Под свою ответственность публикую здесь последнее моё письмо Павлу Алексееву (из состоявшейся на днях нашей с ним обширной переписки). Причина - в этом письме затронуты несколько принципиальных вопросов, касающихся и событий глобальных, и локальных в т.н. "рм-сообществе", и смысла нашего портала, как относительно этого сообщества, так и в культуре. Чуть отредактированы в письме только слишком личные моменты, убраны пара имён. Остальное без купюр.
Здравствуй, Павел!
Война срывает маски, делает явным то, что копилось под спудом в "мирной жизни" и что в итоге и привело к войне. Это как лопнувший нарыв, с болью, гноем, кровью... Но это и путь к выздоровлению, если другого не осталось. Война грубо ставит человека перед выбором - практически "чёрно-белым". Почти невозможно увильнуть...
Ты затронул несколько очень важных вопросов. И видно, что они тебя мучают. Постараюсь кратенько по ним что-то сказать. Вдруг поможет когда-нибудь, даст дополнительную пищу для раздумий.
По делам. Открыть форум на стандартном движке, когда уже есть его главная тема и народ, вокруг неё собравшийся, большого напряжения творческой воли не требует. Так и был открыт "орг" после того, как закрылся "маяк". Публика была уже, тема была. Остальное дело техники.
А что дальше?.. Только планы на будущее. То газета с миллионом читателей, то кооперативы (ни одного нет, но есть планы). И это называется "делом", которое противопоставляется именно как дело, как будто бы уже совершённое, разным "искусствоведам на деревьях" и "демагогам". Такова сама среда. Прожекты, лозунги, обещания и... и пустота в итоге. М. типичен для этой среды. Сколько там было таких прожектов! Был, например, тот же Ц. с его планами (экоцентр, живая планета, фестиваль друзей и т.д., и т.п.) - результат тот же. А ведь и я поверил поначалу, что Ц. "человек дела", в отличие от нас, теоретиков...
Антикультура создаёт имидж, но бессильна создать реальные плоды. Имидж - как способ дискредитации и окарикатуривания того предмета, на котором данная тема антикультуры паразитирует. В нашем случае - это Роза Мира и творчество Даниила Андреева. Результат многолетней рм-форумной жизни - маргинализация Андреева в культуре. Это тоже не цель, но одно из средств.
Тебе мои выводы о т.н. "родонизме" казались теоретическими, ты видел в них лишь внутривидовую конкуренцию. Но реальность заставит возвращаться к этому предмету в своих размышлениях тебя вновь и вновь, раз уж ты так близко к сердцу принял последние события. Кроме политического аспекта в них есть и культурный: это война с антикультурой, несущей всем культурам духовную смерть. И каждый феномен ведёт себя так и выбирает ту сторону, как ему диктует глобальная матрица.
Можно с абсолютной точностью предсказать симпатии и антипатии любого человека в этой войне, если знаешь, в какой системе ценностей он пребывал - в системе антикультуры с её количественными критериями или в культуре с её приоритетом качеств. Я не знаю ни одного прокола: всё как по писаному. Кому служил на деле, а не на словах, на стороне того и оказался, когда пришла война. Поведение всяческих "звёзд" масскульта - из той же корзины: сравнить по реальным плодам и стадиям - не представляет труда. Причём один и тот же человек мог пребывать в одной системе первую часть жизни и перейти в другую во второй, но плоды его там и там говорят сами за себя, они и обуславливают его нынешний путь и выбор.
Чтобы мои слова не казались голословными. Чуть о делах, к которым и я, "демагог", приложил руку. Только самые последние и очень бегло. А.Г. Гачева вернулась к печатанию книги с докладами к 110-летию Д.Л. Андреева. В неё войдут и два наших больших текста: Морошкина и мой. Творческое наследие Ф.Н. Козырева наиболее полно представлено в Сети на нашем сайте (об этом чуть ниже, когда речь пойдёт о Зубове). Также у нас остался сайт "Тезаурос" - а в нём, кроме самой идеи, два разработанных и очень качественных учебных курса по религиозному образованию. По духу - это и есть Роза Мира! Будет досуг, ознакомься с ними. Это дело. В прямом смысле слова.
Когда культура вернётся к нормальной жизни, когда раковая опухоль антикультуры будет побеждена, в том числе и политически, такое духовное богатство не может быть не востребованным. Через Козырева к нам пришёл и Роман Перельштейн, ученик и продолжатель семинара Померанца и Миркиной. И это ещё одна духовно значимая связь, которая вводит Розу Мира и Андреева в настоящую культурную жизнь и очень высокого уровня, вытаскивает из маргинального состояния, куда их загонял родонизм (имя условное).
Несколько уже покойных авторов обрели свою нишу в Замке - здесь находятся наиболее полные и качественно исполненные их публикации в Сети. И им тоже придёт свой срок. Как и проектам Евгения Морошкина, включая его Перекличку. Их оценка впереди. Но они уже состоялись как феномены культуры, а не остались в виде прожектов и планов. В этом существенная разница! Сотни часов его бесед с выдающимися представителями нашей культуры, выложенные у нас в фонотеке, также есть феномен культуры. И всё это на портале, в имени которого "Роза Мира".
Только здесь состоялся, пусть ещё не в таком объёме, как должно быть, живой диалог Розы Мира Андреева и Теории Времени Козырева, а также наметился диалог и с Померанцем и его наследием. Нигде, ни в реале, ни в виртуале, такого диалога пока нет. А у нас он не просто есть, но и остаётся в виде множества текстов. Как и диалог с православными на тему Розы Мира - ничего подобного (по глубине, по уровню, по качеству) я не встречал пока ни в реале, ни в виртуале. И это также сотни страниц текста. По материалам Замка можно, говорю без всякого преувеличения, издать десятки книг и в самых разных жанрах, что индивидуального, что коллективного авторства. И не исключено, что такая работа в будущем будет проведена.
Это была конкретика. Для сравнения. И так во всём.
Ты удивляешься позиции профессора Зубова, но сравни его с профессором Козыревым - и всё станет на свои места, в том числе и полярные позиции обоих в отношении последних событий. Сравни их труды, их книги и педагогические курсы. Да и сам человеческий облик обоих. Для этого, конечно, нужно прочесть книги Козырева... В религиоведении Козырев принадлежит культуре, а Зубов антикультуре (масскульту). Один - вершина и качество. А другой - плоскость и количество. Отсюда и известность последнего, так как она и есть следствие принадлежности той системе, что награждала последние 30 лет своих адептов славой и деньгами. Так и работала антикультура, изгоняя истинную культуру отовсюду - из широкой аудитории, с кафедр, из образования и т.д., и т.п.
Если это всё понять и суметь сравнить одно с другим - не имиджи, а реальные плоды и деяния - то вопросов станет на порядок меньше, а главное станет понятно, откуда ноги растут и почему тот или иной человек теперь становится на одну или другую сторону. А такой выбор жизнь ныне заставляет делать всё жёстче и всё определённее. От этого выбора каждого из нас и зависит в конечном итоге тот мир, в котором будет жить человечество дальше.
Состояние общества, когда как-то совмещалось в нём несовместимое: культура и антикультура, образование и деградация, свобода и тирания, творчество и его имитация - это состояние всё большей поляризации двух духов и всё большей их несовместимости в человеческом мире и привело к войне. И победить в ней может либо одна, либо другая система ценностей. А эти системы противоположны - буквально по всем критериям.
Не знаю, смог ли я своими рассуждениями тебе чем-то помочь. Но всё что смог.