Дэви Матанги - сила проявленной речи
Матанги является девятой, предпоследней Махавидьей Великой Богини Матери. О Матанги я уже писал (пост # 19). Но тогда я сосредоточился на том, что Матанги довольно редкая богиня и чуть ли не "локально-бенгальская". Как оказалось, это не совсем так. Как Махавидья Великой Матери Матанги имеет общеиндийское значение. Однако регион Её наибольшего почитания – Бенгалия.
При первом знакомстве с зеленокожей богиней (Махавидьей) Великой Матери меня привлекло то, что данная «форма» Матери выступает как покровительница отверженных, Мать низших каст. И в то же время Матанги покровительствует литературе, поэзии, музыке… У меня в голове сразу сложился определенный «пазл», я сделал вывод, что эта форма Матери самое то для непризнанных социумом литераторов и поэтов. Это так, я не ошибался. Но эта сторона Матанги не являет Её целостность, потому как не является основной… Итак, попробую кратко описать «осевой смысл» данной Махавидьи. Лично для меня Матанги одна из любимых форм Матери (после Кали, конечно).
Есть две основные истории происхождения Дэви Матанги. Одну историю можно условно назвать «мифологической». Она совершилась не здесь в нашем бренном мире, а в мире богов. Однажды Вишну и Его Божественная Супруга Лакшми устроили Шиве и Его Божественной Супруге Парвати (Кали) изысканное подношение угощений. Во время церемонии подношений несколько кусочков упало на землю. Из этих кусочков пищи возникла девушка, наделенная прекрасными качествами. Девушка попросила дать ей остатки пищи, в качестве угощения. И боги предложили ей остатки пищи как прасад. (Матанги – единственная богиня в Индуизме, которой в качестве подношения можно (даже нужно) подносить объедки.) После того как боги поднесли новоявленной богине прасад, Шива сказал: кто повторяют твою мантру и служат тебе, будут плодотворны в делах. Они смогут подчинять врагов, и желания их будут реализовываться.
Вторая история, назовем ее условно «исторической», на мой взгляд интересней. Эта история повествует, что некогда жил Риши (на санскрите – мудрец) по имени Матанги. Он был категорический противник кастовой системы и стремился достичь Брахмана, минуя кастовые деления. Риши Матанги поклонялся Индре и по совету последнего решил призвать к себе богиню мудрости и речи Сарасвати-Ваджадеви. Та предстала перед Риши и пообещала стать его дочерью. Так на свет появилась Матанги.
Матанги олицетворяет богиню, которая с помощью знания превзошла все кастовые, ритуальные и культурные ограничения. Ее изображают в виде такой девушки из низкой касты, которая живет не очень заботясь о нормах приличия. И считается, что это единственная богиня, которой можно выполнять ритуальные поклонения без предварительного очищения…
advayta.org/kontent/4960/Но это внешняя форма Матанги, то что бросается в глаза. А какова Её внутренняя суть?
Матанги олицетворяет силу проявленной речи. Если Тара, связанная с вибрацией, звуком, олицетворяет пустотность, Ом, то Матанги олицетворяет силу проявленной речи…
Матанги представляет собой энергию Сарасвати и не было никого, кто превзошел бы ее умом.
Матанги – богиня речи, музыки и литературы.
Она советница Трипура-Сундари и Раджараджнешвари.
Она наделяет вагавиласой – ораторским искусством, беглостью речи, красноречием. Она способна очаровать любого своим сладкозвучным голосом, мелодичной музыкой и прекрасной притягательной личностью.
Матанги – это знание об искусстве пения, речи и музыки. Ее речь обладает сильными чарами, она дарует понимание многих языков, в том числе языков птиц и зверей. Она способна творить, слышать и передавать музыку…
advayta.org/kontent/4960/Мне кажется, главное свойство Дэви Матанги заключается в том, что Она как бы «нисходящая ипостась» Великой богини мудрости Сарасвати, супруги самого Брахмана. Но мудрость Сарасвати находится за пределами мира слов, человеческих понятий, образов. Мудрость Сарасвати трансцендентна, по отношению к нам. Матанги низводит эту трансцендентность, энергию Сарасвати и претворяет ее в образы, слова, чарующую музыку. Именно поэтому Матанги является самой силой, которая проявляет речь и музыку. Матанги – Мать проявленной речи.
Иконография:
«Она сидит на алтаре, у нее улыбающееся лицо и зеленоватый цвет кожи. Ей поклоняются боги и демоны. На шее у нее гирлянда из цветов кадамба. У нее длинные волосы, а чело украшено диском луны… Глаза ее выражают упоение. Она олицетворяет шестьдесят четыре искусства, и по бокам у нее два попугая»
Ее описывают утонченной, сияющей и милой, обворожительной и нежной. Она играет чудесную музыку на своей, украшенной драгоценностями вине.
advayta.org/kontent/4960/Матанги аккуратна и хлопотлива. Несмотря на то, что Она "девушка из низшей касты", Матанги не любит небрежность и грязь (в душе). Если Она предпринимает усилия по трансформации Природы, Её усилия миниатюрны и точны. В этом Матанги противоположна Кали, у которой все быстро и с размахом. Но зато этими своими качествами Матанги напоминает древнерусскую богиню Макошь.