Введение
В первой части своего отклика я сделал акцент на
стиле – как начале, формирующем само наше
отношение к тому предмету, который мы стараемся описать или понять, в данном случае это
социальное христианство.
На мой взгляд, несколько поставленных мною выше вопросов имеют не только отношение к стилю, но к самому предмету как таковому, а именно:
1)
Десакрализация или сакрализация государства и его идеологии. Этот вопрос тесно связан с самой сущностью взаимоотношений государства и культуры, государства и церкви, культуры и религии, в частности – религии и науки.
2) Акцент на
национальном или интернациональном (всемирном, вселенском) содержании как христианства, так коммунистической и русской идеи. А в духовно-социальном синтезе их (или их диалоге) и видится автору, если я правильно его понял, выход из буржуазно-либерального тупика.
3)
Отношение к революции и прошлым историческим стадиям,
включая и отношение к стадии текущей. От этого отношения в обществе и зависит переход в новую стадию эволюционным путём или через разрушение нынешнего государства как формы, через провал в хаос и гражданскую войну. Реальное, а не мечтательное содержание новой формации зависит от самого способа перехода в новое качество. Если соборный культурно-исторический организм вообще сможет пережить очередную гражданскую кому. И такой вопрос: преодоление извечного русского раскола, в частности на «белых и красных» – один из ключевых. И он в манифесте совсем не затронут.
4)
Общественный дискурс в переходный период, его смысл и стиль как формирование
внутри человека самого образа будущей эпохи – это задача государства, культуры, религии? Кто станет ведущим: политическая партия, церковь или
спонтанно возникающие сообщества, генерирующие внутри себя новые отношения?
Без ответов на эти вопросы (без самого их обсуждения) перейти к следующим двум частям – концептуальной и идеологической – будет крайне тяжело. Поэтому второй и третьей части я пока уделю меньше места, хотя они и представляются мне наиболее интересными и неоднозначными. Набросаю лишь тезисно несколько тем и вопросов, которые можно было бы обсудить в этой связи.
2.
Концепция научно-религиозного синтеза,
или что такое «целостное духовно-материалистическое понимание мира»?
Тема научно-религиозного синтеза поистине неисчерпаема, как и тема творчества и спасения, социального и личного религиозного сознания, духовной науки и т.д., и т.п. Этой теме посвящены у нас и множество статей, даже книг, и несколько больших интерактивных дискуссий. И мы вновь и вновь будем выходить на неё, как только появляется само слово «синтез» и сама идея такого
универсального синтеза.
Здесь главная проблема именно в
универсальности и общеобязательности научного метода и его результатов, не зависящих ни от религиозной, ни от национальной, ни от культурной принадлежности данной научной дисциплины; ни от личности познающего и её нравственного облика, ни от воли познаваемого. Проблема в том, что такая универсальность научного метода работает только в отношении к
мёртвой составляющей природы и перестаёт работать, когда научное познание сталкивается с
живым. Причём это касается равно как познающего, так и познаваемого субъектов. Первые сбои научного метода начинаются уже в отношении к социальным феноменам, ещё хуже обстоит дело с
живой природой, и совсем теряется адекватность такого подхода, когда в область познания входит духовная сфера. Поэтому сама идея возможности синтеза научного подхода и религиозного познания представляется ложной изначально. Их нельзя синтезировать, они взаимно друг друга дополняют, но абсолютно исключают, когда работают вместе и в отношении одного предмета.
Вторая проблема поиска такого синтеза и такой концепции в том, что
она не может не быть универсальной, как сама наука. Как только такая концепция теряет свою универсальность, она автоматически перестаёт быть наукой, и первая часть «научно-» лишается смысла в таком словосочетании, становится «сбоку бантиком».
Третья проблема: как только некая концепция претендует на научность, она не может не претендовать на универсальность и сталкивается с аналогичными системами-концепциями, которые
неизбежно появляются, когда к научной добавляется религиозная (или духовная) составляющая. Такие системы могут возникать только во множестве, как существует множество религиозных систем, не сводимых в нашем мире к единой. Все попытки создания синкретической религии потерпели и не могли не потерпеть неудачу, причиной которой является множественность религиозных, как и культурных ликов в самом Божьем Замысле, а не только в человеческой разобщённости. А так как универсальной системой, по аналогии с наукой, может быть только одна, то
вражда научно-религиозных концепций становится закономерным следствием претензии каждой из них на научность, то есть – на универсальность. Следовательно, путь к
целостному знанию нужно искать
не в научно-религиозной концепции, а в
новом отношении науки к религии и религий к науке.
Здесь я не могу удержаться, чтобы не дать ссылку на свою статью «
Богочеловеческий и человекобожеский синтез» (там есть ссылка и на интерактивную тему, где обсуждалась эта проблематика). В контексте темы о «социализме с Богочеловеческим лицом» сам вопрос Богочеловеческого и человекобожеского синтеза весьма актуален, так как социализм может быть и человекобожеским (ведь пока лишь такие его идеологические формы мы и встречали в истории).
«
В XXI веке актуален вопрос не о противостоянии науки и религии, а об их новом мировоззренческом синтезе, способном разрешить цивилизационные проблемы современности на основе возвращения к парадигме цельного знания.»
Здесь нельзя не сказать о
козыревском подходе, который и являет собою такой синтез, вернее – такой Опыт. Суть этого подхода в неустранимости в научном методе как живой личности познающего, так и свободной воли познаваемого. Из самой этой сути вытекает невозможность появления универсального научного метода в познании Живой Природы. Именно на стыке научного и религиозного методов познания такая невозможность проявляет себя, и чем плотнее этот стык – тем больше
неповторимость опыта каждой личности. Это сложнейшая тема. И ни в какой единой мировоззренческой системе она не разрешается. Путь исследователя здесь ведёт не к созданию новой системы, а к
изменению отношений внутри систем. Такие изменения отношений и рождают новые качества.
Если говорить о науке, то это изменение отношений касается в первую очередь двух качеств: нравственного облика самого исследователя и его отношения к тому, что он познаёт, как к Живому, имеющему свою свободную волю и свои жизненные интересы. Это касается и тонких материй, и космических субстанций, а не только биологических феноменов. Эти качества и создают новые методы познания, но их свести в универсальную методологию, по аналогии с научной, совершенно невозможно.
Цельное знание формируется в итоге внутри личности и в общении её с другими личностями, а не в виде универсальной мировоззренческой системы и единой методологии. В этом общении и формируются новые социальные отношения. Так что вряд ли саму концепцию научно-религиозного синтеза можно взять за основу для идеологии нового социализма. Здесь нужно искать не концепцию-систему, а
новое качество отношений, а в этом первую скрипку начинают играть «текучие субстанции», прежде всего имеющие отношение к культуре, к религиозной философии и т.п. Их объединить в единую систему и методологию невозможно, но они могут быть «искусством перевода» с языка одной системы на язык другой, а также тем качеством, что изнутри преображает сами системы и делает их открытыми к диалогу.
Наука ведь давно перестала быть той свободной сферой познания, какою была в первые века своего зарождения. Это теперь такая же жёстко-догматичная структура, как и любая религия (если не более догматичная). И это уже давно государство в государстве, со всеми своими социально-иерархическими ступенями и развитой бюрократией, мало общего имеющими с познанием Истины. Уповать на синтез одной догматической системы с другой, на синтез их институтов в создании «общественной формы осуществления любви к ближнему» – значит не учитывать самую суть бюрократической системы. Она может вместить в себя многое, кроме любви к ближнему. И уж тем более не может стать водителем и учителем на пути возрастания любви. Это голая форма, и она не может сама из себя породить духовное содержание. Это содержание должно в неё вливаться из других источников. Вопрос – из каких?
Козыревский опыт – один из таких источников для науки, но самой системой он отторгается, как и социальное или открытое христианство – церковью, к слову. И не может не отторгаться, вот в чём проблема! Причина здесь не только в косности системы, а в том, что она «сердцем чует» для себя опасность в самом таком
подходе. И в первую очередь это опасность утраты своей всемирной универсальности и общеобязательности, а значит, и своего авторитета и положения в социуме – если говорить о науке. Впрочем, у церкви причины отторжения как социальной проблематики, так и творческого духа в целом – сходные, но до универсальности науки ей очень далеко. У науки страх перед открытыми системами на порядок больше, это почти мистический ужас, несмотря на материалистическое её отношение к миру.
«
В рамках этой «квантовой аналогии» можно определить и современное отношение к марксизму. Как квантовая теория в естествознании не отменила законы классической физики (механику Ньютона), так и духовно-материалистическая концепция социализма XXI века не отменяет марксизм.»
Сам термин «духовно-материалистическая концепция» вызывает массу вопросов. Причём как «духовно-материалистическая», так и в соединении с «концепцией». В словосочетании «духовно-материалистическая» слышится «духовная наука», а это противоречие в терминах. (А почему противоречие – даю справку для любознательных читателей: см. интерактивную тему «
Духовная наука (про и контра)»). Аналогия с физикой здесь не случайна, но такие аналогии совершенно не применимы к духовной реальности и внутреннему миру человека. Т.ч. термин «духовно-материалистическая концепция» нуждается в подробнейшей расшифровке, иначе его можно наполнить взаимно исключающим содержанием, со всеми вытекающими последствиями.
А вот понятие «Богочеловеческого» раскрыто в религиозной философии и в христианском богословии, но к нему нельзя присоединить слово «концепция». «Богочеловеческая концепция» и даже «Богочеловеческая идеология» звучат монструозно. Замена же «Богочеловеческой» на «духовно-материалистическую» ради «концепции» (или «идеологии») чревата человекобожеской (и даже противобожеской) подменой изначальных смыслов, а значит, и вся концепция может наполниться таким изнаночным содержимым. Человекобожеская концепция также ведь духовно-материалистическая, но дух совсем там другой, как и другое отношение к материи.
Что же касается марксизма, то, на мой взгляд, его вообще нельзя брать за основу идейной составляющей для Образа Будущего в целом и для социализма (или коммунистического идеала) в частности. По множеству причин:
1. Марксизм с его фундаментальной установкой базиса и надстройки, тотального экономизма в понимании человеческой истории абсолютно несовместим с Богочеловеческим её пониманием. Если в марксизме базис и надстройку поменять местами, от него вообще ничего не останется.
2. Материализм марксизма несовместим с религиозным отношением в миру – в принципе, отнологически.
3. Понимание классовой борьбы как движущей силы истории несовместимо с религиозным смыслом истории, с одной стороны, и с христианским отношением к ближнему – с другой. Несовместимо в том числе и нравственно.
Главная заслуга марксизма – его критика капитализма и предсказание его конечности. Это и есть правда марксизма, а всё остальное в нём – ложь. Но на одной критике минувшей стадии Образ Будущего не создашь. Марксизм худо-бедно работает, пока есть противостояние с капиталистической формой. Но сама эта форма уже практически не существует: неолиберальная Система и её антикультура, фининтерн, транснациональные корпорации, глобальные информационнные соцсети и т.п. – уже не являются капитализмом, и Марксом эти формы не описаны и не предсказаны. Более того, эта Система вступила в непримиримые противоречия с самим классическим капитализмом, что мы наглядно видели на примере Трампа в США.
И Система совсем не брезгает левой идеологией к тому же. Всё оказалось в глобальном мире неизмеримо сложнее, чем описывал Маркс. И потому опираться на его критику капитализма не имеет уже большого смысла: мы так ничего не поймём в исторических процессах современности. Да и вместе с эрой гуманизма уходит с арены капитализм как таковой – «естественным путём», без всяких «пролетарских революций». А перед миром во всей своей инфернальной жути нависла новая угроза – глобальная неолиберальная Система, в противостоянии с которой вполне рука об руку могут оказаться буржуи и пролетарии...
Это новая реальность. И нужна новая историческая, религиозная и даже экономическая мысль для её понимания. Марксизм тут совсем не помощник, даже – наоборот: только путает всё, сводя реальность в примитивные идейные бинары, уже не работающие и ничего не объясняющие.
«
Преодоление философской нищеты марксизма через мировоззренческое обогащение коммунистической идеи глубинными духовно-гуманистическими религиозными смыслами, есть важнейшее условие обновления социалистической теории.»
На мой взгляд, о марксизме тут лучше вообще забыть. Он всё «не о том говорит»... А вот коммунистическая идея имеет источник религиозный, это правда. И не только в христианстве, к слову. Но в нём – преимущественно. Социалистическая теория может найти свои философские источники в неизмеримо большей степени, чем в марксизме, в религиозной философии. Например, в «Чтениях о Богочеловечестве» или в «Оправдании добра» Вл. Соловьёва. В философии всеединства и в философии космизма. В философии христианского персонализма Бердяева. В мистике и мифологии Даниила Андреева, включая её социальную составляющую. Вот только проблема в том, что из такой философии, мистики и поэзии нельзя соорудить концепцию, стройную систему и идеологию, а из марксизма можно. Но она будет ложной и ведущей не туда. И развилка вырисовывается здесь интересная: либо общая концепция, но ложная, либо диалог систем. На мой взгляд, в появлении такой духовной развилки – один из признаков Новой Эры, суть которой никакой марксизм предсказать не мог: эта суть находится за пределами марксистского миропонимания, она для него, не побоюсь этого слова, трансцендентна.
Возникает резонный вопрос: а так ли справедлив главный упор в построении социалистического общества на государственную идеологию или на какую-то мировоззренческую концепцию вообще? Правильный ли это фундамент? Сможет ли идеология стать настоящим локомотивом социалистических преобразований? Может быть, она всего лишь «телега», которую если вновь поставить впереди «лошади», как в опыте СССР, будет тот же и результат? А что тогда «лошадь»?.. Вот о «телеге» и «лошади» в третьей части свои назойливые вопросы позадаю автору манифеста и порассуждаю заодно о том о сём, по обыкновению.
(Только вот вопросы одни правильные задавать, как Сократ, я, увы, пока не научился в публицистическом жанре, так и тянет и какие-то ответы на них тут же выставить на витрине. Утешает немного одно: я не считаю свои ответы универсальными и общеобязательными. Я не считаю, что из них можно соорудить какую-то стройную систему-концепцию вообще. И потому мне очень интересны, и это правда, иные ответы. Собственно, в появлении их в моём сознании и вся цель моих вопросов. А свои ответы мне и так известны. Это примечание в скобках – вновь возвращение в стилю полемики, который, по словам Г. Померанца, важнее предмета полемики. Но тогда, в конце 80-х, к этим мудрым словам мыслящая аудитория не прислушалась. Вдруг сейчас прислушается? Опыт-то трёх последних десятилетий был весьма горек; может быть, он чему-то и научил всех нас? И мы не устроим очередной революции? А умение ждать и терпеть не самое последнее качество человеческой души, над ним тоже имеет смысл работать пассионарию, чтобы не наломать дров из чужих, да и своей жизни...)