Метаистория и геополитика
Свободная культура

0 Участников и 2 гостей просматривают эту тему.

« #1 : 27 Февраля 2011, 17:36:01 »
Свободная культура – это культура, в которой у таланта есть возможность проявить себя, осветив, уж на сколько Бог даст, им внутренний мир читателя/слушателя/зрителя. Это культура, в которой не имеет никакого значения, богат ты или беден, значение имеет только размер твоего таланта и светлая направленность его плодов. В свободной культуре читатель/слушатель/зритель читает/слушает/смотрит то, что ему близко по духу, по сердцу. В такой культуре нет места для насилия над психикой человека, как прямого (цензура), так и косвенного (зомбирование при помощи телевидения/радио/газет). Эта культура есть одно из условий, без которых невозможно воспитание человека облагороженного образа, человека, которому по сердцу дорога к свету, дорога к Богу. Безусловно, это некий идеал, возможно недостижимый. Но это та цель, которая достойна того, чтобы к ней стремиться.
Мы живем в жестко коммерциализированной культуре, которая выполняет роль цензора вместо государства. Достигается это сосредоточением власти над судьбами авторов в руках ограниченного количества медиакомпаний. Медиакомпании не заинтересованы в продвижении действительно талантливых людей, ввиду их невыгодности для бизнеса. Талант не может работать на заказ, не может подстраиваться под давление политкорректности, а также под сиюминутные запросы уже искалеченной этой культурой публики.
Медиакомпании заинтересованы в увеличении своих доходов и у них есть все возможности для лоббирования законов, нужных им для достижения этой цели. Прежде всего таким инструментом является закон об авторском праве, который, увы, был придуман не для защиты авторов, но для защиты издателей от конкурентов с целью организации искусственных монополий, которые, в свою очередь, выгодны властям, ведь ими проще управлять. На коммерческом телевидении, равно как и на госканале, никогда не скажут слова против властей, потому что медиамагнат владеет всем с санкции правителей. Для медиамагнатов действует принцип: делай все, что хочешь, если это не противоречит интересам твоих истинных хозяев, которых никогда не волновали интересы простых граждан: народ так и должен остаться послушным скотом...
В настоящий момент срок действия авторского права продлили до 70 лет после смерти автора. Примечательно, что имущественными правами владеют, как правило, даже не родственники автора, а издатели. Но даже в тех случаях, когда авторскими правами владеют родственники, без всякого их согласия отчисления за использование произведений собирают так называемые авторские общества (в частности для России это РАО), которые большую часть отчислений тратят на свое существование и к тому же собирают деньги даже за те произведения, наследники которого не найдены. Да и не в интересах этих обществ искать наследников...
Очевидная несправедливость закона об авторском праве обосновывается еще большей лицемерной ложью, имя которой "интеллектуальная собственность". Традиция права западных стран, которым пытается соответствовать и Россия, основывается на неприкосновенности частной собственности, что выступает гарантом прав и свобод гражданина (фактически, потеряв частную собственность, ты автоматически перестанешь быть полноправным гражданином, увы, это так). На этой устоявшейся традиции и сыграли заинтересованные стороны. Стоило только упомянуть слово "собственность", как общество западных стран сразу встало на защиту авторских прав, сколь несправедливы бы ни были законы их защищающие. А закон стоит на стороне медиакомпаний даже тогда, когда ответчиком является маленькая девочка (в США был прецедент, когда у одиннадцатилетней девочки компания-правообладатель забрала все сбережения). Оказывается, право частной собственности святее!
И уже никого не волнует, что термин этот был высосан из пальца, что за ним нет ничего реального. Можно владеть материальными объектами, будь то земля, дом, стоящий на ней, а также обстановкой этого дома, но как можно быть владельцем нематериальных объектов? Оказывается, можно, стоит только купить исключительные права на использование этих самых нематериальных объектов! И никого не волнует, что эти самые исключительные права искусственные, противоестественные, нарушающие закон гармонии, который можно выразить простой фразой: «Даром пришло, даром должно уйти». Если дан тебе дар творить, то ты должен его дарить, не задумываясь о коммерческой выгоде своих плодов.
Но искушение оказаться неожиданно знаменитым и богатым (та самая американская мечта) делает свое дело. Те редкие «счастливчики», которым повезло попасть в мир так называемого поп-арта, готовы продать душу хоть самому дьяволу, лишь бы оставаться в этой элите. И этой элите выгодны существующие законы об авторском праве, ведь именно она получает выгоду от сборов авторских обществ, а отнюдь не начинающие писатели/музыканты/../..
Свободная культура – это еще и культура, в которой не требуется платить правообладателю для того, чтобы написать производное произведение. Ведь, оказывается, нельзя по мотивам, допустим, короткого рассказа написать роман или же, наоборот, и уж тем более фильм по книге снять. Самое интересное, что все те писатели/поэты/режиссеры прошлого, которыми мы в полном праве гордиться, если бы в их времена действовали такие законы как сейчас, не смогли бы, наверное, и половину своих произведений опубликовать (элементарно не хватило бы денег, чтобы договориться с правообладателями). Вот таким вот образом и получается, что создавать производные произведения в праве только очень ограниченный слой общества очень богатых людей (элиты). И доступ на телевидение и на радио имеют только они, за исключением тех «счастливчиков», о которых речь шла чуть выше.
Современная культура – это феодальная культура, в которой устанавливаются династии, наследующие титулы (авторские права) своих прародителей. В этой культуре нет места творчеству, так же как не было места истинному благородству при развитом феодализме. Дед заслужил расположение сюзерена, а внук пользуется правами деда, как-будто это он заслужил сам...
Конечно, продолжая аналогию с феодализмом, можно предположить, что рано или поздно этому придет конец, так как со временем интересы правителей пересекутся с интересами своих вассалов, но только что будет означать этот конец? А будет он лишь означать, что вся так называемая «интеллектуальная собственность» окажется в собственности государства, которое сможет перекрыть доступ к нежелательному контенту (технологии уже совсем скоро это позволят).
Дело в том, что под предлогом защиты интеллектуальной собственности в последние тринадцать лет идут разработки технологий, которые не позволят получить доступ к копии произведения без приобретения прав на него. Эти технологии носят название DRM (Digital rights management – Технические средства защиты авторских прав). В купе с проприетарным (собственническим) программным обеспечением эти технологии позволяют компаниям-правообладателям очень многое, от контроля того, сколько раз ты прочитал произведение с запретом на прочтение его лишний раз, до вывода из строя компьютера в случае использования защищенного произведения. А теперь достаточно предположить, что все права окажутся у государства, и сразу станет ясно, каким образом будет осуществлен тотальный контроль над личностью...
Конечно, выход есть. И этот выход состоит не только в борьбе за изменения в законодательстве, но и в созидании культуры, которая будет защищена от посягательств собственников. Это путь копилефта – антипода копирайта. Подобно тому, как лицензия GPL (General Public License – генеральная общественная лицензия) защищает исходные коды программ с открытым кодом от использования его в собственнических программах,  произведения, создаваемые авторами иных областей культуры, можно аналогично защитить от посягательств сильных мира сего. К примеру, автор может в лицензии разрешить свободное использование, распространение произведения в некоммерческих целях, а также создавать производные произведения, не делая никаких выплат, но с условием, что оно будет также распространяться под этой же лицензией.
Таким образом, можно создать хотя бы небольшой островок свободной культуры в рамках современной феодальной системы. И пока будет существовать этот островок, будет жива надежда, что свободная культура возможна, а абсолютная тирания невозможна.

«Последнее редактирование: 19 Ноября 2013, 16:53:58, ВОЗ»

« #2 : 27 Февраля 2011, 17:39:59 »
Пост написан во многом под впечатлением от прочтения книги Лоуренса Лессига "Свободная культура".

«Последнее редактирование: 30 Ноября 2014, 08:05:17, ВОЗ»

« #3 : 28 Февраля 2011, 02:59:46 »
Спасибо, Антон!
Ветку переношу в Избранное - в "Метаисторию и геополитику": тема более чем актуальная! и надеюсь, что ветка эта будет расти и будет живой: вопросы, которые в ней затрагиваются, воистину есть вопросы жизни и смерти человека, как свободного творца (образа и подобия Бога всяческих).

"Свободная культура", как и "свободная любовь" почти тавтология: культура, как и любовь, может быть лишь свободной, или не быть вообще. Степень объективации творческого импульса в "культурных ценностях", как и любви, например, в "институте брака", может быть разной степени жёсткости (охлаждённости, отчуждённости), эта объективация духовного в нашем мире - "первородный грех", следствие "падшести", порабощённости "князем мира сего". Охлаждение, отчуждённость, объективация первичного творческого импульса ("царства свободы") в социуме, в "царстве необходимости", к сожалению, неизбежна, пока стоит "мир сей". Но степень отчуждения бывает разной.
В современном мире с его "денежным тоталитаризмом" отчуждённость, выброшенность человека вовне достигает критической черты, за которой встаёт вопрос о жизни творческого духа, о превращении живой культуры в мёртвый паноптикум. Это очень болезненная и очень актуальная тема! много написано по ней на нашем ресурсе, но мы возвращаемся и не можем не возвращаться к этим вопросам: собственно, и наш "Воздушный Замок" - это одна из попыток противостоять нивелирующему и бездуховному тоталитаризму "демократического века" ("демократия", как и "рынок", здесь ширма, за которой скрывается, пожалуй, самый жёсткий из всех тоталитаризмов, что знало человечество: это подспудный, разъедающий духовную и душевную ткань тоталитаризм: самое страшное в нём, что он, как радиация, незрим и всепроникающ).

В этой ветке, хотелось бы, сосредоточиться на вопросах, связанных с интернетом, с возможностями противопоставить в глобальной Сети "свободную культуру" "рыночному тоталитаризму": насколько это свободное поле? каковы угрозы? и т.д. и т.п. Может, соберёте воедино, что Вы уже публиковали по частям на эту тему, и напишите здесь развёрнутый текст? (Было бы не только интересно, но и полезно: мы же все тут напрямую зависим от того, насколько сможет или нет сохранить Сеть свою свободу, подлинную, а не иллюзорную.)

Современная культура – это феодальная культура, в которой устанавливаются династии, наследующие титулы (авторские права) своих прародителей. В этой культуре нет места творчеству, также как не было места истинному благородству при развитом феодализме.
Боюсь, что аналогия не совсем верная. Как раз при "феодализме" был расцвет культуры, был возможен Ренессанс, была свобода выбора у художника (того или иного покровителя, спонсора, феодала), ибо сам феодал, в отличие от нынешних "меценатов", был свободен. Идеальных обществ не было на земле, и феодальное устройство, с его независимыми баронами, с его кодексом чести, рыцарством - не самое худшее, а для культуры и весьма питательное состояние. Капитализм давно исчерпал первоначальный творческий импульс, свой пафос свободы, ныне - это уже выродившаяся "схема", давно ставшая своей противоположностью, это тоталитарное устройство, с тотальной властью денег, фикций. Только слепой не видит за масками "демократии и свобод" подлинного лица. Не видит тот лишь, у кого установка на обустройство в этом мире является главенствующей, подавляющей творческое начало, которое всегда "не от мира сего", как не от мира сего свобода вообще. Как только душа возвращается к "ценностей незыблемой скале", так она неизбежно входит в непримиримое противоречие с нынешней, господствующей тоталитарной системой, ориентированной на усреднение, на торжество "прагматической посредственности".
Почти не осталось уже "компромиссных вариантов"; вернее, их становится с каждым годом всё меньше: это уже самая настоящая "революционная ситуация" (не столько в социальном, сколько в духовном смысле): сохранить теперешнее "статус кво" невозможно, взрыв неминуем, критическая масса накоплена, противоречия в рамках этой модели неразрешимы. Мне кажется, что именно в Интернете произойдёт "детонация"... (Имеющий очи да видит.)
 
А теперь достаточно предположить, что все права окажутся у государства, как сразу станет ясно, каким образом будет осуществлен тотальный контроль над личностью...
Для этого должно быть одно государство, всемирное (не приведи Господь!). Пока существует множество государств, не всё так плохо: они конкуренты не на жизнь, а на смерть, и никогда не смогут договориться между собой по принципиальным вопросам: их эгоцентрическая природа не позволит. Самое страшное, что можно себе представить, это единое всемирное государство на той бездуховной и лживой в самой своей сути основе, на которой пытаются объединять человечество сейчас. Если такое произойдёт и человечество объединится на этих "ценностях" ("свободы и демократии" = власти денег), то никакой Интернет не спасёт, он станет полностью подконтролен "единому центру". А пока - у нас есть шанс. И шанс немалый... Но это уже другая, хотя и родственная тема.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 28 Февраля 2011, 03:06:49, Ярослав»

« #4 : 28 Февраля 2011, 16:16:08 »
Боюсь, что аналогия не совсем верная. Как раз при "феодализме" был расцвет культуры, был возможен Ренессанс, была свобода выбора у художника (того или иного покровителя, спонсора, феодала), ибо сам феодал, в отличие от нынешних "меценатов", был свободен.

Аналогия эта уместна и справедлива только в контексте сравнения пар "феодализм -- благородство" и "современная культура -- настоящее творчество". В позднюю феодальную эпоху (XV век) встретить благородного рыцаря и уж тем более благородного лорда было несколько проблематично (причина была в устоявшихся династиях). Если дед был храбрый воин, отличавшийся истинным благородством, то его внук вполне мог быть и трусом и подонком. Вот точно такая же ситуация и с авторскими правами. Почему внуки и правнуки выдающихся деятелей культуры должны получать от общества какие-то дивиденды за то, что они являются потомками этого деятеля? Благородство -- это черта характера, также как талант способность души, которые невозможно передать по наследству. Думаю в этом контексте, сравнение уместно.

Для этого должно быть одно государство, всемирное (не приведи Господь!).

Несмотря на всю противоречивость интересов государств, и их эгоцентричность они все сильнее и сильнее взаимоинтегрируются на бездуховной основе как минимум в области культуры. Так законы об авторском праве и защите интеллектуальной собственности идентичны уже во многих странах. Даже Китай и Куба не стали исключением. А это говорит о многом и прежде всего о том, что единая Федерация государств Земли станет реальностью уже через несколько поколений, а может и того раньше.
В развитии же технологий наметились два противоположных направления. С одной стороны это переход на тонкие веб-клиенты, когда все вычисления выполняются на удаленном сервере и все данные хранятся там же (темное направление). И развитие технологий p2p (peer-to-peer), философия равенства всех узлов сети. В случае победы победы первого направления абсолютная тирания станет реальностью, так как пользователь будет полностью контролироваться системой. И тут даже будет не настолько уже и важно одно ли государство в мире или нет. В случае же победы второго направления абсолютный контроль над личностью будет весьма сложно получить. Для этого придется заразить программами-шпионами все устройства пользователя, что в принципе легко осуществимо в мире собственнического ПО, но практически неосуществимо в мире свободного ПО.

Если такое произойдёт и человечество объединится на этих "ценностях" ("свободы и демократии" = власти денег), то никакой Интернет не спасёт, он станет полностью подконтролен "единому центру".

Скрытый, никем не индексируемый распределенный интернет с шифрованием трафика станет в этом случае последней надеждой у сопротивления тоталитарной системы будущего. Но этого нужно попытаться не допустить...

В этой ветке, хотелось бы, сосредоточиться на вопросах, связанных с интернетом, с возможностями противопоставить в глобальной Сети "свободную культуру" "рыночному тоталитаризму": насколько это свободное поле? каковы угрозы? и т.д. и т.п.

Свободная культура противопоставлялась культуре коммерческой за долго до того, как появился интернет, с того момента, как вообще началось зарождение авторского права (а существовала она всегда, просто противопоставляться было некому). Появление же интернета имело как положительные последствия, так и отрицательные (причем отрицательных последствий как бы даже не было больше). Это у первых интернетчиков была иллюзия, что интернет это технология свободы. На поверку же оказалось, что интернет с тем же успехом (даже большим) стал инструментом для ограничения свободы. В интернете нет никакой анонимности, а личные данные, которые пользователи вводят о себе на сайтах, становятся тут же чьим-то достоянием.
Но в тоже время Интернет позволяет направить законодательство об авторском праве против его самого. Так свободное ПО никогда бы не вышло за грань университетов  (а там бы оно было со временем изжито силами корпораций и вовсе), если бы не интернет. Интернет открыл возможность осуществления массового сотрудничества. Такими примерами например пестрит книга Дона Тапскотта "Викиномика, или как массовое сотрудничество изменяет все". Примерами являются как ОС ГНУ/Линукс и все свободные программы, так и Википедиа, так и еще многие другие примеры, которые объединяет одно, а именно то, что над проектами работало и продолжает работать множество людей, которые в большинстве своем даже незнакомы друг с другом.
Но разумеется есть в интернете и иные проекты, которые ставят своей задачей предоставить площадки для созидания свободной (ну или хотя бы частично свободной) культуры. Для музыки это, например Круги, для поэзии -- Стихи.ру. Но эти сервисы, как и им подобные, обладают одним большим недостатком, с которым они даже не пытаются бороться, -- отсутствие даже попыток хоть как-то выявлять наиболее талантливых авторов. Редкие таланты тонут в море дилетантских работ.
Этой задачей пытается заниматься на данный момент видимо только рекомендательный центр Имхонет.ру, основатель которого Александр Долгин занимается такими вопросами, как эксперименты с постфактумными платежами (совсем недавно проводился такой эксперимент под названием читательская премия имхонета) и определении популярности авторов по отзывам о них читателей.

Может, соберёте воедино, что Вы уже публиковали по частям на эту тему, и напишите здесь развёрнутый текст? (Было бы не только интересно, но и полезно: мы же все тут напрямую зависим от того, насколько сможет или нет сохранить Сеть свою свободу, подлинную, а не иллюзорную.)

Боюсь, что может получиться куча-мала (уже получается), и читатель просто потеряется в этой информации...


« #5 : 01 Марта 2011, 03:38:03 »
Аналогия эта уместна и справедлива только в контексте сравнения пар "феодализм -- благородство" и "современная культура -- настоящее творчество". В позднюю феодальную эпоху (XV век) встретить благородного рыцаря и уж тем более благородного лорда было несколько проблематично (причина была в устоявшихся династиях).
И тем не менее - это был расцвет Ренессанса!.. 

Пушкин определял (и высоко ценил!) дворянство по двум признакам: сословие наиболее независимое от государства и кодекс чести. Это очень существенные признаки.
Художник вообще "не от мира сего" (любой), его творчество принадлежит царству свободы, а социум - царству необходимости. Это трагический и неразрешимый в нашем эоне конфликт. Здесь не должно быть никаких прекраснодушных иллюзий. Феодал, как наиболее независимый от государства, от власти денег и власти "социального заказа" (вкуса толпы), мог себе позволить покровительствовать и поддерживать то и тех, что и кого считал нужным. У художника была возможность лавировать, которой нет в моносистеме ценностей (современный вариант). Талант не наследуется, но некоторые черты психики (родовые, генетические) наследуются. И многое передаётся через воспитание. Без качественного отбора нет никакой культуры, по определению. Критерием не может быть ни спрос, ни востребованность, ни успех, ни деньги, а только качество! Этот критерий не находится в социальной плоскости, его определяет творческое Начало Мира, которое мы воспринимаем как Время.

Лучше всего, когда в обществе есть несколько иерархических шкал (чем больше, тем лучше). Поначалу капитализм внёс дополнительную шкалу, то есть увеличил степень свободы выбора. Но постепенно он уничтожил все остальные конкурирующие системы, оставив лишь две: денежную и государственную (которые срослись), - и стал тоталитарным, как никакой строй до него! Одна победившая система (иерархия ценностей) - без альтернативных иерархий - становится злом.

Не стоит забывать, что наследование не только материальных ценностей имеет и обратную (добрую) сторону: без такого наследования прав мы потеряли бы огромную часть культурного богатства (архивы, невостребованное современниками, бережное хранение рукописей детьми и внуками), да тот же Даниил Андреев! Есть и более характерные примеры. Должны ли наследники получать дивиденды? Тоже вопрос не однозначный...
Однозначно только то, что в обществе не должно быть одной, безальтернативной системы ценностей (иерархии), что ценность человека в обществе не может определяться лишь по денежно-материальной шкале, по так называемому "положению в обществе".

А уж демократический (выборный) подход к культуре не применим вообще! Такой подход и приводит к тому, что я называю "перевёрнутой пирамидой качества" в культуре: вершиной считается наиболее массовое. Это путь деградационный, нисходящий, усредняющий, и когда ему нет альтернативы (тех же "самодуров-феодалов", среди которых нет-нет, да и найдётся подлинный ценитель!) - пути восходящего, отбора по качеству, элитарного (в лучшем смысле слова), - то социум обречён на вырождение. Человек ленив, вот в чём дело! А "массовый человек" - подражатель по своей природе. Подражать лучше высшему, а не "своему парню". Демократический подход губителен для качественного отбора (культуры): голос "брата синклита" и голос "обитателя Скривнуса" не сопоставимы по весу, мягко говоря. Стоит представить, что в "планетарном космосе" победила "выборная система" (одно существо - один голос), и становится ясно, что никакого космоса не останется очень быстро: будет сначала хаос, потом тирания сильного, а потом окончательный распад.

А это говорит о многом и прежде всего о том, что единая Федерация государств Земли станет реальностью уже через несколько поколений, а может и того раньше.
Это вряд ли... В нынешнем виде.
Данная система лишена перспективы, как любая финансовая пирамида. А "перевёрнутая пирамида качества" в культуре - настолько неустойчивая "конструкция", что её крах неминуем в ближайшие десятилетия (если у человечества есть будущее). Нынешняя потребительская модель входит в неразрешимое противоречие не только с культурой, но и с Планетой в целом: экологическую катастрофу можно избежать только путём отказа от такой модели в её основных принципах (денежная иерархия ценностей, приоритет количеств над качествами), а на это не пойдут "рыночные демократии" (для них сей шаг - самоубийство). Вариантов выхода просматривается лишь два, и оба не эволюционные: данная модель лишена эволюционной перспективы, так как её порочность заложена в самом основании: в тоталитарности и единственности "иерархии ценностей". Выходов только два: тирания или принципиальная смена ценностных приоритетов (оба варианта мне представляются катастрофическими, не эволюционными). Большинство голосов не наберёт ни один, а осуществится, как всегда в истории, "чудом" (сдвигом в сознании, революцией в головах). Степень жёсткости "урока" зависит от "упорства в глупости".

Здесь мы касаемся основного, глубинного противоречия между "свободной культурой" (многопланной, многоуровневой, полифонической) и "коммерческой" (любой тоталитарной, однополярной, монистической). И "феодализм" (намеренно беру слово в кавычки, так как "марксистская схема" выхватывает лишь один план из сложнейшей системы) был ансамблем иерархий (родовой, государственной, церковной, экономической (цеховой), культурной, природной и т.д.), в нём было много равносильных "систем ценностей". Нынешняя модель - тотальна, она предлагает одну, лишь свою "иерархию ценностей" (лицемерно отрицая её иерархичность при этом!), не терпит рядом с собой никаких альтернативных ценностных шкал, выдавливает всё, кроме своих приоритетов, признаваемых панацеей и общеобязательным. Общество, выстроенное по одной ценностной шкале (любой!), обречено - одна опора неизбежно приводит к "эффекту Вавилонской башни".

Выход - в ансамбле и диалоге нескольких иерархических (ценностных) шкал. Разумеется, никакого возврата к средневековью быть не может, как не был и сам гуманизм возвратом к античности. Необходим синтез средневековой и гуманитарных систем. "Новое средневековье" - ансамбль разных ценностных и иерархических структур, отказ от единоверной и общеобязательной "рыночно-демократической" системы (в первую очередь, в головах!), с её диктатурой количеств, уравниловкой, всесмешением, упованием на формальные процедуры, финансовые и рыночные рычаги, которые якобы всё расставляют по местам. Беда в том, что эта "свободная" рыночная модель самая нетерпимая из всех, она на дух не переносит другие, альтернативные структуры (она тотальна, как раковая опухоль), во всём видит "угрозу тирании", стремится властвовать в первую очередь в сознании, создавать такое общество, в котором не исповедующий её "систему ценностей и приоритетов" лишён самой возможности физического выживания, обречён на маргинальное существование. Диктатура толпы, массового вкуса - самая губительная для духа из всех возможных, тиран - только её закономерное следствие ("качели" одни и те же).

Для музыки это, например Круги, для поэзии -- Стихи.ру.
Ничего безнадёжнее придумать невозможно, это насмешка над культурой. Помойка не альтернатива однообразию. Хаос и анархия - лишь обратная сторона той же медали; тирания нуждается в хаосе, она оправдывает и подпитывает им себя. "Стихи.ру" - это торжество энтропии, главной опасности Интернета. Подлинная альтернатива "квазикультуре" в Сети - это создание полифонических интерактивных моделей со своим неповторимым творческим лицом, со своей редакторской волей и их ансамбль, диалог, содружество, в идеале - самоорганизующаяся система, "космос". Создание таких культурных подсетей - задача сложнейшая, её мы только нащупываем, весь комплекс идей в первом приближении очерчен нами как проект "Культурный Поиск". Таких подсетей должно быть много, внутри каждой реализуется тот или иной качественный отбор, духовная близость. Это не иерархическая структура, а ансамбль и диалог автономных иерархических структур: внутри каждого фрактала - своя структура, но подсеть выстраивается по сетевому, не иерархическому принципу, выращивается как кристалл. Здесь много "подводных камней", "белых пятен", это живой процесс, запланировать который вряд ли возможно, но можно что-то предугадать и опытно проверить внутри одного ресурса, одной из возможных моделей. Это синтез иерархического и фрактально-сетевого принципа в построении структур, ансамбль иерархий вместо одной, общеобязательной. Наиболее устойчивая, свободная и жизнеспособная структура не только для Сети, но в идеале и для общества в целом: это модель полифонической общечеловеческой культуры, диалога различных моделей без ущерба для каждой. 

Этой задачей пытается заниматься на данный момент видимо только рекомендательный центр Имхонет.ру, основатель которого Александр Долгин занимается такими вопросами, как эксперименты с постфактумными платежами (совсем недавно проводился такой эксперимент под названием читательская премия имхонета) и определении популярности авторов по отзывам о них читателей.
Критерий спроса - неприменим для культуры. Пожалуй, только один жанр, жанр Песни может руководствоваться этим критерием без умаления качества: песня должна быть народной (в лучшем смысле слова: простой и понятной). Для всех остальных жанров критерий востребованности сегодняшним днём губителен. Необходимы финансово независимые и свободные в своём выборе ценители ("феодалы" :) )...
Пока из всех наиболее реальных путей мне видится именно тот, что мы назвали "Культурный Поиск"... а там видно будет.

Боюсь, что может получиться куча-мала (уже получается), и читатель просто потеряется в этой информации...
Это зависит от автора текста и от редакторской воли. Бороться с "кучей-малой" можно разными способами, в частности - структурными. Всё же лучше (для читателя) автору собрать главное по теме в одной ветке (или в одном разделе), чем раскидать по всему пространству форума. Лучшие ветки, лучшие произведения будут выложены в "Сборной Воздушного Замка". Сейчас уже вплотную приступаем к её созданию: содержание, накопленное за год, уже позволяет. Интерактивная же часть портала - это творческая лаборатория, дающая плоды для "Сборной". Да и сама интерактивная часть у нас - "трёхпалатная": Избранное, Форум и Культурный Поиск. Каждая из "палат" (категорий) несёт свою задачу и работает по своим правилам. Так что способов борьбы с энтропией ("кучей-малой") не один.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 01 Марта 2011, 03:46:09, Ярослав»

« #6 : 01 Марта 2011, 20:31:16 »
Пушкин определял (и высоко ценил!) дворянство по двум признакам: сословие наиболее независимое от государства и кодекс чести.

То, что раньше было достоянием лишь одного сословия, должно стать достоянием всего человечества. В принципе сейчас любой человек может вооружиться кодексом чести и стать независимым от государства (Подпись под аватаркой: не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows). Не у всех хватит духа, а у подавляющего большинства даже желания такого не появится...
Феодал, как наиболее независимый от государства, от власти денег и власти "социального заказа" (вкуса толпы), мог себе позволить покровительствовать и поддерживать то и тех, что и кого считал нужным.

А мало ли в мире благородных людей с небольшой зарплатой, но готовых помочь? Не так уж и мало и вместе они могут вполне заменить этого феодала. Микромеценатство это настоящая тренировка благородства, потому что пожертвовать деньги другому человеку, когда у тебя у самого лишних денег нет настоящее геройство и победа над эгоцентризмом в себе.

Талант не наследуется, но некоторые черты психики (родовые, генетические) наследуются.

Они носят вторичный характер по отношению к духовному опыту предыдущих жизней. И могут им вообще перекрываться полностью.

Не стоит забывать, что наследование не только материальных ценностей имеет и обратную (добрую) сторону: без такого наследования прав мы потеряли бы огромную часть культурного богатства (архивы, невостребованное современниками, бережное хранение рукописей детьми и внуками), да тот же Даниил Андреев!

Люди, заинтересованные в сохранении произведения, будут его хранить независимо от того позволено это законом или нет. Что и демонстрирует пример Даниила Андреева. В тоже время, есть высокая вероятность того, наследника могут просто напросто обмануть, заполучив исключительные права на произведение, а затем запретив его свободное распространение. И такое бывает...

А уж демократический (выборный) подход к культуре не применим вообще! Такой подход и приводит к тому, что я называю "перевёрнутой пирамидой качества" в культуре: вершиной считается наиболее массовое.

Вопрос: а выбор-то этот кому-нибудь давали-то? Народ программируют через ТВ, радио и газеты. Образование коммерциализируют. В результате люди на самом деле не имеют выбора, что по телевизору покажут, то он и схавает (уж извините за подобное выражение). Свободы не было, как и не было демократии...
А поп-культура существует потому что ее выбрали? Не думаю. Ее навязали сверху, потому что она выгодна. А закон об авторском праве -- инструмент, благодаря которому это навязывание стало возможно.

Это путь деградационный, нисходящий, усредняющий, и когда ему нет альтернативы (тех же "самодуров-феодалов", среди которых нет-нет, да и найдётся подлинный ценитель!) - пути восходящего, отбора по качеству, элитарного (в лучшем смысле слова), - то социум обречён на вырождение.

Лично я альтернативу вижу в содружествах (кружках) творческих людей, которые будут взаимодействовать между собой, по честности выдвигая того, кто достоин быть услышанным.

Это вряд ли... В нынешнем виде.

Технологии контроля развиваются, а интересы элиты разных государств все чаще становятся общими. Так что этот вариант очень даже и возможен...


« #7 : 03 Марта 2011, 12:02:37 »
Ничего безнадёжнее придумать невозможно, это насмешка над культурой. Помойка не альтернатива однообразию.

Согласен. В конце концов я же просто некий обзор делал того, что имеем на сегодня... И подводил к тому, что надо делать что-то с этим.
Создание таких культурных подсетей - задача сложнейшая, её мы только нащупываем, весь комплекс идей в первом приближении очерчен нами как проект "Культурный Поиск". Таких подсетей должно быть много, внутри каждой реализуется тот или иной качественный отбор, духовная близость.

Кстати, я тут выше написал:
Лично я альтернативу вижу в содружествах (кружках) творческих людей, которые будут взаимодействовать между собой, по честности выдвигая того, кто достоин быть услышанным.

По-моему, они как раз и будут являться подсетями в каком-то смысле.

Критерий спроса - неприменим для культуры.

Разумеется. Предлагается критерием сделать размер благодарности поклонников, выраженная в денежном отношении. Дело в том, что на меценатство, как правило способны только развитые духовно (хоть чуть-чуть) личности. А они-то не будут благодарить авторов, которые создают произведения, чтоб деньги заработать (совесть просто не позволит ;) ) . Как результат в культуре на высоту поднимутся те авторы, о существовании которых никто не знает (и никогда бы не узнали), а ныне известные просто будут преданы забвению.

Необходимы финансово независимые и свободные в своём выборе ценители ("феодалы" :) )...

Хороших людей в мире не так мало, как кажется (просто некоторые об этом даже не догадываются :) ). С миру по нитке автору зарплата!

Это зависит от автора текста и от редакторской воли. Бороться с "кучей-малой" можно разными способами, в частности - структурными. Всё же лучше (для читателя) автору собрать главное по теме в одной ветке (или в одном разделе), чем раскидать по всему пространству форума.

Ну, что ж буду писать значит здесь


« #8 : 03 Марта 2011, 13:51:49 »
То, что раньше было достоянием лишь одного сословия, должно стать достоянием всего человечества.
Что должно быть и что есть - вряд ли совпадут (при любом строе). Я ведь не говорю, что средневековая модель идеальна, я лишь против односторонности и однообразия (непримиримо и навсегда!) - в любой области, в любом подходе. За что и получаю - со всех сторон и от души. Строго, но справедливо.

В принципе сейчас любой человек может вооружиться кодексом чести и стать независимым от государства.
"Не хотят, поэтому не могут? Или не могут, поэтому не хотят? Вот дилемма!" (Вопль Сумалётова из форточки дурдома.)

Подпись под аватаркой: не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
У меня обратный расклад, про всем пунктам. Увы мне, окаянному антиродониту!

Не у всех хватит духа, а у подавляющего большинства даже желания такого не появится...
Ключевое слово - подавляющее. Так было всегда и, увы, будет до скончания веков.

А мало ли в мире благородных людей с небольшой зарплатой, но готовых помочь? Не так уж и мало и вместе они могут вполне заменить этого феодала.
"Не у всех хватит духа, а у подавляющего большинства даже желания такого не появится." :)

Они носят вторичный характер по отношению к духовному опыту предыдущих жизней. И могут им вообще перекрываться полностью.
Могут, если этот опыт богат. А если нет? Психофизическая организация вообще вторична по отношению к духу, как и весь этот мир. Но она может способствовать проявлению духа, быть прозрачной и податливой, а может наоборот - упираться жестоковыйно и быть косной, грубой. И тут наследственность и воспитание в семье (традиции рода) играют существенную, хотя и вспомогательную роль. Когда наследственность облегчает раскрытие духовных даров, это здорово! Когда затрудняет и утяжеляет, то приходится тратить огромные усилия на её преодоление, львиная доля души и времени уходит на борьбу с "кармой рода". То что в России вырезали, изгнали, выкорчевали "белую кость" за предыдущее столетие - удар страшный, жесточайший по миссии нашей метакультуры. Мы имеем дело с тем, что есть, а не с тем, что должно или могло быть.

Свободы не было, как и не было демократии.
Причём - никогда и нигде. И ещё долго не будет. Но возможность выбора между иерархическими моделями внутри социума бывает различной. И хуже нет, когда в социуме существует одна единственная иерархия ценностей (отбора), это минимум свободы (почти независимо от того, какая иерархия ценностей доминирует и подавляет остальные: теократическая, коммунистическая, либерально-рыночная, - без разницы). Сейчас именно такая, моническая система господствует; а такое положение всегда приводило цивилизации к катастрофам: нельзя долго устоять на одной опоре, на одной иерархии ценностей. Необходимы равносильные и равновеликие альтернативы. (Подлинные альтернативы, а не маскарад.)
 
Технологии контроля развиваются, а интересы элиты разных государств все чаще становятся общими. Так что этот вариант очень даже и возможен...
Только в головах тех, кому нынешнее состояние видится вершиной истории, панацеей, общеобязательным законом развития, прогрессом и т.д. и т.п. Нынешняя господствующая модель ("рыночных демократий") лишена эволюционной перспективы, хотя бы потому, что она входит в конфликт с Планетой в целом, с экосистемой и биосферой. Потребительская цивилизация обречена, как раковая опухоль: либо излечится изнутри сама, либо будет удалена. Часть не может развиваться в ущерб Целому, даже если эта часть - всё человечество. Но о Целом эгоцентрические "демократические" и "прагматические" умы думают меньше всего. Пока не припрёт. Так что нынешняя модель жизнеспособна для единого человечества только теоретически, на практике же получится "всё как всегда" и "откуда ни возьмись".
 
Предлагается критерием сделать размер благодарности поклонников, выраженная в денежном отношении. Дело в том, что на меценатство, как правило способны только развитые духовно (хоть чуть-чуть) личности.
За год существования "Воздушного Замка" на наши счета от благодарных читателей не поступило ни рубля. То ли читают нас не развитые духовно, то ли мы не представляем собой никакой ценности. То ли всё вообще гораздо проще - лень и забывчивость.
Вариант "с миру по нитке" в искусстве проходит только для жанра песни, потому что она народна по определению. Все остальные жанры - пролетают. А уж новые, непривычные - пролетают в квадрате.
Так что надо трезво отдавать себе отчёт в том, что финансово мы можем существовать только за свой собственный счёт (работа на стороне) или за счёт меценатов (не только мы, а очень и очень многие жанры искусства и феномены культуры не могут быть самоокупаемыми или зависеть от "вкуса народа", просто не имеют такого права!).

К слову, до 19-го века все писатели, поэты, художники где-то служили или жили за счёт меценатов (феодалов, капиталистов, царей). "Рукописи продавать" начали только в 19-м веке. А в начале 21-го этот способ выживания окончательно превратился в новую кабалу, в диктат "социального заказа", который тяжелее и безысходнее любого царя. "Зависеть от царя, зависеть от народа"...
(Замечу тихо в круглых скобочках, что от народа - хуже, потому что соблазна больше, искушение тоньше и подмена выглядит не такой отвратительной снаружи, ложь этой зависимости незримей, но в глубине - ядовитей, тлетворней, подлее. Тирания народа - самая жестокая из всех тираний, самая безысходная. Власть большинства - самая нетерпимая из возможных. Недаром чуткие и тонкие мыслители испытывали религиозный ужас перед демократией. Именно - религиозный! Идол "народа" - самый гордый и несгибаемый из всех идолов, он как никакой враждебен истине и свободе, потому что ассоциирует истину и свободу с собой, а "свой глас" - с "гласом Божьим". Но это отдельная тема.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 03 Марта 2011, 14:30:37, Ярослав»

« #9 : 03 Марта 2011, 14:18:41 »
За год существования "Воздушного Замка" на наши счета от благодарных читателей не поступило ни рубля. То ли читают нас не развитые духовно, то ли мы не представляем собой никакой ценности. То ли всё вообще гораздо проще - лень и забывчивость.

Боюсь, что читают либо те, кто сами здесь пишут, либо вообще недоброжелатели. А тех третьих, кто был бы благодарен проделанной работе, среди читателей замка просто нет еще. Но это не означает, что они не появятся. Думаю, ситуация аналогична ситуации любых открытых проектов в интернете, затевающихся энтузиастами с нуля. Первые восемь лет группа энтузиастов вкалывает, и только потом происходит взрывной интерес к проекту, который придает ему относительное бессмертие на многие годы вперед. Так что еще лет семь и, если со своей задачей справимся, читатель появится :)
Ну, а так я думаю, что вы понимаете, что за замыслы не благодарят, благодарят за результат, который нужно будет еще достичь...
П.С.: попытаюсь исправить данное досадное упущение...


« #10 : 12 Марта 2011, 07:26:59 »
Цитата: Мидюков Антон от 01 Марта 2011, 20:31:16

    Подпись под аватаркой: не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows

Кстати, это не я придумал, на одном форуме под аватаркой прочитал, понравилось и вот запомнилось...

Я ведь не говорю, что средневековая модель идеальна, я лишь против односторонности и однообразия (непримиримо и навсегда!) - в любой области, в любом подходе. За что и получаю - со всех сторон и от души. Строго, но справедливо.

Но разве односторонность возможна при истинной свободе, которая проявляется лишь в истинном творчестве, которое может быть лишь богосотворчеством? Если свободу ограничивают необходимостью кормить наследников авторов, я буду выступать за то, чтобы их наследники (ну и мои естественно тоже) не получали бы гроша за заслуги пращуров. Вот логика, которой я придерживаюсь. Если в средневековье феодализм был благом, то в новое время он был злом, так и капитализм бывший благом в новое время есть зло в наше. В обществе должны быть условия для свободного творческого развития каждой личности независимо от происхождения и материального состояния. А современное законодательство старается создать условия, чтобы возможность творить была только у избранных, которые в свою очередь бездарны, потому что глухи и слепы из-за ощущения своей исключительности...


« #11 : 10 Мая 2011, 06:51:37 »
1 мая был официально открыт веб-сайт российского сообщества Creative Commons при поддержке института развития информационного общества (ИРИО): http://creativecommons.ru/.
На сайте можно ознакомиться с существующими свободными лицензиями, а также зарегистрировать свое произведение под одной из них.

«Последнее редактирование: 10 Мая 2011, 06:56:04, Мидюков Антон»

ОффлайнГеннадий

  • В Ясной Поляне
« #12 : 17 Сентября 2011, 22:19:49 »
Из обсуждений проблемы авторского права ясно, что и сторонники его, и его противники понимают абсурдность его распространения на интернет. Поток смыслов в нём обезличивается как обезличивается любая идея, имеющая ещё вчера конкретного автора, когда она была новой. Но, однако, высказанный кем-то смысл - это не яблоко, он имеет свойства цепной реакции и, в то же самое время, встраивается в общую структуру смыслового поля человечества. Авторские права, выливающиеся в получении материального вознаграждения от высказанной идеи, книги, изобретения, - это абсурд. Создать рынок, на котором будут продаваться за деньги песни, тексты книг и прочие результаты творчества, можно. Однако, информационные формы смысла имеют другие законы распространения, нежели материальные вещи. Главное их свойство - дивергентность, расхождение, размножение. Всё, что выше материального, - к рынку отношения не имеет. Адепты авторского права пытаются навязать нам игру на ограничение использования знаний, идей, открытий. Чепуха! От авторского права в новом обществе остаётся лишь имя автора, если он лишь пожелает. "Рукопись продать" действительно можно на этапе рождения книги или песни, или другого творческого результата. Но когда она опубликована, то получает публичное, то есть неограниченное распространение. По сути же авторов волнует всё тот же вопрос: как не остаться без средств к существованию при таком положении дел?

Геннадий Мир (Геннадий Мирошниченко)

« #13 : 18 Сентября 2011, 00:58:49 »
Позволю себе несколько слов параллельно мыслям уважаемого Геннадия. Тема эта занимает меня давно, и чем дальше, тем больше становится очевидной абсурдность разговора об авторских правах применительно к сети (да и не только). Если авторов "волнует вопрос: как не остаться без средств существования...", то по большому счету создаваемую общечеловеческую культуру этот вопрос волновать не должен и не волнует. Здесь вечное взаимное непонимание художника и мастерового. Художник работает потому, что это его способ жизни, он не может не работать, как не может не жить, мастеровой работает ради пропитания. Если огромное количество сегодняшних авторов вдруг останутся без средств к существованию и прекратят свои упражнения, то, что я привык называть культурой, только выиграет. Постепенно на культурном поле станет чисто. Читатель помыкается и волей-неволей начнет привыкать к настоящему. Ибо останутся те, кто не может перестать искать формы самовыражения, формы смысла. А это уже намного полезнее и интереснее, чем формы и способы заработка.
Андреев не заботился о том, сколько ему заплатит издательство за лист РМ. Ван Гог при жизни не продал ни одной картины. Булгаков и не собирался нести "Мастера и Маргариту" в издательство. Да не поставят мне в вину напоминание:
                       "... Внемлите истине полезной:
                       Наш век торгаш; в сей век железный
                       Без денег и свободы нет.
                       Что слава? – Яркая заплата
                       На ветхом рубище певца.
                       Нам нужно злата, злата, злата:
                       Копите злато до конца!"
Это у Александра Сергеевича, как вы помните, Книгопродавец говорит. Вот и обнаруживается главное заинтересованное лицо в разговорах об авторских правах. И что? Будем сочувствовать? Я не стану. Кому сочувствовать-то? Этим:
                         "...Стишки любимца муз и граций
                         Мы вмиг рублями заменим
                         И в пук наличных ассигнаций
                         Листочки ваши обратим."
Сеть впервые в истории дает возможность автору обойтись без посредника. Хочешь сказать - скажи; хочешь заработать - это не сюда.

"...Но если выплывем, то выпьем!" (М. Щербаков)

« #14 : 18 Сентября 2011, 17:17:33 »
Я спросила у пишущих и публикующихся в сети и в реале людей относительно авторского права.
Похоже, что позиция  Ярослава ("А ничего не думаем, пока нет прецедента. Появится чья-либо претензия - будем думать. Может, это и неправильно. А может, и правильно...") сейчас оптимальна. Хотя нужно учитывать, что с этой стороны неприятности возможны, хотя и маловероятны.
Привожу весь разговор:
я: "Офтоп.
Дамы и господа, не откажите в просьбе.
Просветите меня, пожалуйста, по вопросу об авторских правах в сетевых публикациях.
...Вот, хотят, допустим, люди сделать очередную сетевую библиотеку.
Хотят, предположим, отсканировать имеющиеся у них хорошие книги и выложить в сетку.
("наивно"): их посадят?
--------------------------------------------------------------------------------
1: "Авторские права сохраняются, кажется, 70 лет после смерти автора. Так что, разве что что-то старое очень.
А за новое - да, возможно а-та-та, если на своем сайте прямо выкладывать.
А вот если кто-то выложит, к примеру, анонимно на каком-то файлообменнике, то его наверное фиг и найдешь."
--------------------------------------------------------------------------------
я: "...да ведь вроде бы окончательно положение об авторских правах при публикации в сетке ещё недоформировано?
Или ошибаюсь?
Некоммерческое же пользование.
Сопоставимо: вот, купила я хорошую книгу и трём десяткам людей дала её почитать. Должна ли я что-то автору или издательству?"
--------------------------------------------------------------------------------
2: "Не, это никого не колышет. Метут независимо от коммерческой составляющей. То есть, могут не заметить, а заметят - прицепятся."
--------------------------------------------------------------------------------
я: "Шибко цепляются в таких случаях?
Т.е. - повестка в суд, судебные исполнители и т.п.? Или в рог дадут и отпустят?
Прецедентов не знаете? "
--------------------------------------------------------------------------------
2: "Чтоб точно, так не знаю. Мы сами поэтов советских иногда стаим без оглядки, пока бог миловал. Но у других шум периодически поднимается, в сети надо забить поиск. Конечно, первыми под раздачу попадают большие библиотеки."
--------------------------------------------------------------------------------
1: "... из больших прецедентов помню только либрусек. Но либрусек казнить побоялись, а просто затопили сервер до невозможности его работы и вынудили эту библиотеку смириться с коммерциализацией и отчислениями авторам.
Вообще говоря, цепляются мало - если Вы, конечно, не бестселлеры попробуете выложить. И скорее всего, просто потребуют убрать из доступа если что.
Но есть большое "но" - это как в случае с ломанной продукцией мелкософта - миллионы пользуют - и вроде ничего. Но Вы всегда будете "под ударом", и если хоть кому-то Ваш ресурс придется не по нраву - появится хороший повод.
И это убивает всю негу.
Поэтому, если цель - просто сделать книгу доступной - лучший выход, если кто-нибудь анонимно выложит скан на файлообменнике, тогда сайт может вполне невинно дать ссылку и все."
--------------------------------------------------------------------------------
я: Спасибо.



Путинцева Т
«Последнее редактирование: 18 Сентября 2011, 17:25:30, КАРР»

« #15 : 19 Сентября 2011, 01:16:23 »
Вот, помню случай пару лет назад. Из всей Сети слетели публикации стихов И. Бродского. Некое американское издательство заявило, что автор перед смертью передал авторские права на всё свое наследие ему, и потребовало от сайтов, под угрозой судебного разбирательства, все публикации Бродского удалить, т.к. они наносят издательству материальный ущерб. Однако, не прошло много времени, как стихи Бродского снова появились. Был ли суд, не знаю.

Насчет новинок. Даже многие нераспроданные бестселлеры тут же появляются в Сети, на многих сайтах (правда, только российские, не американские). Получается, издательства в суд не подают.

Вообще же я верю, что принцип свободы распространения информации в Интернете де факто победит, уже побеждает. Иначе и быть не может - прогресс остановить нельзя. Этого не понимала Алла Александровна, протестуя против публикации "Розы Мира" в Интернете. И ей было чего бояться - появление этого произведения в Сети дало не только положительный эффект. Оно попало как в руки подготовленных читателей, так и в руки профанов, а пропаганда профанических, искажающих взгляды Д. Андреева, обсуждений и оценок на РМ-форумах принесла немало весьма горьких плодов. Это неизбежная диалектика прогресса, когда всё доброе параллельно обращается на службу злу. Да об этом и в самой "Розе Мира" написано!




 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика