Интегральной проблемой настоящей темы мне видится подмена духовного интеллектуальным. Здесь развилка.
Расшифрую немного эту мысль (т.к. боюсь, что разговор может вновь уйти в противопоставление ума и эмоций, ноэзиса и поэзиса, в защиту саморефлексии и т.п. — я не о том):
Чтобы
формальное (формалийное) описание механизмов Эрайгниса не повергло в скуку остальных участников форума, не нужно быть специалистом в соборной коммуникации, а нужно, чтобы внутри «я», исследующего «механизмы Эрайгниса», состоялась
встреча с личностью, родившей идею Эрайгниса. Это встреча с личностью, а не только с философией Хайдеггера: в «я» должно зародиться «ты», чтобы состоялось Со-бытие. Это Со-бытие (встреча, рождение «ты») и будет тем внутренним солнцем, что одухотворяет, оживляет идею (сущность). И тогда формальное исследование идеи исходит уже не из праздного любопытства «как там всё устроено», а из того несказанного внутреннего ядра, из встречи «я с ты», что и сохраняет цельность живой сущности, и не даёт ей распадаться на самодовлеющие детали. Вот это
чудо превращения «оно» в «ты» и есть Эрайгнис (в моём понимании).
Никакая философская, религиозная или художественная истина не может быть по-настоящему понята, если она объективировалась от личности, давшей миру эту истину как свой духовный опыт. Только научное познание изучает механизмы, законы, алгоритмы в отрыве от личности. В такой предельной объективации — главное отличие научной методологии от других путей познания. Отчуждение от личности позволяет создавать науке общеобязательные истины и описывать объективные механизмы, общие для всех. Но здесь заключена и главная слабость научного познания — оно ничего не может сказать о духовном и бессильно описать
живое как живое. Из живого выделяется мёртвая составляющая — и ей придаётся универсальное значение. Это касается в том числе и философских сущностей. Без встречи с живой личностью философа внутри своего «я», без превращения чужого опыта в твой, все описания «механизмов Эрайгниса» будут сродни описаниям наукой «механизмов природы». Ничего духовного и живого в этих «механизмах» не останется. Не останется и свободы.
Здесь утверждается, что главная задача философии — творить сущности. Возникает вопрос: это живые сущности или абстрактно-умозрительные? Второе никаких вопросов не оставляет: дело техники. Если же сущности живые, то встаёт следующий вопрос: человек может творить
живое? Живое отличается от мёртвого степенью свободы и способностью предвидеть будущее. Соответственно, в живом должно быть то внутреннее духовное ядро, что не принадлежит только времени, но уходит в вечность. Последнее и даёт способность живому предвидеть будущее.
Творить живой дух человек не может, но может сотворить воплощению духовной сущности в мире. Это касается любой сущности — от живых существ до философских, религиозных и художественных сущностей. Человек творит не саму сущность, но миф — плоть сущности. И в первую очередь — свой индивидуальный миф. Индивидуальный миф вплетается в мифы соборные, которые имеют духовную, мистическую, религиозную, культурную, социальную, философскую, метафизическую, нравственную и эстетическую составляющие. Таким образом, философ творит не саму сущность (если она конкретная и живая), но миф этой сущности; для философа — это философская составляющая мифа по преимуществу. Миф сущности неотделим от мифа индивидуального, участвовавшего в сотворении этой сущности в культурном мифе.
Чем больше философия пытается подражать науке во имя универсальной и объективной истинности, тем меньше такая философия может сказать о духе. Очень интересно, что внутри научного сообщества зародилась в 20-веке прямо противоположная тенденция, казалось бы, совершенно чуждая самой сущности научной методологии. Это возвращение живой личности и её неповторимого опыта в научное познание. Так, без внутренней встречи с личностью Козырева его Опыт, названный «Теорией Времени», совершенно не переводим на язык объективных алгоритмов. Любой формальный подход к опытам Козырева обречён на неудачу. Для критиков неповторимость опытов Козырева и есть главный показатель их лженаучности. Полярный подход.
Для философии, как и для искусства, неповторимость и невозможность воспроизвести опыт того или иного мыслителя или художника при помощи формальных алгоритмов — это показатель, наоборот, качественности (истинности) опыта. Парадокс в том, что неповторимый личный опыт становится общим, когда в духе происходит встреча «я с ты». Эта встреча, на мой взгляд, и есть Со-бытие. По Хайдеггеру — Эрайгнис. Без такой встречи все описания «механизмов Эрайгниса», оторванные от живой личности Хайдеггера, будут мертвы. Они не о том. И ничего не дадут духовному опыту самого «исследователя механизмов», но только создадут в нём иллюзию интеллектуальной деятельности.
Научность, на мой взгляд, это самая коварная ловушка для философии гуманистического этапа — поддавшись соблазну объективации и наукообразия, философия теряет свою живую сущность, своё призвание в мире. Это
омертвение сущностей я и называю подменой духовного интеллектуальным. Речь не идёт ни о противопоставлении чувства и разума, ни иррацио и рацио, но только о безусловном приоритете целостного и живого.
Так как раздел посвящён
философскому синтезу, ещё одно соображение позволю себе здесь (тема о «механизмах Эрайгниса» является как раз иллюстрацией разного понимания синтеза). Для простоты картины за пример возьмём гипотезу о возможности синтеза материализма и идеализма. Материализм целиком принадлежит гуманистическому мифу об объективной реальности и отражающем её научном мировоззрении. Поэтому материализм, наверное, это единственное из философских течений, что может быть признано дисциплиной (школой), по аналогии с научными дисциплинами, без особого ущерба для материалистической картины мира.
С идеализмом уже всё намного сложнее: как школа — это лишь дань классификации, сама же философия идеализма состоит из уникальных философских ликов, объединить которые в одну систему без серьёзного ущерба для духовного содержания каждого философа, по-моему, невозможно. Синтезировать же систему материализма (научную дисциплину) с живыми философскими ликами (условный идеализм) — это бессмыслица. Систему можно синтезировать только с системой. Идеализм же не является таковой. И никакие алгоритмы тут не спасут — сама постановка задачи абсурдна. Весь синтез останется в рамках классификации и будет происходить как расстановка фигурок на полочках. Если материализм будет оставаться собою, не больше ли он даст полноте философского познания мира, чем в гипотетическом синтезе с идеализмом?
Синтез живых философских ликов осуществляется только внутри воспринявшего их через встречу конкретного «я» с конкретным «ты». Такой синтез-встреча отражается на духовном опыте каждого участника встречи. И тем самым вносит свой неповторимый индивидуальный миф в миф соборно-культурный. Это совершенно другой путь синтеза. Именно такого синтеза — встречи живого с живым — и может быть предпосылкой Эрайгнис (возвращаемся к заглавной идее темы) — как Со-бытие: возгорание «ты в я» и «я в ты».
Сама же
живая сущность Эрайгниса, сотворённая Хайдеггером как философский миф, неотделима от индивидуального мифа личности Хайдеггера и несёт на себе её неповторимые черты. Отделить «механизмы Эрайгниса» от личности Хайдеггера и заняться формальным описанием этих «объективных механизмов» в отрыве от индивидуального мифа — и есть подменить духовное интеллектуальным, умертвить живую сущность, разложив её плоть на отдельные органы. Разложить можно, даже сохранить в
формалине, что даст, наверное, пищу уму, но одной живой сущностью в одной конкретной человеческой личности (производящей эту операцию) станет меньше. Меньше станет этой сущности и в тех, кто поверил в такой способ познания живого «как там всё устроено». Прибыль для различных классификаций и интеллектуальных техник это занятие может и несёт, но для философии
такой синтез несёт убыль жизни: разобранное на части собрать обратно можно только в мёртвый механизм. Механизм — тоже синтез, конечно. Но ради него убивать живое? Подмена духовного интеллектуальным и есть подмена организма механизмом.
Мои рассуждения не являются профессиональными. Это всего лишь взгляд любителя (я люблю философию, но она не стала моей профессией). Сожалею, если эти рассуждения для профессионалов неинтересны. Каждому своё. Но иногда полезно, мне кажется, услышать и взгляд не из профессионального круга (другой ракурс всё-таки).