всё бы ничего, если бы не пафос у современных неоязычников притивопоставлять при любом поводе языческие мифы христианству. Вместо попытки согласования одного мифа с другим (как это сделано у Д. Андреева и Е. Морошкина) - мы видим пафос противопоставления, обвинения христианства, ожесточённого и упорного.
Да, это то, что и меня сильно огорчает.
К сожалению, и "противоположная сторона" (в данном случае РПЦ) в долгу не остается. Решил вот почитать, что пишут о неоязычниках их оппоненты (в первую очередь православные). С критикой христианства неоязычниками я довольно хорошо знаком. А вот что отвечает "другая сторона"? И отвечает ли? Поисковики по теме критики неоязычества православными сразу выдают материалы с примерно такими заголовками: "неоязычество как спец.проект Запада по разрушению России" и т.п. Из более объемных критических материалов выделяется книга протоиерея Георгия (Максимова) "Православие и неоязычество, где правда?" Скачал. Почитал. Увы, от некоторых выводов отца Георгия хочется только самому стать неоязычником. Например, разбирая один из неоязыческих мифов о 9 миллионах якобы убиенных христианами язычников, после Крещения Руси (9 миллионов - это, действительно, бред; но и отнюдь не значит, что все происходило безболезненно и без крови); и уверения неоязычников в том, что боги древней Руси были для русов родными, их старшими пращурами, а они богам были - "внуци даждьбогови", их дети, - отец Георгий пишет, что наши предки поклонялись своим богам ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из-за страха. То есть, древние русы ужасно боялись богов и постоянно их умиротворяли жертвами, нередко человеческими. Поэтому когда на Русь пришло христианство, наши предки просто с величайшей радостью бросились в объятия христианства уже только потому, что христианский бог не требовал кровавых жертв, а Сам принес себя в жертву.
Отец Георгий постоянно подчеркивает, что русы до Крещения НИЧЕГО СВОЕГО НЕ ИМЕЛИ! Даже монеты печатать не могли - не умели! Жили, практически, первобытно-общинным строем. Иногда совершали дикарские разбойничьи нападения на Византию и т.д. и т.п. А неоязычники, само собой, врут все от начала до конца... Ярослав, как ты думаешь, будут ли способствовать подобные выводы отца Георгия относительно языческой Руси диалогу с неоязычниками? Ответ понятен
.
Со стороны светских критиков неоязычества выделяется книга Виктора Шнирельмана (какая благозвучная фамилия для неоязыческого уха
) "Русское родноверие". Шнирельман тоже пишет, что ничего своего русские до Крещения не имели. И что академик Рыбаков был очень неправ, в своей книге "Язычество Древней Руси". Мол, его реконструкция языческого пантеона не выдерживает никакой критики (потому как и не было никакого пантеона)... и вообще, академик занялся не своим делом.
Шнирельман в своей книге приводит краткую историю неоязыческого движения. Что порадовало. От "жидобойного" оголтелого национализма 90-х неоязычники постепенно отходят. Как и от политических течений вокруг всего этого. Сейчас неоязычники больше заняты созданием языческого пантеона древнерусских богов и экологическими темами. Это радует. Но диалога пока не предвидится. Желания нет ни у той, ни у этой стороны. Увы, еще раз.