Вадим, ты столько серьёзных тем затронул в последнем посте, что сколько-нибудь содержательное их обсуждение требует открытия отдельных веток. Очень кратко:
у индуизма и языческой традиции (например, античной или праславянской) различий не меньше, чем у индуизма и буддизма. Индуизм нельзя свести и к пантеизму.
Что мы подразумеваем под христианством и христианским отношением к Природе? Старец Зосима у Достоевского (и сам Достоевский) - это христианская традиция? В каждой травинке Бог у Зосимы - это какая традиция? А Пушкин, Лермонтов, Тютчев и Фет? А русская религиозная философия? А Даниил Андреев, наконец? Ортодоксы от церкви скажут: это не христианство. А вот на взгляд индуиста, всё, что принадлежит христианской цивилизации, это и есть христианство, а не только церковно-конфессиональная жизнь. Да и в самой церкви есть разные течения...
И Бог в христианстве (особенно в православии) не только трансцендентен, но и имманентен творению. Сводить христианскую традицию к "Все вынесено вовне. Внутри осталась только греховная скверна и бесы, бесы, бесы..." не более правомерно, чем, например, социализм к сталинизму или Розу Мира к родонизму (специально беру совсем уж лобовые примеры). Ну, ты это и без меня понимаешь прекрасно.
Проблема одухотворения Природы одна из самых актуальных для христианской церкви и христианской культуры сейчас, в конце гуманистической эры. От изменения отношения к Природе, как и от религиозного освящения человеческого творчества, зависит судьба христианства в мире, да и судьба самого мира.
Индуизм абсолютно прав, когда не разделяет христианскую цивилизацию, христианскую культуру и христианскую религию. Само такое разделение для индуизма немыслимо, потому и другие цивилизационные феномены он видит целостно и по-другому не может видеть.
Утратив первичную и затем средневековую целостность, христианство ещё не перешло в качество новой целостности, поэтому, когда мы сравниваем взгляды индуизма (на ту же Природу) и взгляды христианства, необходимо уточнять всякий раз, какой конкретный феномен (или даже конкретная личность) имеется в виду. Сама принадлежность этого феномена (личности) к христианской цивилизации ничего не говорит о христианском мировоззрении, а говорит только о том, что духовная свобода христианства позволяет зарождаться внутри него даже отрицающим его самого взглядам и подходам.
Внутри христианства заложено не менее одухотворённое отношение к Природе, чем и в индуизме (вспомним полное любви общение с природой некоторых святых, того же Франциска Ассизского или Серафима Саровского). Обретение новой целостности в христианстве зависит от качественного
изменения отношения к очень многим вещам и вопросам, но не внешним, а уже имеющимся в традиции и поставленным в ней.
Пантеизм не может поставить на такой глубине и с такой предельной остротой вопросы свободы духа, свободы творения и отношения его с Творцом, вопросы творчества и любви, вопросы добра и зла, смысла истории, эсхатологии и космической эволюции. Эти вопросы смогло поставить по-настоящему только христианство. А так как это предельные вопросы, самые сложные, какие только могут быть доступны человеку, то и отвечать на них так же мучительно сложно и долго, требуются века и века, опытное проживание тупиковых путей, разнообразие автономных культур и конфессий, дробление единого мировоззрения на множество различных областей... Это другой уровень сложности диалога с Богом, чем в индуизме.
Насчет преодолимости и непреодолимости, а также природе времени - поговорим лучше в "параллельной" теме.
Да, вот там и
продолжу. Есть один интересный поворот, который я там пропустил.