Когда боги работали подобно людям, бремя несли...
(Создание человека ануннаками)
Кто же такие
ануннаки? Полного перевода этого термина не встречал. Также не совсем ясно, где писать два "н" - в первом слоге, или во втором. У одних авторов пишется в первом, у других во втором. Даже в Википедиях (русской и украинской) пишется по-разному. Захария Ситчин переводит ануннаков как "спустившиеся с небес" или "сошедшие с небес". Соответственно, те боги, что не стали спускаться небес, а остались на небесах (по Ситчину - на орбитальной станции) - называются
игиги. Это как бы старшие боги. Одно из значений слова "игиги" - старшие князья. Таким образом боги шумерского пантеона делились на две категории: старшие боги, оставшиеся где-то на небесах - игиги - и младшая группа богов, числом около пятидесяти, спустившаяся с небес на землю - ануннаки. Впрочем, это деление очень условное. И нередко верховных божеств (игигов) также называют ануннаками.
Главой же всей семьи богов (как спустившихся с небес, так и оставшихся) был АН. В более поздних вавилоно-ассирийских текстах Ан стал Ану:
Обитель Ану и его царство находились на небесах. Именно туда отправлялись другие боги Неба и Земли, нуждающиеся в совете или помощи, и именно там они собирались на совет богов для разрешения внутренних споров или принятия важных решений. Многочисленные древние тексты описывают дворец Ану (вход в который охраняли бог Древа Правды и бог Древа Жизни), его трон, а также поведение других богов в его присутствии... Хотя Ану жил в небесной обители, в шумерских текстах сообщается о нескольких случаях, когда он спускался на землю, — во времена серьезных кризисов, для нанесения официальных визитов (в сопровождении своей супруги АНТУ)...
Вторым по могуществу божеством шумерского пантеона считался ЭНЛИЛЬ. Его имя означало «владыка воздуха» — прообраз и отец более поздних Богов Гроз в пантеонах других народов Древнего мира. Энлиль был старшим сыном Ану, рожденным в небесной обители, но он сошел на Землю еще в незапамятные времена и поэтому считался главным среди Богов Неба и Земли. Когда боги собирались в небесной обители на Совет Богов, Энлиль возглавлял совет вместе со своим отцом. Когда же боги держали совет на земле, они встречались в доме Энлиля, в храмовом комплексе Ниппура, культового города Энлиля, где находился его главный храм Е.КУР — «дом, высокий, как гора»...
Третьим великим богом Шумера был еще один сын Ану, носящий два имени: Э.А и ЭН.КИ. Как и его брат Энлиль, он был богом Неба и Земли — божеством небесного происхождения, спустившимся на землю.
В шумерских текстах его прибытие на землю ассоциируется с эпохой, когда воды Персидского залива глубже вдавались в сушу, а южная часть страны представляла собой болотистую низменность. Эа (это имя буквально означает «тот, чей дом вода»), который был опытным инженером, осушил болота, организовав прокладку дренажных каналов и строительство речных плотин...
Захария Ситчин, "Двенадцатая планета"Энлиль был младшим сыном Ану. Но он первенец по закону наследования. (Ситчин считал, что законы престолонаследования, что действовали на Древнем Востоке, в том числе и у ветхозаветных иудеев, были переняты ими от богов Шумера.) Энки-Эа был старшим по рождению, но по престолонаследию старшим был рожденный позже Энлиль. То есть, Энлиль, в глазах Ану и других богов, был старшим, "первенцем", так как был ближе к Ану по родственной, кровной связи. Энки был старше Энлиля по времени, но дальше отстоял от Отца Ану в кровном родстве. Этот странный закон о наследовании и "божественных первенцах" и станет впоследствии главной причиной многих бед. Разлад между Эа-Энки и Энлилем позже перейдет в войну между наследниками Энки и Энлиля. Распря между богами самым трагическим образом отразится на истории древнего человечества. Но все это будет потом. Много позже.
Первая группа ануннаков (числом около пятидесяти) прибыла на землю 450 тысяч лет назад. Эту цифру вывел Ситчин, и, само собой, она не признается серьезной академической наукой. Однако расшифрована одна древняя шумерская табличка в которой перечисляются древние допотопные цари, что правили неестественно долгое количество лет, вплоть до тысячелетий. Так что почему бы богам не прибыть на землю каких-то 450 тысяч лет назад?
Старшим среди прибывших богов был Энки-Эа. Боги высадились в океане, недалеко от Персидского залива, который в те времена имел совсем другой вид. На Земле был ледниковый период, уровень воды в океане был низким, при этом многие равнины в южных широтах лежали заболоченными. Так было и в зоне Персидского залива. Где боги провели сложные работы по отводу вод и осушению суши. Был построен первый город.
Боги прибыли на Землю не просто так. Им было нужно золото (по другой версии, просто полезные ископаемые). Золото им было нужно не для украшений, а для целей человеку неведомых; то ли для вечной жизни, то ли для спасения собственной планеты, то ли для какой другой вечной алхимии. Изначально планировалось добывать золото из вод океана. Но такой способ добычи оказался крайне неэффективным. Тогда богам ничего не оставалось, как начать рыть самые обычные шахты, где добывать золото весьма тяжким, но зато надежным трудом. Первые шахты появились аж на Юге Африки; по шумерской мифологии, юг Африки, и все земли, лежащие в нижнем полушарии, назывались "нижней землей". Где-то там, на Юге Африки (или где-то рядом) и был создан ануннаками человек. Только создан он был не для наследования Царства Небесного, не для вечной жизни, а, увы, по причинам гораздо более прозаическим. Шумерская табличка, рассказывающая о сотворении человека, так и начинается словами, вынесенными мною в заголовок:
Когда боги работали подобно людям, бремя несли тяжкое... Или вот еще, оттуда же:
Десять лет они тяжко трудились. Двадцать лет они тяжко трудились. Тридцать лет они тяжко трудились. Сорок лет они тяжко трудились... Увы (еще раз). Человек был создан как слуга богов, как чернорабочий, как тот, кто должен облегчить тяжкое бремя богов. А началось все с восстания рядовых ануннаков, которым осточертела монотонная работа в шахтах "нижнего мира". После этого восстания боги собрались на большой Совет, на котором и было принято решение создать человека. Создать человека поручили богу Энки (собственно, этот бог и предложил идею сотворить помощника). По другой версии, из сказания о "спящем Энку", боги разбудили Энки и сказали, что Совет постановил ему создать человека. И Энки ответил, что творение, о котором вы говорите, уже существует. Придайте ему (творению) наше подобие богов.
Захария Ситчин считал, что под творением, "которое уже существует" и которому осталось лишь придать "подобие богов", Энки считал человекообразную обезьяну или некое переходное звено от человекообразной обезьяны к человеку. Вот как описывает это существо шумерский "эпос о Гильгамеше":
Шерстью покрыто все его тело. Подобно женщине, волосы носит. Пряди волос как хлеба густые. Ни людей, ни мира не ведал. Одеждой одет он словно Сумукан. Вместе с газелями ест он травы. Вместе со зверьми к водопою теснится. Вместе с тварями сердце радует водою.С этого "переходного звена" был взят генетический материал и смешан с генами ануннаков. И спустя какое-то время, методом долгих проб и ошибок, аннунакам, под руководством Энки и богини НИН.ТИ, удалось создать первого человека. Произошло это около 300 тысяч лет назад. Но это был еще не Адам (Адапе, по-шумерски). Это был первый "примитивный человек", "человек-слуга", а Адам стал первым "мыслящим человеком". Но это все случится чуть позже.
На древнем изображении богиня Нин-Ти держит первого сотворенного человека.
(продолжение следует)