отверженных кастовой системой мира... Знакомтесь, бенгальская богиня Матанги.

Матанги (или Шьяма – «Темная»), что в буквальном переводе означает «Опьяненная страстью». Матанги – богиня-пария, поскольку она отождествляется с низкими кастами (чандалами) и загрязненными состояниями. Она символизирует силу речи вайкхари, являясь тантрической формой богини Сарасвати.

Примечание:
Сарасвати, что значит – "богатая водами". Сарасвати – богиня мудрости и речи, покровительница искусств, наук, ученых и поэтов.

Существует множество легенд и мифов о происхождении богини, в одном из них говорится, что Матанги появилась из остатков пищи (уччишта) Шивы и Парвати, поэтому ей принято поклонятся при помощи объедков в качестве подношений. Хорошо известна тесная связь богини с низко-кастовыми группами, к примеру, в Непале существует каста уборщиков, дворников и рыбаков под общим названием «матанги». Зачастую она отождествляется с другой богиней Шаварешварой, под покровительством которой находится лесное племя шаваров (шабаров). Матанги является богиней, которая не требует специальных приготовлений для поклонения ей. В некоторых текстах прямо говорится, что её мантру может повторять всякий желающий, не имеющий посвящения... Своих преданных почитателей богиня наделяет силой магических способностей: владением силой слова (вак-сиддхи)...
nathas.org/dictionary/matangini/


Матанги олицетворяет богиню, которая с помощью знания превзошла все кастовые, ритуальные и культурные ограничения. Ее изображают в виде такой девушки из низкой касты, которая живет не очень заботясь о нормах приличия. И считается, что это единственная богиня, которой можно выполнять ритуальные поклонения без предварительного очищения... Матанги – богиня речи, музыки и литературы...
layayoga.ru/index.php?id=1117


Песнопение-мантра богини Матанги:
https://youtu.be/CRb4IxDVlVg

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 10 Мая 2019, 04:18:53, Золушка»

"Я услышу ваши молитвы"

В середине XIX века жила недалеко от Калькутты богатая вдова по имени Рани Рашмони, прославившаяся своей набожностью и благотворительной деятельностью. В 1847 году совершала она паломничество к священному городу Каши, чтобы воздать молитвы Богине-матери. Но однажды ночью та сама явилась вдове в виде богини Кали и сказала: «Зачем отправляться так далеко? Установите мою статую в красивом храме на берегу реки и поклоняйтесь мне. Я услышу ваши молитвы»...
historylost.ru/2017/03/23/kali/

Сюжет этой истории (особенно слова Кали насчет того, что "Она услышит молитвы") так напомнил мне десятки аналогичных историй, связанных с нашей христианской Богоматерью. Более того, если в словах Кали заменить слово "статуя" на "икону" или "образ", то слова Матери Кали будут просто неотличимы от слов Богородицы. Да и сюжет тоже!

Лет пятнадцать назад я читал запоем книги, посвященные Богоматери. В этих книгах очень много историй, связанных с обретением новых чудотворных икон Богородицы. А икон этих чудотворных очень немало уже, где-то около семисот, что значительно превышает число икон с Образом Христа. Так что когда шибко умные протестанты начинают обвинять православных и католиков в том, что они почитают наряду с Христом еще и Великую Мать богиню, они не так чтобы уж и совсем не правы. ;D

Итак, сюжет как будто бы одной истории. Благочестивая вдова (чаще всего вдова, почему-то) собирается на поклонение Богини Матери (или Богородицы, как принято в христианской традиции), но тут Богиня Мать (Богородица) является сама и говорит, что теперь никуда ехать не надо, а поклоняться и молиться Ей можно будет прямо здесь. Далее следует обретение какой-нибудь чудотворной иконы, с дальнейшей постройкой храма на месте обретения. А уж слова Кали о том, что Она УСЛЫШИТ молитвы - это один в один то, что обычно говорит Богоматерь; мол, отныне, в этом месте пусть люди обращаются ко мне, и Я услышу их молитвы... Так что все это ОДНА МАТЬ. А все остальное - различные образы, символы, знаки Ее проявления.

Стоит ли говорить, что все свои силы вдова бросила на исполнение просьбы небожительницы. Купила участок в Дакшинешваре, что недалеко от Калькутты. И распланировала строительство огромного храмового комплекса дивной красоты. Участок земли размером 81 тысяча квадратных метров предприимчивая дама купила у англичанина Джона Гесте. Потребовалось 8 лет и 900 тысяч рупий, чтобы завершить строительство храма. В центре его, естественно, возвышалась статуя богини Кали...
historylost.ru/2017/03/23/kali/

Так появился знаменитый храм Кали в Калькутте. Вскоре, после открытия храма, туда придет молодой жрец Кали по имени Гададхар. Это будущий знаменитый Рамакришна, который полюбит черную Мать Кали больше своей жизни.

Непосредственно о храме. К сожалению, бывать в этом храме (как и в самой Калькутте) мне не доводилось. Так что сужу о храме по изображениям. Храм красивый. И... самое любопытное - издали калькуттский храм Кали можно вполне перепутать с нашими христианскими (православными) храмами. Только крестов нет на куполах. Все остальное до боли знакомо... (Одна Мать, одни Небеса.)

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 23 Мая 2019, 22:30:25, Золушка»

Все остальное до боли знакомо...

В далеком 1988 году мне посчастливилось совершить два путешествия: в июле - по Золотому кольцу России, в декабре - в Индию. Было интересно, но главным впечатлением было чувство родства культур. Я тогда была совершенно далека от православного храмостроительства и ничего не понимала в архитектуре Индии, но глядя на индийские храмы, я чувствовала глубинные параллели с Дмитриевским собором во Владимире. Это мистическое чувство не покидало меня всю поездку.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 23 Мая 2019, 22:31:52, Золушка»

но главным впечатлением было чувство родства культур.

Да, именно! Родство культур. И это одна из главных причин популярности индуизма у нас. Индуистские боги довольно быстро "усваиваются" нашим сознанием. Сколь бы экзотичными они ни выглядели. А вот боги того же буддистского пантеона уже пользуются гораздо меньшей популярностью. Буддизм интересует нас в основном своей философской стороной, а не богами.


Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 22 Мая 2020, 19:28:57, Вадим Булычев»

"МАХАКАЛИ. КОНЕЦ - ЭТО НАЧАЛО" (фильм 2017 года). Многосерийный сериал. С русским переводом.

Все "вертится" вокруг знаменитой истории сражения Кали с демонами (Нишумба и Шумба). Основной филосовский смысл фильма (как я понял, посмотрев первые серии ;D) посвящен сокрытой части женской Природы. Эта сторона женской природы раскрывается через Кали. Слабая и беззащитная женщина вдруг становится непобедимой воительницей, несущей не просто смерть врагам, но и конец всего прежнего миропорядка. И начало нового. (Убивая, Кали дает жизнь - такой парадокс.) По сюжету сериала в Кали превращается супруга Господа Шивы (в фильме он назван именно так, "господом") - Парвати. Милая и нежная женщина, к тому же не из богов родом, из нас - от нас она, от людей. Так что связь богов и людей в индуизме весьма плотная. Прекрасный фильм!

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 12 Июня 2019, 18:46:01, Вадим Булычев»

Ардханари

Выявляясь вовне, Единый проявляет некую присущую Ему внутреннюю полярность... эта полярность Божественного проявляется в противозначности мужского и женского начал.
Вот почему Божественную Женственность мы именуем Матерью Логоса и через Него всей вселенной. Но извечный союз между Отцом и Матерью не изменяет Её предвечной сущности; именно поэтому мы именуем Матерь миров Приснодевою.
Таким образом, в учении о Троице и о Женственном аспекте Божества наличествует не перенесение «слишком человеческого» на сферы горние, а, напротив, понимание объективной полярности наших слоёв – мужского и женского начал – как проекции непостижимой для нас полярности в существе Бога.
Роза Мира, кн. 6, гл. 3, "Женственность"


Шива сказал:
О Богиня, без Шакти Я всегда подобен трупу. Когда Я соединён с Шакти, Я – Шива. … Я – Шива лишь благодаря единению с Шакти. Если успех (сиддхи) не достигается пребыванием с женщиной, тогда, о Всевышняя, [всё], что Я говорю – бесполезно… Следует оставить все святые места и, во что бы то ни стало, идти в общество женщины. [Ибо] сказано Мною: успех достигается лишь в обществе женщины и не иначе.
Гуптасадхана-тантра 5.10-17


В одной из серий индийского сериала "Махакали" есть такой сюжет. Шива просит своего верного слугу, быка Нанди, пойти и привести на Кайлас (так называется вершина одной высокой горы, на которой находится обитель этого бога) одного человека. Это аскет, преданный Шиве. Типичный такой образ из индийской мифологии: крепкий старик с большой белой бородой и длинными волосами, закрученными вокруг головы. Он целыми днями распевает мантры Шиве и никого другого признавать не желает. Старик живет в лесу не один. Рядом с ним совершают свою аскетическую практику такие же, как он, преданные Шиве. Как-то, прогуливаясь по лесу, старик обнаруживает страшную ересь. Группа преданных Шиве аскетов распевает мантру Махакали. (То есть, бабе какой-то! :o) Старик, конечно, знал, что Махакали, она же Парвати (это имя переводится как Хозяйка Горы) - супруга Шивы. Но Она же сама - не Шива! Она всего лишь женщина. Как можно женщине молиться?!

Да, старикан был старой "фарисейской закваски". Для него женщины были существами, которые должны смиренно покрывать свою голову и говорить только после мужчины. А лучше вообще ничего не говорить. Старик ничего не знал о наступлении новой эпохи (конец - это начало нового времени; главная тема сериала). И в этом новом себя, наконец, проявит женское начало. И мир узнает, что женщина не слаба и не "второсортна" - женщина имеет огромную силу, которая заключена в самой её Природе и в аспекте Материнства. Эту силу, которая должна осуществить смену эпохи, и явила собой Махакали... Об этом весь фильм.

Вернемся к старику. Между ним и его коллегами-аскетами произошел богословский диспут, с проклятиями, метанием огня - все как положено. Бык Нанди явился как раз в момент этого диспута. И забрал старика с собой на ослепительно белый Кайлас, где на самой вершине восседал сам Шива, или Махадев. Изумленный старик увидел перед собой свое Божество. Шива спросил старика: чего он желает? Тающий от счастья аскет сказал, что у него нет желаний, кроме одного - остаться здесь, на Кайласе. Быть тенью Шивы, его садовником. Шива улыбнулся и сказал: хорошо. Все что тебе требуется для этого, обойти вокруг меня, вокруг моей высшей формы. И ты останешься на Кайласе. И Шива принял эту высшую форму. Он соединился со своей второй половиной, Парвати. Он стал Ардханари.

Ардханари или Ардханаришвара — андрогинное индуистское божество, объединённая форма божества Шивы и его супруги богини Парвати (также известной под именами Деви, Шакти и Ума). Ардханаришвара изображается как наполовину мужчина — наполовину женщина. Как правило, правая сторона божества изображается как Шива, а левая — как Парвати.
(взято из Википедии)
   

Старик-аскет изо всех сил пытался обойти вокруг Шивы, как мужчины. Так чтобы не обходить Его Женскую сторону - Парвати (Махакали). Но как это возможно! Божество-то Едино! Но старик уперся - нет, я поклоняюсь Шиве и не могу поклоняться женщине, пусть великой (потому как супруга великого), но все равно, женщина же. В итоге Шива преподал ему урок. Он лишил аскета его женской энергии. И старик упал бездыханным трупом, прямо на вершине Кайласа. Он все видел и понимал, но был как парализованный. Пока к нему не вернулась женская часть энергии, которая находится в левой области тела.

Вот такая история о полярности Божества.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 04 Июля 2019, 21:53:23, Золушка»

 Вадим, я в этом году тоже открыла для себя индийское кино, аналогов которому нет или почти нет в европейской традиции. Сериалы о жизни богов, демонов, героев сняты так, как будто это сериалы о наших современниках. Очень непривычна сама картинка, где наряду с явной условностью присутствуют удивительная точность в костюмах и очевидно продуманный подбор актёров. Завораживает и темп повествования, к которому сначала очень трудно подстроиться, но потом так же трудно от него отвыкать: долгие планы, удивительная красота лиц положительных героев, многократные переходы камеры от одного крупного плана к другому... Зритель как бы погружается в поток, где всё со всем связано, и, несмотря на сравнительно невысокий темп повествования, оторваться и пропустить что-либо невозможно.

Канал "Культура" показал (а сейчас повторяет к великому удовольствию зрителей) сериал "Сита и Рама", снятый по мотивам поэмы "Рамаяна". Я смотрела с огромным интересом. Очень поразило большое количество параллелей с нашими мифами и сказками.  И, конечно, глубина и разнообразие образов и историй, составляющих повествование о жизни Ситы и её мужа Рамы.

Есть там и эпизод, непосредственно отвечающий теме этой ветки. В самом конце битвы Рамы и его верного войска с армией Раваны, когда убиты сам Рама, его брат, его верный друг и помощник Хануман и кажется, что зло победило, на поле битвы появляется Сита. Увидев мёртвым своего возлюбленного мужа и его товарищей, Сита впадает в страшную ярость и превращается в Кали, которая одна только и может победить демонов и тем самым вернуть к жизни Раму и его воинов. Сита, являющаяся в моём понимании воплощением Вечной Женственности, превращается в страшную и абсолютно беспощадную воительницу за Правду. Лик её по-настоящему ужасен, сила безмерна, гнев разрушителен. Но стоит пасть злу, как нет больше Кали, снова любящий взгляд Ситы встречает Раму и его оживших воинов.
Постараюсь посмотреть и сериал "Махакали".

«Последнее редактирование: 06 Июля 2019, 19:52:05, Елена»

Канал "Культура" показал (а сейчас повторяет к великому удовольствию зрителей) сериал "Сита и Рама", снятый по мотивам поэмы "Рамаяна".

Я думаю, что история любви Ситы и Рамы - это одна из центральных тем Индийского Мифа.

Сита, являющаяся в моём понимании воплощением Вечной Женственности, превращается в страшную и абсолютно беспощадную воительницу за Правду. Лик её по-настоящему ужасен, сила безмерна, гнев разрушителен.

Ни один демон не может противостоять Кали. Вечная Женственность, в образе Кали - это Мать Природа выведенная из равновесия. Сила Ее огромна уже потому, что все мы имеем в себе Ее часть (часть Природы). И если мы окончательно уничтожаем Природу в себе и вокруг, Кали уничтожает нас. Уничтожает не потому, что ненавидит, а потому только, что мы начинаем своими злыми действиями угрожать Природе и существующему космическому порядку. Однако на высшем, трансцендентном уровне, там, где Кали становится Махакали, идет уже не уничтожение, а сотворение нового. И пугающие атрибуты Ее культа (отрубленная голова, окровавленный меч и т.д.) начинают нести совсем другой смысл. Не смерть, но жизнь; помощь, очищение, перемена мыслей и так далее... Кали очень многоликая богиня.

Но стоит пасть злу, как нет больше Кали, снова любящий взгляд Ситы встречает Раму и его оживших воинов.

То же самое и в сериале "Махакали". Только там Кали превращается в Парвати, супругу Шивы. А еще в сериале есть Сати, другая героиня индийского эпоса, дочь царя Дакши. Дакша символизирует собой как бы "правильную религиозность". Дакша - это такой образ индийского фарисея-законника, категорически не признающего Шиву за курение марихуаны, медитации на местах кремации... и вообще сам образ мыслей Шивы не признает. Но именно в Шиву влюбляется его дочь, Сати. Разыгрывается трагедия, которая кончается самосожжением Сати. Шива, узнав о гибели любимой, впадает в "божественную" депрессию. И только великая Махакали, которая является Шиве еще в своем трансцендентном, космическом облике, выводит его из депрессии, дает силы... В дальнейшем выясняется, что и Сати, и Парвати - это одна душа в разных воплощениях. И все это супруга Шивы. И они же (она же) - Махакали. И такая вот Махакали есть в каждой женщине. А остановить разгневанную Кали можно таким способом - громко прокричать "мама!" ;D

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 08 Июля 2019, 09:12:13, Золушка»

главным впечатлением было чувство родства культур

Родство это не только в Поэзии и мифологии. Это родство можно увидеть в агиографии (жития святых). И даже в иконографии. Кардинальное расхождение индуизма и христианства происходит на уровне "системном": это их боги, они не наши - а вот наш Бог, вот наше Откровение и вытекающая отсюда СИСТЕМА вместе с Символом Веры (нашим), теологией, ритуалом и т.п. Но если отбросить, хотя бы на время НАШЕГО Бога и ИХ богов, и просто посмотреть на изображение Рамакришны. Рамакришна находится рядом с образом Шивы; сзади него стоит, сложив молитвенно руки, Мать Кали. За Ней храм, который почти не отличишь от православного. Если "заменить" образ Шивы образом Христа, а Мать Кали Богоматерью - то и не отличишь индийского святого Рамакришну от наших святых, того же Серафима Саровского. Для ортодоксальных верующих подобные сравнения звучат как кощунство, ересь. Это происходит еще и потому, что Господь выносится ВОВНЕ, как этакий "сверхобъект", с которым верующий как бы заключает Завет, Договор. По этому договору, ясное дело, иные боги и традиции НЕПРИЕМЛЕМЫ. Один Бог, один Символ Веры, один Договор. Договор с Тем, чья Природа отделена от моей природы непроходимой пропастью, которую я перейти не могу, но Жертва Христа дает мне такую возможность... Опять же все ВОВНЕ, в некой трансцендентной объективности. Дорогие мои, ну а как же тогда: Царствие Божие внутри нас есть? (Вопрос риторический ;D)

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 31 Июля 2019, 17:14:10, ВОЗ»

Кардинальное расхождение индуизма и христианства происходит на уровне "системном": это их боги, они не наши - а вот наш Бог, вот наше Откровение и вытекающая отсюда СИСТЕМА вместе с Символом Веры (нашим), теологией, ритуалом и т.п.

Это-то как раз не "кардинальное" расхождение. Это чисто человеческая, эгоцентрическая, от мира сего косность, которая преодолевается самим ходом времени. Если бы расхождение между религиями индуистского и авраамического корня находилось только в этом эгоцентризме своей системы, то оно было бы принципиально преодолимо. Ничего онтологически невозможного не содержал бы даже вопрос о приведении разных систем к одной догматике, пусть и в далёком будущем. Но расхождения между индуизмом и христианством принципиально непреодолимы. Это два разных Откровения о несовместимой в нашем мире и невместимой в наш разум полярной природе времени. Смысл истории, смысл творчества, как Божественного, так и человеческого, смысл самого нашего мира совершенно различен в каждой из систем и не сводится к одной системе никакими усилиями человеческого разума. Это воистину непреодолимая пропасть для нас! Можно представить, что различия между исламом и иудаизмом могут быть преодолены, между различными христианскими конфессиями (хотя и это мне видится обеднением, а не обогащением духовной жизни). Даже можно представить в отдалённой перспективе сведение к одной системе ислама, иудаизма и христианства... Это хотя бы можно вообразить. А вот преодоление различий между индуизмом и буддизмом и религиями авраамического корня невозможно принципиально, пока существует наше космическое время, обладающее двумя полярными природами. Такие различия снимаются только в духовном мире, где нет разделения на объект и субъект, где нет ни прошлого, ни будущего, но существует невообразимая для нас полнота времён (мы её называем "вечностью", но представляем как бесконечно длящееся время).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 30 Августа 2019, 21:40:29, Вадим Булычев»

« #29 : 02 Августа 2019, 21:12:09 »
Это-то как раз не "кардинальное" расхождение.

Может, и не кардинальное, но расхождение серьезное. Расхождение между авраамической религиозной традицией и "языческой", "неавраамической" (к условно-языческой традиции я здесь причисляю и индуизм - а вот буддизм лучше пока оставить в стороне, а то запутаемся). Суть расхождения вот в чем:

1. Для религий неавраамических (за исключением буддизма) нет Бога, находящегося «где-то там», за пределами тварного мира. Бог и мир - ЕДИНЫ. Для языческого мировоззрения вполне естественно представлять мир как часть Бога. Такое представление мира и Божества есть даже в "Голубиной книге" - несмотря на то, что в этом произведении постоянно упоминается Христос и Богородица, мироощущение автора (авторов) книги типично языческое. О "голубиной книге" я писал здесь.

С небес падает книга (Голубиная - намек на Святой Дух) и прочесть ее никто не может, кроме царя Давида. Собравшиеся волхвы и цари задают мудрому Давиду вопросы о том, что там, в небесной книге, говорится по поводу - как все устроено и как все произошло. И Давид отвечает...

Ответы Давида никак не согласуются с Книгой Бытия, где Бог творит мир из ничего одним своим словом. Здесь же Бог, названный Саваофом и Христом, Царем Небесным, создает мир из частей своего тела:


свет — от духа (лица, очей, сердца, суда);

солнце — от лица (груди);

месяц — от груди (лица, затылка, очей);

звезды — от риз (очей, речей);

зори — от очей (риз, солнца);

ночи — от дум (волос, сапог);

роса — от слез;

ветры — от духа (дыхания, кровей);

громы — от речей (глаголов);

дождь — от слез (мыслей)...
coollib.com/b/337357/read


Когда мир и Бог едины, когда все в мире есть части Бога - все это священно. Особенно ярко это чувство переживалось в религиях с доминированием культа Великой Матери. Все есть Она! (Это изумительное ощущение я и сам переживал - чувство живого присутствия Матери в мире; это присутствие соединяет разрозненные части мира в Единый Смысл.) Отсюда и соответственное отношение к Природе. Природа - часть Матери, Природа - Мать (Каликалмата, черная Мать Земля в шактистской традиции). И я (все мы!) такая же часть Природы. А значит, и во мне Мать. Или Бог, из частей которого создано мое тело, разум, душа.

2. Религии авраамического корня, поставив Единобожие во главу угла, были вынуждены вынести Бога за пределы тварного мира. Этим подчеркивалось отличие Единого от остальных богов. Единобожие установилось, но пришлось отделить Природу и Бога. А так как человек тоже часть Природы, то и в самом человеке произошло разделение. Бог, невольно, был вынесен ВОВНЕ. Бог перестал быть в реках, деревьях, зверях, траве и т.д. Он стал как бы неким "сверхсубъектом", к которому я взываю молитвенно... Вот почему, когда иудеи услышали от Христа: "Я и Отец одно" - для них это было страшным богохульством. (Бог далеко-далеко, даже Имя Его нежелательно произносить, а тут какой-то сын плотника…) И слова Христа о Царствии Небесном, которое "внутри есть", остались малопонятными. Ибо что там может быть внутри? Все вынесено вовне. Внутри осталась только греховная скверна и бесы, бесы, бесы...

Но расхождения между индуизмом и христианством принципиально непреодолимы. Это два разных Откровения о несовместимой в нашем мире и невместимой в наш разум полярной природе времени.


Насчет преодолимости и непреодолимости, а также природе времени - поговорим лучше в "параллельной" теме. :)

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 03 Августа 2019, 00:22:20, Золушка»

« #30 : 03 Августа 2019, 14:57:03 »
Вадим, ты столько серьёзных тем затронул в последнем посте, что сколько-нибудь содержательное их обсуждение требует открытия отдельных веток. Очень кратко:
у индуизма и языческой традиции (например, античной или праславянской) различий не меньше, чем у индуизма и буддизма. Индуизм нельзя свести и к пантеизму.

Что мы подразумеваем под христианством и христианским отношением к Природе? Старец Зосима у Достоевского (и сам Достоевский) - это христианская традиция? В каждой травинке Бог у Зосимы - это какая традиция? А Пушкин, Лермонтов, Тютчев и Фет? А русская религиозная философия? А Даниил Андреев, наконец? Ортодоксы от церкви скажут: это не христианство. А вот на взгляд индуиста, всё, что принадлежит христианской цивилизации, это и есть христианство, а не только церковно-конфессиональная жизнь. Да и в самой церкви есть разные течения...

И Бог в христианстве (особенно в православии) не только трансцендентен, но и имманентен творению. Сводить христианскую традицию к "Все вынесено вовне. Внутри осталась только греховная скверна и бесы, бесы, бесы..." не более правомерно, чем, например, социализм к сталинизму или Розу Мира к родонизму (специально беру совсем уж лобовые примеры). Ну, ты это и без меня понимаешь прекрасно.

Проблема одухотворения Природы одна из самых актуальных для христианской церкви и христианской культуры сейчас, в конце гуманистической эры. От изменения отношения к Природе, как и от религиозного освящения человеческого творчества, зависит судьба христианства в мире, да и судьба самого мира.

Индуизм абсолютно прав, когда не разделяет христианскую цивилизацию, христианскую культуру и христианскую религию. Само такое разделение для индуизма немыслимо, потому и другие цивилизационные феномены он видит целостно и по-другому не может видеть.

Утратив первичную и затем средневековую целостность, христианство ещё не перешло в качество новой целостности, поэтому, когда мы сравниваем взгляды индуизма (на ту же Природу) и взгляды христианства, необходимо уточнять всякий раз, какой конкретный феномен (или даже конкретная личность) имеется в виду. Сама принадлежность этого феномена (личности) к христианской цивилизации ничего не говорит о христианском мировоззрении, а говорит только о том, что духовная свобода христианства позволяет зарождаться внутри него даже отрицающим его самого взглядам и подходам.

Внутри христианства заложено не менее одухотворённое отношение к Природе, чем и в индуизме (вспомним полное любви общение с природой некоторых святых, того же Франциска Ассизского или Серафима Саровского). Обретение новой целостности в христианстве зависит от качественного изменения отношения к очень многим вещам и вопросам, но не внешним, а уже имеющимся в традиции и поставленным в ней.

Пантеизм не может поставить на такой глубине и с такой предельной остротой вопросы свободы духа, свободы творения и отношения его с Творцом, вопросы творчества и любви, вопросы добра и зла, смысла истории, эсхатологии и космической эволюции. Эти вопросы смогло поставить по-настоящему только христианство. А так как это предельные вопросы, самые сложные, какие только могут быть доступны человеку, то и отвечать на них так же мучительно сложно и долго, требуются века и века, опытное проживание тупиковых путей, разнообразие автономных культур и конфессий, дробление единого мировоззрения на множество различных областей... Это другой уровень сложности диалога с Богом, чем в индуизме.

Насчет преодолимости и непреодолимости, а также природе времени - поговорим лучше в "параллельной" теме.

Да, вот там и продолжу. Есть один интересный поворот, который я там пропустил.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 03 Августа 2019, 15:30:13, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика