Аналогия эта уместна и справедлива только в контексте сравнения пар "феодализм -- благородство" и "современная культура -- настоящее творчество". В позднюю феодальную эпоху (XV век) встретить благородного рыцаря и уж тем более благородного лорда было несколько проблематично (причина была в устоявшихся династиях).
И тем не менее - это был расцвет Ренессанса!..
Пушкин определял (и высоко ценил!) дворянство по двум признакам: сословие наиболее независимое от государства и кодекс чести. Это очень существенные признаки.
Художник вообще "не от мира сего" (любой), его творчество принадлежит царству свободы, а социум - царству необходимости. Это трагический и неразрешимый в нашем эоне конфликт. Здесь не должно быть никаких прекраснодушных иллюзий. Феодал, как наиболее независимый от государства, от власти денег и власти "социального заказа" (вкуса толпы), мог себе позволить покровительствовать и поддерживать то и тех, что и кого считал нужным. У художника была возможность лавировать, которой нет в моносистеме ценностей (современный вариант). Талант не наследуется, но некоторые черты психики (родовые, генетические) наследуются. И многое передаётся через воспитание. Без качественного отбора нет никакой культуры, по определению. Критерием не может быть ни спрос, ни востребованность, ни успех, ни деньги, а только качество! Этот критерий не находится в социальной плоскости, его определяет творческое Начало Мира, которое мы воспринимаем как Время.
Лучше всего, когда в обществе есть несколько иерархических шкал (чем больше, тем лучше). Поначалу капитализм внёс дополнительную шкалу, то есть увеличил степень свободы выбора. Но постепенно он уничтожил все остальные конкурирующие системы, оставив лишь две: денежную и государственную (которые срослись), - и стал тоталитарным, как никакой строй до него! Одна победившая система (иерархия ценностей) - без альтернативных иерархий - становится злом.
Не стоит забывать, что наследование не только материальных ценностей имеет и обратную (добрую) сторону: без такого наследования прав мы потеряли бы огромную часть культурного богатства (архивы, невостребованное современниками, бережное хранение рукописей детьми и внуками), да тот же Даниил Андреев! Есть и более характерные примеры. Должны ли наследники получать дивиденды? Тоже вопрос не однозначный...
Однозначно только то, что в обществе не должно быть одной, безальтернативной системы ценностей (иерархии), что ценность человека в обществе не может определяться лишь по денежно-материальной шкале, по так называемому "положению в обществе".
А уж демократический (выборный) подход к культуре не применим вообще! Такой подход и приводит к тому, что я называю "перевёрнутой пирамидой качества" в культуре: вершиной считается наиболее массовое. Это путь деградационный, нисходящий, усредняющий, и когда ему нет альтернативы (тех же "самодуров-феодалов", среди которых нет-нет, да и найдётся подлинный ценитель!) - пути восходящего, отбора по качеству, элитарного (в лучшем смысле слова), - то социум обречён на вырождение. Человек ленив, вот в чём дело! А "массовый человек" - подражатель по своей природе. Подражать лучше высшему, а не "своему парню". Демократический подход губителен для качественного отбора (культуры): голос "брата синклита" и голос "обитателя Скривнуса" не сопоставимы по весу, мягко говоря. Стоит представить, что в "планетарном космосе" победила "выборная система" (одно существо - один голос), и становится ясно, что никакого космоса не останется очень быстро: будет сначала хаос, потом тирания сильного, а потом окончательный распад.
А это говорит о многом и прежде всего о том, что единая Федерация государств Земли станет реальностью уже через несколько поколений, а может и того раньше.
Это вряд ли... В нынешнем виде.
Данная система лишена перспективы, как любая финансовая пирамида. А "перевёрнутая пирамида качества" в культуре - настолько неустойчивая "конструкция", что её крах неминуем в ближайшие десятилетия (если у человечества есть будущее). Нынешняя потребительская модель входит в неразрешимое противоречие не только с культурой, но и с Планетой в целом: экологическую катастрофу можно избежать только путём отказа от такой модели в её основных принципах (денежная иерархия ценностей, приоритет количеств над качествами), а на это не пойдут "рыночные демократии" (для них сей шаг - самоубийство). Вариантов выхода просматривается лишь два, и оба не эволюционные: данная модель лишена эволюционной перспективы, так как её порочность заложена в самом основании: в тоталитарности и единственности "иерархии ценностей". Выходов только два: тирания или принципиальная смена ценностных приоритетов (оба варианта мне представляются катастрофическими, не эволюционными). Большинство голосов не наберёт ни один, а осуществится, как всегда в истории, "чудом" (сдвигом в сознании, революцией в головах). Степень жёсткости "урока" зависит от "упорства в глупости".
Здесь мы касаемся основного, глубинного противоречия между "свободной культурой" (многопланной, многоуровневой, полифонической) и "коммерческой" (любой тоталитарной, однополярной, монистической). И "феодализм" (намеренно беру слово в кавычки, так как "марксистская схема" выхватывает лишь один план из сложнейшей системы) был ансамблем иерархий (родовой, государственной, церковной, экономической (цеховой), культурной, природной и т.д.), в нём было много равносильных "систем ценностей". Нынешняя модель - тотальна, она предлагает одну, лишь свою "иерархию ценностей" (лицемерно отрицая её иерархичность при этом!), не терпит рядом с собой никаких альтернативных ценностных шкал, выдавливает всё, кроме своих приоритетов, признаваемых панацеей и общеобязательным. Общество, выстроенное по одной ценностной шкале (любой!), обречено - одна опора неизбежно приводит к "эффекту Вавилонской башни".
Выход - в ансамбле и диалоге нескольких иерархических (ценностных) шкал. Разумеется, никакого возврата к средневековью быть не может, как не был и сам гуманизм возвратом к античности. Необходим синтез средневековой и гуманитарных систем. "Новое средневековье" - ансамбль разных ценностных и иерархических структур, отказ от единоверной и общеобязательной "рыночно-демократической" системы (в первую очередь, в головах!), с её диктатурой количеств, уравниловкой, всесмешением, упованием на формальные процедуры, финансовые и рыночные рычаги, которые якобы всё расставляют по местам. Беда в том, что эта "свободная" рыночная модель самая нетерпимая из всех, она на дух не переносит другие, альтернативные структуры (она тотальна, как раковая опухоль), во всём видит "угрозу тирании", стремится властвовать в первую очередь в сознании, создавать такое общество, в котором не исповедующий её "систему ценностей и приоритетов" лишён самой возможности физического выживания, обречён на маргинальное существование. Диктатура толпы, массового вкуса - самая губительная для духа из всех возможных, тиран - только её закономерное следствие ("качели" одни и те же).
Для музыки это, например Круги, для поэзии -- Стихи.ру.
Ничего безнадёжнее придумать невозможно, это насмешка над культурой. Помойка не альтернатива однообразию. Хаос и анархия - лишь обратная сторона той же медали; тирания нуждается в хаосе, она оправдывает и подпитывает им себя. "Стихи.ру" - это торжество энтропии, главной опасности Интернета. Подлинная альтернатива "квазикультуре" в Сети - это создание полифонических интерактивных моделей со своим неповторимым творческим лицом, со своей редакторской волей и их ансамбль, диалог, содружество, в идеале - самоорганизующаяся система, "космос". Создание таких культурных подсетей - задача сложнейшая, её мы только нащупываем, весь комплекс идей в первом приближении очерчен нами как проект "Культурный Поиск". Таких подсетей должно быть много, внутри каждой реализуется тот или иной качественный отбор, духовная близость. Это не иерархическая структура, а ансамбль и диалог автономных иерархических структур: внутри каждого фрактала - своя структура, но подсеть выстраивается по сетевому, не иерархическому принципу, выращивается как кристалл. Здесь много "подводных камней", "белых пятен", это живой процесс, запланировать который вряд ли возможно, но можно что-то предугадать и опытно проверить внутри одного ресурса, одной из возможных моделей. Это синтез иерархического и фрактально-сетевого принципа в построении структур, ансамбль иерархий вместо одной, общеобязательной. Наиболее устойчивая, свободная и жизнеспособная структура не только для Сети, но в идеале и для общества в целом: это модель полифонической общечеловеческой культуры, диалога различных моделей без ущерба для каждой.
Этой задачей пытается заниматься на данный момент видимо только рекомендательный центр Имхонет.ру, основатель которого Александр Долгин занимается такими вопросами, как эксперименты с постфактумными платежами (совсем недавно проводился такой эксперимент под названием читательская премия имхонета) и определении популярности авторов по отзывам о них читателей.
Критерий спроса - неприменим для культуры. Пожалуй, только один жанр, жанр Песни может руководствоваться этим критерием без умаления качества: песня должна быть народной (в лучшем смысле слова: простой и понятной). Для всех остальных жанров критерий востребованности сегодняшним днём губителен. Необходимы финансово независимые и свободные в своём выборе ценители ("феодалы"
)...
Пока из всех наиболее реальных путей мне видится именно тот, что мы назвали "Культурный Поиск"... а там видно будет.
Боюсь, что может получиться куча-мала (уже получается), и читатель просто потеряется в этой информации...
Это зависит от автора текста и от редакторской воли. Бороться с "кучей-малой" можно разными способами, в частности - структурными. Всё же лучше (для читателя) автору собрать главное по теме в одной ветке (или в одном разделе), чем раскидать по всему пространству форума. Лучшие ветки, лучшие произведения будут выложены в "Сборной Воздушного Замка". Сейчас уже вплотную приступаем к её созданию: содержание, накопленное за год, уже позволяет. Интерактивная же часть портала - это творческая лаборатория, дающая плоды для "Сборной". Да и сама интерактивная часть у нас - "трёхпалатная": Избранное, Форум и Культурный Поиск. Каждая из "палат" (категорий) несёт свою задачу и работает по своим правилам. Так что способов борьбы с энтропией ("кучей-малой") не один.