Кургинян о родонизме
В небольшом ролике-интервью, который я приведу в конце своего текста (пока Ютуб вроде бы работает в России), ни разу не употребляется термин "родонизм", но вся его суть, все исторические параллели и текущие политические иллюстрации сводятся именно к
родонизму. То есть, к тому
неизбежному выводу, что любые, самые благие намерения, ведущие к самой благой цели, если они уповают на торжество в мире
единой духовной, мировоззренческой, политической, религиозной, культурной, социальной и т.п. системы,
в реальности приводят мир к тотальной
вражде, культурному и нравственному вырождению, то есть - ведут в Ад. Происходит та же незримая подмена в глубине глубин этой единой системы, что произошла и в родонизме, переформатировав в нём Розу Мира в нечто ей прямо противоположное и абсолютно ей враждебное - по реальным плодам, по их смыслу и по атмосфере внутри таких сообществ.
Главное, что хочется подчеркнуть вновь и вновь, это
неизбежность такой духовной подмены и смены вектора на противоположный в
любой системе (самой что ни на есть благой), как только она начинает претендовать на универсальность. Это касается только гуманитарных систем, в которых уже в силу их гуманитарности присутствует духовная составляющая, не отделимая от человеческой личности.
Единственной универсальной мировой системой, которая не изменила своей сути на инфернальную (злую, карикатурную), смогла стать только естественная (объективная) наука и её методология. Исключительно за счёт вынесения духовности (а следовательно, и человеческой личности) за скобки, наука смогла остаться нейтральной и в то же время универсальной системой и методологией. Она вся от мира сего, если использовать религиозный символ. Но в этом же символе есть и указание на
князя мира сего. Таким образом, оставаться нейтральной к любой духовности наука может до той поры, пока какая-то иная Система (не научная) не стала универсальной, затем в ней не произошла
неизбежная инфернальная метаморфоза. И уже после этого наука становится послушным (безликим) инструментарием для этой универсальной Системы, то есть теряет разом всю свою хвалёную объективность, как и нейтральность в духовной сфере.
Мою книжку о родонизме мало кто читал, а ещё меньше тех, кто её понял. Видеть в ней войну с какими-то рм-форумами, с какими-то личностями там, с какими-то конкурентами и т.п. - это один в один такое же понимание реальности, какое демонстрируют сейчас те, кто видит причину войны на Украине в Путине, во вражде русских и украинцев, в политической системе, в конкуренции с Западом и т.д., и т.п. Такому пониманию кажется, что ст
оит найти некую благую политическую и экономическую систему и признать её всем странам как универсальную, так на земле воцарится мир и благолепие. Во всяком случае, завет кота Леопольда "ребята, давайте жить дружно" в такой доброй универсальной Системе из утопии превратится в реальность.
А вот в реальности-то оказывается всё с точностью до наоборот - именно универсальность и единственность любой Системы ведёт к бесконечной вражде, духовному, а затем и физическому вырождению. Именно такую
неизбежность трансформации Розы Мира в её духовный антипод (родонизм, имя условное) я и попытался показать в своей книжке, как и проанализировать причину этой неизбежной духовной катастрофы. Эта катастрофа вытекает из самой претензии какой-то системы на универсальность, с одной стороны, и от внесения квазинаучной методологии, устраняющей личный (субъективный) фактор в некой объективной системе знаний, - с другой. Второе и говорит как раз о том, что данная духовная катастрофа не только не зависит от личностей, но и не может от них зависеть. Более того, именно устранение личного (субъективного) начала и является одной из причин такой катастрофы для любой гуманитарной системы. То же самое происходит и в системах политических, и экономических. И Кургинян показывает на конкретных иллюстрациях (как я на истории рм-сообщества) неизбежность инфернальной трансформации и суть этой трансформации в системе глобализма.
Даниил Андреев писал о миссии Северо-Западной метакультуры установить в мире демократический политический строй как некий универсум и создать при помощи технического прогресса относительно благополучный уровень жизни для всего человечества. А миссия России, по словам Андреева, заключается в том, чтобы затем внести в эту Систему светлое духовное начало, объединяющее в гармоничный ансамбль религии и культуры. Родонизм (как научно-объективное понимание творческого процесса и религиозного пророчества) воспринял эту весть абсолютно буквально и увидел в ней указанный духовидцем путь к Розе Мира, золотому веку человечества.
Что же произошло в реальности? Да, действительно, западная политическая и экономическая модель осуществила свою претензию на универсальность. И на первых порах - успешно, устранив в итоге своего основного политического конкурента, другую универсальную доктрину, коммунистическую. Россия также вписалась в новый универсум. И тут начался тот же самый процесс внутренней инфернальной метаморфозы в универсальной системе, который я и описал в книжке о родонизме. Тот же самый процесс мы анализировали и в дискуссиях о философском синтезе, рассматривая два его прямо противоположных вектора - Богочеловеческий и человекобожеский.
Один в один тот же процесс можно наблюдать в любой гуманитарной сфере, когда она претендует на то, чтобы стать "
духовной наукой". (Ссылки на такие дискуссии дам в конце поста как примечание.)
Старожилам рм-сообщества было бы интересно на примере своей истории отследить тот же самый процесс, что привёл в итоге глобальную либерально-демократическую Систему к её нынешнему состоянию. Как в капле воды - всё то же самое и в маленьком сообществе, воспринявшем книгу великого поэта как объективную универсальную мировоззренческую систему, и в глобальном мире. Система начала за здравие, а кончила за упокой. Её части, вместо культурного расцвета и гармонии целого, двигались неукоснительно к творческому бесплодию, духовному вырождению, отчуждению друг от друга и растущей внутренней вражде.
Россия, вписанная в глобальную Систему, точно так же культурно и духовно вырождалась и никакой миссии по оплодотворению глобальной Системы светлой духовностью и претворению её в Розу Мира осуществить бы не могла никогда. Проще всего сказать, что Роза Мира, описанная Даниилом Андреевым, это очередная утопия. Историческая реальность вроде бы подтверждает такой вывод полностью. Но так ли это просто?
Если бы у России в истинной реальности не было метаисторической миссии к осуществлению Розы Мира, то она не взбунтовалась против глобальной Системы. А если миссия такая есть, то есть в будущем и то, ради чего дана миссия; и тогда только Россия и должна была взбунтоваться против страшной глобальной подмены. И пойти на неё войной. Причина войны на Украине в том, что Роза Мира не утопия, но великая надежда. А вот глобализм (родонизм - как маленькая, но наглядная иллюстрация его) - её смертный враг, враг метаисторический и духовный.
Именно в Розе Мира, ставшей единой всемирной системой, воцарится Антихрист, по Даниилу Андрееву. Это и будет финальным актом того же процесса, который я рассматривал как трансформацию Розы Мира в родонизм и который привёл глобальный демократический идеал к своему инфернальному антиподу за последние полвека. Я недаром свою книжку построил вокруг поэмы о Великом инквизиторе. (К слову, запрет Достоевского первым из русских писателей в современном западном мире абсолютно неслучаен.) Достоевский показывает, как христианство может внутренне трансформироваться в свой духовный антипод.
Эпштейн совершенно справедливо дал название своей статье "Роза Мира и царство антихриста: о парадоксах русской эсхатологии" - и к правильным выводам там пришёл. С одной оговоркой: он прочёл книгу Андреева теми же глазами, что и любой родонист. И подверг разоблачению именно родонизм, называя его "Розой Мира". А эта формальная подмена переводит всю правду Эпштейна в абсолютную ложь.
Да, Даниил Андреев свои личные политические взгляды и свои личные симпатии и антипатии внёс в книгу "Роза Мира" и не мог не внести. И великий Данте своих политических противников поместил в Ад всех до единого. В чисто человеческом нет зла. Зло начинается тогда, когда хотят отделить личность от ею созданного ради объективного знания. Такое возможно только в естественной науке, исследующей исключительно материальный мир как мир бездуховный. Законы Ньютона и Таблицу Менделеева можно познавать в отрыве от открывших их личностей. Но как только вносится
духовное измерение в научную методологию, так сразу же она перестаёт быть объективной, с одной стороны, а личность исследователя становится неустранимой из неё, а его методология неповторимой. Это мы ярко видим на примере "Теории Времени" академика Н.А. Козырева.
В сферах же гуманитарных личное начало играет ещё более существенную роль. Причём чем духовнее предмет, тем больше в нём личности его
сотворившего. И тем меньше возможности создать на такой основе объективную методологию и научную систему знаний. Такая система может быть создана только за счёт ряда духовных подмен и конечной своей трансформации в систему инфернальную.
Содружество религий, которое Даниил Андреев провидит как Розу Мира, основанное на некой универсальной мировоззренческой системе научно-духовных знаний и объективной методологии, отделяющей знания ложные от истинных, чисто человеческие привнесения от духовной истины, это и есть необходимое условие для воцарения Антихриста в религиозной и культурной жизни. Точно таким же необходимым условием для него является единая политическая и экономическая модель, устраняющая все национальные государства как исторических игроков.
Именно так и воспринимает Розу Мира родонизм, а главным препятствием для неё считает уицраоров, ставя знак равенства между ними и сверхдержавами, обрамляющими разные цивилизационные типы. Это и есть
изнаночное понимание Розы Мира, её духовный антипод. Вот такое глубинное метаисторическое противостояние двух глобальных мировых воль я и называю символически Духом Системы и Духом Диалога. В частной иллюстрации это родонизм и Роза Мира как прямо противоположные духовные вектора.
Существование на Земле разных цивилизаций и разных религиозных систем является главным условием отображения в мире Божественной полноты, с одной стороны, и главной страховкой от духовного вырождения человеческих культур - с другой. Существование нескольких сверхдержав и цивилизационных типов и есть основное препятствие для духа антихристова. (Всё с точностью до наоборот, чем в родонизме.) И уже только поэтому распад единой долларовой системы - несомненное благо для человечества, дающее ему ещё один исторический шанс.
Объединить в одной политической и экономической модели разные цивилизации можно только за счёт их духовного обеднения, ведущего к вырождению их культур. Нельзя никакой объективной методологией объединить в одной системе религии (и созданные ими цивилизации) времени исторического и поступательного (все авраамические) и религии циклического времени (индуизм, буддизм, даосизм) - даже на правах свободной унии. Это можно сделать только по аналогии с систематизацией научной, то есть - за счёт выхолащивания из религиозных систем духовного начала.
Точно так же и для любой другой гуманитарной сферы - единая система в них возможна только за счёт выхолащивания начала творческого. А в политической и экономической областях - за счёт унификации и деградации личности как таковой. Что мы и видим на примере западных политических элит, то есть на примере Системы, претендовавшей до последнего времени на универсальность. Та же претензия привела и к деградации личностей в элите коммунистической. Китайскую модель, к слову, спасает от такой деградации отсутствие в ней универсалистской воли.
Роза Мира - это
гармонизация отношений разных систем и цивилизаций, прежде всего
внутри них самих. И поэтому я назвал
общение "первым ключом" Розы Мира. (О "трёх ключах" Розы Мира и о
ключевых подменах её духовной сущности в родонизме - см. в заглавной книжке этой темы.)
Вот против таких подмен в глобальной Системе и взбунтовалась в итоге Россия, не сумевшая до конца предать своё первородство ради чечевичной похлёбки и оставшаяся верной, вопреки всем нашим грехам и падениям, своей метаисторической миссии - носительницы духа Розы Мира, Духа Диалога. Это поистине вопрос жизни и смерти, и для самой России, и для всего Мiра. Вот что ныне происходит на Украине. О такого уровня смыслах в современных политических противостояниях и говорит Кургинян в этом небольшом интервью:
https://youtu.be/BOS6ILy-QIQ
Примечание для любознательных:
Богочеловеческий и человекобожеский синтез (реальность и утопия)
Духовная наука (про и контра)
Идеи Козырева: 30 лет спустя