Индуизм в Розе Мира
Ма Кали – проблема восприятия

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Ма Кали - многоликая...

15 современных индийских актрис, сыгравших непростую роль богини Кали:

https://youtu.be/Vz9pPHm9DXg

Дух дышит, где хочет

Друзья, всех, кто "в теме", поздравляю с началом весеннего праздника Наваратри!

Девять дней и ночей Великой Богини Матери...

https://youtu.be/kq4iP0pKEAo

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 26 Март 2020, 16:37:50, Вадим Булычев»

Кали-стотра

Так называется молитва-гимн, посвященная Матери Кали. Я встречал уже этот гимн. По незнанию своему думал, что это творчество Рамакришны - великого индийского святого второй половины 19 века. (Подробней о Рамакришне можно прочесть здесь: "Вестник Божественной Матери".) Но гимн этот имеет весьма древнее происхождение. Правда в том, что сам Рамакришна очень любил этот гимн и часто его пел.

Текст гимна на санскрите был передан пандитами в Индии Всеволоду Семенцову, аспиранту Ю.Н. Рериха, как знак признания и в дар России. Перевод и переложение в русский поэтический стих было осуществлено совместно В.С. Семенцовым и А.Н. Дмитриевым в середине 70-х годов...

1. Молитву ВЕРНОЙ провозглашу я,
Вслед за великими древними риши:
Богиню, супругу Нараяны, мать трёх миров
и царицу совершенных славлю я!
 
3. О ВЕРНАЯ!
Богиня! Дочь рода Кайтьев!
Благоуханная! Несогрешившая!
О родившая великого Картикейю!
О исступляющая ужасом! О мощная!!
 
4. Ты — победительница! Всепобедная!
Цветение! Радость! Жалость! Прощение!
Великий могуществом Яма — младший брат Твой!
О прекраснейшая! О голубизнотелая!
 
5. Всечудная Ты! О чудовищная!
О проявленная бесчисленными формами!
Глаза Твои огромные!
Глаза Твои полыхающе-жуткие!
О нежная спасительница своих бхактов!
 
6. На холоде мёртвых вершин горных,
в реках и тёмных пещерах —
Повсюду и всегда Твой дом, О ВЕЛИКАЯ!
Ты в лесах, полях, в кустах — ВСЁ ТЫ!
 
7. Тебя сопровождают и Петух, и Лев,
И Козёл, и Тигр, и Баран — сопровождают Тебя.
Вот слышу из синевы небесной я звуки колокола:
Это Тебя призывают,
О ЖИВУЩАЯ В ГОРНОЙ СТРАНЕ!!
 
8. Вооружённая трезубцем, и копьём вооружена Ты!
СОЛНЦЕ и ЛУНА на Твоём знамени!
Ты — густая темнота ночи новолуния!
Ты — мягкая чудесность лунной ночи!
 
9. Ты сестра мощного жизнедарителя ВАЮ!
О НОЧЬ! Твоя высшая радость — сраженье!
О прибежище живых существ!
Ты — опора! Ты — высший путь!
 
10. Ты и дочь пастуха Нанды,
И Ты победу Богам даруешь!!
О одежды Твои пламенно-прекрасные!!
О дом Твой всечудный!
О ДИКАЯ! О сумеречная! О ночь лютая!
 
11. Волосы Твои далеко развеваются,
О СМЕРТЬ!
Приятен тебе запах жертвенного мяса и меда!
Милостивая Ты — но НЕМИЛОСТИВУЮ ФОРМУ
ТЫ ПРИНИМАЕШЬ, ЧТОБЫ ПОГУБИТЬ ДЕМОНОВ!
 
12. Сонмам богов Ты — спасительница!
Мириадам живых существ — мать!!
Ты — девушек чистых непорочность!
Ты — счастье замужних женщин!!
 
13. В жертвоприношениях Ты — АЛТАРЬ! АУМ!
Среди жрецов Ты — ДАКШИНА! АУМ!
Для крестьянина Ты — Первая Борозда!
Для существ, резвых статью Ты — Земля!
 
14. Всех путешественников Ты — УДАЧА!
И моря Берег — ЭТО ТЫ!
Для якшей Ты прародительница,
Для великих змиев Ты — Сураса!
 
15. Ты — Обряд Посвящения,
Ты — произношение МОЛИТВЫ!
Ты — Высшая ЧИСТОТА! АУМ! АУМ! АУМ!
Среди светильников Ты — Утренняя Заря!
Среди созвездий Ты — Рохини!
 
16. В чертогах царских, и в обителях,
и при слиянии рек Ты — ПОЛНОТА!
В месяце Ты — ПОЛНОЛУНИЕ,
О носящая пятнистой антилопы шкуру!!
 
17. Для Вальмики Ты — Богиня Речи!
Для Вьясы Ты — Воспоминание!
Для великих РИШИ Ты — бодрствование в ДХАРМЕ!
О ВЕРНАЯ! Ты — Молчаливая Молитва Богов! АУМ!
 
18. Всех существ Ты — Богиня, о ДЕВИ!
Славят Тебя Деяния Твои!
Ты — Красота облика ИНДРЫ!
Зовут Тебя — "Тысячеглазая"!!
 
19. Ты — Богиня суровых молчальников! АУМ!
Ты — МАТЬ, порождающая пламенна поклонникам АГНИ!
Ты — мучение голода всех существ!
Для богов Ты — Насыщение!
 
20. И поставил я в Тебе своё сердце, Богиня!
И в Тебе — мои мысли, в тебе — мой Манас!
Охрани меня от всех грехов! АУМ!
Милость свою Ты мне окажи! АУМ!
 
21. Возгалашающий эту стотру постоянно
И непрестанно слушающий её,
Истинно достигнет всех целей,
Истинно!
 
АУМ! АУМ! АУМ!

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 28 Май 2020, 22:21:32, Золушка»

Рампрасад Сен... Наконец-то я до него добрался. :) (Почти нет переводов на русский язык.) Поэт Матери Кали...

Рампрасад Сен (приблизительно 1718 или 1723 – 1775) — индийский поэт, жил в XVIII веке, в Бенгалии, когда в ней уже начала утверждаться власть англичан. Он был бхактом (поклонником) богини Кали. Традиция приписывает ему множество стихотворений-песен, посвященных этой богине. Песни Рампросада пользуются в Бенгалии большой популярностью, но сколько-нибудь критического их издания не существует. В основу первых переводов из Рампросада на русский язык, положено популярное индийское издание, а также прозаические английские переводы Э. Томпсона...
(взято из Википедии)



Вечен танец твой, мать

Вечен танец твой, мать, и волосы ветром полны…
На груди у Шивы танец нагой жены.
Бусы из мертвых голов — это твои сыны.
Поясом мертвых рук бедра оплетены.
Серьги в ушах — младенцы умерщвлены.
Зубы светлее кунды, губы твои нежны.
Кали светла, как лотос: лицо белей белизны,
А ноги в крови. Ты — туча в лучах луны.
Рампрасад говорит: «Все чувства тобой пьяны.
Чудной такой красоты видеть глаза не должны».
Разум мой, почему ты волненьем объят?
Кали назвав однократно, уйди в размышленья стократ.
Пусть другие для всех, напоказ, ее чтят.
Ты же втайне молись, чтоб ничей не настиг тебя взгляд...

Мать! Завершилась моя игра

В воплощенье искал я оплота; в него моя вера была.
Я забыл: воплощеньям не будет числа.
Полюбив нарисованный лотос, ошиблась пчела.
Мать давала мне нима, но сахаром ним нарекла.
Ма! Я сладости жаждал, но горечь мне горло сожгла.
Поиграем, сказала, — и в мир, обманув, привела.
Рампрасад говорит: «Игра была и прошла».
Вечер. Жду одного: чтобы сына ты в дом унесла.


Мать! Завершилась моя игра.
Слишком долго играл я; теперь завершилась игра.
Я пыль земную глотал, играя с утра.
Ныне же, дочь Гималая, моя оболочка стара.
Страшно мне: знаю, настала моя пора.
В детстве далеком моя началась игра.
Потом на забавы с женой променял я познанье добра.
Не в молитвах — в забавах прошли вечера.
Рампрасад говорит: «Всесильна ты, Ма, и мудра.
В освобождения воды швырни мою душу с одра»...

Увы... Это пока все, что нашел.

Мать Рампрасада Сена:

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 21 Июнь 2020, 23:25:04, Вадим Булычев»

Серьги в ушах — младенцы умерщвлены

Эта строчка из стихотворения Рампрасада вызвала возражение одного моего хорошего знакомого (Во второй книге "Капитана Брамы": "Два Мира" - посмотреть можно здесь - есть такой герой, по кличке "Индуист" - это литературный прототип моего хорошего знакомого.) И он мне написал, что о серьгах в ушах и младенцах Рампрасад мог бы не поминать. И мне вспомнился мой диалог с Тэнгу, еще в начале этой темы, по поводу "младенцев" в ушах Кали. Я тогда писал, что младенцев у Матери в ушах быть не может, она же Мать! А Тэнгу писал следующее:

По прочтении вашего текста мне все же показалось, что вы пытаетесь обелить Черную Мать, сделать Ее более "съедобной" именно для воспитанных в христианской культуре людей... Серьги из мертвых младенцев - тоже не чья-то злонамеренная выдумка, такой элемент встречается в дхьяна-мантрах - описаниях образа Божества для медитации...
("Ма Кали - проблема восприятия", пост # 15)


Теперь, когда я кое-что знаю о Матери Кали, могу сказать, что Тенгу оказался прав :). (О сколько всего навешали на бедную Мать!) Конечно же, есть изображения Черной Матери с "серьгами из младенцев". Этих изображений очень немного, они принадлежат к определенным тантрическим школам Индуизма. Но они есть! Само собой, символика этого изображения имеет к самим младенцам косвенное отношение... Об этом, даст Бог, буду в ближайшее время писать, разбирая разные имена Кали и способы поклонения Ей...

Приведу еще одно стихотворение Рампрасада. Поэт обиделся на свою Мать (обычное дело для бхакта... я и сам на Кали обижался ;D). И вот что вышло:

Не назову тебя матерью, нет

Не назову тебя матерью, нет.
Слишком много с тобою познал я бед.
Буйноволосая, песней твоей влеком,
Я стал санньяси, бросил родимый дом.
Что ты еще скрываешь в сердце твоем?
От дома к дому буду один скитаться,
Ночлег вымаливать, подаяньем питаться —
И не приду в твои объятия, нет!
Ма, я зову тебя столько дней —
Что ж ты не внемлешь мольбе моей?
Видно, открыть не хочешь ни глаз, ни ушей.
Много ли пользы было, что мать живая,
Если сын при матери жил, страдая?
Какая же это мать? Все равно что нет.
О, объясни: разве истина в том,
Что родившая сына становится сыну врагом?
Рампрасад вопрошает: «Кали,
Какие еще меня ждут печали?
Неужели же вечно являться мне в муках на свет?»

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 27 Июнь 2020, 16:58:05, Вадим Булычев»

Вадим, спасибо ещё раз за ветку, она весьма интересная для меня. :)

Как думаете, существует ли связь между образом Кали и тем что Андреев называет "сложившийся на Востоке философский монизм" в конце этой цитаты ниже. И если существует, то какова эта связь?

Цитировать
Неужели хоть один человек с совестью и умом, сколь горячо он ни любил бы природу, дерзнёт сказать, что её гармония покрывает и снимает то безбрежное море страданий, какое являет эта самая природа непредубеждённым очам? И неужели найдётся хоть один человек, который, вопреки этому морю страданий, столь явному, столь неоспоримому, так неумолчно оглушающему нас стонами и криками живых созданий, хоть изредка не переживал бы природу, как необъяснимую, вопреки всему пребывающую гармонию и несравненную красоту? Почему же случилось так, что это роковое противоречие до сих пор не понято и не разрешено? Не потому ли, что религиозная мысль на Западе свыше двадцати веков находится в плену идеи абсолютного всемогущества Бога и вытекающих отсюда предрассудков о единстве Природы, а на Востоке устоявшийся философский монизм не даёт приблизиться к пониманию её двойственности?

Интересуют дела и мысли, касающиеся популяризации творчества Даниила Андреева, а также светлой духовности вообще — через поиск, создание и распространение коллекций картинок, аудио и видео.
«Последнее редактирование: 27 Июнь 2020, 12:12:51, Михаил123»

Как думаете, существует ли связь между образом Кали и тем что Андреев называет "сложившийся на Востоке философский монизм" в конце этой цитаты ниже.

Думаю, да... Богиня Кали - это очень древний образ Богини-Матери, еще со времен палеолита. Человек непосредственно поклонялся Матери-Земле и уже тогда видел, что сущность Великой Матери Богини - двойственна. Она дает жизнь и Она же ее забирает. Она есть свет (летний полдень) и она же тьма (безлунная ночь). Она сама материнская любовь, но ноги у нее почему-то в крови. Она защищает и Она убивает. Она сама Мать Природа и мы можем постичь Бога через Нее. И при этом миллиарды живых существ продолжат пожирать друг друга. Замкнутый круг!

Для человека, живущего в первобытном обществе, двойные функции Богини-Матери были так же естественны как день и ночь. Но с развитием известной нам цивилизации, с появлением развитых религиозных систем и философских школ человек неизбежно задался вопросом, как совместить красоту и божественность мира и закон взаимопожирания, и смерти. Философия монизма, одна из таких попыток. Эта философия лежит в самом основании Индуизма. Она говорит, что все во Вселенной есть Брахман, Бог. Собственно, никого другого и не существует кроме Брахмана и "атманов" (индивидуальных духовных частиц, которые так же Брахман). Но при сотворении мира возникает неизбежное разделение на субъект и объект, на "я" и "не я". Это разделение, причина всех других разделений; в том числе на наши понятия о добре и зле. По большому счету, все это игра и иллюзия Матери Мира (Майи). Реальность же такова, что все едино, все есть Брахман и Великая Мать. Хищник и его жертва, страдающий и восхищающейся Красотой, смеющийся и плачущий - все это суть единое состояние Сознание, забывшее о своем единстве и распавшееся на двойственности... Так что связь самая прямая. Индуизм не знает грехопадения. Ему незнакомо понятие двойственности; он не рассматривает Вселенную как арену борьбы Светлых существ против темных. В итоге философский монизм - это один из способов (может быть, единственный) выйти из противоречия между красотой мира и страданиями в нем.
В качестве иллюстрации, символика Матери Кали:

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 27 Июнь 2020, 17:00:21, Вадим Булычев»

В символике Матери Кали не хватает двух символов. Очень важных. Это рука Матери дающая милости - рука Матери делающая жест "ничего не бойся".

Дух дышит, где хочет

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
А как выглядит жест "ничего не бойся"?

Говори что думаешь, но думай что говоришь

А как выглядит жест "ничего не бойся"?

Обычно это верхняя правая рука богини. Она вскинута ладонью вперед. Этот жест и означает - ничего не бойся.

На этом изображении Матери это хорошо видно:

Дух дышит, где хочет


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика