Гражданская Мировая война
У меня есть сомнения насчёт того, что заявление Мединского являлось лишь некоей странной единичной выходкой. На мой взгляд это целый последовательный курс, ныне осуществляемый либеральной половиной Кремля.
Разумеется, это не личная инициатива Мединского (его, бедолагу, принесли в жертву), но даже и не свидетельство существования в государстве двух воль: условно патриотической и условно либеральной (прозападной). Всё гораздо глубже и страшнее.
Да, сейчас напрашиваются параллели с Гражданской войной, где красные и белые воевали за своё видение будущей России после краха Российской империи. Очень много говорящих аналогий можно провести. Но все они начинают хромать, когда уясняется, что за одной из воюющих сторон стоит глобальная Система, уже вкусившая власти над миром и уверовавшая в свою победу после крушения альтернативной Системы с такими же мировыми претензиями (условно - коммунистической). Белых поддерживали извне, но это были страны, национальные государства, а не глобальная Система. В этом принципиальное отличие нынешней войны от всех гражданских смут в истории.
А так, да, Гражданская война и разделяет государство на две части, но это противостояние пронизывает всё общество, сверху донизу, а не только властные элиты. В этом весь ужас гражданских войн, когда брат идёт на брата. И за каждым - своя правда, своя вера, своё понимание добра и зла, свой героизм и своя жестокость. 30 лет внутри Российской метакультуры шла подспудная Гражданская война, разделяющая надвое не только государство, но саму культуру (душу) народа. То вспыхивая на поверхности, то уходя вглубь, тлела эта внутренняя вражда и непримиримость двух систем ценностей, двух противоположных воль и двух несовместимых друг с другом образов будущего.
Долгие годы верховной власти удавалось сдерживать эту внутреннюю вражду, воздавая "всем сестрам по серьгам", балансируя между двух ненавидящих друг друга систем ценностей. Отсюда выработался сам стиль путинской эпохи, тактика её правления, отсюда же и недовольство ею с прямо противоположных позиций: и недостаточный патриотизм, и недостаточный либерализм.
Что же случилось в мире, поставившее предел такой политике, заставляющее делать последней выбор и называть вещи своими именами? И есть ли какая-то иная, "синяя" позиция, возвышающаяся над условными "белыми" и условными "красными"? Есть ли теперь место для такой позиции, какую занимал, например, Максимилиан Волошин и какая была исполнена тогда исторической мудрости и высшей правды?
Пока мы не ответим в сердце и уме своём на эти вопросы, мы не сможем примирить в себе совесть и честь, любовь к Родине и Божественную идею всеединства. Не сможем выйти за пределы "лагерного мышления", в котором свои всегда правы и за ними вся правда, а чужие всегда не правы и за ними только ложь. Так было, но так не стало.
А стало вот что. Во второй половине 20-го века сформировалась всемирная Система, должная объединить человечество на основе своих ценностей. Условно - это либеральная западная модель. И к началу века 21-го она пришла к власти над миром, где напрямую, а где в умах. Иной альтернативы не осталось как политической силы и привлекательной социально-экономической модели. Этот апофеоз сыграл с победившей Системой злую шутку.
Внутри неё началась неизбежная трансформация инфернального плана: воля к единству заместилась волей "всё не-я должно стать мною", волей эгоической и демонической. Все благие ценности этой Системы стали выхолащиваться изнутри и замещаться своими духовными антиподами. А в последнее десятилетие Система словно форсировала этот процесс, маски стали спадать одна за другой. Всем иерархиям, кроме финансовой, была объявлена война на уничтожение: национальным, религиозным, культурным и даже родовым (институт семьи). Обнажилась воистину дьявольская личина за ставшими совершенно пустыми декларациями о демократии, свободах и правах человека. И эта личина ничего не сулила народам, кроме вырождения их культур и духовной смерти. От привлекательности "мещанского рая в свободном мире" не осталось и следа.
Но параллельно с демонизацией глобальной Системы шёл и другой процесс: нарастало творческое бесплодие в ней самой, она дряхлела и слабела с той же скоростью, с какой распространялась вширь. Нарастало и сопротивление её антикультуре в культурах национальных.
Что послужило спусковым крючком для открытого вызова Системе со стороны России, что уяснилось нашему государству как смертельная угроза, мы не знаем. Может быть, со временем этот узловой пункт последней развилки историки обнаружат. Пока ясно следующее: в этой войне компромисс невозможен. Либо Россия выйдет из Системы полностью, либо России не будет вообще. Тот же выбор стоит и перед Системой: выход из неё России и появление на белом свете реальной альтернативы запускает цепную реакцию в мире и внутри самой Системы - необратимый и очень быстрый процесс её разрушения. Таким образом, итогом войны будет либо существование России как самостоятельной цивилизации, либо продолжение гегемонии девальвировавшей самоё себя глобальной Системы. Обеим им уже нет места на планете. Такова метаисторическая реальность.
На осколках этой Системы начнут формироваться альтернативные модели. Отношения между ними и определят историю последующих веков. Победа же Системы с исчезновением России как исторического игрока в любом случае будет пирровой и временной, но бед и страданий она принесёт миру великое множество. Мир в прямом смысле слова тогда начнёт балансировать на грани духовной Смерти, которая страшнее смерти физической неизмеримо.
Неолиберальная Система и её антикультура пронизывает весь быт человека, поражает своим тлетворным дыханием его внутренний мир, его тайную свободу. Антикультура делает невозможным бытие культуры с её иерархией качества вообще, как исключает и существование иных иерархий: национальных, религиозных и семейных. Временный союз неолиберализма с нацизмом также неслучаен: в обеих ментальных матрицах есть избранные и недочеловеки (в отличие, например, от коммунистической, красной идеи). Духовно и нравственно Хиллари Клинтон или Билл Гейтс, при всей разнице масштабов, почти неотличимы от какого-нибудь Семёна Семенченко или Андрея Билецкого.
Вот что стоит за одной из сторон нынешней Гражданской войны в Российской метакультуре. И это делает невозможной нравственно какую-то третью ("синюю") позицию: победа тех, кто воюет на стороне Системы, несёт России не альтернативную историческую модель, а смерть. И духовную, и физическую. Выбор же между жизнью и смертью исключает третий, компромиссный вариант.
Этот выбор между жизнью и смертью России как цивилизации вносит коренное (даже корневое) отличие в нынешнюю Гражданскую войну. Это не какая-то военная операция локального значения и даже не Гражданская война, но война Мировая. Так как её итог будет чреват последствиями для всего мира, и последствия эти невозможно преувеличить, это воистину глубинная развилка в человечестве и страшный выбор. И выбор надлежит сделать каждому, отсидеться в третьей позиции или в полупозиции уже не получится.
Этот метаисторический и духовный выбор вносит коррективу и в привычное за эти годы разделение внутри российского государства и общества на патриотов и либералов. Внутри самих патриотов проходит тот же самый выбор между жизнью и смертью, как и внутри либералов. И в том, и в другом лагере есть сделавшие внутренне выбор в пользу жизни и в пользу смерти. Что вносит в понятную доныне картину неимоверную сложность и не даёт ни одного простого решения в виде какой-то идеологии, должной стать единственной и ведущей. (Приведу конкретный пример такого внутреннего выбора в пользу смерти в среде патриотов в следующем посте, где хочу поговорить о т.н. "православном социализме" или о "социализме с человеческим лицом".)
Давняя беда российского государства - недоверие к народу, неумение признавать свои ошибки. А у государственной модели, строившейся долгие годы на удержании под спудом идущей в глубинах государства Гражданской войны и на компромиссах между непримиримыми началами, эта беда недоверия к народу достигает критического уровня. Только во времена смертельной опасности государство обращалось к народу "Братья и сёстры"... Такое время неумолимо приближается.
И если государство не найдёт в себе силы признать самые вопиющие свои ошибки: просчёт в первоначальном плане военной операции, пенсионную реформу, финансовую политику (потерю национального резерва и т.п.), ювенальную юстицию, гибельную для культуры политику в сфере образования, бездарную оптимизацию здравоохранения и морок кампании с вакцинацией, - то опереться на доверие народа, не только в России, но и на Украине, будет крайне сложно. А без такой опоры и с расчётом лишь на военную силу эту войну можно и проиграть. Не Украине проиграть, но Системе - не на полях сражений (хотя и там тоже), но внутри самого государства.
Никакие хитрые планы и переговоры, никакие полупозиции и компромиссы не спасут тогда Россию. И выскочит опять, как чёрт из табакерки, на руинах государства какая-то новая сила, вроде большевиков в 1917-м году. И России придётся вновь в своей истории пройти через диктатуру. Очень хочется верить, что до такого кризиса государство теперь не дойдёт и найдёт в себе силы обратиться к народу со словом правды и покаяния за совершённые им ошибки. Врать своему народу во время войны нельзя.