Нельзя быть чуть-чуть несвободным
Свобода штука такая, что либо она есть, либо её нет. Во второй части публикации
"Авторское право и культура свободы" я писал про свободное программное обеспечение, которое даёт инструменты для обеспечения свободы в информационном пространстве сети Интернет, да и вообще при взаимодействии с компьютером. Недавняя история с удалением поисковый системы Яндекс и ряда других по политическим соображениям в веб-браузере Mozilla Firefox, который позиционируется как свободный, требует разъяснений. Как так получилось? Какое ПО действительно является свободным программным обеспечением?
Веб-браузер Firefox имеет открытый исходный код, но тем не менее принятие или непринятие изменений в этот код контролирует Mozilla Corporation - коммерческая компания, нацеленная на получение прибыли и подчиняющая законам США. Основой прибыли корпорации является размещение поисковых движков в браузере, установка одного из них в качестве основного по умолчанию. Для того, чтобы эта модель бизнеса работала, в браузере Firefox поисковые движки и многие другие настройки меняются дистанционно. Расторгается договор с поисковой системой, и во всех установленных браузерах эта поисковая система тут же пропадает. Этакий шантаж и вымогательство.
Собственно, именно это и произошло несколько дней назад. На Mozilla Corporation надавили, и контракты были расторгнуты, поисковые системы пропали из браузеров Firefox.
Но дело не в этом. Дело в вопросе, какое программное обеспечение является свободным. Открытый исходный код (Open Source) не равносилен понятию свободного программного обеспечения. Для меня это не секрет, как и то, что Mozilla Firefox никогда свободным ПО не являлось. Но реклама есть реклама, многие пользователи верят рекламе о свободе и заботе об их приватности со стороны корпораций.
Open Source, как правило, так же, как свободное программное обеспечение, гарантирует четыре свободы:
1)Программу можно использовать с любой целью («нулевая свобода»).
2)Можно изучать, как программа работает и адаптировать её для своих целей («первая свобода»). Условием этого является доступность исходного текста программы.
3)Можно распространять копии программы — в помощь товарищу («вторая свобода»).
4)Программу можно улучшать и публиковать свою улучшенную версию — с тем чтобы принести пользу всему сообществу («третья свобода»).
Но с некоторыми ограничениями. При внесении изменений в ПО собранную программу необходимо назвать по-другому, заменить логотип и сделать ряд других действий. То есть требуется обязательно оформить как другую программу. Полностью свободный Firefox развивается под именем IceCat проектом GNU:
https://www.gnu.org/software/gnuzilla/ Из исходного кода браузера каждый раз энтузиастам при выходе новой версии Firefox приходится вычищать весь шпионский код (давайте называть вещи своими именами).
Но главное отличие Open Source от свободного программного обеспечения состоит в том, что свободная программа не позволяет выполнять закрытый код. Firefox занимается тем, что загружает и выполняет код с серверов Mozilla. Но это отключается в расширенных параметрах браузера (about:config). Всё же, когда код открыт, приходится давать такую возможность своим пользователям с расчётом на то, что большинство из них этой возможностью не воспользуется никогда.
Нельзя быть чуть-чуть свободным. Установка закрытого плагина или дополнения для полностью свободный программы делает всю программу несвободной.
Ещё один вывод из этой поучительной истории состоит в том, что открытый код для корпораций не помеха. Там, где решения принимает не сообщество, а коммерческая дирекция, не стоит ожидать только хорошее.
Но и сообщества - это люди. А людей можно мотивировать, пропагандировать, зомбировать... Стадные явления позволяют производить необходимые манипуляции над сообществами.
В 2020 году сообщество разработчиков git (система контроля версий исходного кода) на волне истерии про "жизни чёрных важны" начали обсуждать, а затем приняли решение уйти от наименования дефолтной ветки master (хозяин) в пользу main (главная). Это создало множество проблем для разработчиков во всём мире, но "жизни чёрных важны" оказались убедительнее...
Сейчас в 2022 году, когда западная пропаганда промывает мозги своим гражданам, боюсь, стоит ожидать уже проблемы программистам из России, которых будут заочно ненавидеть некоторые из членов сообществ свободного программного обеспечения.
Нельзя быть свободным, только используя свободные инструменты. Свобода она внутри, сообщества - это хорошо, но стадный инстинкт и ненависть - это не свобода, а рабство...
Получается, что сообщества есть, но свободных оттуда выдавливают рабы. Коллективизм вместо соборности, стадо вместо личностей.