Индуизм в Розе Мира
Ма Кали – проблема восприятия

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Ма Кали - многоликая...

15 современных индийских актрис, сыгравших непростую роль богини Кали:

https://youtu.be/Vz9pPHm9DXg

Дух дышит, где хочет

Друзья, всех, кто "в теме", поздравляю с началом весеннего праздника Наваратри!

Девять дней и ночей Великой Богини Матери...

https://youtu.be/kq4iP0pKEAo

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 26 Март 2020, 16:37:50, Вадим Булычев»

Кали-стотра

Так называется молитва-гимн, посвященная Матери Кали. Я встречал уже этот гимн. По незнанию своему думал, что это творчество Рамакришны - великого индийского святого второй половины 19 века. (Подробней о Рамакришне можно прочесть здесь: "Вестник Божественной Матери".) Но гимн этот имеет весьма древнее происхождение. Правда в том, что сам Рамакришна очень любил этот гимн и часто его пел.

Текст гимна на санскрите был передан пандитами в Индии Всеволоду Семенцову, аспиранту Ю.Н. Рериха, как знак признания и в дар России. Перевод и переложение в русский поэтический стих было осуществлено совместно В.С. Семенцовым и А.Н. Дмитриевым в середине 70-х годов...

1. Молитву ВЕРНОЙ провозглашу я,
Вслед за великими древними риши:
Богиню, супругу Нараяны, мать трёх миров
и царицу совершенных славлю я!
 
3. О ВЕРНАЯ!
Богиня! Дочь рода Кайтьев!
Благоуханная! Несогрешившая!
О родившая великого Картикейю!
О исступляющая ужасом! О мощная!!
 
4. Ты — победительница! Всепобедная!
Цветение! Радость! Жалость! Прощение!
Великий могуществом Яма — младший брат Твой!
О прекраснейшая! О голубизнотелая!
 
5. Всечудная Ты! О чудовищная!
О проявленная бесчисленными формами!
Глаза Твои огромные!
Глаза Твои полыхающе-жуткие!
О нежная спасительница своих бхактов!
 
6. На холоде мёртвых вершин горных,
в реках и тёмных пещерах —
Повсюду и всегда Твой дом, О ВЕЛИКАЯ!
Ты в лесах, полях, в кустах — ВСЁ ТЫ!
 
7. Тебя сопровождают и Петух, и Лев,
И Козёл, и Тигр, и Баран — сопровождают Тебя.
Вот слышу из синевы небесной я звуки колокола:
Это Тебя призывают,
О ЖИВУЩАЯ В ГОРНОЙ СТРАНЕ!!
 
8. Вооружённая трезубцем, и копьём вооружена Ты!
СОЛНЦЕ и ЛУНА на Твоём знамени!
Ты — густая темнота ночи новолуния!
Ты — мягкая чудесность лунной ночи!
 
9. Ты сестра мощного жизнедарителя ВАЮ!
О НОЧЬ! Твоя высшая радость — сраженье!
О прибежище живых существ!
Ты — опора! Ты — высший путь!
 
10. Ты и дочь пастуха Нанды,
И Ты победу Богам даруешь!!
О одежды Твои пламенно-прекрасные!!
О дом Твой всечудный!
О ДИКАЯ! О сумеречная! О ночь лютая!
 
11. Волосы Твои далеко развеваются,
О СМЕРТЬ!
Приятен тебе запах жертвенного мяса и меда!
Милостивая Ты — но НЕМИЛОСТИВУЮ ФОРМУ
ТЫ ПРИНИМАЕШЬ, ЧТОБЫ ПОГУБИТЬ ДЕМОНОВ!
 
12. Сонмам богов Ты — спасительница!
Мириадам живых существ — мать!!
Ты — девушек чистых непорочность!
Ты — счастье замужних женщин!!
 
13. В жертвоприношениях Ты — АЛТАРЬ! АУМ!
Среди жрецов Ты — ДАКШИНА! АУМ!
Для крестьянина Ты — Первая Борозда!
Для существ, резвых статью Ты — Земля!
 
14. Всех путешественников Ты — УДАЧА!
И моря Берег — ЭТО ТЫ!
Для якшей Ты прародительница,
Для великих змиев Ты — Сураса!
 
15. Ты — Обряд Посвящения,
Ты — произношение МОЛИТВЫ!
Ты — Высшая ЧИСТОТА! АУМ! АУМ! АУМ!
Среди светильников Ты — Утренняя Заря!
Среди созвездий Ты — Рохини!
 
16. В чертогах царских, и в обителях,
и при слиянии рек Ты — ПОЛНОТА!
В месяце Ты — ПОЛНОЛУНИЕ,
О носящая пятнистой антилопы шкуру!!
 
17. Для Вальмики Ты — Богиня Речи!
Для Вьясы Ты — Воспоминание!
Для великих РИШИ Ты — бодрствование в ДХАРМЕ!
О ВЕРНАЯ! Ты — Молчаливая Молитва Богов! АУМ!
 
18. Всех существ Ты — Богиня, о ДЕВИ!
Славят Тебя Деяния Твои!
Ты — Красота облика ИНДРЫ!
Зовут Тебя — "Тысячеглазая"!!
 
19. Ты — Богиня суровых молчальников! АУМ!
Ты — МАТЬ, порождающая пламенна поклонникам АГНИ!
Ты — мучение голода всех существ!
Для богов Ты — Насыщение!
 
20. И поставил я в Тебе своё сердце, Богиня!
И в Тебе — мои мысли, в тебе — мой Манас!
Охрани меня от всех грехов! АУМ!
Милость свою Ты мне окажи! АУМ!
 
21. Возгалашающий эту стотру постоянно
И непрестанно слушающий её,
Истинно достигнет всех целей,
Истинно!
 
АУМ! АУМ! АУМ!

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 28 Май 2020, 22:21:32, Золушка»

Рампрасад Сен... Наконец-то я до него добрался. :) (Почти нет переводов на русский язык.) Поэт Матери Кали...

Рампрасад Сен (приблизительно 1718 или 1723 – 1775) — индийский поэт, жил в XVIII веке, в Бенгалии, когда в ней уже начала утверждаться власть англичан. Он был бхактом (поклонником) богини Кали. Традиция приписывает ему множество стихотворений-песен, посвященных этой богине. Песни Рампросада пользуются в Бенгалии большой популярностью, но сколько-нибудь критического их издания не существует. В основу первых переводов из Рампросада на русский язык, положено популярное индийское издание, а также прозаические английские переводы Э. Томпсона...
(взято из Википедии)



Вечен танец твой, мать

Вечен танец твой, мать, и волосы ветром полны…
На груди у Шивы танец нагой жены.
Бусы из мертвых голов — это твои сыны.
Поясом мертвых рук бедра оплетены.
Серьги в ушах — младенцы умерщвлены.
Зубы светлее кунды, губы твои нежны.
Кали светла, как лотос: лицо белей белизны,
А ноги в крови. Ты — туча в лучах луны.
Рампрасад говорит: «Все чувства тобой пьяны.
Чудной такой красоты видеть глаза не должны».
Разум мой, почему ты волненьем объят?
Кали назвав однократно, уйди в размышленья стократ.
Пусть другие для всех, напоказ, ее чтят.
Ты же втайне молись, чтоб ничей не настиг тебя взгляд...

Мать! Завершилась моя игра

В воплощенье искал я оплота; в него моя вера была.
Я забыл: воплощеньям не будет числа.
Полюбив нарисованный лотос, ошиблась пчела.
Мать давала мне нима, но сахаром ним нарекла.
Ма! Я сладости жаждал, но горечь мне горло сожгла.
Поиграем, сказала, — и в мир, обманув, привела.
Рампрасад говорит: «Игра была и прошла».
Вечер. Жду одного: чтобы сына ты в дом унесла.


Мать! Завершилась моя игра.
Слишком долго играл я; теперь завершилась игра.
Я пыль земную глотал, играя с утра.
Ныне же, дочь Гималая, моя оболочка стара.
Страшно мне: знаю, настала моя пора.
В детстве далеком моя началась игра.
Потом на забавы с женой променял я познанье добра.
Не в молитвах — в забавах прошли вечера.
Рампрасад говорит: «Всесильна ты, Ма, и мудра.
В освобождения воды швырни мою душу с одра»...

Увы... Это пока все, что нашел.

Мать Рампрасада Сена:

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 21 Июнь 2020, 23:25:04, Вадим Булычев»

Серьги в ушах — младенцы умерщвлены

Эта строчка из стихотворения Рампрасада вызвала возражение одного моего хорошего знакомого (Во второй книге "Капитана Брамы": "Два Мира" - посмотреть можно здесь - есть такой герой, по кличке "Индуист" - это литературный прототип моего хорошего знакомого.) И он мне написал, что о серьгах в ушах и младенцах Рампрасад мог бы не поминать. И мне вспомнился мой диалог с Тэнгу, еще в начале этой темы, по поводу "младенцев" в ушах Кали. Я тогда писал, что младенцев у Матери в ушах быть не может, она же Мать! А Тэнгу писал следующее:

По прочтении вашего текста мне все же показалось, что вы пытаетесь обелить Черную Мать, сделать Ее более "съедобной" именно для воспитанных в христианской культуре людей... Серьги из мертвых младенцев - тоже не чья-то злонамеренная выдумка, такой элемент встречается в дхьяна-мантрах - описаниях образа Божества для медитации...
("Ма Кали - проблема восприятия", пост # 15)


Теперь, когда я кое-что знаю о Матери Кали, могу сказать, что Тенгу оказался прав :). (О сколько всего навешали на бедную Мать!) Конечно же, есть изображения Черной Матери с "серьгами из младенцев". Этих изображений очень немного, они принадлежат к определенным тантрическим школам Индуизма. Но они есть! Само собой, символика этого изображения имеет к самим младенцам косвенное отношение... Об этом, даст Бог, буду в ближайшее время писать, разбирая разные имена Кали и способы поклонения Ей...

Приведу еще одно стихотворение Рампрасада. Поэт обиделся на свою Мать (обычное дело для бхакта... я и сам на Кали обижался ;D). И вот что вышло:

Не назову тебя матерью, нет

Не назову тебя матерью, нет.
Слишком много с тобою познал я бед.
Буйноволосая, песней твоей влеком,
Я стал санньяси, бросил родимый дом.
Что ты еще скрываешь в сердце твоем?
От дома к дому буду один скитаться,
Ночлег вымаливать, подаяньем питаться —
И не приду в твои объятия, нет!
Ма, я зову тебя столько дней —
Что ж ты не внемлешь мольбе моей?
Видно, открыть не хочешь ни глаз, ни ушей.
Много ли пользы было, что мать живая,
Если сын при матери жил, страдая?
Какая же это мать? Все равно что нет.
О, объясни: разве истина в том,
Что родившая сына становится сыну врагом?
Рампрасад вопрошает: «Кали,
Какие еще меня ждут печали?
Неужели же вечно являться мне в муках на свет?»

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 27 Июнь 2020, 16:58:05, Вадим Булычев»

Вадим, спасибо ещё раз за ветку, она весьма интересная для меня. :)

Как думаете, существует ли связь между образом Кали и тем что Андреев называет "сложившийся на Востоке философский монизм" в конце этой цитаты ниже. И если существует, то какова эта связь?

Цитировать
Неужели хоть один человек с совестью и умом, сколь горячо он ни любил бы природу, дерзнёт сказать, что её гармония покрывает и снимает то безбрежное море страданий, какое являет эта самая природа непредубеждённым очам? И неужели найдётся хоть один человек, который, вопреки этому морю страданий, столь явному, столь неоспоримому, так неумолчно оглушающему нас стонами и криками живых созданий, хоть изредка не переживал бы природу, как необъяснимую, вопреки всему пребывающую гармонию и несравненную красоту? Почему же случилось так, что это роковое противоречие до сих пор не понято и не разрешено? Не потому ли, что религиозная мысль на Западе свыше двадцати веков находится в плену идеи абсолютного всемогущества Бога и вытекающих отсюда предрассудков о единстве Природы, а на Востоке устоявшийся философский монизм не даёт приблизиться к пониманию её двойственности?

Интересуют дела и мысли, касающиеся популяризации творчества Даниила Андреева, а также светлой духовности вообще — через поиск, создание и распространение коллекций картинок, аудио и видео.
«Последнее редактирование: 27 Июнь 2020, 12:12:51, Михаил123»

Как думаете, существует ли связь между образом Кали и тем что Андреев называет "сложившийся на Востоке философский монизм" в конце этой цитаты ниже.

Думаю, да... Богиня Кали - это очень древний образ Богини-Матери, еще со времен палеолита. Человек непосредственно поклонялся Матери-Земле и уже тогда видел, что сущность Великой Матери Богини - двойственна. Она дает жизнь и Она же ее забирает. Она есть свет (летний полдень) и она же тьма (безлунная ночь). Она сама материнская любовь, но ноги у нее почему-то в крови. Она защищает и Она убивает. Она сама Мать Природа и мы можем постичь Бога через Нее. И при этом миллиарды живых существ продолжат пожирать друг друга. Замкнутый круг!

Для человека, живущего в первобытном обществе, двойные функции Богини-Матери были так же естественны как день и ночь. Но с развитием известной нам цивилизации, с появлением развитых религиозных систем и философских школ человек неизбежно задался вопросом, как совместить красоту и божественность мира и закон взаимопожирания, и смерти. Философия монизма, одна из таких попыток. Эта философия лежит в самом основании Индуизма. Она говорит, что все во Вселенной есть Брахман, Бог. Собственно, никого другого и не существует кроме Брахмана и "атманов" (индивидуальных духовных частиц, которые так же Брахман). Но при сотворении мира возникает неизбежное разделение на субъект и объект, на "я" и "не я". Это разделение, причина всех других разделений; в том числе на наши понятия о добре и зле. По большому счету, все это игра и иллюзия Матери Мира (Майи). Реальность же такова, что все едино, все есть Брахман и Великая Мать. Хищник и его жертва, страдающий и восхищающейся Красотой, смеющийся и плачущий - все это суть единое состояние Сознание, забывшее о своем единстве и распавшееся на двойственности... Так что связь самая прямая. Индуизм не знает грехопадения. Ему незнакомо понятие двойственности; он не рассматривает Вселенную как арену борьбы Светлых существ против темных. В итоге философский монизм - это один из способов (может быть, единственный) выйти из противоречия между красотой мира и страданиями в нем.
В качестве иллюстрации, символика Матери Кали:

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 27 Июнь 2020, 17:00:21, Вадим Булычев»

В символике Матери Кали не хватает двух символов. Очень важных. Это рука Матери дающая милости - рука Матери делающая жест "ничего не бойся".

Дух дышит, где хочет

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
А как выглядит жест "ничего не бойся"?

Говори что думаешь, но думай что говоришь

А как выглядит жест "ничего не бойся"?

Обычно это верхняя правая рука богини. Она вскинута ладонью вперед. Этот жест и означает - ничего не бойся.

На этом изображении Матери это хорошо видно:

Дух дышит, где хочет

"...Милостивая Ты, но немилостивую форму принимаешь, чтобы погубить демонов..."
"Кали-стотра" - молитва-гимн Кали

Выкладываю довольно динамичное песнопение Ма Кали. Что интересно: в "видеонарезке" к песнопению есть агрессивные образы Матери... И клыки у Нее во рту, и головы натуральных демонов в руках Она держит; и черепа на заднем плане, и ветры ночные дуют, и костры колдовские горят. Однако при всем этом мрачном антураже Кали, аж, двумя руками делает жест "НЕ БОЙСЯ". На этот раз это две нижние руки, повернутые ладонями вперед.
https://youtu.be/e3kSInjfLxU 

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 12 Июль 2020, 20:49:03, Вадим Булычев»

« #87 : 12 Август 2020, 19:19:49 »
Кто же Ты, Ма Кали?

«Кто знает, как выглядит Кали? Шесть философских школ не в силах объяснить ее».
(Рампрасад, бенгальский поэт 18 века)

Представьте себе человека, ничем от нас, современных людей, не отличающегося. Но этот человек никогда ничего не слышал о христианстве и Христе. И никогда не видел ни одного христианского распятия, но при этом он знает, что данный вид казни очень мучителен, применялся римлянами к рабам и государственным преступникам. И вот он случайно попадает в христианский храм, где видит это самое распятие и висящего на нем изможденного "мертвого" мужчину - еще и с терновым венком на голове. И вот к этому мучительному орудию смерти и "мертвому телу" прикладываются с благоговением верующие. Более того: он видит, что многие верующие носят такое же орудие смерти на себе. А потом он узнает, что "мертвый", измученный страшной мукой мужчина на распятии - Бог Христос. И сейчас верующие пойдут есть Его плоть и пить Его кровь... Как Вы думаете, что подумает этот человек о христианах и Христе? (Вряд ли он подумает о них хорошо.) Вот так же обстоит дело и с восприятием богини Кали.

Каждый, кто слышал о Матери Кали хотя бы "краем уха" - железобетонно уверен, что это богиня разрушения и смерти. И все. Человек увидел, от силы, «половину Матери». Ту сторону, где Она держит меч и отрубленную голову, увидел ожерелье голов и пояс из рук. (Это даже не половина Матери, а маленькая Её часть.) Все, вывод сделан. Это ужасно, глупо и т.д. Остается только иронично посмеяться над дурачками индусами и тайно погордиться своей высокой цивилизованностью, которая, конечно же, не позволяет верить в подобный бред. Ну, а своим, "белым собратьям", которые вслед за индусами вдруг стали почитать Кали, иронично посочувствовать. В лучшем случае. "Вы называете это чудище своей матерью? Вам, случайно, санитаров вызвать не надо?"

В «Воздушном Замке» читатели и писатели благовоспитанные. Здесь мне только спасибо говорили. Изредка комментировали.;D А вот в "фейсбуке" на мои ссылки по Ма Кали пришлось много чего выслушать. Ну, и в личных беседах, переписках. Для примера: "чемодан - вокзал - Дели", "езжай к своей калькуттской ведьме", "мазохист", "неустроенный" и т.п. Есть знакомые, которые считают, что до Кали меня довела политическая ситуация на Украине. Ну, да, политическая ситуация и любовь к Матери Кали прямо таки дружно вытекают одна из другой, как километр из килограмма. В редких же случаях (таких диалогов было только два), когда удается более серьезно поговорить на тему восприятия Черной Матери, возникало ощущение бега по кругу. Вот что-то говоришь, "обеляешь" Кали (как Тэнгу выразился), а тебе в ответ - ну, Она же богиня разрушения. И тут, как говорится, руки опускаются.

На фоне всего вышесказанного возникла идея дать более полное описание Матери Кали - значение Её имени, свойства Матери, почему Она, собственно, Мать. Даже для богов! Является ли Она ТОЛЬКО богиней разрушения. А если не является (только разрушением), насколько Ей свойственна эта функция. И что Она разрушает? Согласитесь, странно называть разрушение и смерть своей любимой матерью. Забегу чуть наперед - индусы немного по-другому понимают смерть и разрушение, чем мы. Еще я попытаюсь описать те свойства Великой Матери, которые приводят к освобождению души и возвращению к Богу. Как выражался великий индус Шри Ауробиндо: "Мать Кали как бы скользит между Природой Бога и человеческой природой".  И попробую осторожно, мазками - слишком уж личное - дать описание своих внутренних отношений с Ма Кали. Изменила ли Она что-либо во мне? Если изменила, то в лучшую ли сторону? Или я остался прежним? И, даст Бог, в этой теме, или в новой, я коснусь такого вопроса: является ли Кали локальной индуистской богиней, или Её культ ранее (в допатриархальные времена) был распространен во многих регионах планеты?

Значение имени Кали
Что значит черный цвет Матери

О том, что значит имя Кали, я писал в самом начале этой темы. Но писал вскользь. Теперь чуть подробней. Итак, имя Кали происходит от санскритского слова Кала, которое означает и черный цвет, и время. Начну с цвета. Ибо цвет Кали уже смущает. Мол, черная – значит, плохая, демоническая. Вот если б белой была, то да… Но если мыслить категориями: черный цвет у дьявола - белый у ангелов, то тогда в сотрудники сатаны придется записать всех православных монахов, священников в черных рясах, а уж про схимонахов промолчу. Тут уже полные «сатанисты». Впрочем, Кали не обязательно черная. Есть изображения Матери, где Она белая, золотая, синяя и даже зеленая. Например, цвет Махакали (Великой Кали), так как Она является своим преданным, обычно золотой. Яркое, золотое сияние.

Ма Кали отражает собой весь световой спектр и поглощает его в себе. И поэтому основным, трансцендентным цветом является черный. Но не как цвет, а как ОТСУТСТВИЕ ЦВЕТА. Или лучше так сказать: черный цвет поглощает все остальные цвета и СОДЕРЖИТ их всех в себе, как горшок с черной землей содержит в себе семена будущей жизни. Так и Матерь Кали поглощает и содержит в себе все мыслимые и немыслимые проявления Бога. От самых «милостивых», до самых «гневных». (Я взял в кавычки слова «милостивый и гневный», так как это наша оценка Образов Божества.) Черный цвет Великой Матери хранит в себе и семена будущего творения: формы тел, свойств, чувств всех живых существ; от богов до демонов. Вот почему в шактистско-шиваистской и тантрической традициях все боги индуистского пантеона называют Её Матерью. И именно потому, что Кали содержит в себе все мыслимые и немыслимые формы жизни, Её (и только Её) называют Адья-Шакти. То есть, Изначальная, высшая Шакти. 

«Пожирающая время», или «Хозяйка времени»?

Теперь, вкратце, о том, как имя Кали связано со временем. Приведу две цитаты:

В десятой главе “Нирвана-тантры” говорится, что, подобно тому, как дерево растет и погружается глубже в землю, пузырь — в толщу воды, или светила — в облака, так же и все боги имеют свое начало и конец в Кали. Согласно “Маханирвана-тантре” (4.30-32), Время (Кала) пожирает весь мир во время космического растворения (пралайи), но Кали пожирает даже само Время, потому Она и именуется словом Кали. Кали — это Адья-Шакти, Изначальная Божественная Сила, неотделимая от Своего Супруга, Парама-Шивы, т.е. Брахмана (Абсолюта).
atmaville.org/node/343


В феноменальном мире все ограничено временем. В надлежащий срок шакти любого существа покидает его, и это существо умирает. Иными словами, смерть представляет собой завершение срока существования жизненной силы (праны). Материя не возникает и не гибнет, она просто изменяет свою форму. По этой причине смерть являет собой изменение или превращение. Кали является богиней таких изменений, которые совершенно необходимы для обновления энергии (жизненной силы) и духовного развития. Кали - госпожа времени. Без её пульсирующей энергии как Пракрити, всё существование недвижимо и подобно мертвецу, ибо Кали является как создательницей, так и хранительницей вечного цикличного порядка времени. (Выделено мной – авт.)
little-lilia.livejournal.com/118096.html


Думаю, приведенные мною цитаты вполне отвечают на вопрос: Она только «пожирательница» или все-таки «хозяйка времени»? Но а что такое время? Если взять за отправную точку утверждение Н.А. Козырева о творческой Природе Времени. Если Время - кисть, с помощью которой Художник (Бог) создает Творение. Можно ли тогда саму Мать Кали считать Рукой Творца, которая движет кистью? Об этом еще поговорим и о многом другом. :)
(продолжение обязательно следует)

Вставай, Милый, давай сотворим Вселенную:

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 12 Август 2020, 20:00:03, Золушка»

« #88 : 26 Август 2020, 19:18:03 »
Ума - нежная душа Матери Кали

«...Дитя мое, тебе не нужно много знать, чтобы угодить мне. Только люби меня всем сердцем. Говори со мной так, как ты хотел бы поговорить со своей матерью, если бы она взяла тебя на руки…»
indianochka.ru/india/religion/boginya-kali.html


Довольно многие знают богиню Кали, но мало кто помнит об Уме. А между тем Ума - это сама материнская душа грозной воительницы Кали. Без Умы Кали не полна. Образ Богини Матери слишком жесткий без нежной Умы. И тогда действительно все толкования символизма - отрубленных голов на груди Матери, рук на поясе, высунутого красного языка, окровавленного меча в руке (а другая рука держит еще одну, только что отрубленную голову) и т.д. - могут показаться всего лишь философской спекуляцией. Попыткой обелить "богиню смерти и разрушения". Но все меняется с появлением прекрасной и нежной Матери Умы...

Богиня Ума в индийской мифологии - «Сияющая», дочь Гималаев, самостоятельная мировая субстанция, энергия вселенной. Ума - имя жены (шакти) бога Шивы, разрушителя и созидателя в одном лице. Ума имеет массу других имен, полученных в более поздние эпохи индийской мифологии: Парвати, Гириджа, Дакшаяни, Хаймавати. И многие из них это всего лишь экспансии Умы, этой созидательной стороны Всемогущего…
artmanufactura.com/encyclopedia/religion-and-modernity/uma-the-wife-of-shiva.php


Я немного писал об Уме в начале этой ветки. Посмотреть можно здесь: Кали - это Ума, Ума - это Кали. Но тогда я от непонимания сосредоточился на дуальности шактизма. На самом деле никакой дуальности в шактизме нет. А есть дуальность в самой Богине Матери. И это очень древний образ Матери, сочетающий в себе круговорот жизни и смерти. Объединяющий как бы эти два полюса (жизнь-смерть) и превосходящий их. Об этом тоже не раз писалось в этой теме. 

Кали в полной мере унаследовала от древней Богини Матери эту свою основную функцию - давать жизнь и забирать её тогда, когда приходит Время. И только Она одна из всех индуистских богинь несет в себе эту древнюю функцию великой Богини Матери. Но сама Кали появляется в индуистском Мифе только в 5-6 веке нашей эры. С написания основного шактистского текста "Деви-махатмья". Это была попытка объединения мужского ведического пантеона богов с доарийским женским пантеоном.

В «Деви-махатмьи» Кали сразу же берет на себя функцию ужасной воительницы (еще и весьма чудовищного вида). Она (Кали) приходит в критический момент мифологической истории. Мир захвачен демонами. Боги терпят одно поражение за другим. Все методы исчерпаны. Остается последний шанс – Богиня-Мать. Появившаяся богиня спасает мир от демонов, а потом сама его едва не разрушает в своем диком танце. И останавливается только тогда, когда наступает на лежащего Божественного Супруга Шиву. Итак, по изначальному тексту "Деви-махатмьи" роль Кали  - уничтожать демонов. И больше вроде бы ничего. Ну и своего рода "визитной карточкой" к сложившемуся образу богини стало то, что Она в диком танце попрала ногами самого Шиву и остановилась, высунув язык. (Демоница!) Эта история с Матерью Кали при прямой её интерпретации привела к различным искажениям и жестокостям последующего культа богини. (Вспомним тех же тугов-тхагов.) А в массовом восприятии привела к снижению самого Образа Богини-Матери в Кали.

Наберите в любом «поисковике» Кали,, и что откроется? Скупая информация в "Википедии" и бесчисленные ролики, изображения, где Она "колет-рубит-режет" и наступает на Шиву. Это ОСНОВНОЙ сюжет многих индийских праздников, посвященных Богине-Матери. И становится непонятным, почему в бесчисленных песнопениях Ей, исполняемых на тех же праздниках, чаще всего Её именуют Мать. Но в более поздних текстах, говорящих о Кали, начинает все больше и больше проявляться именно Её Материнский аспект. Появляется вторая история между разгневанной Супругой Шивы и самим Шивой. На этот раз Шива обращается маленьким ребенком. И в Кали при виде ребенка просыпается Мать. Забыв о своем гневе, Она бросается спасать ребенка. Наконец, возникает история прекрасной Умы и воинственной Кали. Я приведу её чуть ниже.

Параллельно с возрастанием материнского аспекта новоявленной (но очень древней) богини возрастает Её космический, вселенский аспект. Пугающие атрибуты на теле Матери приобретают возвышенное мистическое и философское толкование. И вот уже в 19 веке приходит Рамакришна и всей своей жизнью заявляет, что его возлюбленная Мать Кали есть Мать всего человечества. Она - сама Природа, сама пульсация, сама жизнь во всех проявленных материальных мирах. Она - надежда и упование в темный Век Кали-юги. Она - та, Кто достанет из любой пропасти и приведет к Богу… К сожалению, именно этот любящий и материнский аспект Матери Кали затмевается в массовом сознании аспектом воинственным и разрушительным, взятым из «Деви-махатмьи». Богиню Кали боятся. И напрасно.

А теперь не откажу себе в удовольствии в двух цитатах:

Как ей не быть грозной и страшной, если злые демоны, пользуясь беспечностью богов, то и дело грозят уничтожить миропорядок? Матерь всего сущего, Она за все в ответе, и ей-то  лучше знать, в каком обличии встречать врага. Заметьте, между прочим: в страшном своём обличии она появилась только после боя, и как она в мирное время выглядит - никто и не задумывался. Да и забыли о ней. Не нужна стала. Только крестьянки южной Индии и помнили о ней, пробираясь по непролазным чащам, приходя в недоступные храмы Матери и принося ей жертвоприношения: козлёнка, плоды, разные вина...

Стали призывать на помощь Великую богиню. Долго ждали боги и опешили, увидев, что из дремучих лесов не появилась свирепая Матерь, а возле вод Ганга появилась нежная Ума, столь же прекрасная, сколь и беззащитная. Опечалились боги: не та женщина нужна им сейчас. И тут случилось чудо. Тело прекрасной Умы как бы раздвоилось, она нежная и прекрасная, осталась тут же, но рядом с ней, из нее возникла Неотвратимая матерь Кали. Возникла и сказала:
   - Это меня славят и призывают боги, которых опять теснят демоны. Меня, великую Кали, призывают они. Меня, гневную и беспощадную воительницу. Но знайте, мой дух заключён, как второе я, в тело нежной Умы. Суровая Кали и прелестная Ума, мы - два начала единого, два лика Великой богини...
Кто небрежно отзовётся обо мне, свирепой Кали, от того отвернётся Ума; кто оскорбит Уму, будет иметь дело со мной, Свирепой...
worldishistory.com/2012/03/blog-post_24.html

Мать Ума, душа Кали - классическое индийское изображение:

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 07 Сентябрь 2020, 16:38:44, Золушка»

« #89 : 04 Сентябрь 2020, 19:50:40 »
Лики Матери Кали
(Дакшина-Кали)

Прежде чем перейти к описанию свойств Матери, которые приносят освобождение душе, надо упомянуть основные имена этой богини. У Матери много имен, но основных - десять. Эти десять имен почитаются всеми последователями шактизма, тантры и вообще всеми, кто поклоняется Кали и любит Её. Вот эти имена:  Адья-Кали, Дакшина-Кали, Шмашана-Кали, Бхадра-Кали, Гухья-Кали, Кала-Кали, Кама-Калакали, Дхана-Кали, Сиддха-Кали и Чандика-Кали.

Об Адьи-Кали я невольно написал в теме "Кто ты, Ма Кали?" (Тема через пост выше.) Описывая трансцендентные свойства Махакали - Её имя, цвет, связь со Временем - я и описал Адью-Кали. Изначальную Богиню Мать. О других именах Матери я пока мало что могу сказать. (Пока... :)) За исключением разве что Дакшины-Кали.

Дакшина-Кали. Один из самых популярных образов Матери Кали в Индии. Я уже много раз писал, что знаменитый Храм Кали в Калькутте и весь храмовый комплекс вокруг храма, называется Дакшиненшвар. Но как-то не сильно задумывался - а почему, собственно, он так называется? Все очень просто - образ Матери, стоящий в калькуттском храме, носит имя Дакшина-Кали. Отсюда и Дакшинешвар.

Кто такая Дакшина-Кали?.. Её называют Матерью поэтов, философов и мистиков. Она щедро одаривает их своими дарами. Дакшина, в ведийской религии означает плату, или вознаграждение за религиозный ритуал. И без этой платы ритуал не будет действенным. Получается, Дакшина-Кали - это та Реальность, без которой ритуал не будет мистически эффективным. Дакшина-Кали означает особое, выдающееся положение Кали в плане мистических даров.

Имя Дакшина-Кали появилось в связи с историей, связанной с богом смерти - Ямой. (Именно Яма является в индуистской традиции богом смерти, а не Кали, как думают на Западе.) А история такая: когда Кали явила себя в образе Дакшины-Кали бог смерти Яма, узнав об этом, в ужасе бежал куда-то на юг. И с тех пор он никак не может забрать в свое царство мертвых тех, кто искренне и чистым сердцем почитает Мать Кали. Он очень опечален, но ничего поделать не может. Поэтому еще одно значение имени Дакшина-Кали означает - Та, Которая побеждает смерть. Или, Та, Которая превосходит бога смерти Яму.

Если я правильно понял, Дакшина-Кали обычно изображается стоящей на Шиве. То есть, не просто наступившей на Божественного Супруга, а стоящая на Нем. (Есть изображения, где Она сидит на Шиве - но это уже больше тантрические образы.) Толкование этого Образа Матери не так уж сложно. Шива лежит как труп. Что означает непроявленную Вселенную - энергию и материю, находящуюся в состоянии абсолютного покоя и небытия. Дакшина-Кали, наступив обоими ногами на Шиву как бы проявляет эти спящие энергии во вне, в созидание. Из небытия в бытие... Увы, это пока все, что я могу сказать.
Дакшина-Кали:

Дух дышит, где хочет

« #90 : 22 Сентябрь 2020, 22:42:59 »
Пробегусь по основным именам Матери Кали. Что эти имена означают - какие свойства Богини Матери выражаются через эти имена.

Шмашана-Кали

Смашан, или Шмашан - так называется место, где кремируют трупы умерших. (Думаю, все знают, что в Индии не закапывают умерших в землю, а кремируют.) Так что не сложно догадаться, что эта форма Матери Кали связана с местами кремации. И непосредственно со смертью физического тела. А так как смерть обычно вызывает в человеке страх, то и, соответственно, образ Матери может принимать устрашающие лики. Вот одно из описаний:

«Она подобна горе из сурьмы, и живёт на местах кремации. У Неё три глаза, волосы растрёпаны, и смотреть на Её истощённое тело страшно... Она пожирает сырое мясо, обнажена, на руках и ногах Её украшения, Она пьяна и улыбается. Она черна, как гора черной мази, Ее местопребывание - место сожжения трупов. У Нее растрепанные волосы, иссушенное тело и устрашающий вид. У Нее впалые красные глаза. Она держит в правой руке череп, наполненный вином и в левой руке - свежеотрубленную голову, с улыбающимся лицом..."
abhidharma.ru/A/Ioga/Tantra/Content/0001.pdf


Интересный момент. Обычно смерть у нас ассоциируется с бледной, холодной старухой с косой. Но Шмашана-Кали не холодна, а напротив - огненна. Её огонь сжигает все низкое, греховное, преходящее, материальное. Для кого-то смерть страшная, неотвратимая неизбежность - она вызывает ужас. Соответственно и образ Шмашана-Кали тогда приобретает ужасные черты, описанные выше. Но совсем другую картину видел великий индийский святой 19 века Рамакришна. (О Рамакришне можно прочитать здесь.) Как-то вместе со своим спутником, Махтуром, Рамакришна отправился в паломничество по святым местам Индии. Они проплывали, по реке, мимо священного города Индии Варанаси. Этот город славится своим большим Шмашаном, который растянулся вдоль берега реки. Когда паломники с Рамакришной поравнялись с местом сожжения умерших, Рамакришна увидел, как его возлюбленная Мать Кали бережно принимает на руки души умерших. (Пока их тела горят на погребальных кострах.) Помогает этим душам в их дальнейшем посмертном пути... Одна и та же форма Матери, а какой разный взгляд.

Гухья-Кали

«Одна из девяти Кали. Почитание описано в «Махакала-самхите...»»
abhidharma.ru/A/Ioga/Tantra/Content/0001.pdf


У Неё устрашающее лицо, но при этом Она улыбается. Она носит черные одежды. На Её голове сияет месяц. Её руки и ноги украшены браслетом из змей. А великий змей Ананта, имеющий тысячи голов с капюшонами - укрывает Её сверху. Рядом с Гухья-Кали стоит Шива. Но не как Божественный Супруг, а как маленький мальчик. Ей служат великие мудрецы.

Слово "Гухья" - означает и тайну и мудрость. Таким образом, это имя Матери можно расшифровать как Тайна-Кали, или Мудрость-Кали. Вот почему в этой форме Матери присутствуют змеи. Змея - символ мудрости. 

Чандика-Кали, более известная под другим именем - Чамунда-Кали

Она имеет мудрые глаза... Она смотрит на всё внешнее или внутреннее во всей Вселенной. Она дает молчаливые указания из Аджначакры (третий глаз), давая нам возможность получить эти указания из нашего собственного сознания!.. Чамунда-Кали – олицетворение духовной Силы и мудрости Кали. Этот аспект связан со способностью видеть незримое, проникать в суть вещей...
abhidharma.ru/A/Ioga/Tantra/Content/0001.pdf


Имя Чамунда было дано Матери после того, как Она уничтожила двух непобедимых генералов армии демонов. Генералов звали Чамунда и Мунда. Чамунда-Кали очень популярна в Индии. Скоро состоится большой праздник Богини-Матери (осеннее Наваратри). И именно Чамунда-Кали, наравне с Дургой, будет особенно почитаема на этом празднике. Знаменитая наваратринская мантра богине Кали: айм хрим клим чамудайай вичче (кстати, эту мантру может читать любой, как индус так и не индус - никаких посвящений здесь не требуется) - обращена к Кали в форме Чамунды.
Изображения:
Шмашана-Кали (вверху) и Чамунда-Кали (внизу) :)

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 22 Сентябрь 2020, 23:27:14, Вадим Булычев»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика